kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого занятия на тему «Сопряжения линий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по дисциплине «Инженерная графика» (тема «Сопряжения линий»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему «Сопряжения линий»»








Методическая разработка

открытого занятия


специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

по дисциплине «Инженерная графика»

(тема «Сопряжения линий»)

























2018



План

Введение

4


5

1. Диагностика ЗУН.

6

2. Проект занятия

7

3. Ход занятия

10

4. Самоанализ занятия

23

Список использованной литературы

25

Приложение

26









































Введение

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Особенностью дисциплины «Инженерная графика» является изучение правил построения и оформления технических чертежей. А чертёж - это документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Она воспитывает способность и стремление к творчеству, конструированию и рационализации, развивает графическую грамотность, внимание и наблюдательность, аккуратность и точность, самостоятельность и плановость - важнейшие элементы культуры труда, развивающие эстетический вкус.

Успешному развитию пространственных представлений способствуют различные методы обучения, виды задач, упражнения, а также наглядные пособия, применяемые на занятиях инженерной графики. На первоначальном этапе обучения необходимо широко использовать средства ИКТ, которые позволяют очень динамично проводить занятия. Модели и реальные детали не исключаются на таких занятиях, так как именно они позволяют развивать пространственные представления.

Приобретенные в курсе «Инженерная графика» знания, находят отражение при проектировании сварочных конструкций общего и спец. назначения при выполнении курсовых работ и дипломного проектирования.

Поэтому проведенное занятие на тему «Сопряжения линий» способствовало пополнению профессиональных знаний, расширило кругозор студентов, позволило закрепить знания по выполнению сопряжений.

























Диагностика ЗУН

Успешность проведенного занятия зависит от опорных знаний студентов:



  1. должны знать понятия:

- центр сопряжения;

- радиус сопряжения;

- точка сопряжения;

- сопрягаемые прямые;

-сопрягающая дуга.



2) должны уметь:

- выполнять правила сопряжений;



3) должны иметь навык:

- заполнения основной надписи чертежа;

- составления презентаций;

- работы со справочной литературой.

























3. Проект

открытого занятия по дисциплине «Инженерная графика»


Группа: 2ТМ

Специальность:23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Дата проведения: 24.10.2018

Преподаватель: Носова И.Б.

Тема урока: Сопряжение линий

Вид занятия: практическое занятие

Тип урока: комбинированный урок

Педагогическая технология: использование элементов проектной деятельности и личностно ориентированного подхода в обучении.


Целевые ориентации занятия


Образовательная:

- Разрабатывать и оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (ПК3.3);

- Использовать информационные технологии для решения прикладных задач по специальности (ПК3.4).

Развивающая:

- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5);

- Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).

Воспитательная:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).

Основное содержание темы

Сопряжение линий

Термины и понятия

Центр сопряжения, точка сопряжения, сопрягающая дуга, касательная к окружности, сопрягаемые прямые.

Планируемые результаты

Умения:

-выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;

-читать чертежи и схемы.

Знания:

_ правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации;

- правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей.

Кв квалификационные требования:

Студент должен иметь представление:

- о сопряжении линий;

- о графической части чертежа.

Знать:

- правила вычерчивания и построения

сопряжений.

уметь:

- выполнять сопряжения


Межпредметные связи

Основы геометрических и графических построений; в курсовое и дипломное проектирование.

Средства обучения

- задания для индивидуальной работы;

- плакаты;

- мультимедийная установка.


Литература

1. Боголюбов В.П., Кузин А.В. Инженерная графика. М.: Форум, 2009.



Структура занятия

Структурная

часть


Деятельность

преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

Время


1. Организационный

момент

Приветствие студентов. Проверка готовности к занятию. Психологический настрой студентов на работу

Приветствие преподавателя. Доброжелательный настрой и включение в деятельность


2

2. Сообщение темы и целей занятия

Слушает стихотворение студента.

Сообщает тему и цели

Занятия.

Настраиваются на практическую работу и мыслительную деятельность

2

3. Мотивация и актуализация учебной деятельности


Сообщает значимость темы

и проводит анализ стихотворения

с целью выявления знакомых понятий.

Понимают важность данной темы, анализируют стихотворение и дают ответы

4

Проводит словарный диктант и проводит контроль знаний.

Пишут словарный диктант и осуществляют самоконтроль

6

4. Изучение нового

материала.

Обеспечивает условия для подготовки студентов к

самостоятельной работе

Формулируют правила сопряжения,

анализируют, делают выводы

15

Обеспечивает условия для восприятия, осмысления, изучаемого материала и развития творческой активности студентов

Сопряжение в профессиональной деятельности

15

5. Выполнение практической работы

Организует

самостоятельную работу студентов по выполнению практического задания. Контролирует и консультирует студентов в процессе выполнения практической работы.

Совершенствуют учебные навыки, закрепляют изученный материал путем выполнения практической работы.

40

6. Подведение итогов занятия, оценка деятельности

Студентов.

Психологическая разгрузка студентов. Подведение

итогов и оценивание работы студентов.

Слушают информацию, высказывают свою точку зрения.

4

9. Домашнее задание

Сообщение задания на дом.

Записывают домашнее

задание.

2



















Ход занятия

Тема урока: «Сопряжение линий».



Цели занятия:

Образовательная

- Формирование новых понятий.

- Углубление знаний.

- Систематизация обобщения знаний.

Развивающая

- Развитие творческого мышления.

- Развитие умений и навыков работы с чертежными

инструментами.

- Формирование качеств творческой личности.

-Интерес к творческим проектам

Воспитательная

- Показ важности изучаемой темы.

- Показ значимости приобретенных знаний.

- Формирование умений осуществлять контроль.

- Воспитать аккуратность, четкость, самостоятельность

Опорные понятия: сопряжение, виды сопряжений (сопряжение прямых, сопряжение дуг окружностей, сопряжение прямой и дуги); сопряжение внутреннее, внешнее, смешанное; центр сопряжения; точки сопряжения; сопрягающая дуга; последовательность построения сопряжений.

Оборудование:

Мультимедийный компьютер для учителя
Мультимедийный проектор
Презентация





Ход занятия

1. Организационная часть. Проверка готовности, заполнение журнала.

2. Сообщение темы и целей занятия

Давайте послушаем стихотворение

Геометрические построения я робко начал изучать.
Но вводит в заблуждение, как острые углы мне сопрягать?
Начну, пожалуй, с центра сопряжения,
найти который сразу нелегко.
Затем отметить надо точки сопряжения, 
и сделать это аккуратно и умно.
А завершить чертеж смогу я
лишь плавным переходом линии одной в другую.

О чём говорится в стихотворении?

Правильно тема сегодняшнего занятия «Сопряжение линий».

Цель: овладеть методикой построения сопряжений технических деталей,

найти области применения графических знаний в практике.

3. Мотивация и актуализация учебной деятельности

Проанализируем данное стихотворение с целью выявления знакомых понятий

Центр сопряжения,

Точки сопряжения,

Определение сопряжения

И в целом спрятан алгоритм построения сопряжения.

Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций. Сегодня мы должны убедиться, насколько важно сопряжение в вашей профессиональной деятельности и как сильно оно пригодится при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Сейчас мы с вами посмотрим технические детали и определим, есть ли на них сопряжения. Действительно есть.

4. Опрос домашнего задания

Предлагаю проверить подготовку вами домашнего задания в форме словарного диктанта.

Центр сопряжения - точка, равноудаленная от сопрягаемых линий.

Радиус сопряжения - расстояние от центра сопряжения до точек сопряжения

Точка сопряжения - это общая точка для сопрягаемых линий. 

Касательная к окружности - это такая прямая, которая имеет только одну общую с окружностью точку, называемую точкой касания.



Обычно плавный переход от одной линии к другой осуществляется с помощью промежуточной линии - сопрягающей дуги. 

Ручки кладут на парты, в руки берут карандаши. Правильные ответы выносятся на слайд. Осуществляется самоконтроль. Выставляются оценки.

5. Изложение нового материала

Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.



Сопряжение двух окружностей











Применение сопряжений в контурах технических деталей

















В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, но также прочность и безопасность.

Вспомним правила сопряжения, которые нам будут необходимы для выполнения графической работы:

  • А) Первое сопряжение – это:

«Сопряжение двух прямых (угла) дугой заданного радиуса»

Даны две прямые, которые составляют прямой, острый и тупой углы, наша задача построить сопряжение: (ответ учащихся)

  1. Находим центр сопряжения, для этого из любых двух точек прямой откладываем расстояние равное радиусу сопряжения. Полученные точки соединяем, получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения - точка Ос.


  1. Находим точки сопряжения, для этого из центра сопряжения опускаем перпендикуляры к заданным прямым и на прямых получили точки пересечения – это и есть точки сопряжения.



  1. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили

сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса.

  • Б) Следующее сопряжение, с которым мы с вами знакомились – это:

«Сопряжение прямой и окружности дугой заданного радиуса»

Даны прямая и окружность, наша задача построить сопряжение заданным радиусом.

  1. Находим центр сопряжения, для этого из любых двух точек прямой откладываем расстояние равное радиусу сопряжения. Полученные точки соединяем, получили прямую, параллельную данной.

  2. Ставим ножку циркуля в центр окружности и проводим дугу радиусом равным радиус окружности + радиус сопряжения. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка О1.

  3. Находим точки сопряжения, для этого из центра сопряжения опускаем перпендикуляр к заданной прямой. И на прямой получили точку пересечения – это и есть В точка сопряжения. Точка А сопряжения лежит на дуге окружности, полученная при пересечении дуги окружности с прямой, соединяющей центр окружности с центром сопряжения.

  4. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили:

сопряжение прямой и окружности дугой заданного радиуса.

  • В) Следующее сопряжение, которое мы научились строить – это:

«Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса»

(внешнее)

Даны две окружности, наша задача построить внешнее сопряжение заданным радиусом.

  1. Находим центр сопряжения, для этого ставим ножку циркуля в центры окружностей и проводим дугу радиусом равным радиус окружности + радиус сопряжения. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка Ос.

  2. Находим точки сопряжения, для этого соединяем центр сопряжения с центрами окружностей и на дугах окружностей получаем точки пересечения – это и есть точки сопряжения.

3. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения.Получили:

внешнее сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса.

Последнее сопряжение, которое нам знакомо – это:

«Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса»

(внутреннее)



Даны две окружности, наша задача построить внутреннее сопряжение окружностей заданным радиусом.



  1. Находим центр сопряжения, для этого ставим ножку циркуля в центры окружностей и проводим дугу радиусом равным радиус сопряжения - радиус окружности. Получили точку пересечения – это и есть центр сопряжения точка Ос.



  1. Находим точки сопряжения, для этого соединяем центр сопряжения с центрами окружностей и на дальних дугах окружностей получаем точки пересечения – это и есть точки сопряжения.



3. Проводим дугу из центра сопряжения, радиусом равным радиусу сопряжения, соединяя точки сопряжения. Получили:

внутреннее сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса.

  1. Обобщение и систематизация изученного материала.

Задумывались ли мы когда-нибудь над ролью сопряжений? Мало кто знает, что эти кривые линии в нашей жизни называются сопряжениями. Эти кривые повороты, сглаженные формы окружают человечество с незапамятных времен. Нет такой отрасли, в которой невозможно не встретить сопряжение.

Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не "вписался" в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы.

Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.

Чтобы создать рукоятки инструментов (отвертка, рубанок, топор и т.д.) конструктор, прежде всего, думает о том, чтобы они были удобны для руки.

Например, острые выступы на мебели не просто не практичны и не функциональны, а подчас опасны. Поэтому чаще всего мебель изготавливают со скругленными формами.

Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно.

7. Выполнение практической работы

Дифференцированные задания

Приложение 1

Приступаем к работе. Во время работы учащихся необходимо следить за ходом выполнения данного задания, помогать тем, у кого будут вопросы.

8. Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов

Психологическая разгрузка студентов.

У нас будет много интересных тем, по которым можно провести аналогичную работу. Послушаем стихотворение, в котором кратко изложено содержание нашей дисциплины

Трудно видеть связь проекций, пропустив 12 лекций.

Чтобы сдать зачёт на «ПЯТЬ»

Нужно очень твёрдо знать:

В чём значение черчения,

Где разрез, а где сечение,

Чем отличен карандаш 2– бэ от 2- аш?

Как штрихуется металл,

Как рисуется овал.

Что такое габарит,

Что принять за главный вид?

Привести 5 -6 примеров

На нанесение размеров.

Написать по ГОСТу строчку,

И найти на теле точку.

Применить из геометрии

Материал последних лет.

Начертить в аксонометрии.

Цилиндрический предмет.

В соответствии с заданием,

Сделать четвертной разрез.

Хорошо бы - с пониманием,

И похуже, если без.

Закрутить трубу в трубу,

Показать на них резьбу.

Твёрдо знать и не гадать 

Где М20, где R5. 

Набросать эскиз детали.

Только так чертить эскиз,

Чтоб хотя бы узнавали,

Где в эскизе верх, где низ

Выполнить чертёж задвижки.

Корпус отличить от крышки,

-Чтоб не сдать весь труд на «слом»

И не выглядеть ослом.

Наконец деталировка!

Где обдирка?

 Где шлифовка?

Где скругления, где их нет?

А масштаб?

 Каков ответ?

Не покажите ли Вы,

Как чертить сварные швы?

Если дали две детали,

А конспект, вдруг, отобрали

Чтобы СДАТЬ ЗАЧЁТ НА «ПЯТЬ»,нужно 

  ЭТО   ТВЁРДО    ЗНАТЬ!



Подведение итогов и оценивание работы студентов.

Я думаю, что убедила вас в том, что знание способов построения сопряжений линий необходимо.

Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия.

Интересен ли был данный урок.

Как вы оцениваете свою работу на уроке.

9. Домашнее задание

Заполнить основную надпись чертежа.

Начать подготовку к творческому конкурсу по теме «Сопряжение»



















5.Самоанализ занятия

Для группы 2ТМ проведено занятие по теме: «Сопряжение линий», соответствующее типу «комбинированный урок», вид занятия – практическое занятие.

В данной методической разработке представлен анализ урока, который основан на закреплении материала по двум дисциплинам «Инженерная графика» и «Основы геометрических и графических построений» и одновременном закреплении изложенного, в виде выполнения графической работы.

Во время учебного занятия многократно повторялся материал, для наглядности использовался мультимедийная установка, что способствовало лучшему усвоению и закреплению изучаемого материала.

Сопряжение линий является важным этапом в обучающем процессе,

способствует применению теоретических знаний на практике, т.е. формирует

профессиональные навыки и умения студентов, расширяет кругозор.

Данное занятие проведено в группе со слабой базовой подготовкой студентов по инженерной графике. Большая половина студентов легко отвлекается, внимание изменяется в зависимости от настроения и от интереса к предлагаемой работе. У большинства студентов слабо развита речь, память. Новый материал усваивается легче поэтапно, показана индивидуальная работа со студентами.

Воспитательная цель предусматривала формирование у студентов навыков работы в коллективе, чувство самоуважения и гордость за проделанную работу. За учебное время на занятии отличные показатели выявлены у Ратчина Анатолия, Медведева Романа, которые грамотно спланировали работу и проявили организаторские способности.

Основное время на занятии отводилось выполнению самостоятельного задания; оно было дифференцировано, что заранее создало ситуацию успеха.

Прогнозируя деятельность студентов, во время мотивации учебной деятельности, учитывали, что у 70% студентов группы визуальное восприятие, поэтому данную структурную часть, разнообразили наглядными материалами. Считаю, данный элемент способствовал хорошей мотивации, росту интереса к изучаемой теме и нацелила студентов на результативность работы в течение всего занятия.

Основная часть занятия проведена в виде графической работы. Контроль действий студентов осуществлялся в виде индивидуальной корректировки действий студентов.

Чтобы успеть рассмотреть на занятии весь запланированный материал, записи студентов были уменьшены, что позволило резко сократить время на оформление самостоятельной работы.

Урок получится, если есть сотрудничество «учитель - ученик- ученик- учитель».

Стараясь предусмотреть педагогику сотрудничества, считаем, что между нами есть взаимопонимание, чему способствует и тон общения со студентами, и учет их психологических особенностей.

В конце занятия проведена рефлексия и оценка деятельности каждого студента

Итог:

  • Место данного урока определено в соответствии с планированием, верно оценена его роль, определен его тип и поставлены цели;

  • Содержание и объем материала определены с учетом особенностей группы

Работа на уроке показала, что материал доступен студентам, они могут рационально организовать свою деятельность, поэтому можно сделать вывод:

– Темп работы выбран правильно;

- В связи с психологическими особенностями студентов мы старались сочетать различные формы, методы и средства обучения;

- Все этапы урока были продуманы в соответствии с типом занятия, а так же с точки зрения рационального расхода времени;

- Поставленные цели достигнуты! Мы уверены, что на данном занятии:

а) реализованы основные принципы обучения;

б) удалась педагогика сотрудничества;

в) урок был результативен.







Список использованной литературы

  1. Боголюбов С.К. Инженерная графика М.:Машиностроение,2006.351с.



















































Приложение 1

Задания на «отлично»







Задания на отлично







Задание на хорошо


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка открытого занятия на тему «Сопряжения линий»

Автор: Носова Ирина Борисовна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492874


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства