Организацион-ный момент слайды 1-3 Актуализации опорных знаний слайд 4 | -- проверка готовности обучающихся к занятию; - психологический настрой на творческую работу; - пояснения элементов рейтингового оценивания обучающихся на занятии (на протяжении всего занятия на доске делает пометки напротив фамилий обучающихся, ответивших на тот или иной вопрос). Объясняет критерии оценивания деятельности учащихся на занятии (элементы рейтинговой системы оценивания). Критерии оценивания (по лидеру-100%): От 100%-80% – «5» 79% -50% – «4» Менее 50% - «3» Называет тему, цель занятия. Проверяет домашнее задание. Задаёт вопросы. Ведёт рейтинговое оценивание знаний и активности обучающихся. 1.Назначение двигателя. - для преобразования энергии сгораемого топлива в механическую энергию в виде вращения вала, т.е. для выработки вращения 2.Какие системы двигателя обеспечивают его нормальную работу? - системы охлаждения, смазки, питания и зажигания. 3.Какие механизмы имеет ДВС? - кривошипно-шатунный и газораспределительный 4.Для чего предназначены эти основные механизмы двигателя? - кривошипно-шатунный преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движения коленчатого вала; -газораспределительный обеспечивает своевременную подачу в цилиндры горючей смеси или воздуха и своевременный отвод из цилиндров отработавших газов. | Смотрят, слушают, записывают тему занятия, Смотрят, слушают анализируют. Смотрят, слушают. |
Этап изучения нового материала, Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайды 12-14 Слайд 15 Слайд 16 с видео Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19-20 Слайд 21 Слайд 22 (видео) Слайд 23 | 1.Устройство трансмиссии. Механическая многоступенчатая трансмиссия автомобиля состоит из: - муфты сцепления; - коробки передач с механизмами переключения; - главной передачи; - дифференциала; - полуосей; - ступиц колёс. Муфта сцепления предназначена для плавного соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом КПП и временного разъединения для остановки или переключения передач; Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением). Схема работы механической коробки передач. 1 - первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки передач Карданная передача предназначена для передачи вращения от вторичного вала КПП к ведущему мосту. Схема работы механической трансмиссии I - двигатель; II – муфта сцепления; III - механизм переключения передач; IV – карданная передача (1 – вторичный вал КПП; 2 – шлицевое соединение; 3 – основной карданный вал; 4- промежуточная опора с подвесным подшипником; 5,7 – карданные шарниры; 6 – дополнительный карданный вал; 8 – полуоси. Ведущий мост автомобиля объединяет главную передачу, дифференциал и полуоси в одном корпусе и предназначен для передачи вращения от карданной передачи к ступицам колёс. Проводит промежуточный контроль: проводится в виде фронтального опроса с использованием мультимедиапрезентациии. Преподаватель последовательно включает вопросы на слайдах, право ответа имеет обучающийся, который вперёд поднял руку вверх. Добивается от учащихся исчерпывающегося ответа. После этого показывает правильный ответ, оценивает работу каждого обучающегося, продолжая рейтинг активности. Вопросы промежуточного контроля 1.Какие устройства и механизмы входят в состав трансмиссии? - карданная передача; - газораспределительный механизм; - коробка перемены передач; - главная передача; - рама с подвеской; - муфта сцепления; - соединительная муфта; - ведущий мост. 2. Назначение трансмиссии. - предназначена для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ходовым колёсам; 3.Какое устройство передаёт вращение от коробки перемены передач к ведущему мосту автомобиля? - карданная передача 4. Какой механизм трансмиссии передаёт вращение под углом в 900? - главная передача; 5. Назначение коробки перемены передач. - предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес при нейтральном положении. 6.Какое устройство передаёт вращение от двигателя к трансмиссии? - муфта сцепления 7. Какую функцию ещё выполняет муфта сцепления? -плавно соединяет коленчатый вал двигателя с первичным валом КПП и временно разъединяет эти валы при остановке автомобиля или переключения передач; 8. Назначение дифференциала. - даёт возможность полуосям на сторонах вращаться с разными оборами при повороте автомобиля. 9.Какое устройство передаёт вращение от дифференциала к ступицам колёс? - полуоси 2. Устройство коробки перемены передач Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением). Механическая коробка передач состоит из: - картера; - первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями; - дополнительного вала и шестерни заднего хода; - синхронизаторов; - механизма переключения передач с тремя устройствами; - рычага переключения. Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом. Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах? Давайте с этим разберемся на примере. Возьмем две шестерни. Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40. Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2). Задняя передача, то есть вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону, обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим для того, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет свое направление. Работа синхронизатора. Механизм переключения передач имеет 3 устройства: фиксирующее, блокирующее и предохранительное. Фиксирующее – предотвращает самопроизвольное выключение передачи при движении; Блокирующее – предотвращает включение одновременно 2-х передач. Предохранительное – предотвращает включения низшей передачи или передачи заднего хода при разгоне автомобиля. | Слушают, делают записи в поурочных картах, задают вопросы, возникающие по мере объяснения нового материала. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Активно отвечают на поставленные в слайдах вопросы Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту. |
Оценивание деятельности учащихся на занятии Слайд 22 Подача домашнего задания Слайд 23 Рефлексия Слайд 24 | Проводится в 2 этапа: 1 этап. Напоминает критерии оценивания деятельности учащихся на занятии (рейтинговая оценка), выполняет подсчёт баллов. Выставляет оценки в журнал. Критерии оценивания (по лидеру): 100%-80% – «5» 79%-50%– «4» Менее 50% - «3» 2 этап. Обращает внимание на заполнение каждым обучающимся поурочной карты, даёт время (2 мин.) на окончательную корректировку, после сдачи обучающегосями поурочных карт выставляет оценки за занятием (некоторым обучающегосям – вторые) Селифонов В.В. стр.215-220 На следующем занятии: на «3» - объяснить общее устройство и назначение механической трансмиссии автомобилей, объяснить назначение и работу отдельных агрегатов трансмиссии на «4» - дополнительно объяснить устройство коробки перемены передач. на «5» - дополнительно объяснить устройство и работу синхронизаторов, применяемых в КПП автомобилей. Обучающегосям раздаёт жетоны трёх цветов с капроновыми нитями и предлагает создать «Дерево знаний», украсив его жетонами различного цвета соответственно сформированным знаниям: - могу перечислить основные агрегаты трансмиссии и их назначение - розовый; - (дополнительно) могу пояснить устройство и работу коробки перемены передач Зил-130 - жёлтый; - (дополнительно) могу пояснить работу и синхронизатора КПП Зил-130 – синий. Подводит итоги выбора. На основании этого намечается корректировка методической разработки следующего занятия. | Заполняют поурочную карту, Выставляют в поурочные карты оценки за занятие, сдают преподавателю. Записывают домашнее задание. Одевают жетоны различного цвета на «Дерево знаний», который имитируют несколько веточек тополя, установлен-ных в вазе. |