kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия (лекции) по теме "Философия эпохи Возрождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия в форме лекции для студентов ОО СПО содержит цели, план, ожидаемые результаты. Раскрыто содержание основных вопросов, представлен список литературы и интернет-ресурсов по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия (лекции) по теме "Философия эпохи Возрождения"»

ЗАНЯТИЕ № 9. ЛЕКЦИЯ.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


«Величайший прогрессивный переворот,

каким явилась эпоха Возрождения, которая

нуждалась в титанах и породила титанов,

была таковой и в истории философской мысли».

Ф. Энгельс



Цели занятия:

Образовательные: подвести студентов к пониманию основных направлений и особенностей философии эпохи Возрождения, создать условия для более глубокого усвоения идей и представлений философов в этот период.

Развивающие: способствовать развитию умений работать с разными источниками информации, анализировать, сравнивать различные философские точки зрения, делать выводы.


Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, приверженности общечеловеческим ценностям.


План

1. Особенности философии эпохи Возрождения

2. Основные философские направления Возрождения


Ожидаемые результаты (для студентов): После изучения темы обучающиеся смогут называть персоналии и терминологию философии Возрождения, определять специфику философских направлений эпохи, ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей.



               Актуализация знаний

  Вспомните из курса истории, какие изменения произошли в Западной Европе в общественной, научной и культурной жизни в XIV-XVI вв.?

Как вы думаете, повлияли ли эти изменения на развитие философской мысли?

Введение в тему. Термин «Возрождение» был введён в историю искусства Джоржио Вазари. «Величайший прогрессивный переворот», каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах, и которая породила титанов», была таковой и в истории философской мысли. Эпоха Возрождения (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который стал переходным от средневековой культуры к культуре Нового времени и охватил промежуток времени с XIV по XVI столетие.

? Как вы думаете, почему именно в Италии зародилась культура Ренессанса?

ВОПРОС 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  Культурное Возрождение не случайно началось из Италии, это было обусловлено рядом обстоятельств:

–  исключительно удобным положением страны, которое сделало ее посредником в торговле между Востоком и Западом, что способствовало расцвету итальянских городов;

– наиболее развитой городской жизнью, которая уже в XIII—XIV ст. подорвала господство феодалов;

– концентрацией капиталов, что позволило итальянским купцам стать банкирами Европы (самое слово «банк» – итальянского происхождения: банка – скамейка, на которой сидел меняла);

– территория Италии была в прошлом центром античной культуры, поэтому влияние последней здесь оказалось наибольшим.

Все это привело к формированию нового духовного облика Европы. Если культура феодализма была связана преимущественно с натуральным хозяйством, то культура Возрождения – культура городская. Города формируют другой менталитет: горожане были более независимыми и предприимчивыми, чем крестьяне. Чувство хозяина, который и работает, и распоряжается доходом, безусловно, также оказывало содействие формированию независимого духа жителей городов. Такие отношения развивали в человеке уважение к самому себе, поскольку только он сам и был ответственен за свою судьбу и появляется значительная свобода в выборе занятий и социальном самоопределении.

В результате формируется новый тип личности. На смену покорному средневековому человеку приходит человек, который рвется к неизведанному и запрещенному, отважный, энергичный честолюбец и авантюрист, рассчитывающий только на себя и на фортуну. Если человек Средневековья все свои достижения приписывал традиции и происхождению, то индивид ренессансной эпохи — только себе.

Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Вместо христианского смирения он демонстрирует неистребимую гордыню, а вместо служения Богу – дерзкие порывы к освоению мира. Жизнелюбию во всех его возможных проявлениях он отдает предпочтение перед христианским соображением о смерти и спасении. Смысл жизни он видит не в служении религиозным святыням, а в создании ценностей жизни и культуры.

Характерной чертой духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений, отделение светского от религиозного — секуляризация (от латинского слова «секулярис» — отдельный). Эпоха Ренессанса реабилитирует земную жизнь: происходит поворот к самоутверждению человека и даже возвеличиванию, признанию красоты его тела и радостей земной жизни. Некоронованный правитель Флоренции Козимо Медичи говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни и что он лично всегда укреплял ее на земле. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Таким образом, если духовная жизнь Античности характеризовалась космоцентризмом, Средние века — теоцентризмом, то эпоха Возрождения обращена к человеку — она антропоцентрична (от греческого слова «антропос» — человек и латинского слова «центрум» — центр). Человек стал рассматривается, как самое совершенное существо мироздания, в его изучении и постижении виделась главная задача философии, наук и искусства, представителей которых стали называть гуманистами (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

  Особенности философии Возрождения:

1.Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

2.Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими;

3.Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

4.Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

ВОПРОС 2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:

1. Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви.

2. Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

3. Социально-философское направление (XV-XVII вв.), представители: Никколо Макиавелли (1469—1527) и социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томаззо Кампанеллы (1568—1639).

Вывод по теме лекции: Эпоха Возрождения – это переходная эпоха в истории философской мысли, поэтому, мы пришли к выводу, что антропоцентризм сформировался, как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии был уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и могущества человека. Человек стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.


Вопросы и задания для самопроверки:

1.    Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения.

2.    Кто впервые употребил термин Возрождение (Ренессанс)?

3.    Что означает термин гуманизм? Кто впервые его употребил?

4.    Назовите направления в философии Возрождения.

5. Охарактеризуйте взгляды одного из представителей философии Возрождения.

Тест для первичного контроля знаний

Найдите правильный ответ

1. Какой термин является синонимом Возрождения?

а) ренессанс;

б) декаданс;

в) оба термина являются синонимами Возрождения.

2. Автор «Божественной комедии»

а) Франческо Петрарка

б) Данте Алигьери

в) Джованни Боккаччо

г) Эразм Роттердамский

3. Кто из великих ученых эпохи Возрождения был сожжен на костре за свои научные убеждения?

а) Николай Коперник;

б) Джордано Бруно;

в) Галилео Галилей;

г) все вышеперечисленные.

4. Кто является автором гелиоцентрической системы мира?

а) Николай Коперник;

б) Джордано Бруно;

в) Галилео Галилей;

г) каждый внес свой вклад в создание системы.

5. Кто из ученых Возрождения заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения?

а) Роджер Бэкон

б) Леонардо да Винчи;

в) Рене Декарт;

г) Френсис Бэкон.

6. Термин «гуманизм» означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;

г) России.

8. В чем находило итальянское Возрождение величие человека?

а) в его Богоподобии;

б) в его смиренности;

в) в его активности;

г) в его таланте.

9. Автор произведения «Утопия»

А) Никколо Макиавелли

Б) Томаса Мора

В) Томаззо Кампанеллы

Г) Уильям Шекспир

10. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта



Основная литература:

  1. Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. – М.: Логос, 2019.

  2. Волкогонова О.Д. Основы философии: -ИД Форум-2017.

  3. Антюшин С.С. Основы философии: М.;РИОР: ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература:

  1. Губин В.Д. «Основы философии». Учебное пособие 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2017.

  2. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М. 2006.

  3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». М. Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2013.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка учебного занятия (лекции) по теме "Философия эпохи Возрождения"

Автор: Дубина Ольга Михайловна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства