kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему «Разминка на уроках ритмики и хореографии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место и роль разминки на уроках хореографии. 

Физеологические характеристики разминки; понятие "двигательная активность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему «Разминка на уроках ритмики и хореографии»»

Методическая разработка на тему «Разминка на уроках ритмики и хореографии».

Автор: педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №23
Шестакова Галина Викторовна.

План:

1. Место и роль разминки на уроках ритмики и хореографии

2. Физиологические характеристики разминки; понятие «двигательная активность»

3. Методические характеристики ритмической разминки на уроках ритмики и хореографии с учетом возрастных и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста

(виды разминок; структура разминки; требования к составлению комплекса; требования к проведению разминки; контроль за физической нагрузкой)


1. Место и роль разминки на уроках ритмики и хореографии

Младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 6 – 7 до 9 – 10 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому двигательная активность особенно важна в этот возрастной период.

С началом организованного обучения возникает диссонанс между интенсивной нервно – психической деятельностью и недостаточной двигательной активностью детей, что актуализирует необходимость совершенствования системы физического воспитания школьников.

В связи с этим, обязательным считается включение в учебный план школы уроков ритмики, призванных повысить физическую работоспособность, гибкость и координационные способности детей, воспитывать культуру движений, особенно у мальчиков, большинство из которых в старших классах школы (из – за отсутствия специальных занятий) не умеют красиво двигаться, скованы и часто неуклюжи. Потенциал уроков ритмики также способствует развитию моторной памяти ребенка, расширяет диапазон его двигательных возможностей.

На уроке ритмики разминка занимает одно из ведущих мест. Она обеспечивает как эмоциональный психологический настрой на работу, так и физически подготавливает детей к основной части урока. Синхронность выполнения движений при разминке побуждает детей к совместной работе. Разминка как бы предвосхищает ход урока, обеспечивая его эмоциональный фон, работоспособность детей в течение всего занятия. Очень часто в разминке используются танцевальные движения, необходимые в основной части урока. Главное же предназначение разминки состоит в предупреждении травматизма, так как неподготовленность организма к работе очень часто приводит к нежелательным травмам. Многих растяжений, разрывов связок, вывихов и переломов можно избежать, если каждый преподаватель ритмики будет осознавать всю важность разминки как компонента учебного занятия.


2. Физиологическая характеристика разминки

и её функциональная роль в логике учебного занятия

Занимаясь с детьми различными видами движения, педагог должен все время осознавать ответственность за жизнь и здоровье детей.

Поскольку многие двигательные упражнения являются достаточно нагрузочными для детей, необходимо постоянно осуществлять контроль за допустимой нагрузкой для каждого ребёнка.

При физиологической систематизации мышечной работы в качестве классификационных признаков выделяют: объем активной мышечной массы, тип мышечных сокращений, силу и мощность сокращений мышц, энерготраты.

/ В зависимости от объема работающих мышц выделяют локальные нагрузки, при которых активизируется менее 1/3 всей мышечной массы тела, регионарные, когда сокращается от 1/3 до 2/3 всей мышечной массы, и глобальные, в осуществлении которых задействовано более 2/3 всей мышечной массы тела. При занятиях физической культурой и спортом большее число нагрузок относится к глобальным.

В соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение заданной работы, выделяют статические и динамические напряжения.

По показателям энерготрат работу обычно подразделяют на легкую, умеренную, тяжелую и очень тяжелую.

По мощности, развиваемой человеком во время выполнения различных видов упражнений, выделяют работу максимальной мощности (предельное время такой работы 20 – 30 с), субмаксимальной мощности (от 20 – 30 с до 3 – 5 мин), большой мощности (от 3 – 5 мин до 30 – 40 мин) и относительно умеренной мощности (больше 30 – 40 мин). Эти зоны мощности являются общими для всех циклических движений.

В зависимости от характера изменений структуры движений во времени все их виды делят на циклические и ациклические. Для циклической работы характерно многократное повторение стереотипных движений при относительно постоянной силе и скорости сокращения. При ациклических упражнениях постоянно меняется не только характер двигательной активности, но и мощность выполняемой работы.

Разминка сочетает в себе циклические и ациклические виды упражнений. Исходя из этого разминка характеризуется локальными нагрузками, сочетанием статических и динамических напряжений, умеренной работой мышц и относительно умеренной, переходящей в большую, мощностью./


Физиологические эффекты разминки разнообразны. Она повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышается температура тела и , особенно, работающих мышц, благодаря чему увеличивается активность ферментов и , следовательно, скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, возбудимость и лабильность мышц, повышается скорость их сокращения. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движе­ния приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уров­ня координации движений он достигает, тем успешнее идет про­цесс его психического развития. Двигательная активность ребен­ка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего орга­низма восстановление израсходованной энергии идет со значи­тельным превышением, т. е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы — это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще боль­ших по объему и интенсивности нагрузок.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развити­ем речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество дви­жений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Оно и определяет уровень двигательной активности ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различ­ных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной сис­темы и др.), а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет— период активного совершенствова­ния мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подверга­ются деформации.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность актив­ного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и ги­гиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зре­ния, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкульт­минутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут).

Таким образом, разминка усиливает работу систем, обеспечивающих движение кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода в кровь, минутный объем кровообращения, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях

Определяя функциональную роль разминки в плане учебного занятия, отметим, что разминка бывает общей и специальной. Общая разминка состоит из упражнений, способных повысить возбудимость центральной нервной системы, температуру тела, активизировать систему транспорта кислорода. Специальная часть разминки по своей структуре должна быть как можно ближе к характеру предстоящей деятельности.

На уроках ритмики и хореографии обычно проводится общая разминка.

/Так как разминка строиться по принципу постепенного увеличения нагрузки, то можно говорить о врабатывании. Врабатыванием называется постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения упражнений. В это время происходит перестройка нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный режим деятельности и улучшение координации движений.

Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5 – 6 с. В то же время расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60 – 90 с, а частота сердечных сокращений, систолический объем и минутный объем кровообращения достигают максимальных величин только через 1,5 – 2 мин. Даже при работе максимальной аэробной мощности требуемый уровень потребления кислорода достигается лишь через 2 – 3 мин.

В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется, в основном, в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При не тяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается еще во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга.

Именно эта особенность организма человека делает разминку важным звеном в целенаправленных физических нагрузках.

После окончания периода врабатывания (разминки) возникает устойчивое состояние, на протяжении которого работоспособность и показатели физиологических функций, обеспечивающих транспорт кислорода, меняются незначительно, что позволяет приступить к основной работе./

Занимаясь с детьми ритмическими движениями, в том числе разминкой, педагог все время должен осознавать ответственность за жизнь и здоровье детей.

Поскольку многие упражнения являются достаточно нагрузочными для детей, необходимо постоянно осуществлять контроль за допустимой нагрузкой для каждого ребенка. Важно проявлять внимание к детям, никогда не заставлять ребенка выполнять упражнения, если он не хочет. Отказ может быть вызван недомоганием, ушибами, о которых педагог не знает.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методическая разработка на тему «Разминка на уроках ритмики и хореографии»

Автор: Шестакова Галина Викторовна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства