Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОП.03 Электротехника по теме «Электротехника на железной дороге»»
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум им. Р.И. Брызгалова»
Методическая разработка
открытого учебного занятия по дисциплине ОП.03 Электротехника
по теме «Электротехника на железной дороге»
Разработчик: Федотова Айыына Николаевна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум им. Р.И. Брызгалова»
Нижний Бестях, 2024 г.
Технологическая карта учебного занятия
Учебная дисциплина: ОП.03 Электротехника
Тема занятия: Электротехника на железной дороге
Тип занятия: Занятие обобщения и систематизация знаний
Вид занятия: Комбинированное занятие
Используемая образовательная технология: Сингапурская технология
Средства обучения: ПК с установленной программой «Начало электроники», макет пускового контактора двигателя локомотива, мультиметр, комплект для сборки электрической цепи конденсаторов, мультимедийная презентация Power Point, раздаточный материал, QR-код (гаджет).
Цель преподавателя: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по электротехнике.
Цель студента: Умение применять полученные знания из курса электротехники.
Задачи занятия:
Образовательная:
закрепить знания по темам «Электрическое поле» и «Цепи постоянного тока»;
актуализировать знания по сборке цепей последовательного и параллельного соединений.
Воспитательная:
уметь работать в группе;
уметь организовывать собственную деятельность;
уметь применять полученные знания в будущей специальности.
Развивающая:
развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач;
способствовать формированию ключевых понятий.
Результаты урока, ориентированные на ПК (обучающая цель урока):
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
Результаты урока, ориентированные на ОК (развивающая цель урока):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Личностные: устанавливают связь между целью занятия и ее мотивом.
Познавательные: анализируют и дополняют информацию.
Регулятивные: учатся работать по намеченному плану в сотрудничестве. Коммуникативные: слушают, учатся понимать речь других
2
Практическая часть 1.
Решение учебной задачи.
5 мин
Выдает задачу.
Следит за временем и контролирует ход деятельности студентов
Внимательно читают задания.
Решают задачи
«Manage mate» («управление классом») — четыре ученика сидят друг напротив друга за двумя соединёнными партами. При такой рассадке дети становятся партнёрами: сидящие лицом к лицу считаются «партнёрами по лицу», а сидящие боком друг к другу — «партнёрами по плечу». Вместе они — одна команда. Тakeoff-Touchdown«встать - сесть» - обучающая структура для получения информации
Регулятивные: учатся работать по намеченному плану в сотрудничестве.
Познавательные: умение находить информацию для решения учебной проблемы.
Коммуникативные: слушают, учатся понимать речь других.
3
Практическая часть 2.
Заполнение таблицы элементов пускового контактора
5 мин
Выдает задачу.
Следит за временем и контролирует ход деятельности студентов
Внимательно читают задания.
Решают задачи
4
Распределение ролей
2 мин
Объясняет должностные обязанности
Выбирают роль.
Делятся на команды.
«Teambuilding» - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.
Личностные: устанавливают связь между целью занятия и ее мотивом.
Регулятивные: учатся работать по намеченному плану в сотрудничестве. Коммуникативные: слушают, учатся понимать речь других
5
Практическая часть 3.
Выполнение заданий по должностям
13 мин
Выдает задачу.
Следит за временем и контролирует ход деятельности студентов
Внимательно читают задания.
Выполняют задание:
- составляют регламент переговоров;
- пишут обозначения элементов пускового контактора;
- собирают схемы цепей.
«RAFT»- более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории, формы выполнения и темы задания, определенные учителем
Личностные: устанавливают связь между целью занятия и ее мотивом.
Познавательные: анализируют и дополняют информацию.
Регулятивные: учатся работать по намеченному плану в сотрудничестве. Коммуникативные: слушают, учатся понимать речь других
6
Этап закрепления
10 мин
Выступает в роли ДСП
Выступают перед аудиторией:
- машинист;
- помощник машиниста;
- электромеханик СЦБ;
- электрослесарь.
«SingleWriteRoundRobin»-обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы.
Личностные: устанавливают связь между целью занятия и ее мотивом.
Познавательные: анализируют и дополняют информацию.
Регулятивные: учатся работать по намеченному плану в сотрудничестве.
7
Рефлексия. Анализ и обобщение пройденного занятия
5 мин
Анализирует и задает вопросы для оценки успешности достижения поставленных целей.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы.
«Anticipation-ReactionGuide»-обучающая структура, в которой сравниваются знания и точка зрения учеников по теме после выполнения заданий.
Познавательные: анализируют и дополняют информацию.
Коммуникативные: умение формулировать свое мнение.
8
Самостоятельная работа
QR-код
Сканируют QR-код
Приложение 1
Задания открытого занятия «Электротехника на железной дороге»
1 этап (с товарищем по лицу)
Найти общее сопротивление цепи,
п ри известных R1=0,15 Ом, R2=0,05 Ом, R3=0,2 Ом
Приложение 2
2 этап (с товарищем по плечу)
Заполнить таблицу элементов пускового контактора
1
2
3
4
5
Приложение 3
МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА
ХОД РАБОТЫ:
1.
Составить правильную последовательность регламента переговоров на доске.
2.
Выбрать одного машиниста для выступления.
3.
Самостоятельная работа
«ПО ПОМОЩНИК МАШИНИСТА
Задание: во время осмотра была обнаружена неисправность пускового контактора. Определить, какой обрез будете использовать для замыкания подвижного контакта.
З адание
ХОД РАБОТЫ:
1.
Решить три задачи для выбора токонепроводящего материала.
Для решения задачи можете пользоваться справочником по QR-коду
2.
Выбрать одного помощника машиниста для выступления.
3.
QR-код для выполнения самостоятельной работы
ЭЛЕКТРОМЕХАНИК СЦБ
Задание: При осмотре стрелочного перевода №4, был обнаружен обрыв цепи, а именно сгорел резистор. Чтобы устранить неисправность вам нужно собрать схему из трех резисторов так, чтобы получить общее сопротивление 0,5 Ом как на показано на рисунке
ХОД РАБОТЫ:
1.
Собрать схему последовательного соединения резисторов на ноутбуке.
Инструкция по сборке цепи в приложении 1
2.
Выбрать одного электромеханика СЦБ для выступления.
3.
Q R-код для выполнения самостоятельной работы
Задание: при осмотре пускового контактора была обнаружена неисправность, а именно сгорел блок конденсаторов с общей емкостью 0,4 нФ. Для его замены необходимо, собрать конденсатор.
ЭЛЕКТРОСЛЕСАРЬ
ХОД РАБОТЫ:
1.
Изготовить с помощью предоставленных материалов конденсатор с ёмкостью 0,4 нФ.
Инструкция по сборке конденсатора в приложении 1
2.
Выбрать одного электрослесаря для выступления.
3.
Q R-код для выполнения самостоятельной работы
Приложение 4
ИНСТРУКЦИЯ СБОРКИ КОНДЕНСАТОРА
1.
Подготовьте материалы. Расположите материалы друг на друга, как показано на рисунке:
1 слой – бумага;
2 слой – фольга;
3 слой – бумага;
4 слой – фольга.
ВАЖНО:
Первый слой бумаги должен чуть выпирать сверху, чтобы при накрутке фольга не замкнулась!
Слои из фольги не должны касаться друг друга!
Край первого слоя фольги должен выпирать с одной стороны, а второй слой фольги с другой!
2.
Заранее настройте мультиметр на измерение емкости 20 нФ
2.
Осторожно начните скручивать вашу заготовку на стержень, как показано на рисунке
Нужно обмотать столько слоев заготовки, пока не получите вычисленную емкость конденсатора в вашей задаче.
3.
Измерьте с помощью мультиметра необходимую емкость и отрежьте ненужную часть.
4.
Затем, аккуратно достаньте стержень и скрепите готовый конденсатор скотчем, чтобы он не развалился
5.
Обмотайте два конца проволокой и подсоедините к двум выводам корпуса. Закройте крышкой корпуса, на котором указана емкость вашего конденсатора.
ИНСТРУКЦИЯ СБОРКИ ЦЕПИ
Для выполнения, используйте ноутбук с приложением «Начало Электроники».
Для сборки цепи вам понадобится: лампа, источник питания, резисторы 3 шт, соединительные провода и мультиметр для измерения сопротивления.
И з панели элементов нужно выбрать три резистора и вставить в наборное поле. При двойном нажатии на резистор появятся окно с его параметрами. В строке «Сопротивление» написать свое полученное значение к каждому резистору.
С помощью соединительных проводов соберите схему так, чтобы общее сопротивление было равно 0,5 Ом.
Для проверки общего сопротивления цепи воспользуйтесь мультиметром . Для этого, контакты мультиметра подключить к концам цепи и включите в режим измерения сопротивления 200 Ом.
После сборки цепи вставьте на наборное поле лампу и установите параметры как на рисунке
Затем достаньте из панели элементов источник питания и установите его параметры соответственно рисунку
После этого с помощью соединительных проводов подключите все элементы согласно рисунку