Используемые технологии: игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование)
Характеристика учебной группы:
В группе № 176 обучаются 17 учащихся, из них 8 - из полных семей, 8 - из неполных семей, 1 - многодетная семья.
Психологическая обстановка в группе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива составляет примерно 80%.
Уровень учебной мотивации средний, 1 учащаяся обучается на отлично, 4 учащихся обучаются на хорошо и отлично, 2 учащихся имею одну удовлетворительную оценку, остальные учащиеся обучаются на удовлетворительно.
Учащиеся проявляют активную деятельность на уроках, большая часть группы работает.
Во время проведения урока микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.
Программа: Рабочая учебная программа по дисциплине: «Экономика», разработчик: Казакова Н.Р.
Учебник: О.Н. Терещенко Основы экономики М.: Академия, 2012,
Л.Н.Череданова Экономика отрасли и предприятия М.: Академия, 2012
разделы: «Фискальная политика», «Банковская система», «Финансы», количество часов в неделю - 2 ч., в год – 94 ч.
Оборудование и материалы:
- игровые денежные знаки;
- лицевых счетов участников
- молоток
- отбойник
- карточки аукциониста от 1 до 3
- карточки задания
Межпредметные связи: МДК, «Финансы, денежное обращение и кредит», учебная практика
Деловая игра направлена на: - вовлечение учащихся в удивительный мир экономики; - раскрепощение учащихся, создание условий для возможности проявить себя каждому ребёнку; - целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся; - развитие интереса к учебной деятельности; - развитие таких качеств как коллективность, творчество, коммуникабельность, ответственность, инициативность и активность. При организации деловой игры на уроках экономики необходимо придерживаться следующих положений: - правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными; - формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся; - действует принцип «играют все»; - учёт результатов игры должен быть открытым; - игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.
Сценарий урока
УРОК-АУКЦИОН
Тема: «Налоговая, банковская и финансовая сфера деятельности в экономике»
Цели урока:
образовательные:
- активизировать учащихся в изучении экономических понятий и явлений, связанных с рыночными отношениями;
- создать условия для воспитания экономически грамотных, инициативных и предприимчивых, уверенных в себе и в своих возможностях молодых людей;
- внедрить интерактивные методы обучения.
развивающие:
- развивать экономическое мышление;
- способность осмысливать информацию по экономике;
- применять полученные знания в конкретных ситуациях
воспитательные:
- воспитывать познавательной активности и интереса к экономике;
- создавать условия для формирования социально-ориентированной и значимой для
общества личности;
- воспитывать ответственность за принимаемые экономические решения;
- воспитывать уважение к труду и предпринимательской деятельности.
Ход урока:
Предварительная работа: на начало игры готовиться компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов содержащих вопросы и ответы на задания первого, второго и третьего тура, группа заранее была разделена на 3 команды согласно списочному составу, каждая команда занимает свой игровой стол.
Преподаватель:
Организационный момент: отметить присутствующих учащихся.
Объявить тему урока.
Прежде чем мы приступим к игре ответе на вопрос. Какие темы по экономике вы
запомнили?
Обучающиеся:
Учащиеся называли самые разнообразные темы: что такое экономика, деньги, спрос, предложение, налоги, банки, собственность, приватизация, рынок, мировая экономика.
Преподаватель:
Перед началом игры объяснить правила игры:
Команды перед началом аукциона получают в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита по 10% годовых в размере 5000 рублей до конца аукциона.
В виде лотов продаваемых на аукционе предлагаются вопросы.
Стартовая цена каждого лота – 100 рублей.
Торговый (аукционный) шаг - 50 рублей.
Право на ответ может купить любая команда, заплатившая наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
Если команда купившая лот неправильно ответила на вопрос, то она платит штраф в размере 100 рублей, а лот снимается с торгов.
Торги состоятся из трех туров:
1 – открытый лот – аукционист задает конкретный вопрос
2 – полузакрытый лот – в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний, формулировку вопроса команды узнают только после покупки данного лота
3 – закрытый лот – команды покупают лот не зная какой вопрос прозвучит и из какой области экономических знаний.
Всем командам выдается лицевой счет, в котором команды будут записывать свои доходы и расходы, деньги, карточки аукциониста по номерам команд.
Преподаватель: У участников есть вопросы?
Обучающиеся:вопросов нет.
Преподаватель: Если у участников нет вопросов, мы начинаем!
I тур (знание определений)
Преподаватель (аукционист) объявляет первый тур. Он заключается в том, что дается определенное понятие по экономике, а учащиеся должны ответить на него. На экране появляется вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает первый лот: Что такое деньги? – 500 р.
Обучающиеся: проявляют активную деятельность. Первая команда сразу называют максимальную сумму. Отвечает правильно на вопрос и зарабатывает деньги.
На экране высвечивается второй вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос (слайд 1).
Преподаватель озвучивает второй лот: Что такое налог? – 500 р.
Обучающиеся: проявляют активную деятельность, долго не обсуждая вопрос, и снова первая команда сразу называют максимальную сумму. Отвечает правильно на вопрос и зарабатывает деньги.
На экране высвечивается третий вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает третий лот: Что такое банкротство? – 1000 р.
Обучающиеся: начинают торговаться, каждая команда увеличивает стоимость вопроса на 100 рублей. Третья команда правильно отвечает на вопрос и зарабатывает деньги.
На экране высвечивается третий вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает четвертый лот: Что такое конкуренция? – 1000 р.
Обучающиеся: начинают торговаться, каждая команда увеличивает стоимость вопроса на 50 рублей. Первая команда правильно отвечает на вопрос и зарабатывает деньги.
На экране высвечивается пятый вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает пятый лот: Что такое эмиссия? – 1100 р.
Обучающиеся: Вторая команда сразу называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
На экране высвечивается шестой вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает шестой лот: Что такое бартер? - 1100
Обучающиеся: Первая команда сразу называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
На экране высвечивается седьмой вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает седьмой лот: Что такое потребность? – 1200 р.
Обучающиеся: Третья команда называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
На экране высвечивается восьмой вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает восьмой лот: Назовите виды предприятий? – 1200 р.
Обучающиеся: Первая команда называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
На экране высвечивается девятый вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает девятый лот: Основной источник дохода для
населения? – 1300 р.
Обучающиеся: Первая команда называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
На экране высвечивается десятый, последний вопрос первого тура и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает десятый лот: Что такое безработица? – 1300 р.
Обучающиеся: Первая команда называет максимальную сумму и правильно отвечает на вопрос, зарабатывая деньги.
Преподаватель: Первый тур нашего аукциона показал, что вы очень хорошо владеете терминами и определениями. Ну а насколько вы понимаете данные определения мы определим во втором туре.
II тур (знание понятий из банковской области экономики)
Преподаватель (аукционист) объявляет второй тур. Он заключается в том, что на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний, формулировку вопроса команды узнают только после покупки данного лота.
На экране высвечивается первый лот, область знаний, по которой будет задан вопрос и максимальная сумма, которую можно получить за вопрос.
Преподаватель озвучивает область знаний: Финансовый бизнес. Стоимость вопроса 1500 р.
Обучающиеся начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Первая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Как называются ценные бумаги и денежные депозиты, помещенные для хранения в банк?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает область знаний: Финансовая деятельность. Стоимость вопроса 1500 р.
Обучающиеся:начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Вторая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Как называется финансовая помощь в виде денежного пособия, предоставляемая государством какому-либо предприятию, фирме?
Обучающиеся озвучивают неправильный ответ, и получает штраф в размере стоимости вопроса.
Преподаватель озвучивает область знаний: Международные экономические отношения. Стоимость вопроса - 1500 р.
Обучающиеся:начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Третья команда называет самую высокую стоимость.
Преподаватель озвучивает вопрос: Как называется ввоз товаров и услуг из-за
границы?
Обучающиесяправильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает область знаний: Ценообразование. Стоимость вопроса 1700 р.
Обучающиеся: начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Первая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: От чего зависит цена товара на рынке?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает область знаний: Финансовая деятельность. Стоимость вопроса 1700 р.
Обучающиеся: начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Третья команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Что такое кредит?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель: Второй тур показал, что вы не только владеете экономическими понятиями и определениями, но и можете их использовать и применять в жизненных ситуациях связанных с вашей профессиональной деятельностью. Переходим к третьему туру.
III тур (знание понятий областей экономики)
Преподаватель (аукционист) объявляет третий тур. Он заключается в том, что на продажу выставляется закрытый вопрос, формулировку вопроса команды узнают только после покупки данного лота. На экране высвечивается знак вопроса, и максимальная сумма вопроса.
Преподаватель озвучивает стоимость вопроса – 2500 р.
Обучающиеся:начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Третья команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Как называется рост цен, обусловленный чрезмерным увеличением количества денег в обращении по сравнению с реальным количеством товаров?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает стоимость вопроса – 2500 р.
Обучающиеся: начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Первая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на деньгах и ценных бумагах?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает стоимость вопроса – 3000 р.
Учащиеся: начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Вторая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Назовите не менее десяти валютных единиц иностранных государств?
Обучающиеся правильно озвучивают ответ и получают заработанные деньги.
Преподаватель озвучивает стоимость вопроса – 3000 р.
Обучающиеся:начинают активно торговаться, начинают со 100 р. Каждая из команд увеличивает сумму лота. Первая команда называет самую высокую стоимость.
Преподавательозвучивает вопрос: Назовите основной институт международной финансовой системы?
Обучающиеся не правильно отвечают на вопрос и получают штраф в размере стоимости вопроса.
Преподаватель: Все туры показали, что владеете экономическими знаниями в
различных областях экономики.
В заключении игры прошу всех участников определить сумму наличных денег
(остаток на лицевом счете). Затем участники вычисляют сумму подоходного налога, который составляет 13% и вычитают ее из общей суммы дохода. Кроме того участники должны вернуть в банк взятый кредит, уплатить проценты за кредит. После проведения всех расчетов объявляется победитель, на счету которого осталась наибольшая сумма денег.
Преподаватель: закончился наш урок-игра, давайте с вами сделаем выводы: где в практической, бытовой жизни вы используете знания, полученные по экономике на наших уроках?
Обучающиеся дают ответы:
- при ведении домашнего хозяйства
- при ведении экономической деятельности на фондовой бирже
- при обслуживании государственных учреждениях
- при обслуживании в банках
- при трудоустройстве на предприятия
Преподаватель: Все эти знания помогут вам быть успешными в жизни!
Приложение
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ УЧАСТНИКА АУКЦИОНА
№ п/п
Приход (руб.)
Расход (руб.)
Остаток (руб.)
1
5000 (кредит)
5000
2
-
350 (сумма, уплаченная в ходе торгов за приобретение лота)
5000-350=4650
3
1500 (вознаграждение за правильный ответ)
4650+1500=6150
И т.д.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ТОРГОВ
1
2
3
МУЛЯЖИ БАНКНОТ
ВОПРОСЫ:
ТУР ПЕРВЫЙ
(открытый лот)
№ п/п
Вопрос
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.
1.
Что такое деньги?
500
2.
Что такое налог?
500
3.
Что такое банкротство?
1000
4.
Что такое конкуренция?
1000
5.
Что такое эмиссия?
1100
6.
Что такое бартер?
1100
7.
Что такое потребность?
1200
8.
Назовите виды предприятий?
1200
9.
Основной источник дохода для населения?
1300
10.
Что такое безработица?
1300
ТУР ВТОРОЙ
(полуоткрытый лот)
№ п/п
Вопрос
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.
1.
Финансовый бизнес
Вопрос: Как называются ценные бумаги и денежные депозиты, помещенные для хранения в банк?
1500
2.
Финансовая деятельность
Вопрос: Как называется финансовая помощь в виде денежного пособия, предоставляемая государством какому-либо предприятию, фирме?
1500
3.
Международные экономические отношения
Вопрос: Как называется ввоз товаров и услуг из-за границы?
1500
4.
Ценообразование
Вопрос: От чего зависит цена товара на рынке?
1700
5.
Финансовая деятельность
Вопрос: Что такое кредит?
1700
ТУР ТРЕТИЙ
(закрытый лот)
№ п/п
Вопрос
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.
1.
Как называется рост цен, обусловленный чрезмерным увеличением количества денег в обращении по сравнению с реальным количеством товаров?
2500
2.
Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на деньгах и ценных бумагах?
2500
3.
Назовите не менее десяти валютных единиц иностранных государств?
3000
4.
Назовите основной институт международной финансовой системы
3000
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА:
Деньги - это всеобщий эквивалент всех товаров и услуг.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет.
Банкротство – это признание уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина или организации) платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия денежных средств.
Конкуренция – это борьба товаропроизводителей за лучшие условия производства и реализации продукции.
Эмиссия – это выпуск в обращение денег и ценных бумаг.
Бартер – это обмен товарами без участия денег.
Потребность – это объективная нужда людей, в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности.
Виды предприятий – индивидуальное, товарищество, акционерное общество, унитарное.
Заработная плата
Безработица – незанятость трудоспособного населения желающего иметь работу.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА:
Депозиты
Субсидия
Импорт
Цена на рынке зависит от спроса на товар и конкуренции
Кредит – это товарные или денежные средства, полученные на условиях
срочности, платности, возвратности.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА:
Инфляция
Номинал
Доллар, евро, фунт, цент, йена, тенге, лат, крона, лира, шиллинг (могут быть названы другие виды валют).
Международный валютный фонд
Анкета-заявка
на участие в областном конкурсе
профессионального мастерства педагогов «Лучший урок года»
в номинации лучший урок естественнонаучного цикла
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Казакова Наталья Романовна
2. Место работы ОГБОУ НПО ПУ 12
полный адрес: индекс________ город Томск улица Войкова 86
федеральный телефонный код города______________ телефон/факс ________________________
e-mail для переписки ____________________________________________ (указать обязательно)
Как были спланированы и поставлены перед обучающимися задачи урока? (нужное подчеркнуть)
Оптимально, не оптимально,
улучшить планирование задач
2.
Как можно оценить избранную преподавателем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?
Информация по уроку выдана в полном объеме, временные рамки выдержаны.
3.
Как можно оценить избранное содержание
урока?
Содержание урока раскрыто в полном объеме.
4.
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности учебной группы и
возможностей преподавателя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:
при опросе;
при изучении нового материала;
при закреплении;
при обобщении изученного
Методы проведения, стимулирования и контроля оптимальны при обобщении изученного материала.
5.
Насколько удачным оказалось сочетание обще групповых, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным обучающимся?
Сочетание групповой формы позволила всем обучающимся овладеть полученными знаниями, раскрепостило слабоуспевающих обучающихся т.к. они были в группе с сильными обучающимися. Качественная успеваемость составила 100%
6.
Рационально ли использовались на уроке
средства наглядности, ТСО и пр.?
Рационально, были использованы: раздаточный материал, презентация.
7.
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:
составление опорных схем, конспектов;
использование обучающих программ;
составление заданий и задач с развивающим содержанием
Применение игровой организации учебного процесса с использованием игровых заданий
8.
Как можно оценить стиль общения преподавателя с обучающимися на уроке, соблюдение педагогического такта?
В течении всей игры прослеживалось наличие эмоциональной обратной связи преподаватель/обучающийся
9.
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности обучающихся?
Соблюдались.
10.
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития обучающихся?
Все цели и задачи поставленные перед преподавателем были достигнуты
11.
Правильно ли определен объем, сложность
домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?
Так как урок, обобщающий домашнее задание не предусмотрено.
Оценочный лист конкурсного занятия (урока)
(для внутренней экспертизы)
0 баллов – несоответствие параметру
1 балл – неполное соответствие параметру
2 балла – полное соответствие параметру
Аспект
Критерии
Параметры
Баллы
Мотивационно-целевой
Осуществление
целеполагания
Высокий уровень целеполагания обучающихся
(взаимодействие преподавателя с обучающимися
на этапе постановки цели)
2
Ясность и чёткость формулировки цели
2
Достижимость цели, указания средств достижения цели
2
Обеспечение
мотивационной
готовности
Целенаправленное создание атмосферы заинтересованности
при изучении темы урока
2
Эффективное использование средств воздействия
для включения в учебную работу всех обучающихся
2
Организационный
Благоприятный
психологический климат
Предоставление преподавателем возможности
для проявления всех обучающихся
2
Преобладание положительных эмоций обучающихся
в течение всего занятия
2
Положительное влияние на обучающихся за счёт профессиональных, личностных, харизматических качеств педагога
2
Организация у
чебной
деятельности
обучающихся
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
2
Оптимальный темп занятия
2
Наличие смены видов деятельности, её целесообразность
2
Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий,
задания для проявления самостоятельности обучающихся
2
Преобладание речевой активности обучающихся, а не педагога
2
Используемые
методики,
технологии
преподавания
Целесообразность используемых технологий
2
Эффективное использование современных педагогических
технологий
2
Использование технических средств
2
Содержательный
Подбор
учебного
материала
Соответствие содержания целям занятия
2
Глубина, полнота, научность, системность,
интегративность, доступность учебной информации
2
Новизна, необычность, занимательность учебного занятия
2
Практико-ориентированный характер содержания учебного
занятия
2
Воспитывающий потенциал содержания
2
Изложение
учебного
материала
Культура речи педагога
2
Точность и адекватность ответов, комментариев на вопросы
обучающихся
1
Оценочно-результативный
Оценочная
деятельность
Привлечение обучающихся к оценочной деятельности
(в том числе и самооценке)
2
Оценка не только правильности, но и оригинальности ответа,
рациональности путей решения
2
Оценка деятельности обучающихся не только по конечному
результату, но и в ходе его достижения
2
Результативность
занятия
Высокий уровень организации рефлексии обучающихся
2
Высокий уровень организации подведения итогов
2
Достижение цели
2
ИТОГО
58
Рецензия
Данный урок участвует в номинации «Лучший урок естественнонаучного цикла». Преподаватель: Казакова Наталья Романовна. Профессия: «Контролер сберегательного банка». Тема урока: «Налоговая, банковская и финансовая сфера деятельности в экономике».
Данный урок разработан в соответствии с рабочей учебной программой, учитывает все возрастные особенности обучающихся, соответствует требованиям СанПиН. Этапы урока продуманы и структурированы. Основными этапами урока являются постановка целей, актуализация знаний, этап обобщения пройденного материала и этапы закрепления полученных знаний. Преподаватель умело организует работу обучающихся на уроке, задания выдаются поэтапно от простых к сложным, это дает возможность обучающимся решать поставленные задачи, что в полной мере соответствует применяемой на уроке технологии обучения. Всё это стимулирует познавательную активность учащихся и делает процесс обучения увлекательным.
Цель урока сформулирована, верно, задачи расписаны подробно: образовательная, воспитательная, развивающая. Методы и приемы урока: беседа, взаимооценивание, объяснительно-иллюстративный, применяемые учителем, позволяют достичь поставленных целей урока. Время урока расписано четко.
Содержание урока отвечает всем дидактическим принципам: демонстрации слайдов содержащих вопросы и ответы на задания первого, второго и третьего тура, раздаточный материал. Учебный материал урока изложен последовательно, педагогом дается вся информация необходимая обучающимися для обобщения и закрепления знаний.
Все задания на закрепление знаний для обучающихся несут практическую направленность, что уже позволяет обучающимся практически закрепить новые знания, самостоятельно осуществлять выбор верного ответа на поставленную задачу.
Использование на уроке информационно-коммуникативных технологий помогает предоставить всем учебный материал более наглядно. Методика исследования частного случая при закрепления тем урока позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение и развивает у обучающихся коммуникативные, социальные навыки.
Между преподавателем и обучающимся в течении всего урока прослеживается обратная связь, происходит общение.
Атмосфера в группе в течении всего урока комфортная.
Актуальность данного урока в том, что игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий дает возможность всем обучающимся лучше закрепить пройденный материал.
Активность обучающихся на уроке и результат урока показали, что технологию обучения, ориентированную на использование игровых заданий можно адаптировать для обучающихся разного уровня знаний.