kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия учебной практики Тема занятия: «Однослойная сварка листового материала и арматуры. Выбор режимов сварки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен вариант проведения занятия учебной практики по профессии "Сварщик".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия учебной практики Тема занятия: «Однослойная сварка листового материала и арматуры. Выбор режимов сварки».»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Суходольский горный колледж»


Методическая разработка

занятия учебной практики

Профессия: Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Тема занятия: «Однослойная сварка листового материала и арматуры. Выбор режимов сварки».




















Подготовила: мастер п/о

Буджерак Н.Н.









г.Суходольск 2020

Пояснительная записка

Занятия учебной практики занимает главное место при освоении профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

В данной методической разработке представлен вариант проведения урока учебной практики по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». Разработка содержит подробный план-конспект занятия, опорный конспект, тестовые задания, карточки задания, инструкционную карту. Разработка рекомендована мастерам п/о в качестве пособия при подготовке к занятиям учебной практики.




































ПЛАН ЗАНЯТИЯ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


ТЕМА: ПМ 02 Ручная дуговая сварка плавящимся покрытым электродом.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Однослойная сварка листового материала и арматуры. Выбор режимов сварки.

Цели занятия:

  • обучающаянаучить обучающихся самостоятельно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла;

  • развивающаяразвивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при выполнении дуговой сварки, производить подбор режима сварки и сварочных материалов;

  • воспитательнаявоспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, формировать у обучающихся профессиональные навыки при выполнении сварки.

ВИД ЗАНЯТИЯ: деловая игра

ТИП ЗАНЯТИЯ: Урок изучения нового материала

УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ:

  1. Подготовка и проверка оборудования к сварке.

  2. Подготовка металлических заготовок.

  3. Выбор режима сварки.

  4. Контроль качества выполненных операций

ОБОРУДОВАНИЕ: Рабочее место электросварщика, многопостовой сварочный выпрямитель, набор электродов, электродержатели, металлические заготовки, сварочный инструмент (молоток, плоскогубцы, мел) персональный компьтер.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Инструкционно – технологические карты; мини конспекты, инструкции по технике безопасности.

Межпредметные связи: Междисциплинарные курсы: МДК.01.01. «Основы технологии сварки и сварочное оборудование», МДК.01.02 «Технология производственных конструкций», МДК.01.03 «Подготовительные и сборочные операции перед сваркой», МДК.01.04. «Контроль качества сварных конструкций», МДК.02.01. «Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами», предмет «Основы инженерной графики»; «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения».






Ход занятия.

  1. Организационная часть (5 мин)

    1. Проверка явки обучающихся;

    2. проверка наличия спецодежды.

    3. проверка наличия инструмента.

  2. Вводный инструктаж (40мин)

2.1 Сообщить тему и цель занятия.

2.2 Повторение ранее изученной темы (работа в команде). Мозговой штурм.

А) Интеллектуальная разминка

Данное задание носит характер разминки, способствует настрою учащихся на игру в командах.

Предложить учащимся ответить на вопрос “Что такое сварочный шов?”. Правильно ответивший зарабатывает для своей команды дополнительный зачетный балл , а также право на первый ход.

б) Первый этап

Это задание позволит систематизировать знания терминологии учащихся, развивает память, внимание, скорость мышления.

Мастер проводит устный опрос в режиме блиц по темам “Устройство электросварочного оборудование»; «Технология ручной дуговой сварки» Вопросы задаются каждой команде по очереди по 3 вопроса. Каждая команда, правильно ответивший на поставленный вопрос, получает зачётный балл . Время, отведенное на проведение данного конкурса – 10 минут. Команда, которая ответила на вопрос команды противника, получает дополнительный балл.

  • Какие сварочные аппараты для ручной дуговой сварки Вы знаете? (сварочный трансформатор, сварочный выпрямитель, сварочный преобразователь).

  • Объясните устройство сварочного трансформатора? (Сварочный трансформатор состоит из двух обмоток первичная и вторичная соединенные между собой магнитопроводом. В данном случаен трансформатор является понижающим).

  • Объясните устройство сварочного выпрямителя? (Сварочный выпрямитель состоит из трансформатора и диодного моста. Он преобразовывает переменное напряжение в постоянное).

  • Объясните устройство электрода? (Сварочный электрод состоит из металлического стержня и обмазки. В обмазку входит древесная мука, металлические опилки, крахмал, целлюлоза).

  • При какой толщине металла нужна обработка кромок ? (при толщине металла 4мм и выше нужна обработка кромок).

  • Температура сварочной дуги? (Температура сварочной дуги 3000 – 50000С ).

  • Где в сварочной дуге самая высокая температура? (В столбце дуги).

  • Что такое прихватка? Перечислите виды прихваток. (Прихватка — это процесс закрепления деталей при сборке под сварку при помощи коротких сварных швов, называемых прихваточными или «прихватками». Прихватки бывают временные и остающиеся)

  • Как правильно выбрать режим сварки ? (режим сварки выбирается согласно полученного задания, подбирается величина тока, диаметр электрода, скорость движения электрода в зависимости от толщины металла).

  • Что такое сварочная ванна? (Это участок расплавленного металла).

  • Какое оборудование используется для дуговой сварки? (Для дуговой сварки используется в основном сварочный трансформатор и сварочный выпрямитель).

  • Что добавляют в электрод переменного тока для устойчивого горения сварочной дуги?

  • Виды обработки кромок? (V – образная, U – образная, X– образная, K– образная).

  • Как обрабатываются кромки металлических заготовок? (Кромки металлических заготовок от края кромки зачищается при помощи наждачной бумаги или слесарного инструмента на расстоянии 15 – 20 мм от края).

2.3 Объяснение нового материала ( приложение 1, работа обучающихся с конспектом).

2.4 Наглядный показ мастера однослойной сварки металла.

2.5 Ознакомиться с последовательностью выполнения работ.

2.6 Проверка рабочего места, приспособлений, инструментов.

2.7 Объяснение типичных ошибок , видов дефектов, их способы устранения и предупреждения.

2.8 Правила охраны труда при проведении электросварочных.

в) Второй этап

Данное задание предполагает проверку знаний по вопросам охраны труда.

Каждая команда должна назвать правила охраны труда при проведении электросварочных работ. Та команда, которая назвала наибольшее количество пунктов, получает дополнительный балл. Изучить правила охраны труда с электрооборудованием.

Например:

1.Техника безопасности при электросварочных работ.

2.Техника безопасности пожарной безопасности при сварочных работах .

3. Спецодежда при электросварочных работах.

Закрепление правил ТБ. Решение карточек – заданий, тестов по технике безопасности (приложение 2). Инструктаж по ТБ при выполнении электросварочных работ

2.8 Проверка усвоения обучающимися вводного инструктажа

Каждой команде задаётся проблемная ситуация, которую обучающиеся должны решить. Та команда, которая дает правильный ответ получает зачётный балл.

Например:

  1. Можно ли исправить дефект шва. (Дефект шва исправить можно: необходимо подобрать режим сварки необходимый для данного задания, в зависимости от полученного дефекта, если необходимо то можно вырубить зубилом или при помощи сварки согнать металл)

  2. Что такое режим сварки. (Под режимами сварки подразумевают настраиваемые параметры, основываясь на которых протекает сварочный процесс. Чем точнее мастер придерживается выбранного режима, тем прочнее будет соединение.  К основным параметрам режима сварки относятся:

  • величина тока, полярность и род;

  • диаметр электрода;

  • длина дуги сварки и напряжение;

  • скорость движения вдоль шва;

  • количество проходов.)

  1. Какая разница между сварочным выпрямителем и трансформатором? (Разница между сварочным выпрямителем и трансформатором состоит в том, что трансформатор имеет на выходе переменное напряжение, а выпрямитель постоянное)

2.9 Подведение итогов вводного инструктажа. Проверка усвоения вводного инструктажа (приложение 3).

2.10 Выдача задания учащимся. (приложение 4)

Разбивка по бригадам, назначение бригадира, ознакомление с инструкционно-технологическими картами

  1. Текущий инструктаж (4,5 часа)

    1. Проверка организации рабочего места.

    2. Проверка выполнения технологических операций – сборки и сварки однослойной сварки металла. Выполнение задания по инструкционной карте. (приложение 5)

    3. Контроль за выполнением задания согласно технологическим операциям и правилам техники безопасности

    4. Самостоятельная работа обучающихся

а) сборка металла на прихватках

б) сварка стыковых соединений

Соблюдение правил охраны труда при выполнении работ








4. Заключительный инструктаж (20 мин)

4.1 Определить достижения обучающимися цели. Проверка работы со сварочным выпрямителем

Сообщение обучающимся критерии оценок:

5 - «отлично» - форма шва ровная, нет разрывов, поверхность гладкая,

4 - «хорошо» - крупная чешуйчатость.

3 - «удовлетворительно» - поверхность наплавки негладкая.

2 - «неудовлетворительно» - крупная чешуйчатость, поверхность наплавки негладкая, отклонения от разметки;

4.2 Провести анализ работ, анализ ошибок

4.3 Оценка работ обучающихся. Выполнение норм времени.



































Список использованной литературы

  1. Баннов М.Д., Казаков Ю.В. «Сварка и резка материалов». Учебное пособие. Москва. Издательский центр «Академия», 2002.

  2. В.Г. Геваркян «Основы свар очного дела»

  3. Завязкин О.В. «Сварочные работы»

  4. Колганов Л.А. «Сварочное производство».Учебное пособие. Ростов. н/Д: «Феникс», 2002.

  5. Левадный В.С, Бурлака А.П. «Сварочные работы» практическое пособие Москва. ООО «Аделант», 2003.

  6. Маслов В.И. «Сварочные работы». Москва. Издательский центр. «Академия», 2003.

  7. Чернышов Г.Г. «Сварочное дело: Сварка и резка металлов». Москва. Издательский центр «Академия», 2004.

































Приложение 1

Опорный конспект

Классификация сварных швов по длине и сечению

В зависимости от длины сварные швы разделяют на:

  • короткие до 300 мм;

  • средние от 300 до 1000 мм;

  • д
    линные более 1000 мм

Рис1. Классификация сварных швов по длине

Короткие швы выполняют сваркой на проход (а), от начало до конца.

Швы средней длины сваривают либо от середины к краям, либо так называемыми обратно-ступенчатым способом ( б, в).

Швы большой длины (г) сваривают обратно-ступенчатым способом, от середины к краям.

Обратно ступенчатый способ заключается в том, что весь шов разбивают на участки. Длина участка выбирается в пределах 100 – 300мм в зависимости от толщины метла и жесткости свариваемой конструкции.

Сварка стыковых швов. Односторонние стыковые швы без скоса кромок выполняют покрытыми электродами диаметром, равным толщине свариваемых листов, если она не превышает 4 мм. Сила тока подбирается в зависимости от диаметра электрода, вида и толщины покрытия (табл. 1). Листы без скоса кромок толщиной от 4 до 10 мм сваривают двусторонним швом. Положение и поперечные движения электрода при сварке приведены на рис. 2.






Таблица1.

Ориентировочные режимы сварки соединений встык без скоса кромок


Толщина металла, мм

Шов

Зазор, мм

Диаметр электрода, мм

Среднее значение силы тока, А

Нижнее положение шва

Вертикальное и потолочное положение шва

3-4

односторонний

1,0

3-4

180

160

5-6

двусторонний

1,0 – 1,5

4-5

180 -260

160 – 230

7-8

То же

1,5 – 2,0

5

260

230

10

То же

2,0

6

330

290


Примечание. Максимальные значения силы тока должны уточняться по данным паспорта электродов.

Стыковые соединения со скосом двух кромок (V-образные) в зависимости от толщины металла выполняют однослойными, многослойными или многопроходными швами

Оптимальный угол раскрытия шва определяется следующими соображениями. Большой угол разделки (80 - 90°) обеспечивает большие удобства сварщику, уменьшает опасность непровара корня, но увеличивает объем наплавленного металла, следовательно, уменьшает производительность и увеличивает деформации изделия. Для нормального процесса ручной дуговой сварки принят угол разделки 60°. Он может быть увеличен на 65° для тонких листов и уменьшен до 55° для листов толщиной более 15 мм.

Зазор между стыкуемыми элементами и притупление кромок составляет от 1,5 до 4,0 мм в зависимости от толщины листов, режима сварки и характера свариваемой конструкции.

Наиболее трудным при сварке является получение полного (надежного) провара корня шва. Здесь чаще всего бывают различные дефекты, например непровар, газовые и шлаковые включения. Поэтому, если это возможно, следует подваривать корень шва с обратной стороны.

Металл толщиной от 4 до 8 мм проваривается однослойным (однопроходным) швом. Однослойные швы с V-образным скосом кромок выполняют поперечными колебательными движениями электрода в виде треугольников без задержки в корне шва (листы толщиной 4 мм) и с задержкой в корне шва (толщиной 8 мм, рис. 3).

Рис. 2. Положение (а) и движения электрода (б) при сварке стыковых швов со скосом кромок

Угловые швы без скоса кромок с катетами более 10 мм могут выполняться в один слой, но с поперечными движениями электрода треугольником, причем лучший провар корня шва обеспечивается задержкой электрода в корне шва (см. рис. 3).

Рис. 3. Положение и движения электрода при сварке угловых швов: а - наклонным электродом, б - 'в лодочку'

Угловые швы с односторонним или двусторонним скосом кромок применяют при изготовлении особо ответственных изделий.

Скос кромок у стенки тавра делают под углом 50+5°. При толщине стенки до 4 мм шов со скосом кромки выполняют в один слой; при большей толщине сварка ведется в несколько слоев и проходов. При выполнении многослойных тавровых швов наклонным электродом швы обычно получаются с неравными катетами на полке и стенке. Поэтому при проектировании сварных изделий допускаются угловые швы с неравными катетами.

Примерные режимы сварки тавровых соединений со скосом кромок даны в табл. 2.

Таблица 2.

Примерные режимы ручной дуговой сварки угловых швов со скосом кромок

Вид шва

Толщина металла,мм

Число слоев или проходов

Диаметр электрода, мм

Ток, А

4

1

3-4

120-160

6

1

4-5

160-220

8

1-2

4-5

160-220

10

3-4

4-6

160-300

12

6-8

4-6

160-320

10

2-4

4-6

160-320

20

4-8

4-6

160-360

40

8-16

4-6

160-360

60

16-30

5-6

220-360

80

30-40

5-6

220-360























Приложение 2

Решение карточек-заданий, тестов по технике безопасности.


Карточка № 1


1. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током?

а) влага на оборудовании и одежде электросварщика

б) использование при работе резиновых перчаток

в) работа на заземленном сварочном аппарате

а

1. При какой величине электрический ток считается смертельным?

а) 0,005 А б) 0,1 А в) 0,025 А

б

3. Какие условия повышают опасность поражения электрическим током?

а) влага на оборудовании и одежде электросварщика

б) использование при работе резиновых перчаток

в) работа на заземленном сварочном аппарате

а


Карточка № 2

1. Кабина сварочного поста должна иметь высоту:

а) не менее 1,50 м б) не менее 2 м в) не менее 4 м

б

2. Что заземляется в сварочном трансформаторе?

а) первичная обмотка, корпус, сердечник;

б) вторичная обмотка, корпус;

в) стол, корпус, обмотка

б

3. Какое напряжение для сварки в сырых помещениях считается малым?

а) 127В; б) 36В; в) 12В.

в











Приложение 3

УКАЖИ НА РИСУНКЕ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ СВАРОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ


























Приложение 4

Карточка заданий №1

Необходимо произвести сварку стыкового соединения пластин,
изготовленных из стали марки СТ.3 толщиной 3 мм. в потолочном положении.

А. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.

Б. Составьте последовательность технологических операций.


Карточка заданий №2

1) Необходимо произвести сварку стыкового соединения пластин

изготовленных из стали марки Ст.2 толщиной 4 мм.

А. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.

Б. Составьте последовательность технологических операций.


Карточка заданий №3

1) Необходимо произвести сварку нахлёсточного соединения двух пластин

длиной 900 мм. из стали марки 15ХГСНД толщиной 5 мм. в потолочном положении.

A. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б. Определите длину, количество прихваток.

B. Составьте последовательность технологических операций.


Карточка заданий №4

1) Необходимо произвести сварку нахлёсточного соединения двух пластин

длиной 900 мм. из стали марки 15ХГСНД толщиной 3 мм. в потолочном положении.

A. Подберите материалы, оборудование и режим сварки.
Б. Определите длину, количество прихваток.

B. Составьте последовательность технологических операций.




П
риложение 5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Буджерак Наталья Николаевна

Дата: 01.09.2021

Номер свидетельства: 586160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства