kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока теоретического обучения по МДКТеоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методческая разработка урока теоретического обучения Междисциплинарный курс: Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»

Тема урока: Назначение, устройство, принцип работы газораспределительного механизма двигателей автомобилей

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока теоретического обучения по МДКТеоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»»

План-конспект урока теоретического обучения


Междисциплинарный курс: Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»


Тема урока: Назначение, устройство, принцип работы газораспределительного механизма двигателей автомобилей.

Формируемые компетенции:


ПК 5.1 Управлять автомобилями категории «С»

ПК 5.2 Выполнять работы по транспортировке грузов

ПК 5.3 Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования

ПК 5.4 Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств

ПК 5.5 Работать с документацией установленной формы

ПК 5.6 Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия

Цели урока:

Обучающая: 1.Дать новые знания обучающимся по устройству ГРМ, назначение ГРМ, принцип работы ГРМ, детали ГРМ, фазы газораспределения

Развивающая: осуществлять классификацию ГРМ по виду, знать принципиальную схему работы ГРМ, определять неисправности ГРМ и способы их устранения, технически грамотно формулировать ответы на вопросы по теме урока, развивать техническое мышление, уметь применять полученные знания при выполнении дипломного проекта.

Воспитательная: проявлять интерес к предмету, проявлять самостоятельность при решении практических задач и тестировании, уметь четко выражать свои мысли, выполнять задания аккуратно и в заданные сроки.

Методы

- обучения: диалогический;

- преподавания: объяснительно-побуждающий;

- учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция-презентация, решение задач.



Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент.

Цели для преподавателя:

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- способствовать повышению мотивации учения.

Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности).

Цели этапа урока достигаются посредством:

-объявления темы урока и постановки общих целей урока, выделения учебных задач по этапам урока;

- разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций, для будущей профессиональной деятельности.

1.1. Проверка наличия обучающихся.

1.2. Целевая установка на урок.

Тема сегодняшнего урока: «Назначение и устройство, принцип работы газораспределительного механизма двигателей автомобилей

Обучающиеся записывают тему урока.

Тема урока направлена на формирование профессиональной компетенции, которой должен обладать техник-механик: «Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования,

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств».

Поэтому ваша главная задача на уроке: хорошо усвоить теоретический материал и научиться применять полученные знания и умения при выполнении дипломного проекта, а затем в дальнейшей вашей работе на предприятиях всех форм хозяйствования, где имеется автомобильная техника.

Для того, чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, обозначим его задачи поэтапно:

1. Проверим насколько вы усвоили ранее изученный материал по теме: «Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.». Проведем устный и письменный (в виде тестов) опросы.

2. Изучим новый материал по теме: «Назначение, устройство, принцип работы газораспределительного механизма двигателей автомобилей». Закрепим изученный материал. Проведем устный опрос.

4. На последнем этапе урока вам будет дано задание: решение тестов


2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

Цели для преподавателя:

- установить уровень усвоения знаний (способов действий);

- обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке;

- определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;

- стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе.

Цели для обучающихся:

- актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий);

- владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием;

- оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- организации фронтального опроса, тестирования, по пройденному учебному материалу;

- проведения оценки выявленного уровня знаний (освоения способов действий) как в целом по учебной группе, так и отдельных обучающихся;

- проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе.

2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения):

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлом занятии, это поможет эффективнее освоить новую тему.

На прошлом уроке мы познакомились с назначением, устройством и работой кривошипно-шатунного механизма

(После просмотра слайдов проводится опрос успевающих студентов по теме «Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма, пятерым слабоуспевающим студентам раздаются карточки тестового опроса по этой же теме. Оценки за устные ответы у доски озвучиваются сразу же, письменные работы проверяются с объявлением результатов в конце занятия.)


3. Изучение нового учебного материала (способов действий).

Цели для преподавателя:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством формирования умений рационального составления конспекта лекции.

Цели для обучающихся:

- понять объясняемый материал, запомнить определения изучаемых параметров, осмыслить изучаемый учебный материал, уметь применять формулы для расчета напряжения срабатывания;

- составить конспект по изучаемому материалу.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности, наглядности;

- пояснений по рациональному конспектированию изучаемого материала.


Проводится объяснение нового учебного материала, основные положения новой темы тезисно выводятся через мультивидео проектор (экране):

3.1. Назначение ГРМ:

Основным назначением ГРМ является: отвечает за плановое и поочередное открытие-закрытие впускных и выпускных клапанов каждого цилиндра, обеспечивая своевременную подачу рабочей смеси в цилиндр и выпуск из него отработавших газов.

3.2. Виды Современные автомобильные ДВС могут комплектоваться различными видами ГРМ. В связи с этим ГРМ можно разделить на четыре категории:

  • по местоположению распределительного вала – нижнее или верхнее расположение;

  • по числу распределительных валов – два или один;

  • по количеству клапанов – от 2 до 5;

  • по типу привода распределительного вала – зубчато-ременный, шестеренчатый, цепной.

Верхнее положение вала в головке цилиндра является самым эффективным и распространенным. Закрытие и открытие клапанов выполняется от распределительного вала за счет рычагов (толкателей) привода. Данное расположение распределительного вала способствует упрощению конструкции мотора, снижению инерционных сил, а также уменьшению его массы.

Силовые агрегаты автомобилей могут быть оборудованы ГРМ разных типов, что зависит от компоновки силового агрегата, и, главным образом, от взаимного расположения коленвала, выпускных и впускных клапанов и распределительного вала. Количество распределительных валов зависит от типа ДВС.

При верхнем расположении распредвал монтируется в головке цилиндров, где расположены клапаны. Закрытие и открытие клапанов непосредственно производится от распределительного вала через рычаги или толкатели привода клапанов. Привод распредвала осуществляется от коленвала с помощью зубчатого ремня или роликовой цепи.

Верхнее расположение распредвала упрощает конструкцию ДВС, уменьшая общую массу и инерционные силы возвратно-поступательно перемещающихся составляющих механизма, обеспечивая бесшумность его работы и высокую надежность по большой частоте вращения коленвала ДВС.

Ременный и цепной приводы распределительного вала также способствуют бесшумной работе ГРМ.


3.3. Принципиальные схемы устройства ГРМ:


1 – шестерня распределительного вала;

2 – упорное кольцо;

3 – упорный фланец;

4 – толкатели;

5 – впускной клапан;

6 – разжимная пружина;

7 – направляющая втулка клапана;

8 – наружная пружина;

9 – сухарик;

10 – тарелка;

11 – регулировочный винт декомпрессионного механизма;

12 – коромысло клапана;

13 – регулировочный винт;

14 – рукоятка управления декомпрессором;

15 – валик декомпрессора;

16 – ось коромысел; 17 – стойка;

18 – выпускной клапан; 19 – штанги;

20 – внутренняя пружина;

21 – распределительный вал;

22 – втулка.


3.4. Фазы газораспределения

Под фазами газораспределения подразумевают начальные моменты открытия и конечные моменты закрытия клапанов, которые выражены в градусах угла поворота коленвала относительно мертвых точек. Чтобы цилиндры лучше очищались от отработавших газов, выпускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем НМТ, а процесс закрытия должен происходить после ВМТ. С целью лучшей наполненности цилиндров смесью впускному клапану необходимо открываться до достижения поршнем ВМТ, а свое закрытие выполнять после прохождения НМТ. Временной отрезок, в течение которого оба клапана одновременно открыты (выпускной и впускной), называют перекрытием клапанов.

Фазы газораспределения подбираются специалистами на заводах опытным путем в зависимости от конструкции впускной и выпускной системы двигателя и его быстроходности. При этом стремятся применять колебательное движение газов в выпускной и впускной системах таким образом, чтобы к конечному положению закрытия впускного клапана перед ним образовалась бы волна давления, а к конечному этапу закрытия выпускного клапана за ним бы формировалась волна разрежения. При данном подборе фаз газораспределения одновременно удается улучшить наполнение цилиндров свежей смесью, а также более качественней их очистить от отработавших газов.

Предприятия обозначают фазы газораспределения для своих силовых агрегатов в виде диаграммы. На диаграмме фаз газораспределения видно, что впускной клапан начинает свое открытие за 16° до ВМТ, а заканчивает свое закрытие через 46° после НМТ. Выпускной клапан приступает к открытию за 56° до НМТ и заканчивает закрытие через 18° после ВМТ. В этом случае перекрытие клапанов равняется 26°.

Правильность монтажа механизма ВМТ газораспределения устанавливается зацеплением распределительных шестерен с присутствующими метками на них. Отклонение при монтаже фаз газораспределения хотя бы на 3 зуба звездочки или шестерни распредвала приводит к значительному удару клапана о поршень, потери компрессии, поломке клапана или ДВС. Постоянство фаз газораспределения сохраняется только при соблюдении в клапанном механизме теплового зазора. Увеличение зазора способствует уменьшению продолжительности открытия клапана.


Обучающиеся слушают, осмысливают, конспектируют.


4. Закрепление учебного материала (способов действий).

Цели для преподавателя:

- получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения;

- организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала.

Цели для обучающихся:

- самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в измененной ситуации.

Цели этапа урока достигаются посредством:

-организации работы по решению расчетных задач;

- проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе, оценка индивидуальной работы обучающихся;

-


Закрепление изученного материала проводится в виде фронтального опроса и выполнения самостоятельной работы в виде тестирования:

4.1. Фронтальный опрос по вопросам:

Для того, чтобы понять, усвоили ли вы новую тему ответьте на вопросы.

1. Какие типы ГРМ получили наибольшее распространение на автомобильных ДВС?

2. ГРМ в зависимости от места установки клапана разделяются на механизмы с нижним и верхним расположением клапанов. Какой механизм имеет меньшее количество деталей?

3. Каким способом осуществляется привод ГРМ?

4.Для чего предназначен толкатель ГРМ?

5. Как крепится тарелка пружины клапана к стержню клапана?

6. При работе ДВС у некоторых моделей клапан вращается вокруг своей оси для равномерного износа направляющей, стержня клапана, седла и тарелки клапана. За счет чего это достигается?


4.2. Решение тестов

Вариант 1

1. Штанга передает усилие от толкателя к коромыслу. Может ли конструкция ГРМ обходиться без штанг?

а) не могут, так как такой механизм не сможет работать

б) может, в ГРМ с нижним расположением клапанов

в) могут в ГРМ с верхним расположением клапанов и распределительного вала.

2. Какие детали входят в клапанный узел ГРМ?

а) впускной клапан, седло клапана, пружина клапана,

направляющая втулка клапана, компрессионное кольцо

б) впускной клапан, тарелка пружины клапана, маслосъемное кольцо,

сухари, механизм вращения клапана

в) впускные и выпускные клапана, опорная шайба пружины клапана,

седло клапана, сухари.

3. ГРМ служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов ДВС, обеспечивая качественное наполнение цилиндра свежим зарядом, его очистку от отработавших газов и герметизацию цилиндра при сжатии и рабочем ходе. Все ли эти функции выполняет ГРМ?

а) закрытие и открытие клапанов выполняет КШМ

б) наполнение цилиндров свежим зарядом выполняет система очистки

в) все перечисленные функции выполняет ГРМ.

4. Каким термином называют моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выражая в градусах поворота коленчатого вала?

а) перекрытием клапанов б) фазами газораспределения

в) порядком работы цилиндров. г) угол опережения зажигания

5. Какие клапана выполняют полыми и полость заполняют металлическим натрием?

а) только впускные клапаны

б) только выпускные клапаны

в) впускные и выпускные клапана.


2 вариант

Фамилия Имя _________________________________

Оценка _______________________________________


1. Сколько опорных шеек имеет распределительный вал ДВС?

а) в 2 раза меньше коренных шеек коленчатого вала

б) в 2 раза меньше шатунных шеек коленчатого вала

в) такое же количество, как и шатунных шеек коленчатого вала

г) такое же количество, как и коренных шеек коленчатого вала.


2. В какой последовательности передается усилие в приводе клапанов?

а) распредвал, толкатель, штанга толкателя, регулировочный винт, коромысло, клапан

б) распредвал, толкатель, регулировочный винт, штанга толкателя, коромысло, клапан

в) распредвал, толкатель, штанга толкателя, клапан, коромысло, регулировочный винт.


3. Укажите место проверки теплового зазора в ГРМ?

а) между штангой толкателя и регулировочным винтом

б) между толкателем и кулачком распредвала

в) между носком коромысла и торцом стержня клапана.


4. Что обеспечивает герметичность сопряжений клапан-седло клапана?

а) их шлифовка и притирка по месту пастами

б) подгонка по месту с применением уплотнителей

в) установка самоподжимных манжет.


5. Когда происходит максимальное открытие клапана?

а) когда толкатель находится на противоположной стороне от вершины кулачка

б) когда толкатель находится на вершине кулачка

в) когда пружина имеет максимальную длину.

3 вариант

Фамилия Имя _________________________________

Оценка _______________________________________


1. Для чего предусмотрены тепловые зазоры в ГРМ?

а) для предотвращения разрушения коромысел и толкателей

б) для исключения неплотного закрытия клапанов

в) для уменьшения износа направляющих клапанов и толкателей.

2. В какую часть коромысла вворачивают регулировочный винт?

а) в конец коромысла, обращенный к штанге

б) в конец коромысла, обращенный к стержню клапана

в) в отверстие оси коромысла.


3. Какое количество сухарей необходимо для крепления тарелки пружины со стержнем клапана?

а) один б) два в) три г) четыре.

4. Как влияет наличие нагара на фасках клапанов на их охлаждение?

а) не отражается б) улучшает охлаждение в) ухудшает охлаждение.

5. В приводе распределительного вала зубчатыми колесами их изготавливают из разных материалов. Каких?

а) колесо распредвала стальное, коленвала чугунное

б) колесо распредвала чугунное, коленвала стальное

в) колесо распредвала текстолитовое со стальной втулкой, коленвала стальное.

г) варианты, указанные в ответах, а, б

5. Задание на дом.

Цели для преподавателя:

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания).

Цели для обучающихся:

- иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности;

- уяснить цели и содержание домашнего задания.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- выставления и обоснования отметок обучающимся;

- определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания;

- создания условий для дифференцированного выбора обучающимися заданий для самостоятельной работы.

5.1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Преподаватель формирует установку на улучшение результатов деятельности, обучающиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа  причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи Выявление границ нового знания.

Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что целей, поставленных в начале занятия мы достигли. Мы разобрались для чего предназначены устройства. Надеюсь, что полученные знания, помогут вам выполнить расчеты в ваших дипломных проектах.

(Объявляются оценки, полученные в ходе урока, комментируется каждая оценка).

Переходим к заключительному этапу нашего занятия.

5.2. Задание на дом.

Дома вам необходимо продолжить изучение данной темы самостоятельно. Для этого необходимо законспектировать схему порядка работы цилиндров. Этот вопрос входит в перечень тем, выносимых на оценку в процессе экзамена по дисциплине.

Тем, кто хочет на следующем занятии получить более высокую оценку, предлагаю выполнить- изучить порядок регулировки клапанов различных двигателей используя информационно-коммуникационные технологии (интернет-ресурсы).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Халиль Джагварович Нурмухаметов

Дата: 05.10.2022

Номер свидетельства: 614448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства