kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого занятия по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях»

МДК 01.01. Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))

структурное подразделение среднего профессионального образования

«Омский техникум железнодорожного транспорта»

(СП СПО ОТЖТ)





СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Методист

СП СПО ОТЖТ

Заместитель руководителя по учебной работе

_________________________

_______________С.А. Писаренко

«___»______________ 201__ г.

«___»________________ 201__ г.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях»

МДК 01.01. Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики







РЕКОМЕНДОВАНО

РАЗРАБОТАЛ

ПЦК специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном)

Преподаватель Джусупова А.Г.


_________________С.В. Некрасова


Протокол № _______


«___»______________ 2016 г.









2016

Пояснительная записка


Методическая разработка предусматривает организацию, проведение открытого занятия по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях», междисциплинарного курса МДК 01.01. Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики.

При разработке указаний по проведению открытого занятия учитывалось время, выделенное на проведение занятия согласно учебному плану, учитывался профиль подготовки обучающихся и междисциплинарные связи с другими дисциплинами.

В ходе проведения открытого занятия обучающийся закрепляет полученные ранее знания и навыки по нескольким дисциплинам , а также приобретает новые знания по теме «Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях».

В работе рассмотрены современные педагогические и технические требования к построению занятия с использованием активных и интерактивных приемов.

В работе опыт применения различных методик: словесный (лекция), объяснительно-иллюстративный (слайд-презентация), продуктивный, репродуктивный, активный с элементами интерактивного.

В работе использован современный материал по использованию информационных технологий в образовании.


В результате проведения открытого занятия обучающийсдолжен:

знать

  • Основные элементы и их назначение сортировочных горок;

  • Технологию работ производимых на сортировочных горках;


уметь

  • ориентироваться в схематичном плане сортировочной станции.



















Учебно-методический план открытого занятия


Дата: ______10.02.2017__

Группа: ______АТМ - 145_____

Специальность: 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном)

Междисциплинарный курс: МДК 01.01. Теоретические основы построения и эксплуатации станционных систем железнодорожной автоматики.

Преподаватель: Джусупова А.Г

Тема: Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях

Цели:

Обучающие цели:

ознакомление с технологией работ по переработке вагонов на сортировочной станции, изучение основных ее элементов, рассмотрение схематичного плана сортировочной станции.

Развивающие цели:

развитие профессиональных интересов, логики, аналитических способностей; формированию познавательного интереса и практического представление о деятельности предприятия.

Воспитательные цели:

формирование деловых качеств личности будущего специалиста: ответственности, точности, усидчивости.

Вид занятия: комбинированное занятие

Тип занятия: комбинированное занятие, форма – занятие теоретического обучения с активными и интерактивными элементами

Метод проведения: репродуктивный, активный

Комплексное методическое оснащение занятия:

методическая разработка урока, WEB-презентация, календарно-тематический план, рабочая программа, контрольно-оценочные средства (вопросы викторины), карточки с заданиями.

Учебно-материальное оснащение занятия:

компьтер, мультимедийное оборудование.











Ход занятия

1. Вводная часть, мотивация учебной деятельности

- организационный момент – приветствие обучающихся

- постановка цели занятия

- организация деятельности обучающихся по установке тематики занятия

- создание условий для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебный процесс

2. Актуализация знаний

- актуализировать знания об технологических процессах переработки вагонов на сортировочных станциях

- организовать работу по изучению нового материала и повторению нового (обучающиеся делятся на несколько подгрупп,, в зависимости от количества человек)

3. Повторение пройденного материала

На данном этапе обучающиеся демонстрируют подготовленные презентации, кроссворды (на выбор) по теме, пройденной ранее («Элементы строения сортировочной горки»).

Презентации — наиболее простой и доступный метод активного обучения для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими обучающимися по теме.

Задание предлагалось выполнить как индивидуально, так и в команде из двух человек. По ходу представления выполненной презентации, студенты раскрывают основные тезисы и главные аспекты пройденных тем, тем самым, повторяя и закрепляя изученный материал. Совместное обсуждение, так же, способствует, более тщательному усвоению материала.

На данный этап занятия отводится 20минут.


4. Изучение нового материала (Приложение Б)

Лекция-беседа

На данном этапе используется подготовленная преподавателем WEB-презентации по теме, каждый слайд которой необходимо последовательно разобрать с обучающимися. Обучающиеся в свою очередь, по ходу объяснений преподавателя, составляют опорный конспект.

Принципы: доступности, активности, сознательности.

Метод – словесный (лекция), объяснительно-иллюстративный (слайд-презентация).

Деятельность преподавателя: излагает новый материал в сопровождении WEB-презентации, консультирует обучающихся по возникающим вопросам в ходе лекции.

Деятельность студентов: воспринимают новый материал, знакомятся с информацией презентации, конспектируют, задают вопросы.

План лекции:

4.1 Основные элементы сортировочной горки

4.2 Технология работы сортировочной станции



5 Закрепление нового материала.

На данном этапе обучающимся предлагается провести викторину: обучающиеся делятся на две команды и готовят задания для команд-соперниц по новому материалу, задания могут быть в виде тестов, кроссвордов или блиц – опроса по выбору обучающихся )

Проведение игр, викторин, «мозгового штурма» является одним из активных методов обучения. Викторина – это способ активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной деятельности в процессе овладения новым материалом. В основе данной активной деятельности лежит диалог как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь. Такие методы направлены на привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, вызывает личностный интерес.


6. Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.

Дидактическая задача этапа – анализ деятельности студентов на занятии; анализ достижения поставленных целей.

Принципы: активности, сознательности.

Метод: словесный (беседа).

Деятельность преподавателя: анализирует работу обучающихся, выставляет оценки и подводит итоги занятия.

Деятельность обучающихся: занимаются самоанализом своей работы.


Литература: 1. Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: учебник: в 2 ч. / А. В. Горелик, Д.В. Шалягин, Ю.Г. Боровков, В.Е. Митрохин и др.; под ред. А. В. Горелика.— М. : ФГБОУ « Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» , 2012. http://biblioclub.ru/ index.php?page=book_view&book_id=226841 (Ч.1)















Приложение А

3.Повторение пройденного материала

1. Дать определение понятию «Сортировочная станция»

Ответ: Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

2. Описать процесс расформирования составов на сортировочных горках

Ответ:

  • Надвиг состава на горку, расцеп его на маршрутные группы – отцепы.

  • Управление маршрутами скатывания отцепов путем перевода стрелок.

  • Регулирование скорости движения отцепов путем торможения их на замедлителях тормозных позиций с целью обеспечения необходимых интервалов между скатывающимися отцепами и соединения их на путях сортировочного парка с допустимой скоростью.

3. Приведите основные признаки классификации сортировочных горок

Ответ:

    1. По значению в общей работе сети железных дорог:

    2. По типу:

    3. В зависимости от числа сортировочных комплектов:

    4. По взаимному расположению основных парков:

4. приведите классификацию сортировочных горок по назначению в общей сети железных дорог

Ответ: Ответ: сетевого значения (основные или опорные); районные и вспомогательные.

5. Какие сортировочные станции относятся к станциям сетевого назначения?

Ответ: относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками

6. Какие сортировочные станции относятся к районным станциям?

Ответ: Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки

7. приведите классификацию сортировочных горок по типу

Ответ:

1)горочные станции, оборудуемых сортировочными горками большой, средней или малой мощности;

2)безгорочные, на которых устраиваются вытяжные пути;

3)расположенные на сплошном уклоне.


8. Сколько вагонов перерабатывает сортировочная горка большой мощности?

Ответ: горка большой мощности перерабатывает от 3500 до 5500 ваг/сут

9. Сколько вагонов перерабатывает сортировочная горка средней мощности?

Ответ: от 1500 до 3500 ваг/сут

10. Сколько вагонов перерабатывает сортировочная горка малой мощности мощности?

Ответ: от 250 до 1500 ваг/сут

11. Кто осуществляет оперативное управление эксплуатационной работой сортировочной станцией при выполнении технологических процессов?

Ответ : Маневровый диспетчер (ДСЦ)

12. Кто координирует работу сортировочных систем на двухсторонних станциях?

Ответ: станционный диспетчер (ДСЦС).































Приложение Б

4 Лекционный материал

«Технология работ по переработке вагонов на сортировочных станциях»


4.1. Основные элементы сортировочной горки


Главное назначение сортировочной станции состоит в приеме поездов, подлежащих расформированию, расформировании составов путем расцепления их на группы вагонов и направлении каждой на определенные пути, на которых составляются поезда новых назначений с последующей отправкой их по маршруту.

Сортировочные горки играю важную роль в ускорении доставки грузов клиентам, сокращении простоев вагонов, обеспеченении их сохранности. Поэтому в современных условиях, когда на первое место выходят качественные показатели работы железнодорожного транспорта, роль СГ не только не снизилась, но и более возросла, несмотря на заметное уменьшение объемов работы. От того, насколько эффективно функционируют механизированные и автоматизированные сортировочные горочные комплексы, зависят итоги работы всей сети РЖД.

Сортировочные станции подразделяются на односторонние и двухсторонние и включают три парка: парк приема или прибытия (ПП), сортировочный парк (СП), парк отправления (ПО). Между парком приема и сортировочным располагаются пути надвига и спускная часть горки.

Основными элементами СГ является надвижная часть, перевальная (горб), спускная часть и подгорочный парк.


  • Надвижная часть горки предназначена для перемещения вагонов к вершине горки из парка приема и подготовки их к свободному скатыванию. Здесь размещены пути надвига длиной200-600 м и часть путей парка приема примыкающая к горке. Надвижная часть обеспечивает трогание с места тяжелого состава одним горочным локомотивом. При роспуске отцепов с горки, непосредственно перед толчком состава, для придания кинетической энергии отцепу и дальнейшего его скатывания с горки, расцепщик производит разъединение отцепа от распускаемого состава по сортировочному листу и маршрутному указателю числа вагонов в отцепе. Пост электрической централизации служит для размещения аппаратуры ГАЦ и оперативного управления процессом роспуска отцепов.

  • Горб горки представляет собой элемент, на котором происходит сопряжение с помощью вертикальных кривых противоуклона надвижной части и скоростного уклона спускной части. Основной функцией перевальной части является обеспечение плавного перехода вагона на спускную часть таким образом, чтобы не допускать при этом саморасцепа вагонов в отцепе.

  • Спускная часть горки служит для отрыва вагонов от состава и их быстрого перемещения с безопасными интервалами. При этом скорость въезда отцепов на тормозные позиции не должна превышать допустимую ( Lр, расположенный между вершиной и расчетной точкой, находящейся на сортировочном пути на удалении lрт от предельного столбика за самой удаленной от вершины горки разделительной стрелкой. Это расстояние колеблется в пределах 50-100 м, но не менее 12 м.

  • На спусконой части горки располагают тормозные позиции, на которых осуществляют торможение скатывающихся отцепов. Чтобы спускная часть горки выполняла свои функции, ей придается определенный профиль. Первой тормозной зоной свободного движения считается зона до первой тормозной позиции. Назначение этой зоны состоит в формировании пространственного интервала между отцепами. Назначение второй зоны состоит в обеспечении требуемых интервалов между отцепами на всем протяжении оставшейся спускной части горки.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Джусупова Аягоз Гомаровна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434346

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства