kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Портрет. Образы времён года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока показывает, как можно подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета - это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств. Она помогает сформировать умение находить кросоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по теме: «Портрет. Образы времён года»»

КГКП «Детская художественная школа»




Методическая разработка

открытого занятия по теме:

«Портрет. Образы времён года»

(Станковая композиция)

3 класс ДХШ















Разработала

педагог дополнительного образования

высшей категории

Найдина Марина Геннадьевна.





Риддер., 2017 г.



Станковая композиция

Тема: «Портрет. Образы времён года»

4 уч. часа.

Педагог Найдина М. Г.

Цель занятия:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;

  • Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;

  • Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

  • Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задание: Нарисовать образ человека, передать настроение выбранного времени года в портрете посредством цвета, линейной пластики (Эскиз).

Задачи:

  • Обучающие:

- закрепить знания о жанре;

- закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;

- закрепить навыки в передачи ассоциативного изображения, научиться видеть и передавать характерное в портрете;

  • Развивающие;

- развивать графические и живописные навыки (распределение светотени на поверхности форм);

- развивать творческое воображение, память, наблюдательность, умение анализировать пропорциональные соотношения;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, эстетические чувства, переживания;

- совершенствовать умения учащихся в создании своей картины, творчески применять ранее усвоенные способы изображения в композиции, используя выразительные средства;

- развивать умение соотносить абстрактный, аллегорический образ с реальным изображением портрета;

  • Воспитывающие:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать эстетическое отношение к природе и его изображению;

- воспитание информационной культуры;

- содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;

  • Валеологические:

- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания развитие работоспособности, профилактики утомления.

- Организация комфортной психологической среды.

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений, навыков и комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Дидактическая модель обучения: продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация.

Применяемые технологии: технология дифференцированного обучения (разный возраст), личностно – ориентированная технология (индивидуальная работа, ситуация успеха, поощрение).

Педагогические средства: беседа, вхождение в контекст проблем ученика, наглядность, демонстрация.

Планируемый результат и уровень усвоения:

(учебно-познавательные компетенции)

  • Базовый уровень:

- знать схематическую конструкцию головы человека;

- различать основные и составные цвета;

- различать и применять тёплые и холодные цвета в зависимости от выбранного колорита;

- применять основные средства художественной выразительности в композиции;

  • Продвинутый уровень:

- развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы;

(информационно-коммуникативная компетенция)

- умение находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Материал и оборудование для учителя : компьютер, проектор, музыкальный ряд фрагментов из пьес А. Вивальди «Времена года», П. Чайковского «Зимнее утро», репродукции картин «Февральская лазурь» И. Грабарь, «Белая зима. Грачиные гнёзда», репродукции картин современных художников на тему «Портрет. Образ природы» (подборка), плакат со схемами построения головы человека, работы учащихся предыдущих выпусков.

Материалы и оборудование для учащихся : листы бумаги для зарисовок и эскизов Ф – А3, резинка, простой карандаш, точилка для карандашей, кисти, гуашь, палитра, пластмассовая баночка с водой.

Используемая литература:

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Аранова С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

  4. Кирцер Ю.М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

  5. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

  7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул,1998.

  8. Школа изобразительного искусства (под ред. А.Н. Пономарёва). – Агар. 1998.

  9. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Воронеж: Учитель

Зрительный ряд: репродукции картин по теме.

Оформление доски: надпись «Портрет. Образ времён года».

План урока

  1. Организационная часть (5 мин.)

  2. Повторение изученного материала (15 мин.)

  3. Объяснение нового материала (20 мин.)

  4. Инструктаж по технике безопасности по работе с кистями, баночкой с водой и колющими и режущими инструментами (3 мин.)

  5. Физкультминутка (5 мин.)

  6. Практическая работа учащихся (50 мин. )

  7. Физкультминутка (5 мин.)

  8. Продолжение практической работы учащихся (55 мин. )

  9. Просмотр работ (эскизов). Организация мини-выставки с анализом проделанной работы (15 мин)

  10. Задание на дом (2 мин.)

  11. Уборка рабочих мест (5 мин.)


Ход урока


  1. Организационная часть:

Регистрация учащихся в классном журнале, проверка подготовки учащихся к занятию (рисовальные принадлежности должны быть приготовлены заранее). Репродукции картин, схемы с построением головы человека, компьютер, проектор и интерактивная доска подготовлены перед уроком.

  1. Повторение изученного материала:

Прежде чем начать объяснение новой темы, учащимся раздаются альбомные листы и предлагается сделать зарисовки схем построения головы. После этого учитель анализирует выполненное упражнение совместно с учащимися индивидуально с каждым и коллективно по таблице со схемой поэтапного

построения головы. И предлагает повторить ещё раз это же упражнение, но

уже с учётом проанализированных ошибок.

  1. Объяснение нового материала:

(Учитель) - Сегодня мы с вами продолжим разговор о портретах. Кто мне напомнит, что такое портрет?

(Учащиеся) – Портрет – это жанр изобразительного искусства.

– Портрет – это изображение человека с передачей особенностей внешности, настроения, черт характера.

(Учитель) – Сегодня мы поговорим о необычном портрете, о портрете- образе природы, времён года. Когда мы говорим о временах года то перед нами возникают картины родной природы, пейзаж. Давайте просмотрим произведения И. Левитана, А. Куинджи, Н. Крымова, И. Шишкина, в которых мы увидим природу в различное время года (просмотр картин художников).

Ребята, вы хотите очутиться в этих картинах? (Ответы детей)

Проводится игра «Что я вижу, что я слышу, что я чувствую».

(Учитель) – А сейчас я предлагаю вам послушать, как композиторы передают образ природы, образ времён года в своей музыке. Внимательно послушайте и ответьте мне, какой характер и настроение передаёт данная музыка (звучат отрывки произведений композиторов).

Учащиеся рассуждают о том, что они почувствовали, когда слушали музыку, что увидели в мире музыкальных фантазий.

(Учитель) – Сегодняшний урок является продолжением темы портрета, который требует не только знаний пропорций головы человека, но и подключения вашей фантазии и творческого воображения. Тема урока «Портрет. Образ любимого времени года». Главная задача – изобразить любимое время года в образе человека. Используя любые выразительные и изобразительные средства, создать неповторимый образ вымышленного героя, который своим внешним видом, деталями костюма, дополнительными атрибутами изображения передавал бы содержание образа.

Мы часто употребляем слово «образ», что же оно несёт в себе. Образ - это сложное понятие, которое можно создавать в различных произведениях искусства, что мы уже выяснили сегодня. Но мы вспоминали сегодня портрет, который передаёт образ конкретного или вымышленного человека.

Полученные знания на уроках о портрете и содержание каждого времени года мы должны соединить в образе человека.

Сейчас мы попробуем придумать мини сочинение, которое должно

состоять из 3 – 4 предложений и будет рассказывать, на какое время года

похожи вы сами. Сочинение можно начинать словами: я похож (а) на весну

(лето, осень, зиму), потому что… (Учащиеся зачитывают свои сочинения,

дополняют характеристики своих товарищей).

И так, давайте повторим, что же такое образ?

(Учащиеся) – Образ – это изображение единства чувств, мыслей, черт характера, особенностей повседневной жизни, манеры поведения, речи, одежды, внешности.

(Учитель) – А теперь, ребята, посмотрите, как изобразили времена года и другие понятия в образе человека ученики предыдущих выпусков ДХШ (предоставляется зрительный ряд с работами детей).

  1. Инструктаж по технике безопасности:

Рабочий столик с водой, палитрой и красками должен находиться с правой стороны (если ребёнок правша), так намного удобней. Резких движений стараемся не делать, иначе прольём воду. Кистями и карандашами не махать (можно травмировать соседа). Баночка для воды должна быть пластмассовой. Иметь небольшую салфетку для промакивания кистей.

  1. Физкультминутка:

(Выполнение упражнений)

  • Исходное положение – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочерёдно, развести стопы в стороны.

  • Исходное положение – стоя, руки на поясе, стопы параллельны на ширине ступни. Выполнять перекат с пятки на носок.

  • Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

  1. Практическая работа учащихся:

(Наглядная передача последовательности работы)

(Учитель) – Для того, чтобы начать работу вы должны определиться с выбором любимого времени года и соответственно определиться с подбором цветовой гаммы для выполнения композиции.

Какие цветовые оттенки вы будите использовать для создания образа весны, лета, осени, зимы?

(Учащиеся) – Д ля весны прозрачные тёплые с переходом в холодные; для лета – насыщенные, яркие тёплые; для осени – насыщенные тёплые; для зимы – холодные прозрачные.

(Учитель) – На что ещё нужно обратить внимание при работе над портретом?

(Учащиеся) – Следует обратить внимание на выбор характерной позы, чёткости жестов, выражение лица, особенно глаз (глаза – зеркало души), выбор фона в композиции, взаимосвязь фона и портрета.

(Учитель) – И так, основными средствами художественной выразительности становятся: цвет, тон, колорит, детали, пластика линии, фон, на котором располагается фигура портретируемого.

А сейчас я предлагаю вам попытаться создать самим образ времени года. Займёмся составлением эскиза.

Практическая работа учащихся:

Учащиеся рисуют эскизы композиций с учётом своих «вкусовых» предпочтений, не забывая о законах композиции (центр композиции, количественные, цветовые и тоновые ритмы, плановость в композиции).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) поощрительные моменты;

5) создание комфортной психологической среды.

Учащиеся рисуют, педагог помогает оформить идеи в образах более детально (при этом используется справочно – информационный материал).

По необходимости корректирует формат, подсказывает детализацию композиции, обращает внимание на ошибки в построении головы.

Идёт коллективная работа (учащиеся делятся на небольшие группы), более сильные и взрослее помогают более слабым (указывают на недочёты и ошибки в процессе работы).

  1. Физкультминутка:

(Выполнение упражнений)

  • Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены – выдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо Лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть) под прямым углом. Медленно выпрямляясь – выдох.

  • Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись

пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

  • Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.




  1. Продолжение практической работы:

Учащиеся, которые определились с идеей композиции, выбрали основное решение, приступают к более детальной проработке в линиях, создают цветовые соотношения в эскизе, пытаются создать своё колористическое восприятие.

  1. Просмотр работ, организация мини выставки:

(Учитель) – Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Какие эскизы вы считаете наиболее эмоциональными, удачными? Над чем можно ещё поработать, исправить? Какие средства выразительности использовались на уроке? Какой характер и настроение имеют изображённые образы? Что хотели отразить в своих портретах дети?

Релакс: Можно ли изображать то, чего нет в реальной жизни? Понравилось ли вам изображать свои чувства, мысли, фантазии?

Рефлексия: Что удалось, получилось легко, почему? Что было самым трудным? Как это можно преодолеть?

Подведение итогов:

Благодарю всех, кто сегодня приложил максимум усилий для достижения результатов. В своих работах вы сумели выразить своё отношение к изображаемому. Вы сумели качественно подготовиться к

основному этапу работы над композицией. На последующих занятиях будет идти практическая работа над портретом, уточнение пропорций, деталей композиции, выбор техники исполнения, работа в чистовом формате.

  1. Задание на дом:

Составить подборку стихотворений классиков и современных поэтов, где присутствует образ времён года , природы или стихии.

  1. Уборка рабочих мест:

Убираем все художественные принадлежности по своим местам, проверяем чистоту рабочего места.


Итог

Выполняя сегодняшнее задание (разработку эскиза) учащиеся показали свои знания по теме «Портрет», закрепили знания и навыки изображения головы человека и передачи ассоциативного мышления, развили графические и живописные навыки, творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать проделанную работу, научились соотносить абстрактный, аллегорический образ с реальным изображением портрета.

Итоговые работы











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Портрет. Образы времён года»

Автор: Найдина Марина Геннадьевна

Дата: 18.09.2018

Номер свидетельства: 478078

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "урок рус.яз "
    ["seo_title"] => string(12) "urok-rus-iaz"
    ["file_id"] => string(6) "196145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427999701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства