Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему: «Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах". (для детей подросткового возраста)»
Методическая разработка открытого занятия на тему:
«Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах".
(для детей подросткового возраста)
Автор:
Гаврилова
Резида Венеровна,
Тип занятия: классический с элементами творческой деятельности.
Тема: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах".
Цель: Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев.
Задачи:
Повторить основные движения экзерсиса классического танца у станка и на середине зала, отработать навыки, приобретенные при исполнении allegro;
Разучить новые элементы русского танца с акцентированием внимания на постановку рук в русском танце;
Воспитывать интерес и любовь к классическому танцу - основе хореографического искусства;
Развить познавательный интерес через творчество и положительные эмоции.
Основные этапы занятия.
Оргмомент: «Поклон»; сообщение темы и задач занятия.
2. Основная часть: разминка по кругу; экзерсис у станка; экзерсис на середине; allegro; port de bras; танцевальные этюды.
1. Занятие начинается с приветствия (поклона), это важная часть урока, она организует и активирует внимание учащихся. (Музыкальный размер 2/4).
2. Разминка по кругу (шаг танцевальный с носка в I позиции, шаг на полу-пальцах, на пятках, бег с выносом согнутых ног вперед и назад). (Музыкальный размер 2/4).
Упражнения помогают разогреть мышцы ног и подготавливают их для выполнения дальнейших упражнений.
Экзерсис у станка.
1. Demi-plie u grand plie (Музыкальный размер 3/4) по 1,2,5 позициям ног, растягивая ахилл, готовим стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляем мышцы, работающие на «выворотность» бедра.
Показ учителем правильного исполнения упражнения. Применяется приём: " Делай как я". Учитель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса, на силу ног.
3. Battements tendus jetes (Музыкальный размер 2/4). Темп исполнения ускоряется - вводятся в работу все группы малых и больших мышц, развивает собранность, четкость ноги и бедра (верхней части ноги).
Перед началом упражнения учитель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?.
4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans (Музыкальный размер3/4). Вырабатывает правильное движение верхней части ноги в различных направлениях, выворотность, танцевальность, делает нижнюю часть (от колена к носку) послушной при всех вращательных движениях. Учитель обращает внимание на то, чтобы колени были натянуты.
5. Battements fandu (Музыкальный размер 3/4) - вырабатывает мягкость приседания и эластичность. Учитель приводит сравнение с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
6. Grands battements jete (Музыкальный размер 2/4) - развивает шаг. Учитель обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на «выворотность» тазобедренного сустава.
7. Port de bras (Музыкальный размер 3/4) – упражнения на перегибы корпуса. Учитель обращает внимание на включение в работу мышц самого корпуса.
Экзерсис на середине зала.
Учитель говорит о секрете устойчивости. Повторяются упражнения, исполняемые у станка (Demi-plie u grand plie, battements tendus, battements tendus jetes, battements fandu).
Allegro - прыжки (Музыкальный размер 2/4).
В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Эта часть урока тренирует дыхание, выносливость, танцевальность.
Учитель задает вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в классическом танце?".
Прогнозируемый ответ "plie".
1. Temps leve cote - простой прыжок по 1,2,5 позициям ног с руками в 3 позиции.
2. Chrandement de pieds - средний прыжок из 5 позиции в 5 со сменой ног.
Здесь учитель может привести в пример правильное исполнение одного из учеников.
3. Echappe - средний прыжок из 5 позиции ног во 2 и обратно.
Можно усложнить поворотами на 180 градусов.
4. Assamble – cобирать, прыжок с собирание ног в воздухе.
5. Glissade - Скользить. Прыжок с проскальзыванием.
6. Sissonne – прыжок с двух ног на одну, работающая нога приходит на cou-de-pied спереди и сзади.
Port de bras - движение из adagio . (Музыкальный размер 3/4, 4/4).
Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце.
Port de bras - это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы. Каждое движение рук должно совершаться через 1 позицию. В port de bras голова все время принимает участие.
Исполняются 1-е, 2-е, 3-е port de bras, temps lie, восстанавливается дыхание.
Танцевальные этюды.
1. 1."Крыжачок" - на основе движений белорусского народного танца.
После исполнения учащимися учитель просит их проанализировать, какие упражнения классического экзерсиса применяются в этом этюде.
Прогнозируемый ответ: "Demi -plie - в основе исполнения основного шага этюда; фигура "присюды" тоже исполняется на demi-plie, прыжки с выносом ног на каблук поочередно так же исполняются из demi-plie ".
2. «Лето нам дарит праздник» - комбинация в эстрадном характере.
Учитель обращает внимание на то, как положение рук из 3 и 2 позиций рук классического танца модернизируется в положение рук 2 и 3 позиции, характерные для эстрадного танца. Обращается внимание на постановку корпуса.
3. "Рок-н-ролл" - свободная композиция. Учитель задает вопрос: "Какие движения заимствованы из классического экзерсиса?". Прогнозируемый ответ: " Battements tendus jetes u grands battements jete".
4. "Реченька" - на основе движений русского танца.
Учитель: "А теперь, новые элементы русского народного танца. Сейчас я покажу новый русский этюд, в котором будут и известные вам элементы, и новые. Известные мы еще раз повторим. А новые постараемся разобрать и выучить. Слушаем музыку и смотрим на меня". Учитель полностью исполняет новый русский этюд "Реченька".
1 фигура. Открывание и закрывание рук (модернизация из классического танца 1 и 2 позиций рук в народный).
2 фигура. Battements tendus jetes, demi-plie классического танца модернизируется в народный танец.
3 фигура. Pas de basque (па де баск, франц., букв. — шаг баска), прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Модернизуется с классического в народный.
Учитель: «Мы использовали для постановки танцевального этюда не весь музыкальный материал. Я предлагаю завершить танцевальный этюд вам. Сейчас мы прослушаем оставшуюся музыкальную часть, и вы попробуете придумать танцевальные движения». Воспитанники импровизируют под музыку.
Каждая фигура исполняется отдельно, затем исполняется весь этюд. Учитель дает задание на дом: "Отработать фигуру 3 и придумать заключительную часть».
Вывод.
Учитель: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились. Какой можно сделать вывод из этого урока?
Прогнозируемый ответ ученика: "Какой бы танец мы не танцевали, элементы классического танца присутствует везде".
Учитель: "Правильно. Поэтому нужно постоянно отрабатывать эти элементы и у станка и на середине".
Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам.
Поклон.
Литература.
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.
2. Васильева Т.И. Балетная осанка. Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993 г.
3. Барышникова Т., Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.