kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Трансмиссия автомобилей. Устройство и работа механической коробки передач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи обучения:

  • рассмотреть основные типы трансмиссий, применяемых в автомобилях;
  • рассмотреть и усвоить назначение трансмиссии;  
  • выделить механическую трансмиссию, изучить её устройство и
  • принцип работы;
  • проанализировать устройство и принцип работы механической коробки
  • перемены передач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Трансмиссия автомобилей. Устройство и работа механической коробки передач"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Детско–юношеский центр















Методическая разработка занятия

Трансмиссия автомобилей. Устройство и работа механической коробки передач











Составители:

педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ

Кислов С.В., Сабанин С.Н.







г. Салехард, 2020 г.




План – конспект занятия

Задачи обучения:

  • рассмотреть основные типы трансмиссий, применяемых в автомобилях;

  • рассмотреть и усвоить назначение трансмиссии;

  • выделить механическую трансмиссию, изучить её устройство и

  • принцип работы;

  • проанализировать устройство и принцип работы механической коробки

  • перемены передач.

Задачи развития:

  • развивать логическое и технологическое мышление;

  • способствовать развитию памяти и наблюдательности;

  • способствовать формированию профессиональных компетенций

  • в области устройства и работы трансмиссий автомобилей.

Задачи воспитания:

  • воспитывать уважение к труду, обязательное соблюдение трудовой дисциплины, обязательное соблюдение правил безопасности труда и чувство ответственности за выполненную работу.


Цель занятия: изучить типы трансмиссий, применяемых на автомобилях, изучить устройство и назначение механической трансмиссии, в состав которой входит механическая коробка перемены передач.


Оборудование: интерактивная доска или экран, компьютер, мультимедийная презентация, поурочные карты обучающихся.


Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.


Методы: работа с экранными средствами, наглядные, работа в тетради, заполнение поурочной карты обучающегося.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.


Межпредметные связи: физика, электротехника.


План занятия


Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания – ответить на вопросы.

Мотивационный этап: общее назначение трансмиссий автомобилей.


Изучение нового материала:

  • типы трансмиссий, применяемых на современных автомобилях;

  • назначение трансмиссии на автомобиле;

  • устройство трансмиссии и назначение её основных узлов, механизмов и агрегатов:

  • муфты сцепления, коробки перемены передач, карданной передачи, ведущего моста.

  • промежуточный контроль;

  • подробное устройство и назначение коробки перемены передач автомобиля Зил-130;

  • характеристика зубчатых передач;

  • назначение и устройство механизма переключения передач.

4.Закрепление. Провести в виде индивидуальной самостоятельной работы в поурочных картах обучающихся.

5. Заключение и выводы:

    • Подведение итогов занятия.

    • Подача домашнего задания.

    • Рефлексия.

Ход занятия


Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организацион-ный момент
















слайды 1-3




Актуализации опорных знаний

слайд 4


















-- проверка готовности обучающихся к занятию;

- психологический настрой на творческую работу;

- пояснения элементов рейтингового оценивания обучающихся на занятии

(на протяжении всего занятия на доске делает пометки напротив фамилий обучающихся, ответивших на тот или иной вопрос). Объясняет критерии оценивания деятельности учащихся на занятии (элементы рейтинговой системы оценивания).

Критерии оценивания (по лидеру-100%):

От 100%-80% – «5»

79% -50% – «4»

Менее 50% - «3»


Называет тему, цель занятия.




Проверяет домашнее задание. Задаёт вопросы. Ведёт рейтинговое оценивание знаний и активности обучающихся.

1.Назначение двигателя.

- для преобразования энергии сгораемого топлива в механическую

энергию в виде вращения вала, т.е. для выработки вращения


2.Какие системы двигателя обеспечивают его нормальную работу?

- системы охлаждения, смазки, питания и зажигания.


3.Какие механизмы имеет ДВС?

- кривошипно-шатунный и газораспределительный


4.Для чего предназначены эти основные механизмы двигателя?

- кривошипно-шатунный преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движения коленчатого вала;

-газораспределительный обеспечивает своевременную подачу в цилиндры горючей смеси или воздуха и своевременный отвод из цилиндров отработавших газов.



















Смотрят, слушают, записывают тему занятия,


Смотрят, слушают анализируют.
















Смотрят, слушают.



Этап мотивации

Слайд 5




Слайд 6

Объясняет типы трансмиссий, общее назначение трансмиссии, указывает важность агрегатов и узлов трансмиссии для движения автомобиля, его управления и корректировки скоростных параметров


Показывает видеофрагмент «Принцип работы сцепления и коробки передач»


Этап изучения нового материала,

Слайд 7






Слайд 8















Слайд 9























Слайд 10























Слайд 11
















Слайды 12-14





























































Слайд 15










Слайд 16

с видео

Слайд 17








Слайд 18








Слайд 19-20







Слайд 21









Слайд 22 (видео)

Слайд 23










1.Устройство трансмиссии.

Механическая многоступенчатая трансмиссия автомобиля состоит из:

- муфты сцепления;

- коробки передач с механизмами переключения;

- главной передачи;

- дифференциала;

- полуосей;

- ступиц колёс.


Муфта сцепления предназначена для плавного соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом КПП и временного разъединения для остановки или переключения передач;



Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Схема работы механической коробки передач.

1 - первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки передач


Карданная передача предназначена для передачи вращения от вторичного вала КПП к ведущему мосту.

Схема работы механической трансмиссии

I - двигатель; II – муфта сцепления; III - механизм переключения передач;

IV – карданная передача (1 – вторичный вал КПП; 2 – шлицевое соединение; 3 – основной карданный вал; 4- промежуточная опора с подвесным подшипником; 5,7 – карданные шарниры; 6 – дополнительный карданный вал; 8 – полуоси.


Ведущий мост автомобиля объединяет главную передачу, дифференциал и полуоси в одном корпусе и предназначен для передачи вращения от карданной передачи к ступицам колёс.



Проводит промежуточный контроль:

проводится в виде фронтального опроса с использованием мультимедиапрезентациии. Преподаватель последовательно включает вопросы на слайдах, право ответа имеет обучающийся, который вперёд поднял руку вверх. Добивается от учащихся исчерпывающегося ответа. После этого показывает правильный ответ, оценивает работу каждого обучающегося, продолжая рейтинг активности.



Вопросы промежуточного контроля

1.Какие устройства и механизмы входят в состав трансмиссии?

- карданная передача;

- газораспределительный механизм;

- коробка перемены передач;

- главная передача;

- рама с подвеской;

- муфта сцепления;

- соединительная муфта;

- ведущий мост.

2. Назначение трансмиссии.

- предназначена для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ходовым колёсам;

3.Какое устройство передаёт вращение от коробки перемены передач

к ведущему мосту автомобиля?

- карданная передача

4. Какой механизм трансмиссии передаёт вращение под углом в 900?

- главная передача;

5. Назначение коробки перемены передач.

- предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес при нейтральном положении.

6.Какое устройство передаёт вращение от двигателя к трансмиссии?

- муфта сцепления

7. Какую функцию ещё выполняет муфта сцепления?

-плавно соединяет коленчатый вал двигателя с первичным валом КПП и временно разъединяет эти валы при остановке автомобиля или переключения передач;

8. Назначение дифференциала.

- даёт возможность полуосям на сторонах вращаться с разными оборами при повороте автомобиля.

9.Какое устройство передаёт вращение от дифференциала к ступицам колёс?

- полуоси



2. Устройство коробки перемены передач

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от муфты сцепления к карданной передаче. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Механическая коробка передач состоит из:

- картера;

- первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;

- дополнительного вала и шестерни заднего хода;

- синхронизаторов;

- механизма переключения передач с тремя устройствами;

- рычага переключения.


Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом.

Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах? Давайте с этим разберемся на примере.

Возьмем две шестерни. Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40.

Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2).

Задняя передача, то есть вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону, обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим для того, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет свое направление.

Работа синхронизатора.


Механизм переключения передач имеет 3 устройства: фиксирующее, блокирующее и предохранительное.

Фиксирующее – предотвращает самопроизвольное выключение передачи при движении;

Блокирующее – предотвращает включение одновременно 2-х передач. Предохранительное – предотвращает включения низшей передачи или передачи заднего хода при разгоне автомобиля.

Слушают, делают записи в поурочных картах, задают вопросы, возникающие по мере объяснения нового материала.



Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.












Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.




















Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.



















Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.














Активно отвечают на поставленные в слайдах вопросы



























































Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.







Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.






Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту





Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.




Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.





Смотрят, анализируют, заполняют поурочную карту.






4.Этап закрепления

Проводит в виде индивидуальной самостоятельной работы (письменные ответы на вопросы в поурочных картах)


Отвечают на вопросы, поставленные в поурочных картах обучающихся

Оценивание деятельности учащихся на занятии


Слайд 22










Подача домашнего задания

Слайд 23









Рефлексия

Слайд 24



Проводится в 2 этапа:

1 этап. Напоминает критерии оценивания деятельности учащихся на занятии (рейтинговая оценка), выполняет подсчёт баллов. Выставляет оценки в журнал.

Критерии оценивания (по лидеру):

100%-80% – «5»

79%-50%– «4»

Менее 50% - «3»


2 этап. Обращает внимание на заполнение каждым обучающимся поурочной карты, даёт время (2 мин.) на окончательную корректировку, после сдачи обучающегосями поурочных карт выставляет оценки за занятием (некоторым обучающегосям – вторые)


Селифонов В.В. стр.215-220


На следующем занятии:

на «3» - объяснить общее устройство и назначение механической трансмиссии автомобилей, объяснить

назначение и работу отдельных агрегатов трансмиссии

на «4» - дополнительно объяснить устройство коробки перемены передач.

на «5» - дополнительно объяснить устройство и работу синхронизаторов, применяемых в КПП автомобилей.


Обучающегосям раздаёт жетоны трёх цветов с капроновыми нитями и предлагает создать «Дерево знаний», украсив его жетонами различного цвета соответственно сформированным знаниям:

- могу перечислить основные агрегаты трансмиссии и их назначение - розовый;

- (дополнительно) могу пояснить устройство и работу коробки перемены передач Зил-130 - жёлтый;

- (дополнительно) могу пояснить работу и синхронизатора КПП Зил-130 – синий.

Подводит итоги выбора. На основании этого намечается корректировка методической разработки следующего занятия.













Заполняют поурочную карту, Выставляют в поурочные карты оценки за занятие, сдают преподавателю.


Записывают домашнее задание.











Одевают жетоны различного цвета на «Дерево знаний», который имитируют несколько веточек тополя, установлен-ных в вазе.



Список литературы


    1. Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.В. Беднарский. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 456 c.

    2. Васильев, Б.С. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Б.С. Васильев, Б.П. Дологополов, Г.Н. Доценко; Под ред. В.А. Зорин. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 512 c.

    3. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 176 c.

    4. Виноградов, В.М. Технология ремонта автомобилей / В.М. Виноградов. – М.: МГИУ, 2015. – 190 c.

    5. Волгин, В. Ремонт двигателя своими руками. 68 моделей автомобилей"ВАЗ" / В. Волгин. – СПб.: Питер, 2014. – 208 c.

    6. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 352 c.

    7. Иванов, В.П. Ремонт автомобилей: Учебное пособие / В.П. Иванов. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 383 c.

    8. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 496 c.

    9. Кузнецов, А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): Учебное пособие для начального профессионального образования / А.С. Кузнецов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 304 c.

    10. Кулаков, А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей / А.Т. Кулаков. – Вологда: Инфра–Инженерия, 2013. – 448 c.

    11. Мылов, А.А. Основы ремонта автомобилей: Учебное пособие / А.А. Мылов. – М.: МГИУ, 2010. – 124 c.

    12. Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.В. Петросов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 224 c.

    13. Савич, А.С. Ремонт кузовов легковых автомобилей: Учебное пособие / Е.Л. Савич, В.С. Ивашко, А.С. Савич; Под общ. ред. Е.Л. Савич. – М.: НИЦ ИНФРА–М, Нов. знание, 2012. – 320 c.

    14. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонт автомобилей: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Ф. Синельников. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 320 c.

    15. Скепьян, С.А. Ремонт автомобилей. Курсовое проектирование: Учебное пособие / С.А. Скепьян.. – М.: НИЦ ИНФРА–М, Нов. знание, 2013. – 235 c.

    16. Туревский, И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Т. 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: учебное пособие / И.С. Туревский. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 256 c.
      c.

    17. Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 539 c.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сабанин С.Н., Кислов С.В., Теплоухов Ю.В., Гуляев С.Н.

Дата: 27.12.2020

Номер свидетельства: 568666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства