kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация». Тема "Основы метрологического обеспечения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока:

  1. Организационный этап
  2.  Актуализация опорных знаний
  3. Основной этап:
    1. Метрология как наука:
    2. Международная система  физических единиц СИ и эталоны;
    3. Методы и средства измерений.
    4. Метрологические показатели измерительных средств
  4. Заключительный этап.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация». Тема "Основы метрологического обеспечения"»

Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

Тема: Основы метрологического обеспечения



Преподаватель: Н.А. Ливинская


Пояснительная записка

В данной методической разработке представлен открытый урок по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

Тема урока: Основы метрологического обеспечения.

По данной теме в соответствии с рабочей программой проводится 1 занятие.

План открытого урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Основной этап:

    1. Метрология как наука:

    2. Международная система физических единиц СИ и эталоны;

    3. Методы и средства измерений.

    4. Метрологические показатели измерительных средств

  4. Заключительный этап.

Методическая цель занятия:

- применение активных методов обучения: организация дискуссии в малых группах, обсуждение задания совместно всей группой;

- эвристическая беседа;

- использование опережающего задания.

Образовательная цель: обеспечить усвоение знаний о предмете и объекте метрологии, об основных этапах развития метрологии; об основных и дополнительных единицах измерения СИ, методах и средствах измерения, о метрологических показателях средств измерения.

Развивающая цель:

- развивать умение анализировать, обобщать данные, сравнивать и делать вывод.

- способствовать развитию логического мышления.

Воспитывающая цель:

- воспитывать познавательный интерес к выбранной специальности;

- формировать позитивное отношение к процессу образования.

Организационная форма проведения занятия: комбинированный урок.

Средства обучения:

- учебная аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием;

- кроссворд;

- презентация по теме урока;

- раздаточный материал: карточки-задания , справочные таблицы.


Внутрипредметные связи


Проводимое занятие

Обеспечивающие занятия

Основы метрологического обеспечения.

Лабораторное занятие №1 Измерение линейных размеров деталей с помощью штангенциркулей, микрометров.

Лабораторное занятие № 2

Измерение углов с помощью универсального угломера


Ход учебного занятия

  1. Организационный этап

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Подготовка к занятию

  2. Мотивация

Словесная беседа

  1. Объявить тему занятия

  2. Сообщить план проведения занятия

  1. Психологический настрой

2. Концентрация внимания, самоорганизация.


Содержание:

- приветствие;

- особенности занятия.

Целью изучения дисциплины является формирование базовых знаний для получения профессиональных знаний и умений.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является профессионально образующей, обеспечивающей квалификацию специалиста, базируется на знании дисциплин: «Математика», «Физика», «Инженерная графика», «Информатика».

После изучения темы «Основы метрологического обеспечения» обучающийся должен

уметь:

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

- задачи метрологии;

- основные понятия и определения метрологии;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

Содержание урока ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей по специальности и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.

ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать

в процессе их изготовления.

ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.

ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков,

выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

А также овладению общими компетенциями (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  1. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Систематизировать знания обучающихся по разделу «Стандартизация»

Организация дискуссии в малых группах

Подготовка обучающихся к усвоению нового материала

Работа в команде направленная на закрепление знаний по разделу «Стандартизация», анализ заданных вопросов, поиск единого правильного ответа.


  1. Основной этап

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование знаний, умений, ОК и ПК.


Репродуктивная и эвристическая беседа.

Демонстрация слайдов

1. Формирование знаний, умений, ОК и ПК.

2. Закрепление

1.Усвоение нового материала

2. Рефлексия – выполнение задания


На данном уроке мы рассмотрим следующий материал:

    1. Метрология как наука

    2. Международная система физических единиц СИ и эталоны;

    3. Методы и средства измерений.

    4. Метрологические характеристики средств измерений.

В ходе занятия мы постараемся ответить на следующий проблемный вопрос: каким образом осуществление метрологического обеспечения влияет на качество производимой продукции?

    1. Метрология как наука

Сегодня измерение и метрология пронизывают все сферы жизни.

С измерениями связана деятельность человека на любом предприятии. Инженеры промышленных предприятий осуществляющие метрологическое обеспечение производства должны иметь полные сведения о возможностях измерительной техники, для решения задач взаимозаменяемости узлов и деталей, контроля производства продукции на всех его жизненных циклах.

Метрология занимает особое место среди технических наук, т.к. метрология впитывает в себя самые последние научные достижения и это выражается в совершенстве ее эталонной базы и способов обработки результатов измерений. Метрология стала наукой, без знания которой не может обойтись ни один специалист любой отрасли.

В настоящее время метрология развивается по нескольким направлениям. Если еще в начале 20-го века под словом метрология понималась наука, главной задачей которой было описание всякого рода мер, применяемых в разных странах, то теперь это понятие приобрело гораздо более широкий научный и практический смысл, расширилось содержание метрологической деятельности.

  • Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Предмет метрологии - измерения, их единство и точность.

Объекты метрологии – единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений.

  • Измерение - совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

  • Величина - это свойство чего-либо, что может быть выделено среди других свойств и оценено тем или иным способом, в том числе и количественно.

  • Метрологическое обеспечение- установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.


    1. Международная система физических единиц СИ и эталоны

Международная система единиц физических величин (SI) принята в 1960 г. XI Генеральной конференцией по мерам и весам. По этой системе предусмотрено семь основных единиц (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела и моль) и две дополнительные (для плоского угла радиан и для телесного угла - стерадиан). Все остальные физические величины могут быть получены как производные основных.

На практике одна единица оказывается неудобной для измерения больших и малых размеров данной величины. Поэтому применяются несколько единиц, находящихся в кратных и дольных соотношениях между собой.

Кратная единица-единица физической величины, в целое число раз большая системной или внесистемной единицы.

Дольная единица- единица физической величины, в целое число раз меньшая системной или внесистемной единицы. (слайды 22,23)

Государственная эталонная база России содержит 133 государственных первичных эталона, из которых 7 воспроизводят основные единицы международной системы единиц (СИ). Хранителями первичных эталонов являются государственные научные метрологические институты. Хранятся в Санкт-Петербурге во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева: эталон единицы длины (метра); эталон единицы массы (килограмма); эталон единицы силы постоянного электрического тока (ампера); эталон единицы температуры (кельвина) в диапазоне от 0 до 3000 C.

Эталон единицы физической величины (фр. etalon) - средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а также передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке.

Выполнение задания по карточкам.


  1. Методы и средства измерений

Метод измерения - это совокупность приёмов использования принципов и средств измерений, при которых происходит процесс измерения.

1) По характеру зависимости измеряемой величины от времени измерения методы измерений подразделяются на:

- статические;

- динамические.

2) По способу получения результатов измерений (виду уравнения измерений) методы измерений разделяют на прямые, косвенные.

3) По условиям, определяющим точность результата измерения, методы делятся на три класса.

- Измерения максимально возможной точности;

- Контрольно-поверочные измерения;

- Технические измерения.

4) В зависимости от измерительных средств, используемых в процессе измерения, различают инструментальный, экспертный, эвристический и органолептический методы измерений.

4. Метрологические характеристики средств измерений.

Важнейшими свойствами средств измерения и контроля являются те, от которых зависит качество получаемой с их помощью информации.

Метрологическая характеристика средств измерения – это характеристика одного из свойств средства измерения, влияющая на результат измерения, и его погрешность.

Для каждого типа средств измерений устанавливаются свои метрологические характеристики.

Комплекс нормируемых метрологических характеристик средств измерения устанавливает ГОСТ 8.009-84 « Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений».

Наиболее часто встречаются следующие метрологические характеристики средств измерения, которые обеспечиваются определенными конструктивными решениями средств измерения и их отдельных узлов.

Цена деления шкалы – это разность величин, соответствующих двум соседним отметкам шкалы средства измерения.

Длина (интервал) деления шкалы – это расстояние между осями (или центрами) двух соседних отметок шкалы.

Начальное и конечное значения шкалы – соответственно наименьшее и наибольшее значения измеряемой величины, которые могут быть отсчитаны по шкале средства измерения.

Диапазон измерения средства измерения, который часто называют пределами измерений средства измерения, - это область значений величины, в пределах которой нормированы допускаемые пределы погрешности средства измерения.

Способность средства измерения реагировать на изменения измеряемой величины называется чувствительностью.

Порог чувствительности средства измерения – характеристика средства измерения, выражаемая наименьшим значением изменения физической величины, начиная с которой может осуществляться её измерение данным средством.

Погрешность средства измерения Δси –это разность между показанием средства измерения Хn и истинным ( действительным) значением измеряемой физической величины Хд :

Δси= Хn - Хд

Для рабочего СИ низшей точности за действительное значение принимают показания рабочего эталона 4-го разряда.

Демонстрация обучающимися презентации на тему: «Средства измерения линейных размеров»

Вопросы для закрепления темы (мозговая атака):

  1. Что такое метрологическое обеспечение?

  2. Укажите основные задачи метрологии

  3. Что является предметом метрологии?

  4. Что относят к объектам метрологии?

  5. Что такое измерение?

  6. Что такое метрологические характеристики СИ? Приведите примеры основных метрологических характеристик.

  7. Перечислите основные единицы физических величин СИ.


Дискуссия с целью поиска ответа на проблемный вопрос урока.

IV. Заключительный этап

Дидактическая задача

Приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Анализ результативности занятия

  1. Словесная беседа

  2. Оценка ответов

  1. Анализ результативности занятия

  2. Подведение итогов

  3. Оглашение домашнего задания

  1. Самоанализ

  2. Записывание домашнего задания

Домашнее задание.

С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении стр. 164-173.


Приложение А карточки-задания

Задание № 1

Перевести в СИ


  1. l =142 дм;

  2. m= 79т;

  3. t= 78 сут;

  4. S= 23 см2;

  5. V= 30 см/c;

Задание № 2

Перевести в СИ


  1. l =13 мм;

  2. m= 79мг;

  3. t= 38 сут;

  4. S= 49 мм2;

  5. V= 30 см/c;

Задание № 3

Перевести в СИ


  1. l =42 км;

  2. m= 10мг;

  3. t= 8 ч;

  4. S= 23 мм2;

  5. V= 30 см/c;


Задание № 4

Перевести в СИ


  1. l =56 дм;

  2. m= 10т;

  3. t= 36 мин;

  4. S= 23 мм2;

  5. V= 30 км/ч


Задание № 5

Перевести в СИ


  1. l =99 см;

  2. m= 40мг;

  3. t= 17 ч;

  4. S= 23 см2;

  5. V= 30 м/мин;


Задание № 6

Перевести в СИ


  1. l =13 км;

  2. m= 79мг;

  3. t= 38 мин;

  4. S= 49 мм2;

  5. V= 30 см/мин;


Задание № 7

Перевести в СИ


  1. l =42 км;

  2. m= 10мг;

  3. t= 8 ч;

  4. S= 23 мм2;

  5. V= 30 см/c;



Задание № 8

Перевести в СИ


  1. l =56 дм;

  2. m= 10т;

  3. t= 36 мин;

  4. S= 23 мм2;

  5. V= 30 км/ч;


Задание № 9

Перевести в СИ


  1. l =199 см;

  2. m= 459 т;

  3. t= 78 сут;

  4. S= 23 см2;

  5. V= 30 см/ч;



Задание № 10

Перевести в СИ


  1. l =138 мм;

  2. m= 14 мг;

  3. t= 38 сут;

  4. S= 49 мм2;

  5. V= 30 см/c;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ливинская Наталья Анатольевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 302040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства