Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества станицы Северской
Цель занятия: выполнить ювелирную подвеску в технике «миниатюрная вышивка шёлковыми лентами»
-выставка детских декоративных работ, выполненных в технике «вышивка атласными лентами»,
-демонстрационная технологическая карта «Схема выполнения розы из лент швом «Вперёд иголку»
-фотографии изделий-ювелирных украшений современных мастериц, выполненных в технике «миниатюрная вышивка лентами»,
-шаблоны-заготовки (для руководителя и желающих детей) для прорисовывания схем композиционного построении цветочного узора, вписанного в круг,
-музыкальное сопровождение занятия и физ. минутки
Этапы занятия | Цели этапа | Содержание занятия | Действия педагога | Деятельность обучающихся | УУД (универсальные учебные действия) | Методы, технологии, формы организации |
1. Организа- ционный этап | Активи-зировать обучающих-ся | Приветствие. Рассматривание выставки детских работ, выполненных в технике «Вышивка лентами" (под музыкальное сопровождение. Песня Юрия Антонова «Красота» По окончанию песни читает стихотворение о рукоделии.. | Здравствуйте, ребята. Проходите, пожалуйста, в наш кабинет, посмотрите, какая красивая выставка получилась из ваших работ.. Могут руки людей сделать чудо любое; И по белому полю могут выткать цветы И по синему небу вышить солнце злотое, Чтобы стало побольше на земле красоты. Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и мастерства И сошью я такое, что вам и не снится Только чтобы жила на Земле красота! Мне кажется, что это стихотворение и про нас тоже, ведь не даром у нас здесь на выставке появилась такая красота, сотворённая нашими руками…. Все эти работы выполнены в технике вышивки лентами… | Рассматривают выставку, делятся друг с другом впечатлени-ями | Коммуника-тивные, личностные УУД: нравственно-этическая ориентация | Метод: словесный, Форма учебной деятельности: фронтальная |
2. Актуализа-ция знаний | Активизи-ровать обучающих-ся, подготовка к восприятию постановки цели урока | Рассматривание работы-образца, вышитого лентами знакомыми детям швами. Сравнение и сопоставление его с дидактической таблицей швов. | Посмотрите вот на эту картинку. Знакомы ли вам швы, которыми выполнена эта работа?… Как называются эти швы? Какими лентами они выполнены?.. Каких известных швов в работе вы не находите? А в каких цветах вы увидели незнакомые швы?.. Какие цветовые сочетания в работе вам больше понравились? Почему? | Слушают, отвечают на вопросы педагога, рассуждают, выполняют упражнения | УУД: Коммуника-тивные: учавствовать в диалоге, расска-зывать и формировать мысли в устной речи. | Метод: Словесный, наглядный, упражнения Форма учебной деятельности: фронтальная |
3. Беседа. Постановка целей и задач урока | Постановка целей и задач детям на занятие. | Рассматривание женских украшений, выполненных с миниатюрной вышивкой шёлковыми лентами. Рассматривание фотографий работ женских украшений, выполненных современными мастерицами. | Обратите внимание на украшения, которые надеты на мне, и которые я сейчас держу в руках (цепочки с кулонами, колье, серьги, кольца)… Что вы можете о них сказать? .. Посмотрите на фотографии работ современных мастериц, насколько они разнообразны, неповторим. Все эти работы так же выполнены в технике «миниатюрная вышивка лентами». Я хочу сегодня познакомить вас с новыми материалами – новым видом лент, с новой вышивкой розы швом «вперёд иголку».. И хочу предложить выполнить подвеску на цепочку, брошь или серьги. | Ответы детей на вопросы педагога (вышивка мелкая, ленты тонкие, узкие, мягкие, детям незнакомые). В вышивке присутствует цветок, выполненный незнакомым способом. Таких изделий еще не выполняли. | УУД: Постановка и решение проблемы, коммуникатив-ные | Метод: Словесный, наглядный, упражнения Форма учебной деятельности: фронтальная |
4. Беседа. Усвоение новых знаний. | А) Познакомить обучающихся с новым видом лент, их свойствами и областью применения. Воспитывать экономное отношение к используемо-му в работе материалу | Рассматривание, обследование лент шёлковых. Сравнение их характеристик с атласными лентами таких же по ширине. Выполнение простых сравнительных манипуляций с лентами. | Вы уже отметили, что ленты, которыми выполнена вышивка на украшениях другие. Это шёлковые ленты. До этих пор мы выполняли работы атласными лентами. Разные виды лент сильно отличаются друг от друга. Шёлковые ленты намного тоньше, поэтому и иглы для работы нужны гораздо тоньше. Проходя сквозь ткань, они сильно мнутся, поэтому в работе требуют к себе более аккуратного и бережного обращения. В готовом изделии они выглядят более благородно и изысканно. Работать ими приятно, удобно, но стоимость их гораздо выше, чем у атласных, а в работу их требуется не малое количество. Это ещё раз сигнализирует нам о том, что необходимо как можно экономнее и целесообразнее использовать данный материал. Каким образом можно этого добиться? (остатки ленты не выбрасывать, а постараться применить их в узоре….) | Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, предлагают варианты решения проблемы. | УУД: Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации, | Метод: словесный (объяснение, рассказ, беседа, метод проблемного изучения. Форма учебной деятельности: фронтальная |
Б) Познакомить с вышивкой нового элемента: «роза, выполненная швом «вперёд иголку» | Рассматривание изделий с розами, выполненными швом «вперёд иголкой». Знакомство с техникой выполнения розы, вышивкой её разновидностей. Изучение технологической карты с последовательностью выполнения работы. | Посмотрите на эти работы.. (показывает несколько вышитых картинок), что их объединяет? Какой новый элемент вышивки вы увидели? Чем похожи и чем различаются эти розы? Как вы думаете, от чего это зависит?.. Давайте рассмотрим схему выполнения розы, её варианты и соответствующие этим схемам фотографии. Что вы видите? Давайте, я вам покажу, как вышить этот элемент. Я буду показывать на широкой ленте, чтобы вам было удобно смотреть. Вы будете на своих миниатюрных работах выполнять мелкую вышивку, а в помощь вам предлагаются технологические карты с последовательностью выполнения работы. | Отвечают на вопросы педагога, рассматривают и сравнивают варианты элементов «роза», выносят свои предположе-ния, от чего зависит вид элемента. | УУД: Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач | Метод: словесный (объяснение, рассказ, беседа, метод проблемного изучения. Форма учебной деятельности: фронтальная |
5. Беседа. Практические упражнения. Повторение ранее изученного материала. | В) Развивать основы эстетического вкуса, композицион-ного построения рисунка | Выполнение детьми и педагогом на шаблонах-заготовках схем композиционного построения цветочного узора, вписанного в круг. | Мы уже многое узнали, о многом побеседовали и почти готовы приступить к практической работе, но вот хотелось бы ещё вас спросить: представили ли вы себе рисунок вашего будущего украшения? Какой будет ваша композиция? Как можно расположить элементы узора в кругу? Кто-нибудь хочет попробовать схематично выполнить набросок будущего рисунка? (желающие по очереди выполняют на предложенных шаблонах большого размера толстым фломастером схемы композиционного построения цветочного узора, вписанного в круг). Педагог корректирует, даёт советы по композиции и предлагает варианты и других композиций. | Отвечают на вопросы педагога, выполняют практические упражнения на демонстраци-онном материале педагога | УУД: Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации, структуирова-ние знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Метод: словесный, наглядный, практический. Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуаль-ная |
6. Практическая работа. | Нарабатывать навыки работы с шёлковыми лентами. Практическое знакомство с выполнением розы швом «вперёд иголку». Развивать интерес к данному виду миниатюрной вышивки шёлковыми лентами. | Выбираются по желанию цвета материалов из предложенных, выполняется вышивка. В процессе работы педагог ведёт индивидуальную работу с детьми (тихо звучит музыка) | Перед тем как приступить к работе, выберите понравившиеся материалы: ткань на пяльцах и ленты желаемого цвета, понравившуюся основу для подвески. Далее обведите на ткани пластиковую подложку простым карандашом или портновским мелом и приступайте к вышивке. Когда вышивка будет готова, в индивидуальном порядке мы будем приклеивать её к основе. Желаю всем успехов в работе (в ходе работы детей педагог подходит к отдельным детям и работает с ними индивидуально). | Выполняют задания, следуя поэтапным указаниям педагога и пользуясь технологичес-кой картой с последова-тельностью вышивки розы. В ходе работы через наблюдения учатся составлять цветовые сочетания узоров | УУД: Познаватель-ные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и др. Личностные: анализ, синтез, сравнение | Метод: репродуктив-ный, наглядный, практический. Форма учебной деятельности: индивидуаль-ная |
7. Динамическая пауза | Предупре-дить утомляемость обучающих-ся, удовлетво-рить потребность детского организма в двигательной активности | Проводится игра средней подвижности «Какая команда быстрее соткёт полотно». | Ребята, давайте немного отвлечёмся от своих изделий.. Послушайте мою загадку: Стальная девица на ткань ложится, Снова встаёт – строчку ведёт. Правильно. Это иголка с ниткой. Вот и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ниточки и иголочки». Разбейтесь на две команды. Выберете в каждой команде «швею». Я даю каждой швее моток с верёвкой. Кто быстрее «вышьет полотно» тот и победил. Обхватывать верёвкой нужно руки стоящих напротив друг друга детей. (В игре можно придумывать различные вариации заданий. Фантазируют дети и педагог). | Участвуют в динамической паузе. | УУД: Коммуника-тивные, личностные | Метод: Практический. Здоровье-сберегающие технологии |
8. Практическая работа. (продолжение) | Воспитывать у обучаю-щихся трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук | Дети продолжают работу. По мере выполнения работы могут у детей возникнуть какие-то сложности, педагог в полголоса даёт индивидуальные консультации, а по необходимости, может привлечь к своим объяснениям всех детей. | Молодцы. Поиграли, отдохнули, теперь продолжим работу. Работа у нас мелкая, кропотливая, требует большой сосредоточенности. Тому, кто выполнит вышивку, я помогу разобраться, как дооформить готовое изделие (индивидуально). Всё будет зависеть от выполненной работы: может дополнительный объём изделию не нужен будет а может дополнительно потребуется набивочный материал или бисер для декора…Помните что вы делаете украшение, на которое все будут обращать пристальное внимание. Ваша задача сделать его аккуратно. | Продолжают выполнять задания, в случае затруднения обращаются за консультацией к педагогу. | УУД: Познавательные, личностные | Метод: репродуктив-ный, наглядный, практический. Форма учебной деятельности: индивидуаль-ная |
9. Закрепление | Выявить, как понятен материал занятия | Проведение опросника. Задавая наводящие вопросы, оказание помощи при формулировке ответов обучающихся. | Ребята, с каким новым швом вышивки лентами вы сегодня познакомились? Как нужно выполнить сборку ленты, чтобы края «лепестков» цветка были более волнистыми? Какими свойствами обладают шёлковые, атласные ленты?... (вопросы педагог может менять в зависимости от того, какие сложности возникли на занятии в процессе практической работы) | Слушают, отвечают на вопросы педагога | УУД: Коммуникатив-ные, познавательные, личностные | Метод: словесный, Форма учебной деятельности: фронтальная |
10. Подведение итогов. | Подвести итог проделанной работы | Демонстрация выполненных работ, оценивание, поощрение. | При необходимости, обсуждение в доброжелательной форме допущенных ошибок и обсуждение путей их устранения. | Дети проводят анализ своих работ, своей деятельности на занятии | УУД: Коммуникатив-ные, личностные | Метод: словесный, Форма учебной деятельности: фронтальная |
11. Рефлексия | Получить оценку проведён-ному занятию обучающи-мися | Оценивание занятия детьми, что понравилось, какие были сложности | Что для вас было новым на этом занятии? Какие сложности у вас появились? Какую ещё бы работы вышивкой лентами вы хотели бы сделать? | Рассказывают о том, что больше понравилось и о трудностях в работе. | УУД: Коммуникатив-ные, личностные | Метод: словесный, Форма у.д.: Коллективная, фронтальная работа |
Схема выполнения розы из ленты швом «Вперёд иголку». Приложение 3
от числа стежков шва.
2. Волнообразность краёв «лепестков» розы
в ленту.
3. Размер сердцевины (или других
ленты.
Технология процесса вышивания розы швом «Вперёд иголку». Приложение 2
Подведение итогов. Рефлексия.