Сабақтың мақсаты Цель урока: Содействие раскрытию содержания общечеловеческой ценности Истина через духовное наследие народа – источника мудрости. Сабақтың міндеттері Задачи урока: Расширить представление о честности. Развитие умения отличать хорошие поступки от плохих, быть честным с самим собой. Воспитание стремления использовать свободное время для духовного роста. | Ресурстар: (материалдар, көздері) Ресурсы (материалы, источники): Учебник «Самопознание 5 класс» Карабутова А.А., Калиева Г.И. Е.М. Лосева, Т.В. Рудькова - Алматы ННПООЦ «Бөбек», 2017 стр.123 - 131. Музыкальное сопровождение: позитивная музыка «Одинокий пастух» Видео: «Чокан Валиханов» Песня «Страна знаний» Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок Исполняет Катя Багринец |
Сабақтың барысы Ход урока: Оң қатынасы. Позитивный настрой. Концентрация на дыхании. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно). Что вы представили, когда слушали музыку? Способствовала ли музыка изменению вашего внутреннего настроения? Всё зависит от того, с чего начнёшь день, так он и пройдёт. В каждом моменте должно быть позитивное. Если вы настроены – это значит, день хорошо задался! Тема нашего урока: Духовное наследие народа – источник мудрости. - Что такое наследие? Насле́дие — явления культуры и быта людей, оставшиеся от прежних времен. | Ескерту Примечания |
Оң (цитата) пікір. Позитивное высказывание (цитата). Для нормального роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знание. Чокан Валиханов 1. Почему по мнению Чокана Валиханова для роста и развития нужны знания и свобода? 2. Что необходимо делать человеку в таком случае? Справка: Чока́н Чинги́сович Валиха́нов (каз. Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, настоящее имя — Мухамме́д-Хана́фия (каз. Мұхаммед Қанафия); ноябрь 1835, орда-зимовка Кунтимес, Аман-Карагайский внешний округ, Омской области, Российская империя — 10 апреля 1865, урочище Кочен-Тоган, Семиречье) — учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской императорской армии, разведчик. Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Прозвище «Чокан» он получил в детстве. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним. Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского внешнего округа (ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном Аман-Карагайского внешнего округа Омской области с 1834 года. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842—1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. 8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получив чин корнета. После окончания работал адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран. В 1855 году, вместе с Гасфордом и в одиночку, по поручению губернатора и по собственной инициативе, он совершил ряд поездок в отдалённые края страны, в Семиречье и Кокандское ханство, и подробно описал каждую из своих поездок. В начале 1856 года, после 2-х лет службы адъютантом, благодаря ходатайству Г. Х. Гасфорда, Валиханову был досрочно присвоен чин поручика. Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути, сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В начале 1860 года по вызову Военного министра Н. О. Сухозанета исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен, как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и по личному распоряжению императора Александра II был награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра. Штабс-ротмистр Валиханов остался в столице для продолжения службы: сначала в Генеральном штабе, где составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана, а с конца мая 1860 года, по ходатайству министра иностранных дел — князя Александра Михайловича Горчакова, он высочайшим повелением был определён ещё и в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. | |
Топтық ән. Групповое пение. «Страна знаний» Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок Исполняет Катя Багринец 1. Двери открывает перед нами Знания и мудрости страна. Яркими, прекраснейшими снами Станет нам на десять лет она. Припев: Страна великая, страна волшебная, Чудес неведомых огромная страна, К вершинам мудрости укажет путь она. | 2. Опыты, открытия, решенья, Строгих доказательств длинный строй, Маленькие школьные свершенья Будут приходить к нам чередой. Припев. 3. В будущем и в прошлом побываем, Точность подтверждений соберём, Все на свете тайны мы узнаем, Мудрые ответы здесь найдём. Припев. | Учебник стр. 131 |