kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие «Структура занятия по народно-сценическому танцу для детей младшего школьного возраста (7-9 лет, девочки)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодые педагоги, как правило, когда приступают к изучению нового материала, испытывают определенные трудности. Данное методическое пособие поможет им не только грамотно, но и доступно обучить детей тем или иным движениям русского народного танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие «Структура занятия по народно-сценическому танцу для детей младшего школьного возраста (7-9 лет, девочки)»»

краевое государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Камчатский дворец детского творчества»

отдел художественного творчества





УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБУДО «Камчатский

дворец детского творчества»

____________ О.Н. Великанова

«____» _______________ 2022 г









Методическое пособие

«Структура занятия по народно-сценическому танцу

для детей младшего школьного возраста (7-9 лет, девочки)»









Составила: Маркова Дарья Васильевна,

педагог дополнительного образования















2022

Содержание

1. Введение.

2. Основные цели и задачи на занятиях народного танца.

3. Структура занятия для детей первого и второго года обучения.

4. Список литературы























































  1. Введение

Молодые педагоги, как правило, когда приступают к изучению нового материала, испытывают определенные трудности. Данное методическое пособие поможет им не только грамотно, но и доступно обучить детей тем или иным движениям русского народного танца.

Пособие содержит:

  • описание некоторых движений;

  • музыкальную раскладку на начальном этапе обучения народному танцу;

  • подготовительные упражнения.

Разработка сопровождается материалами:

  • методические рекомендации по музыкальной раскладке движений русского танца;

  • разновидности элементов русского танца.

Для русского народного танца, в котором часто исполняются выстукивающие элементы, обувь должна соответствовать характеру танца. Прежде всего, она имеет кожаную основу: для девочек - это туфли на среднем каблучке (3-4 сантиметра), для мальчиков - сапоги.

  1. Основные цели и задачи на занятиях народного танца

Одной из основных задач обучения народному танцу является развитие яркой индивидуальности исполнителя, воспитания в нем способности при высокой исполнительской технике передать эмоционально, образно, органично своеобразие танца того или иного народа. Эти важнейшие качества вырабатываются, главным образом, на практических занятиях, успех которых во многом зависит от знаний, уровня подготовки и увлеченности преподавателя.

Цель занятий заключается в познании природы народного танца, в освоении методики и техники его исполнения.

Организм танцующего не может быть сильным и выносливым при плохо поставленном и малоразвитом дыхании. На занятии народного танца постоянно ведется работа над развитием дыхания, которым обязательно должны обладать исполнители.

В этот период среди основных задач педагога можно выделить:

1. Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости и т.д.).

2. Развитие хореографических данных.

3. Знакомство с особенностями народного танца.

4. Овладение понятийным аппаратом.

5. Постановка корпуса, рук, ног, головы у станка и на середине зала.

6. Приобретение навыков исполнения основных элементов экзерсиса.

7. Освоение основных элементов русского танца.

8. Развитие музыкальности, ритмичности, координации, пространственной ориентации.

9. Воспитание трудолюбия, терпения, формирования навыков общения в коллективе.

Танец неразрывно связан с музыкой. Давая определенный темп, метр, и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения. На занятиях народного танца ведется целенаправленное музыкальное воспитание, при этом уделяется внимание не только развитию ритмичности, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Одно из основных требований методики народного танца – целенаправленное музыкальное воспитание. Все движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Все комбинации урока должны строится с учетом музыкальной фразы, начинаться и заканчиваться вместе с нею.


  1. Структура занятия для детей первого и второго года обучения

В первую очередь, необходимо остановиться на некоторых возрастных особенностях детей, без учета которых невозможно верно определить содержание и направление обучения, методы и приемы воспитания в детских хореографических коллективах.

Следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система – все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки и чередования быстрых темпов с умеренными и медленными.

У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения. Поэтому, особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор её, наблюдение обучающихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений этюдов. При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагается выполнить обучающимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.

Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.

На первом и втором году обучения изучаются основные элементы народного танца. Основной упор на экзерсис на середине. Экзерсис на середине зала служит для развития ощущения позы, амплитудности и законченности движения, пространственной ориентации, пластичности и выразительности. На середине осваиваются и совершенствуются техники дробных движений, вращений и прыжков, трюковых элементов и комбинаций.


Структура занятия:

1. Поклон. На начальном этапе, поклон очень простой. Руки на поясе в кулаках.

2. Разогрев. По кругу - шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, чередуя полупальцы с пяточками (по 4, по 2), бег (вперед, назад). На месте: приседания, прыжки.

3. Проработка положения ног:

а) пять открытых;

б) пять прямых;

в) пять свободных;

г) две закрытых.

4. Положения и позиции рук:

а) подготовительные положения;

б) 1,2,3 позиции рук.

Руки в русском народном танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность. Перед тем, как начать изучение позиций рук в народном танце, необходимо выучить позиции рук классического танца. Во время исполнения упражнений следить за правильной постановкой корпуса. На разучивание упражнений необходимо много музыкального сопровождения, чтобы было время на исправление выявленных ошибок.

Затем объяснить и разучить компоновку кисти в позициях народного танца:

  • пальцы собраны (пальчики в «варежке»);

  • большой палец находится рядом с указательным (не уходит к центру ладошки);

  • пальцы не напряжены, безымянный палец и мизинец чуть приподняты вверх;

  • в 1 и 2 позиции локти не провисают вниз.

В положении «руки на талии»:

  • 4 пальца сложены в кулак, а пятый на кулак;

  • кулак примыкает плотно к сбоку (следить, чтобы руки не сползали на живот, локти не отводились назад);

  • локти и плечи опущены вниз;

  • когда проучены точные движения рук из позиции в позицию, можно сократить количество тактов при исполнении упражнений и использовать различные варианты движения рук.

Упражнение№1

  • упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

  • 2 такта – стоять, корпус подтянут, руки опущены вниз вдоль корпуса (подготовительное положение);

  • 2 такта – руки снизу, по корпусу, поднять в положение руки «на талии»

  • 2такта – стоять, корпус подтянут, плечи опущены;

  • 1 такта – руки по корпусу, опустить вниз;

  • 1такт – мышцы корпуса расслабить (дать почувствовать детям контрастные ощущения расслабленных и «собранных мышц»). 8 тактов – упражнение повторяется.

Упражнение № 2

  • упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

  • 1-4 такты – из подготовительного положения поднять руки в 1 позицию, стоять корпус подтянут;

  • 5-8 такты – удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 2 раза).

Упражнение № 2-А

  • упражнение исполняется на 4 такта

  • 1-й такт – поднять руки в 1 позицию;

  • 2-й такты – фиксируем 1 позицию;

  • 3-4-й такты - удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 4 раза).

Упражнение № 3

  • исходное положение 6 или 1 позиция ног. Упражнение исполняется на 8 тактов;

  • 1-2-й такты – из положения руки на талии - открыть в 1 позицию;

  • 3–й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед («открыть воротца» - удлинить), следить, чтобы локти не проваливались вниз;

  • 4–й такт – вернуть руки в 1 позицию (округлить);

  • 5-й такт – снова удлинить руки вперед;

  • 6-й такт – и открыть на 2 позицию;

  • 7-й такт – удлинить руки (положение allonge), опустить в подготовительное положение;

  • 8-й такт – снизу, по корпусу, взять руки на талию (повторить 2 раза).

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Упражнение № 4

  • исходное положение 6 или 1 позиция ног;

  • 1-й такт – из положения руки на талии - открыть в 1 позицию;

  • 2-й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед (удлинить);

  • 3-4 й такты – открыть на 2 позицию, фиксируем позицию;

  • 5-й такт – со 2 позиции закрываем руки в 1 позицию;

  • 6-й такт – фиксируем 1 позицию;

  • 7-й такт – не разворачивая кисти ладонями вниз, а ведем ладонными к себе, закрываем на талию;

  • 8-й такт – фиксируем положение рук на талии. Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Упражнение №5

  • движение рук из 1 позиции в 3 позицию. Исходное положение 6 или 1 позиция ног;

  • 1-й такт – из положения руки на талии - открыть в 1 позицию;

  • 2-й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед и удлинить;

  • 3-4 й такты – поднять в 3 позицию, фиксируем позицию;

  • 5-й такт – из 3 позиции опускаем руки в 1 позицию;

  • 6-й такт – фиксируем 1 позицию;

  • 7-й такт – не разворачивая кисти ладонями вниз, а ведем ладонными к себе, закрываем на талию;

  • 8-й такт – фиксируем положение рук на талии. Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Когда проучена основа, варианты могут быть различными:

  • 1-й такт – правую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

  • 2-й такт – левую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

  • 3-й такт – закрыть правую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом;

  • 4-й такт – закрыть левую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом и т.д.

5. Шаги

а) простой сценический;

б) переменный;

в) шаг с ударом;

г) простой на полупальцах;

д) шаг с каблука;

е) шаг с каблука с соскоком;

6. Притопы

а) с полуприседанием;

б) с подскоком;

в) двойной;

г) тройной;

7. Дробные выстукивания


Советы педагогу и методические рекомендации:

  • прежде, чем приступить к изучению основных дробей (верхней «из-за» такта и «ключевой» в такт), необходимо проучить ударные подготовительные упражнения;

  • полезно, для развития чувства ритма и лучшего запоминания ритмического рисунка, повторять его хлопками в ладоши;

  • на протяжении всего движения высотаdemi-plie на опорной ноге сохраняется;

  • работающая нога согнута в колене на высоте – выше щиколотки, подъем сокращен, ступня параллельно полу;

  • отскок на опорной ноге должен быть коротким, со звуком в пол, что далее даст четкий звук при исполнении дробей;

  • удары должны быть отскакивающими (не «лепить» в пол), а для этого икроножная мышца должна быть напряжена;

  • удары пробиваются всей стопой.

№1. Подготовительное упражнение:

  • музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены»;

  • «раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

  • «и-два-и» – пауза;

  • повторить 4 раза. Затем исполнить левой ногой.

№2. Подготовительное упражнение:

  • исходное положение 6 позиция ног. колени «смягчены»;

  • «раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

  • «и-два-и» – пауза;

  • «раз» – удар всей стопой об пол левой ногой;

  • «и-два-и» – пауза. Повторить 8 раз.

№3 Тройной притоп:

  • музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены»;

  • «раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

  • «и» – удар всей стопой об пол левой ногой;

  • «два» – удар всей стопой об пол правой ногой;

  • «и» – пауза.

Повторить 4 раза с правой ноги. затем 4 раза с левой ноги

Эти движения можно исполнять в различных ритмических рисунках (в такт, «из-за» такта, с паузами и т.д.)

№ 4. Подготовительное упражнение к верхней дроби

  • музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт. Лицом к станку 6 позиция ног. На вступление demi-plie на левой ноге, правую согнуть и поднять выше щиколотки;

  • «и»- отскок на левой ноге;

  • «раз-и-два» - пауза;

  • «и» - движение повторяется и так 4 – 6 раз. Затем исполняется на середине зала. (Следить, чтобы при исполнении отскока положение сохранялось).

В дробных выстукиваниях следить за «железным» плие, четкостью работы ног.

Виды дробных выстукиваний на начальном этапе:

а) простая дробь (верхняя);

б) дробь в два удара;

в) верхняя дробь с переступанием;

г) двойная дробь;

д) триоль.

После изучения этих видов дробей по отдельности, все дроби чередуются между собой, сочетаясь в комбинациях:

8. «Елочка»

9."Ковырялочка":

  • на месте

  • в продвижении.

10. «Косыночка». Перед «веревочкой» необходимо выучить подготовительное движение «косыночку»:

  • исходная позиция 5, колени вытянуты;

  • на «раз» правая нога поднимается к колену;

  • на «и» пауза у колена;

  • на «два» нога переводится через середину колена назад;

  • на «и» пауза у колена сзади;

  • на «три» нога ставится в 5 позицию сзади;

  • на «четыре» пауза в пятой позиции и движение исполняется вперед. Дальше все с другой ноги. Позже, движение убыстряется.

11."Веревочка». В этом движении следить за «железным» плие, четкостью работы ног.

  • простая;

  • двойная;

  • в сочетании с другими движениями.

12. "Гармошка».

13. Прыжки. Прыжки выполняются между основными движениями. Как по отдельности, так и в сочетании между собой:

  • соте;

  • поджатые.

14. Подготовка к вращениям:

  • понятие точки;

  • притопы в повороте;

  • подскоки в повороте.

При освоении элементов народного танца большое значение имеют комбинации, выстроенные на основе этих элементов. Комбинации могут быть разные: малые и большие, элементарные и сложные, но основная их задача - развитие исполнительской техники народного танца.



4. Список литературы

1. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца [Текст] / Л.В. Бухвостова., Щекотихина С.А. — Орел., 2002. – с.124.

2. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа [Текст] / Л.В. Бухвостова., Щекотихина С.А. — Орел.:ОГИИК, 2004. – с.144.

3. Голейзовский, К.Я., Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я.Голейзовский. —М., 1964. – с.368.

4. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2003. – с.208.

5. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2004. – с.208.

6. Гусев, Г.П., Методика преподавания народного танца. Этюды [Текст] / Г.П.Гусев. — М.: «Владос», 2002. – с.232.

7. Заикин, Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка [Текст] /Н.И. Заикин. — М.: МП «Петит», 1991. – с.134.

8. Заикин, Н.И. Областные особенности русского народного танца: Ч.1 [Текст] /Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. — Орел: ОГИИК, 1999. – с.550.

9. Заикин, Н.И. Областные особенности русского народного танца: Ч.2 [Текст] /Н.И. Заикин, Н.А. Заикина. — Орел: ОГИИК, 2004. – с.688.


https://laweba.net/narodno-scenicheskiy-tanec-3-kl

https://web.archive.org/web/20200810001441/https://www.youtube.com/watch?v=hoH2pFcpwpk




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркова Дарья Васильевна

Дата: 08.05.2024

Номер свидетельства: 650130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
800 руб.
4000 руб.
800 руб.
4000 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства