Методическая разработка урока "Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения".
Методическая разработка урока "Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения".
Данное занятие по учебной дисциплине ОП.04 Основы электротехники и электронной техники составлено для обучающихся по специальности 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения".»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебной дисциплины ОП.04 Основы электротехнике и электронной техники
Тема «Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения».
Разработала преподаватель
Саух Людмила Сергеевна
Луганск 2024
Пояснительная записка
Данное занятие по учебной дисциплине ОП.04 Основы электротехники и электронной техники составлено для обучающихся по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Сфера применения электроники постоянно расширяется. Практически каждая техническая и информационная система оснащается электронными устройствами. Поэтому данная тема является очень актуальна сейчас.
От мастерства, опыта работы и профессионализма преподавателя требуется такая организация учебного процесса, при которой каждое занятие должно быть интересным, неординарным, запоминающимся, а обучающиеся смогли проявить себя, найти применение знаниям, раскрыть свои творческие способности, полюбить будущую профессию и стать настоящими специалистами.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся и доступно объяснить учебный материал я на данном занятии использовались принципы доступности, логичности, последовательности обучения. Также прослеживалась связь теоретического обучения с практическим, так как при выполнении практического задания использовались элементы электрической цепи.
Методической целью открытого учебного занятия является демонстрация передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения компьютерной техники.
Разработка занятия содержит развернутый план занятия, материалы для контроля знаний и умений, материалы для закрепления материала, электронную презентацию.
В данной разработке используются такие инновационные методы как:
1. На этапе проверки знаний по предыдущим пройденным темам используется метод «Светофор» и «Технический диктант».
2. При объяснении нового материала используется мультимедийная презентация с демонстрацией видеоролика.
3. Закрепление нового материала осуществляется с помощью метода «Синквейн» и практического задания
4. При подведении итогов занятия используется таблица оценивания.
5. Рефлексия: Лестница достижений.
. .
Тема программы: Источники и приемники излучения
Тема: Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения.
Цели:
Обучающая:
Сформировать понятия о светоизлучающих диодах, их типах, основных параметрах и область применения.
Научиться собирать электрическую цепь.
Закрепить правила техники безопасности при сборки электрической цепи.
Развивающая:
Развивать познавательные способности обучающихся,
Развивать умение выделять главное из изучаемого материала,
Развивать умение грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, умение анализировать, обобщать, делать выводы,
Развивать индивидуальные способности обучающихся,
Развивать умения работать в группе;
Воспитательная:
Воспитание желания у обучающихся совершенствовать свои знания
Сформировать активную жизненную позицию, воспитать настойчивость, ответственность и культуру общения.
Интерактивные: использование мультимедийных технологий, метод кооперативного обучения (работа в группах), метод опережающих знаний, «Светофор», «Синквейн».
Материально-техническое обеспечения: мультимедийный проектор, ноутбук, элементы электрических цепей
Принципы обучения: воспитывающего и развивающего обучения, научности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, целенаправленности и мотивации, активизации учебного процесса.
План занятия
I. Организационный момент – 2 минуты
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация - 10минут
«Технический диктант»;
Метод «Светофор»;
III. Изучение нового материала - 17 минут
Слово преподавателя;
Беседа;
Методика опережающего задания;
Демонстрация видео ролика;
IV. Закрепление материала – 12 минут
Метод «Синквейн»;
Практическое задание;
V. Подведение итогов занятия – 2 минуты
Таблица оценивания;
VI. Рефлексия - 1минута
Лестница достижений.
VIII. Домашнее задание - 1минута
Подготовить реферат по теме «Светодиоды»
Ход занятия:
І. Организационный момент- 2 минуты.
Добрый день! Староста, доложите явку учащихся на занятии. У каждого есть глоссарий, который поможет вам на занятии. Спасибо.
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация- 10 минут.
Тема нашего занятия: Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения.
Запишите её в свой конспект.
Цель: сформировать понятие о светоизлучающих диодах, изучить их типы, основные параметры и область применения. Применять полученные знания на занятиях учебной практики, а также закрепить правила техники безопасности при работе с электрической цепью.
Ребята, сегодня вы будете работать по группам. В каждой группе есть спикер. (Представляю спикеров каждой группы). Главная задача спикера везти в течении урока таблицу оценивания.
Таблица оценивания состоит из нескольких колонок:
«Технический диктант» по карточкам-заданиям- максимум до 5 баллов
«Светофор»- 4 балла.
Доклад - 1 балл.
Бонус от команды-1 балл.
«Синквейн»-1 балл.
Практическое задание- 3балла.
Итог - общая сумма баллов за урок.
Перед тем, как перейти к новой теме, давайте проверим ваши знания по темам, которые изучали ранее.
Итак, мы проведём «Технический диктант».
Каждая группа получает карточку, в которой необходимо вставить пропущенные слова в течение трёх минут. После этого по очереди спикеры каждой команды отвечают по данному заданию. Время пошло.
Карточка-задание №1.
Токоведущие части различных элементов электрических цепей изготовляются из проводниковых материалов, которые бывают твердыми, жидкими и газообразными. Основными проводниковыми материалами являются металлыи их сплавы. Единица измерения силы тока- ампер.
Данный рисунок- это схема электрических цепей с параллельнымсоединением резистивных элементов. Принцип действия магнитоэлектрическихприборов основан на взаимодействии магнитного поля постоянного магнита и обмотки с током.
Карточка-задание№2.
формула мощности в цепи постоянного тока. Прибор для измерения напряжения- вольтметр. Материалы, которые не проводят электрический ток называются диэлектриками.Ток на участке цепи прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению участка. Сопротивление проводника уменьшится, если увеличить его сечение.
Карточка-задание№3.
Амперметр подключается в электрическую цепь последовательно.сила взаимодействия между заряженными телами увеличится, если уменьшить расстояние между ними. Сопротивление — это способность электрического проводника препятствовать прохождению электрического тока. Резистор– это пассивный элемент электроцепей с постоянным или переменным сопротивлением. Предназначен для преобразования силы тока в напряжение, напряжения в силу тока, для ограничения тока, поглощения электроэнергии и выполнения других задач.
формула закона Ома.
После выполнения технического диктанта, спикеры каждой группы объявляют правильные пропущенные слова. Каждый правильный ответ 1 балл, который записывается в таблицу оценивания.
Т еперь я хотела бы проверить ваши знания с помощью учебной игры «Светофор». Тем более, что светофор является наглядным примером применения светоизлучающих диодов.
Итак, условия игры:
На экране вы видите светофор трех цветов. Под красным цветом скрытые вопросы по теме «Транзисторы»; под жёлтым цветом скрытые вопросы по теме «Выпрямители»; под зелёным цветом вопросы по теме «Триггеры». Ваша задача каждому выбрать любой цвет светофора. За каждый правильный и полный ответ 1 бал. Начинаем опрос по цепочке.
Вопросы и ответы по теме «Транзисторы»:
Что называется транзистором?
Транзистор - это полупроводниковый преобразовательный прибор, имеющий не менее трёх выводов и способный усиливать мощность.
Как называется режим при котором оба перехода транзистора закрыты (и эмиттерный и коллекторный).Ток базы в этом случае равен нулю. Ток коллектора будет равен обратному току.
Данный режим отсечки.
Перечислите основные параметры силовых транзисторов.
Основными параметрами силового транзистора, является следующее:
Максимально допустимый импульсный ток коллектора.
Максимально допустимое импульсное напряжение коллектор — эмиттер.
Статический коэффициент передачи тока.
Максимально допустимая постоянная рассеиваемая мощность коллектора.
Времена включения и выключения, определяющие быстродействие транзистора в ключевых режимах.
4.Какова взаимосвязь между токами базы, эмиттера и коллектора биполярного транзистора?
Ток коллектора будет меняться в зависимости от изменения тока базы.
Если увеличить ток базы, то переход эмиттер-база откроется сильнее, и между эмиттером и коллектором сможет проскочить больше электронов. Поскольку ток коллектора изначально больше тока базы, то это изменение будет весьма и весьма заметно. Таким образом, произойдёт усиление слабого сигнала, поступившего на базу.
Силовые полевые транзисторы имеют ряд преимуществ:
Невысокая стоимость
Компактный размер для легкой интеграции с силовой электроникой
Повышенная скорость переключения
Работа на высоких частотах переключения (снижает потери энергии)
Простая схема управления затвором
Термически стабильный благодаря неотрицательному коэффициенту мощности
Низкое сопротивление во включенном состоянии (помогает ограничить потери мощности)
Вопросы и ответы по теме «Триггеры».
1.Какие цифровые устройства называются триггерами?
Триггером — это запоминающий элемент с двумя (или более) устойчивыми состояниями, изменение которых происходит под действием входных сигналов и предназначен для хранения одного бита информации
.2. Какие триггеры называются асинхронными?
Асинхронными триггерами называются триггеры, которые имеют только информационные входы.
3. Какие триггеры называются синхронными?
Синхронные триггеры- это триггеры которые реагируют на информационные сигналы только при наличии соответствующего сигнала на так называемом входе синхронизации С (от англ. clock).
4. Область применения триггеров.
Триггеры применяются в различных областях электроники, например:
Для устранения влияния дребезжащих контактов.
Для создания регистров сдвига и хранения.
В качестве переключающих устройств.
В качестве делителей частоты.
Для формирования прямоугольных импульсов
Для задержки цифровых сигналов.
5. Основное отличие синхронного триггера от асинхронного.
Отличие синхронного триггера от асинхронного состоит в том, что синхронный триггер снабжён дополнительным входом называемым синхронизирующим (этот вход часто называют тактирующим входом).
Вопросы и ответы по теме «Выпрямители».
Что называется выпрямителем?
Выпрямитель- это устройство, преобразующие электрическую энергию переменного тока в энергию постоянного тока.
Зачем необходим выпрямитель?
Основное назначение выпрямителя заключается в сохранении направления тока в нагрузке при изменении полярности приложенного напряжения.
Какая элементная база входит в состав выпрямителя?
Основной элемент электрического выпрямителя — электрический вентиль, пропускающий ток только или преимущественно в одном направлении.
Основные характеристики однопериодного выпрямителя?
Выпрямление основано на односторонней проводимости (вентильных свойствах) полупроводниковых диодов;
Ток в цепи нагрузки протекает только когда напряжение на выходе трансформатора на выходе имеет указанные знаки;
Назвать преимущества и недостатки однопериодного выпрямителя?
Преимущество:
Экономия на количестве вентилей.
Недостатки:
Большая величина пульсаций;
Сильная нагрузка на вентиль (требуется диод с большим средним выпрямлённым током);
Низкий коэффициент использования габаритной мощности трансформатора.
Я вижу, вы хорошо усвоили прошлый материал.
III. Изучение нового материала- 17 минут.
На прошлом занятии каждая группа получила домашнее задание: подготовить небольшие сообщения по сегодняшней теме.
Но для начала ответьте на мой вопрос: что такое светодиод? Тем более вы уже немного сталкивались с ним на занятиях учебной практики, так как в мониторах находятся светодиоды. И вообще светодиоды находятся и в пультах, автомобилях, светофорах. Они окружают нас везде.
Светодиод- это электронный полупроводниковый прибор с p-n переходом, который начинает светиться при прохождении через него электрического тока.
Запишите в свой конспект это определение.
(Доклады обучающихся).
Сообщение тема «История создания светодиодов».
Первое сообщение об излучении света твёрдотельным диодом сделал в 1907 году британский экспериментатор Генри Раунд из лаборатории Маркони. Как и в обычном полупроводниковом диоде, в диоде светоизлучающем, ток легко проходит в прямом направлении и не проходит в обратном. Электроны при этом теряют энергию, которая в большей или меньшей степени, в зависимости от материала полупроводника, преобразуется в фотоны - это называется электролюминесценцией. Открытие такого понятия, как «электролюминесценция» полупроводников, принадлежит нашему соотечественнику, Олегу Владимировичу Лосеву. В 1923 году двадцатилетний руководитель Нижегородской радиотехнической лаборатории, О.В. Лосев заметил голубоватое свечение, испускаемое некоторыми полупроводниковыми детекторами, которые преобразуют высокочастотный сигнал радиостанции в низкочастотный звуковой в простейших радиоприёмниках. Холодный свет рождался внутри карбидокремниевого кристалла вследствие неизвестных тогда электронных превращений. Интенсивность излучения была столь ничтожной, что научная общественность фактически не увидела его, по крайне мере, в переносном смысле. Вообще О.В. Лосев обессмертил свое имя двумя открытиями: что полупроводниковый кристалл может усиливать и генерировать высокочастотные радиосигналы, и именно этим - обнаружением испускания ими света при протекании тока. Он вполне оценил практическую возможность создавать малогабаритные твёрдотельные (безвакуумные) источники света с низким напряжением питания (менее 10 В) и высоким быстродействием. Он получил два авторских свидетельства на «Световое реле» - это в 1927 г. закрепило за СССР приоритет в области светодиодов.
Сообщение «Типы светодиодов».
Существует несколько типов светодиодов, которые различаются по функциональному предназначению, размерам и конструктивному исполнению. Вот некоторые из них:
Выводные светодиоды. Характеризуются как маломощные источники света, оснащены специальными «ножками», при помощи которых производится монтаж в отверстия печатной платы.
SMD-светодиоды. Универсальные модели с крепким корпусом используют для ламп общего назначения, индикаторных панелей, аварийного освещения.
COB-светодиоды. В отличие от дискретных чипов в отдельных корпусах идея COB-матрицы помогает получить высокую плотность кристаллов с суммарным световым потоком высокой интенсивности и однородности.
Сообщение «Основные параметры светодиодов»
Основные параметры светодиодов:
Ток. У однокристальных светодиодов средняя величина рабочего тока варьируется в пределах 200 mA. В многокристальных чипах эта величина более высокая.
Напряжение. Питание светодиодов обеспечивается специальными драйверами, которые обеспечивают стабильность тока. Напряжение для каждой модели различается.
Мощность. Этот параметр необходим для расчёта нагрузки и подбора блока электропитания.
Световой поток. Угол рассеивания составляет 100–120 градусов.
Цветовая температура. Комфортность зрительного восприятия искусственного светодиодного освещения зависит от цветовой температуры.
Габариты. Светодиоды бывают различных габаритов и типоразмеров.
Ребята, вы молодцы подготовили интересные сообщения. Поэтому каждая группа записывает себе по 2 балла в таблицу оценивания. Более того каждая группа имеет право добавить бонусный балл за сообщение любой группе (себе балл присваивать нельзя), но обязательно аргументировать. Посоветуйтесь пол минуты и сообщите своё решение.
Сейчас предлагаю вашему вниманию видеоролик по нашей теме. После этого я задам несколько вопросов. За правильный ответ вы получите 1 балл.
Просмотр видеоролика- 5мин.
Обычный диапазон рабочих токов 5-20 мА, но выпускают сверхяркие светодиоды с рабочим током 60-200 мА. Светодиод нужно обязательно подключить к батарее с соблюдением полярности и обязательно через токоограничительный резистор! Падение напряжения на светодиодах, в зависимости от их типа и протекающего тока, от 1,5 до 4 В, следовательно подключать светодиод к напряжению большему этой величины хотя бы на 0,3 вольта.
Светодиоды – чрезвычайно полезные и интересные источники света. Индикаторные светодиоды, излучающие невидимый глазу инфракрасный свет, применяются в пультах дистанционного управления. Также индикаторные светодиоды применяются в автомобилях. светофорах, для подсветки LED мониторов и экранов.
Что способствует изменению энергетического уровня при p-n переходе.
Заряд "стекает" с этих конусов на ровную поверхность N перехода, а вот обратно с ровной поверхности на вершины конусов уже "стекать" заряд не может. В результате имеем полупроводник, который "пропускает" электрический ток т. е. заряд только в одном направлении, в направлении стекания заряда с конусов на плоскую поверхность. Это примерно, как с геометрией магнита. Плотность силовых линий магнитного поля наибольшая у острых концов магнита и наименьшая у плоских частей.
Что называется анодом и катодом в светодиоде?
В светодиоде положительный вывод называется анодом, а отрицательный вывод — катодом.
Какие преимущества светодиодов?
Белые светодиоды уже зарекомендовали себя в качестве альтернативы для разрядных ламп высокого давления и люминесцентных трубчатых ламп. Будучи сравнительно новой технологией, светодиоды в большинстве случаев превосходят традиционные источники света по энергоэффективности, качеству света, рентабельности и экологичности.
IV. Закрепление материала – 12 минут
Ребята, мы изучили, что называется светоизлучающим диодом: типы, основные параметры, область применения. Теперь давайте закрепим тему с помощью метода «Синквейн». Синквейн (фран. яз.) переводится как «пять строк».
Например:
1.Амперметр.
2. Аналоговые, цифровые.
3. Работает, измеряет, показывает.
4. Служит для измерения силы тока.
5. Прибор.
Каждая группа должна составить по данной схеме «Синквейн» для определения «светодиод». У вас 2 минуты на выполнения задания. За данное задание получаете 1 балл.
Теперь каждой группе необходимо выполнить практическое задание.
На слайде вы видите электрическую схему. Которую вам необходимо собрать. Все элементы цепи у каждой группы есть на парте.
При сборке электрической цепи необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
Не подключать к собранной схеме источники тока до проверки её преподавателем или лаборантом.
Не производить подключение цепей, находящихся под напряжением. Не прикасаться к неизолированным частям цепей.
Не оставлять без присмотра включённые схемы и стенды.
Не использовать при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией и видимыми повреждениями.
Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
При сборке электрических цепей избегать пересечения проводов.
Источники тока подключать в последнюю очередь.
Все исправления в цепях проводить при отключенном источнике тока.
Не определять наличие тока в цепи на ощупь.
На выполнение у вас 8 минут. После этого я проверяю правильность сборки электрической цепи каждой группы. За правильное выполненное задание и выполнение ТБ группа получает 3 балла.
V. Подведение итогов урока – 2 минуты.
По «Таблице оценивания» каждая группа суммирует свои полученные за урок баллы.
От 15 до 13 баллов оценка 5
От 12 до 10 баллов оценка 4
Меньше 9 баллов оценка 3
VI. Рефлексия - 1минута
Лестница «Достижений»
Расслабься...прислушайся к себе и ответь на вопрос, как ты оцениваешь те результаты, которых сегодня достиг 1 балл – достижения очень низкие, 10 баллов – достижения очень высокие. Выберите подходящую себе ступень.
VIII. Домашнее задание - 1минута
Выучить конспект по теме: «Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения».
Спасибо за работу! До свидания!
Список литературы:
1. Г.С. Ландсберг. Электричество и магнетизм: Учебное пособие .- М. :Наука, 1985.
2. О.Ф.Кабардин. Физика : Учебное пособие. - М. : Просвещение, 1988.
3.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н. Сотский. Физика .10класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2014.
4.Берг А., Дин П., Светодиоды,пер.с англ.,М 1979.
5.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=669939
Приложение1.
Таблица оценивания.
Технический диктант
Светофор
Доклад
Бонус от команды
Синквейн
Практическое задание
Итог
Оценка за урок
Приложение 2
Глоссарий
Активная (электрическая) цепь — электрическая цепь, содержащая источники электрической энергии.
Ампер — это единица измерения силы электрического тока в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. В амперах измеряется также магнитодвижущая сила и разность магнитных потенциалов (устаревшее наименование — ампер-виток). Кроме того, ампер является единицей силы тока и относится к числу основных единиц в системе единиц МКСА.
Амплитуды — наибольшие из мгновенных значений периодически изменяющихся величин
Вольт — это единица, названная в честь великого физика Алессандро Вольта. Вольт определяется как разница напряжений или потенциалов на концах проводника, а также между токопроводящими участками цепи.
Вольт-амперная характеристика — зависимость напряжения от силы тока U(I) или силы тока от напряжения I(U)
Второй 3акон Кирхгофа в комплексной форме — для всякого замкнутого контура алгебраическая сумма комплексных ЭДС источников питания равна алгебраической сумме комплексных падений напряжений
Второй закон Кирхгофа — в замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжения на всех участках контура:
Выпрямитель- это устройство, преобразующие электрическую энергию переменного тока в энергию постоянного тока.
Гальваническая связь — связь электрических цепей посредством электрического поля в проводящей среде
Диэлектрик — вещество, основным электрическим свойством которого является способность поляризоваться в электрическом поле
Динамическая индуктивность — скалярная величина, равная пределу, к которому стремится отношение приращения потокосцепления самоиндукции в индуктивной катушке к приращению электрического тока в ней, когда последнее приращение стремится к нулю
Дифференциальное электрическое сопротивление — величина, равная динамическому электрическому сопротивлению при бесконечно медленном изменении электрического напряжения на резисторе или электрического тока в нем
Дифференциальная емкость — величина, равная динамической емкости конденсатора при бесконечно медленном изменении электрического заряда или электрического напряжения на электродах конденсатора
Емкость конденсатора — коэффициент пропорциональности между зарядом Q и напряжением Uмежду пластинами конденсатора:
Закон Ома — сопротивление участка цепи равно отношению напряжения на концах участка цепи к току в нем
Индуктированное электрическое поле — электрическое поле, возбуждаемое изменением во времени магнитного поля
Источник электрического напряжения — источник электрической энергии, характеризующийся электродвижущей силой и внутренним электрическим сопротивлением
Источник (электрического) тока — источник электрической энергии, характеризующийся электрическим током в нем и внутренней проводимостью
Идеальный источник (электрического) тока — источник электрической энергии, электрический ток которого не зависит от напряжения на его выводах
Индуктивность — коэффициент пропорциональности между потокосцеплением самоиндукции и током
катушки
Комплексное действующее значение (синусоидального электрического) тока — комплексная величина, модуль которой равен действующему значению синусоидального электрического тока и аргумент которой равен начальной фазе этого электрического тока.
Комплексное (электрическое) сопротивление — комплексная величина, равная отношению комплексного действующего значения синусоидального электрического напряжения на выводах пассивной электрической цепи или ее элемента к комплексному действующему значению синусоидального электрического тока в этой цепи или в этом элементе
Комплексная (электрическая) проводимость — комплексная величина, равная отношению комплексного действующего значения синусоидального электрического тока в пассивной электрической цепи или в ее элементе к комплексному действующему значению синусоидального электрического напряжения на выводах этой цепи или на этом элементе
Конденсатор — система из двух металлических пластин произвольной формы, разделенных диэлектриком
Коэффициент распространения в линии с распределенными параметрами (среде) — комплексная величина, характеризующая изменение амплитуды и фазы бегущей (плоской бегущей) синусоидальной электромагнитной волны в линии с распределенными параметрами (среде) при перемещении волны на единицу длины, равная натуральному логарифму отношения комплексной амплитуды электрического напряжения или электрического тока (напряженности электрического или магнитного поля) в данной точке линии (среды) к той же величине, взятой в точке, отстоящей на единицу длины в направлении распространения волны
Коэффициент ослабления в линии с распределенными параметрами (среде) — величина, характеризующая уменьшение амплитуды электрического напряжения или электрического тока (напряженности электрического или магнитного поля) бегущей (плоской бегущей) синусоидальной электромагнитной волны в линии с распределенными параметрами (среде) при перемещении волны на единицу длины, равная действительной части коэффициента распространения в линии с распределенными параметрами (среде)
Коэффициент фазы в линии с распределенными параметрами (среде) — величина, характеризующая изменение фазы электрического напряжения или электрического тока (напряженности электрического или магнитного поля) бегущей (плоской бегущей) синусоидальной электромагнитной волны в линии с распределенными параметрами (сред) при перемещении волны на единицу длины, равная мнимой части коэффициента распространения в линии с распределенными параметрами (среде)
Комплексная мощность (двухполюсника) — комплексная величина, равная произведению комплексного действующего значения синусоидального электрического напряжения и сопряженного комплексного действующего значения синусоидального электрического тока двухполюсника
Коэффициент мощности cos(φ) —
Коэффициент мощности (двухполюсника) — скалярная величина, равная отношению активной мощности двухполюсника к полной мощности
Коэффициент амплитуды — отношение максимального значения к действующему
Коэффициент искажения — отношение действующего значения основной гармоники к действующему значению
Коэффициент формы — отношение действующего значения к среднему
Линейная плотность (электрического) тока — векторная величина, равная пределу произведения плотности электрического тока проводимости, протекающего в тонком слое у поверхности тела, и толщины этого слоя, когда последняя стремится к нулю
Магнитное поле — одна из двух сторон электромагнитного поля, характеризующаяся воздействием на движущуюся электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду этой частицы и ее скорости
Магнитная индукция — векторная величина, характеризующая магнитное поле и определяющая силу, действующую на движущуюся электрически заряженную частицу со стороны магнитного поля.
Магнитный момент магнитного диполя — векторная величина для магнитного диполя, ассоциируемая с элементарным контуром электрического тока, равная произведению этого тока на поверхность, охватываемую контуром тока, причем направление магнитного момента нормально плоскости контура и связано с направлением тока в контуре правилом правоходового винта
Намагниченность — векторная величина, характеризующая магнитное состояние вещества, равная пределу отношения магнитного момента, связанного с элементом объема вещества, к объему этого элемента, когда объем и все размеры этого элемента стремятся к нулю
Намагничивание — создание в веществе намагниченности
Начальные фазытока, напряжения и ЭДС — углы, определяющие ток, напряжение и ЭДС при t = 0
Начальная фаза (синусоидального электрического тока) — значение фазы синусоидального тока в начальный момент времени.
Параллельное соединение ветвей — такое соединение, при котором к одним и тем же двум узлам электрической цепи присоединены несколько ветвей, на всех участках такой цепи одно и то же напряжение
Поверхностная плотность электрического заряда — скалярная величина, характеризующая распределение электрического заряда по поверхности тела, равная пределу отношения электрического заряда, содержащегося на элементе поверхности, к площади этого элемента, когда площадь и все размеры этого элемента поверхности стремятся к нулю
Поток электрического смещения — Скалярная величина, равная скалярному поверхностному интегралу электрического смещения через рассматриваемую поверхность
Полный ток — скалярная величина, равная сумме электрического тока проводимости, электрического тока переноса и электрического тока смещения сквозь рассматриваемую поверхность
Проводник — вещество, основным электрическим свойством которого является электропроводность
Полупроводник — вещество, основным электрическим свойством которого является сильная зависимость его электропроводности от воздействия внешних факторов.
Потокосцепление взаимной индукции — потокосцепление одного элемента электрической цепи, обусловленное электрическим током в другом элементе цепи
Постоянный электрический ток — не изменяющийся во времени ток который определяется количеством электричества, проходящим через поперечное сечение проводника за единицу времени:
Пассивная (электрическая) цепь — электрическая цепь, не содержащая источников электрической энергии.
Первый закон Кирхгофа — в электрической схеме для каждого ее узла и в любой момент алгебраическая сумма токов всех ветвей, подсоединенных к узлу, равна нулю.
Первый закон Кирхгофа в комплексной форме — сумма комплексных токов, направленных к узлу, равна сумме комплексных токов.
Переменный ток — ток, значение и направление которого изменяются во времени
Периодпеременного тока — наименьший интервал времени, в течение которого мгновенные значения переменного тока принимают все возможные значения
Переходный (электрический) ток — электрический ток в электрической цепи во время переходного процесса.
Преходящий (электрический) ток — электрический ток, равный разности переходного и установившегося электрических токов.
Резонанс (в электрической цепи) — явление в электрической цепи, содержащей участки, имеющие индуктивный и емкостный характер, при котором разность фаз синусоидального электрического напряжения и синусоидального электрического тока на входе цепи равна нулю
Резонанс напряжений — резонанс в участке электрической цепи, содержащей последовательно соединенные индуктивный и емкостный элементы
Резонанс токов — резонанс в участке электрической цепи, содержащей параллельно соединенные индуктивный и емкостный элементы. Режим в электрической цепи при параллельном соединении двух ветвей, когда в одной ветви включены элементы r1 и L, а в другой r2 и С, при котором ток в неразветвленной части цепи будет совпадать по фазе с напряжением
Резистивныйэлемент — схемный элемент, в котором происходит только необратимое преобразование электромагнитной энергии в тепло
Резонансная частота — частота электрического тока и электрического напряжения при резонансе в электрической цепи
Резонансв электрической цепи — режим в электрической цепи, содержащей катушки индуктивности и конденсаторы, при котором ее входное реактивное сопротивление при последовательном соединении элементов (или ее выходная реактивная проводимость при параллельном соединении ветвей с элементами L и С) равна нулю
Светодиод- это электронный полупроводниковый прибор с p-n переходом, который начинает светиться при прохождении через него электрического тока.
Схема замещения цепи — схема электрической цепи, которую составляют для расчета режима работы цепи
Трехфазная система — система, состоящая их трех электрических цепей переменного тока одной частоты, ЭДС которых имеют разные начальные фазы
Триггер- это запоминающий элемент с двумя (или более) устойчивыми состояниями, изменение которых происходит под действием входных сигналов и предназначен для хранения одного бита информации
Частота переменного тока — величина, обратная периоду
Электрический ток — явление направленного движения носителей электрических зарядов и (или) явление изменения электрического поля во времени, сопровождаемые магнитным полем
Электродвижущая сила; ЭДС — скалярная величина, характеризующая способность стороннего поля и индуктированного электрического поля вызывать электрический ток.
Электротехника — это инженерная дисциплина, связанная с изучением, проектированием и применением оборудования, устройств и систем, которые используют электричество, электронику и электромагнетизм.
Электрическая цепь — совокупность устройств, образующих путь для электрического тока, если процессы в этих устройствах можно описать с помощью следующих электрических величин: электродвижущей силы, тока, напряжения
Электропроводность — свойство вещества проводить под действием не изменяющегося во времени электрического поля не изменяющийся во времени электрический ток
Электродвижущая сила — физическая величина, характеризующая способность сторонних сил и индуцированного электрического поля вызывать электрический ток