Методическая разработка открытого урока
по дисциплине «Основы автоматизации производства»
Тема урока: УРОВНЕМЕР РАДИОВОЛНОВОЙ БАРС- 322МИ.
Разработчик: Беляева Ольга Александровна,
преподаватель БОУ СПО ВО
«Череповецкий технологический техникум»
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.План урока.
3.Структура урока.
4. Приложения
5.Список используемой литературы.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая цель открытого урока: показать применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) для активации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках «Основы автоматизации производства.
Сочетание словесных и наглядных методов подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Применение наглядного и иллюстративного материала (прибор уровнемер радиоволновой Барс-322МИ и презентация) для того, чтобы дать студенту опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, затем задаются вопросы и развивается умений сравнивать, анализировать, делать выводы
Обучающийся должен знать для чего используются в производстве уровнемеры.
Обучающийся должен уметь анализировать принципиальную схему прибора, конструктивные особенности.
Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, а также заполнение конспекта.
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение. Обучающиеся учатся анализировать, сопоставлять и понимать различные элементы автоматики.
Методами обучения на данном уроке являются объяснительно-иллюстративный, словесный (слово преподавателя), наглядный (просмотр презентации), практические (ответить на вопросы), проблемно-поисковые (для чего широко используются уровнемеры?).
По типу данный урок является комбинированным, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, повторение предыдущего материала, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов, задание на дом.
2.План урока по предмету «Основы автоматизации производства»
Профессия «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Тема программы «Измерение уровня»
Тема урока «УРОВНЕМЕР РАДИОВОЛНОВОЙ БАРС- 322МИ.»
Цели урока
Образовательная – Изучить принципиальную схему прибора, назначение прибора, устройство и работу преобразователя, настройку и подготовку прибора к работе».
Воспитательная – Всесторонне способствовать развитию устойчивого интереса к предмету «Основы автоматизации производства» через изучение современных приборов и элементов автоматизации.
Развивающая – Формировать умения проводить анализ и понимать структурные и принципиальные схемы приборов, сравнивать, делать вывод, видеть проблему, находить ее решение различными способами. Развивать познавательную и практическую деятельности учащегося-наблюдательность, пытливость, познавательные процессы- внимание, память, мышление, воображение. Учить обучающихся пользоваться приобретенными знаниями на производстве. Продолжить развитие умений самоконтроля и взаимоконтроля,
Методическая цель урока – Применение ИКТ для активации учебно- познавательной деятельности обучающихся на уроках «Основы автоматизации производства».
Общие компетенции (далее ОК), формируемые при проведении урока:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Профессиональные компетенции (далее ПК), формируемые при проведении урока:
ПК3.1Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой на работу у всех обучающихся посредством решения проблемных ситуаций на производстве.
2.Научить обучающихся понимать принцип действия прибора, понимать принципиальную схему прибора, использовать представленную информацию для решения поставленных задач.
3. Объяснить понятие принципа действия радиоволн, вспомнить, в каких областях науки применяются радиоволны.
4. Научить конспектировать учебный материал в форме тезисов.
5.Установить внутри и межпредметные связи автоматизации и электротехники при изучении нового материала.
6. Расширить кругозор обучающихся на основе изучения элементов автоматизации.
7. Продолжить воспитание у обучающихся навыков коллективной работы в группе.
Тип урока - Урок комбинированный; по источнику знаний- лекционный, наглядный; по логике познания- анализ, обобщение, формулировка выводов, решение проблемной ситуации; по степени самостоятельности мышления –репродуктивный (исследование под руководством преподавателя).
Формы организации деятельности обучающихся -
Фронтальный опрос, индивидуальная деятельность, самостоятельная работа.
Виды и формы контроля: текущий, самоконтроль, взаимоконтроль
Материально- техническое оснащение урока
у преподавателя- план-конспект урока, компьютерная презентация, на столе прибор «Уровнемер радиоволновой БАРС 322МИ»
у обучающихся- рабочие тетради, авторучки, раздаточный материал (принципиальная схема преобразователя)
Внутрипредметные связи – предмет «Основы автоматизации производства», тема «Уровень. Понятие. Единицы измерения», «Уровнемеры поплавковые и буйковые» «Электрические уровнемеры», «Акустические уровнемеры»
Межпредметные связи – электротехника, тема «Электромагнитные волны»
Этапы урока
1. Организационный момент
2.. Повторение ранее изученного материала
3. Изучение нового материала
4. Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов
5. Подведение итогов урока. Задание на дом.
3. Структура урока
1 | Название этапа урока и его временной диапазон | Организационный момент – 2-3 мин |
Задачи | Проверить готовность обучающихся к уроку |
Методы (обучения, контроля, и самоконтроля) | Словесный |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная |
Формируемые ОК и ПК | |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Приветствие обучающихся. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока | Приветствие. Подготовка к уроку. Внимательно слушают преподавателя, включаются в деловой ритм урока. |
2 | Название этапа урока и его временной диапазон | Повторение ранее изученного материала- 8мин |
Задачи | Выявить пробелы в знаниях, неверные представления, сделать их коррекцию |
Методы (обучения, контроля, и самоконтроля) | Наглядный, словесный, репродуктивный |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная |
Формируемые ОК и ПК | ОК1; ОК4; ПК3.2 |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Повторение изученного материала. Актуализация опорных знаний Просмотр слайдов презентации (2-3слайд) Задает вопросы . Контроль ответов. Приложение А | Студенты отвечают на вопросы Ответы на вопросы. ПриложениеА1 |
3 | Название этапа урока и его временной диапазон | Изучение нового материала-20мин |
Задачи | Активизировать познавательный процесс обучающихся посредством показа компьютерных слайдов, наглядное изучение прибора, Нацелить обучающихся на решение ситуаций, с которыми придется сталкиваться на производстве. Ввести новые понятия, систематизировать имеющиеся знания. Продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор обучающихся посредством различных ситуаций, возникающих на производстве |
Методы (обучения, контроля, и самоконтроля) | Наглядный, словесный, репродуктивный |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная |
Формируемые ОК и ПК | ОК3; ОК4; ПК3.2 |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Показать значимость изучаемой темы, отметить внутри и межпредметные связи. Преподаватель подчеркивает необходимость измерения уровня на производстве в различных технологических процессах и важность измерения уровня также по технике безопасности. Приводит пример измерения уровня жидкого аммиака в емкости. Подчеркивает, как важно следить за максимальным действительным уровнем. В противном случае, это может привести к разливу из емкости агрессивной жидкости Преподаватель предлагает посмотреть слайды: Радиоволны в нашей жизни. Слайды (4-12) Далее преподаватель переходит к непосредственной теме урока слайды (13-29) Преподаватель рассказывает назначение уровнемера радиоволнового Барс-322МИ, технические характеристики прибора, конструкцию прибора, управление кнопками прибора при помощи магнитного ключа, принцип работы уровнемера, подчеркивает, каким образом прибор устанавливается на объекте измерения, обращает внимание на неправильную установку уровнемера на объекте. Подчеркивает достоинства прибора. Студенты выполняют записи в рабочих тетрадях | Слушают новый материал, смотрят слайды презентации. Делают записи в рабочих тетрадях, задают вопросы по теме. |
4 | Название этапа урока и его временной диапазон | Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов-10мин |
Задачи | Продолжить закрепление материала по теме Продолжить развитие умений самоконтроля и взаимоконтроля |
Методы (обучения, контроля, и самоконтроля) | Наглядный, словесный, репродуктивный |
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная |
Формируемые ОК и ПК | ОК1; ОК3; ПК3.1 |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Предлагает ответить на устные вопросы. Слайд30-31 (Приложение Б), | Отвечают на вопросы Ответы на вопросы (Приложение Б1), Осуществляют самопроверку и взаимопроверку |
5 | Название этапа урока и его временной диапазон | Подведение итогов урока. Задание на дом -4мин. |
| Методы (обучения, контроля, и самоконтроля) | Словесный |
| Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальный |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Проводит анализ усвоения изученного материала. Подводит итоги занятия, объявляет оценки. Задает домашнее задание: повторить принцип действия, назначение и конструктивные особенности уровнемера радиоволнового Барс-322МИ. | Анализирует процесс усвоения полученных знаний. Записывают домашнее задание. |
4. Приложения Приложение А Вопросы для повторения ранее изученного материала.(слайд3) 1.Что такое уровень? 2.Какие типы уровнемеров знаете? 3. В каких единицах измеряется уровень? 4.В чем заключается принцип действия поплавкового уровнемера? 5.Объяснить принцип действия буйкового уровнемера? 6.Из какого материала изготавливаются буек и поплавок? 7. Уровень каких сред могут измерять поплавковые и буйковые уровнемеры? Приложение Б Устные вопросы для закрепления по теме: Уровнемер радиоволновой Барс-322МИ (слайд30-31) 1.Уровень каких сред измеряет уровнемер радиоволновой Барс-322МИ? 2.Для чего служит СВЧ-модуль? 3.Почему СВЧ-модуль иначе называется приемо-передающий модуль? 4.Может ли прибор измерять объем? 5.Для чего служит АЦП-преобразователь? 6. Назовите диапазон температур контролируемой среды. 7.Почему антенно-волноводная система уровнемера выполняется из нержавеющей стали или фторопласта? 8.Каким образом производится настройка и управление режимами работы уровнемера? 9.Для чего служит монтажный фланец уровнемера? 10. Можно ли прибор включить в АСУ ТП? Ответ обосновать. 11.Почему нельзя устанавливать уровнемер близко к стенкам резервуара? | ПриложениеА1 Ответы на вопросы. 1Уровень-высота измеряемой среды в технологическом резервуаре. 2.Поплавковый и буйковые. 3.Уровень измеряется в м; см; мм. 4.Чем больше уровень, тем выше поднимается поплавок. 5.Чем больше уровень , тем ниже опускается буек и тем больше выталкивающая сила, действующая на буек. 6.Поплавок изготавливается из каучука и поднимается вместе с уровнем. Буек-массивный металлический цилиндр, который погружается при увеличении уровня. 7. Только уровень жидких сред.. Приложение Б1 Ответы на устные вопросы. 1. Уровнемеры предназначены для бесконтактного измерения уровня сыпучих, кусковых, жидких и пастообразных сред 2.СВЧ излучает радиоволны сверхвысокой частоты. 3.СВЧ иначе называют приемо-передающим модулем, т.к. радиоволна сначала излучается до поверхности измеряемого уровня, а затем отражается и возвращается обратно. 4. Может. В таком случае СВЧ излучает одновременно две радиоволны. Одна идет до поверхности уровня. Вторая до дна емкости. 5.АЦП-аналого-цифровой преобразователь преобразует частоту волны в два независимых сигнала а).аналоговый токовый унифицированный сигнал (0-5) mA; (0-20) mA; (4-20) mA б).цифровой(кодовый) сигнал 6.Температура контролируемой среды (-40-150) град.С 7. Детали антенно-волноводной системы, непосредственно контактирующие с атмосферой внутри резервуара, выполнены из материалов, стойких к химическим воздействиям – нержавеющей стали и фторопласта 8.Настройка производится при помощи магнитного ключа. 9.Монтажный фланец служит для крепления прибора на резервуар или емкость с измеряемой средой. 10. Через интерфейс RS-485 можно уровнемер подключить к АСУ, т.к. на выходе прибора снимается цифровой сигнал. 11. Расположение уровнемера слишком близко к стенке резервуара может привести к появлению отражений от швов, ребер жёсткости или, например, установленных внутри лестниц. Поэтому необходимо размещать уровнемер на достаточном расстоянии от стен, или устанавливать экраны, которые препятствуют появлению отражений. |
Список используемой литературы:
Архаров, А.П. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: конспект лекций. Тверь: ТГТУ, 2011. 122 с.
2. Волковой, М.С. Автоматика и автоматизация производственных процессов: учеб.
пособие: Изд-во Пермь ,2012. – 145с.
3. Руководство по эксплуатации ЮЯИГ.407629.014РЭ «Уровнемеры радиоволновые
Барс-322МИ».
4. Интернет-ресурсы
9