kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мдк 01.03. сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ

 

 

По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

 

Тема: Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мдк 01.03. сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ



По ПМ 01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ


Тема: Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)




















Купино

2018

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

Протокол № « » 2018

Председатель

______________________ Степанова А.В.












Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Черняк Е.А.






























Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Проведение профилактических мероприятий» по теме «Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

знать:

3 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

З 2 -проводить и осуществлять мероприятия по профилактики неинфекционных заболеваний


Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1 - 1.3

Методы и формы, используемые на занятии:

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3).












УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Направление сестринской деятельности по профилактики неинфекционных заболеваний.

Место проведения: кабинет основ профилактики

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; основы иммунопрофилактики различных групп населения.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая: развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 1 - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

З 2 - проводить и осуществлять мероприятия по профилактики неинфекционных заболеваний.

ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;

ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;












Междисциплинарная интеграция:

ПМ. 02



Внутридисциплинарная интеграция:












Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.

Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации

Направление сестринской деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний


Основы иммунопрофилакти ки инфекционных заболеваний различных групп населения


Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, написание реферата по теме: «Проведение противоэпидемических мероприятий»

Дополнительная: http://megaobuchalka.ru/1/18781.html









Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.; ОК 8.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

-индивидуальный опрос

4.

Изложение нового материала (Приложение №2)

50мин

Формирование теоретических знаний

5.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

15

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу


7.

Подведение итогов


5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

8.

Задание на дом

Приложение №4


5 мин.

Работа с лекционным материалом,


Всего

90 мин

































Приложение №1.

Фронтальный опрос

Теоретическое задание № 1

Текст задания: Определите соотношение понятий «здоровье» и «болезнь»


Критерии оценивания: Даны точно определения здоровья человека по 3состояниям.

Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».


Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся дает точно определение здоровья человека по 3состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».


4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся дает не точно определение здоровья человека по 3состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».


3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся дает определение здоровья человека по 2 состояниям. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 2 стадии в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь».


2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся дает определение здоровье человека. Обосновано и дано определение термину «адаптация». Обосновано и дано определение термину «болезнь», «заболевание». Определены 1 стадия в понятии «клинически здоровый человек». Обосновано и дано определение термину «предболезнь», не точно


Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин


Эталон ответа:

Определение здоровья, предложенное ВОЗ, включает такое состо­яние человека, при котором:

1.сохраняются структурные и функциональные характеристики организма;

2.сохраняется высокая приспособляемость (адаптация) к изме­нениям в привычной природной и социальной среде;

3.сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Адаптация (от ср.-лат. adaptatioприспособление) — все виды

врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов на уровне клетки, органа, системы органов и организма в целом. На уровне организма человека под адаптацией понимают его при­способление к постоянно меняющимся условиям существования. Сохранение внешних функций организма по отношению к среде обе­спечивается состоянием внутренних процессов в системе. Систему следует считать адаптированной, если структура системы обеспечи­вает ее нормальное функционирование в данных условиях среды. Адаптация может быть полной и частичной. К некоторым факторам (условиям) среды организм человека не может адаптироваться из-за их экстремальности (слишком высокие и низкие показатели темпе­ратуры, повышенная радиация, изменение состава воздуха и т.д.). Скорость и полнота адаптации к одним и тем же условиям среды раз­личны и обусловлены состоянием здоровья, эмоциональной устой­чивостью, физической тренированностью, типологическими особен­ностями, полом, возрастом конкретного человека.

Болезнь, заболевание — нарушение нормальной жизнедеятель­ности организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. В основе нарушений адаптации лежат изменения структуры и/или функций органов или систем, возникающие в ответ на действие патогенных факторов.

Здоровье и болезнь — две стороны жизни. Немецкий учёный М. Петтенкофер писал: «Часто мы поступаем как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы расходуем его без расчета, не забо­тясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда из здоровых превращаемся в больных».

Между состояниями здоровья и болезни существует множество форм, связей и взаимных переходов.

В понятии «клинически здоровый человек» можно условно выде­лить две стадии:

1.компенсаторная стадия — человек чувствует себя здоровым, нет субъективных проявлений заболевания; за счет внутренних резервов происходит эффективная адаптация к изменениям условий внутренней и внешней среды, в том числе и к дей­
ствию экстремальных факторов;

2.стадия дезадаптации — влияние длительно действующих неблагоприятных или экстремальных факторов приводит к истощению внутренних резервов организма человека и нару­шению адаптации и саморегуляции.

Между состояниями здоровья и болезни существует переходное состояние, характеризуемое как «неполное здоровье» или «предбо-лезнь». На этой стадии дезадаптационные изменения в организме накапливаются, организм мобилизует защитные силы, стараясь ком­пенсировать возможные нарушения. Снижается неспецифическая защита организма, что проявляется в снижении жизненного тонуса, повышенной утомляемости и восприимчивости к различным заболе­ваниям.

Предболезнь (еще не болезнь, но уже и не здоровье) — латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. Об этом периоде Авиценна писал: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное».

Этот период обратимый: при изменении образа жизни, исклю­чении действия факторов риска организм сохраняет возможность выйти из стадии предболезни за счет внутренних ресурсов.

При недостаточных резервах организма и продолжении действия факторов риска стадия предболезни переходит в стадию болезни, которая характеризуется общими и местными проявлениями, свой­ственными каждому конкретному заболеванию.

«Болезнь — драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт», — писал великий французский хирург Рене Лериш.

Согласно определению ВОЗ болезнь — жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособленческих механизмов.


Теоретическое задание № 2

Текст задания: Определение понятия неинфекционные заболевания.

Критерии оценивания: Перечислены основные факторы риска по 3 критериям,

определены 7 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.


Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 3 критериям, определены 7 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.


4 «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 2 критериям, определены 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 4 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 3 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.


3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся перечисляет основные факторы риска по 2 критериям, определены 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы основные 3 группы неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы 2 основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.


2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающийся перечисляет основные факторы риска менее чем по 2 критериям, определены менее 6 ведущих факторов риска влияющих на преждевременную смертность населения в России, названы менее 4 основных групп неинфекционных заболеваний служащих причиной 80% всех смертей в России, выделены и названы менее 3 основных стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.


Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин.

Эталон ответа:

Неинфекционные заболевания

Во второй половине XX в. во многих странах изменились основ­ные причины смерти: на первый план вышли неинфекционные забо левания. Они не передаются от человека к человеку и, как правило, медленно прогрессируют. В их основе факторы риска, соответствую­щие следующим критериям:

1.высокая распространенность в большинстве популяций;
2.достоверный независимый вклад факторов риска в развитие заболеваний;

3.снижение риска развития заболеваний при контроле этих фак­торов.


ВОЗ определяет семь ведущих факторов риска (несколько факто­ров могут действовать и одновременно), влияющих на преждевремен­ную смертность населения в России:

1.артериальная гипертензия (35%);

2.гиперхолестеринемия (23%);

3.курение (17,1%);

4.нездоровое питание, недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%);

5.ожирение (12,5%);

6.злоупотребление алкоголем (11,9%);

7.низкая физическая активность (9%).

К неинфекционным заболеваниям, служащим причиной 80% всех смертей в России, относятся болезни органов кровообращения, органов дыхания, злокачественные новообразования, сахарный диабет.

Неинфекционные заболевания распространены во всех возраст­ных группах и во всех регионах. Эти заболевания часто связыва­ют с пожилым возрастом, но статистические данные показывают, что перед факторами риска неинфекционных заболеваний уязвимы представители всех возрастов.

Развитие неинфекционных заболеваний в основном зависит от курения, гиподинамии, нарушений питания, стрессов.



























Приложение №2.

2Согласно рекомендациям ВОЗ выделены три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.

1.Популяционная стратегия: формирование ЗОЖ посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению ЗОЖ, обеспечения условия ведения ЗОЖ; улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждаю­щего действия антропогенных факторов.

2.Профилактическая стратегия: выявление лиц высокого риска и коррекция у них факторов риска:

  • снижение распространенности курения и потребления табака;

  • улучшение качества питания;

  • увеличение физической активности;

  • смягчение влияния повреждающих психосоциальных факто­ров, повышение качества жизни;

  • снижение потребления алкоголя;

  • профилактика потребления наркотических средств.

3. Вторичная профилактика: диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями с целью предотвращения раз­вития обострений, осложнений, инвалидизации, преждевременной смертности.

Реализация популяционной стратегии возможна только на межве­домственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда мини­стерств, коммерческих и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения ЗОЖ.

Профилактическая стратегия реализуется в рамках системы здра­воохранения, при этом особая роль возлагается на первичное звено здравоохранения — участковую службу и службу общей практики, в деятельности которых правильно организованная профилактиче­ская работа должна занимать не менее 30-40% рабочего времени. Это обусловлено тем, что результат назначения даже самых дей­ственных лекарственных средств, выполнения самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.

Интегральный показатель состояния здоровья — физическое раз­витие, т.е. изменение форм и функций организма человека под влия­нием условий жизни и воспитания.

Известны три группы методов оценки физического развития (табл. 2.1).

Методы оценки физического здоровья:

1.антропометрия (стандарты);

2.корреляция (отличия показателей обследуемого от стандар­тов);

3.индексы (показатели физического развития, представляю­щие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах).

Функциональное состояние — комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При физической нагрузке наиболее важны изменения сердечно­сосудистой и дыхательной системы, важнейшие показатели — ЧСС, АД и их изменения.

- ЧСС в покое — 60-80 в минуту.

-АД нормальное: максимальное 100-130 мм рт.ст., минималь­ное 60—79 мм рт.ст.

Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое зна­чение имеют оценка изменений работы сердца и АД после физиче­ской нагрузки и длительность восстановления.

Функциональная проба — часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля, они служат наиболее ран­ним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Наблюдение за физическим развитием населения носит система­тический характер, распространяется на различные возрастно-поло-вые группы населения и включает:

1.наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2.углубленное изучение половозрастных закономерностей физи­ческого развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характером и формами медицинского обслужи­вания, занятием спортом;

3.разработку половозрастных оценочных норм — стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических рай­онах;

4.оценку эффективности оздоровительных мероприятий.


Основные показатели физического развития, оцениваемые в дина­мике:

  1. длина и масса тела (отражают развитие костного скелета и мускулатуры);

  2. окружность грудной клетки на вдохе и выдохе (характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов);

  3. рост в положении сидя (характеризует пропорциональность тела);

  4. окружность головы (на l-м году жизни);

  5. смена молочных зубов на постоянные;

  6. степень выраженности вторичных половых признаков;

  7. возраст наступления менархе и т.д.

Данные о физическом развитии собирают в процессе специально организованных исследований на основе антропометрических изме­рений, проводимых по строго унифицированной программе.

Контроль физического развития человека начинается с момента рождения ребенка. По отношению к отдельным группам населения установлена четкая периодичность оценки показателей физического развития:

  1. новорожденные — при рождении и выписке;

  2. дети 1-го года жизни — ежемесячно;

  3. дети в возрасте от 1 года до 3 лет — I раз в 3 мес;

  4. дети от 3 до 7 лет — 2 раза в год;

  5. дети и подростки от 7 до 18 лет — в школах 1 —2 раза в год;

  6. учащиеся средних специальных и высших профессиональных организаций — по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

  7. допризывники — в военкоматах по местожительству;

  8. военнослужащие — по месту службы 1—2 раза в год;

  9. трудоспособное население — при проведении профилактиче­ских осмотров на предприятии;

  10. остальное население — при диспансеризации 1 раз в 3 года.


Определение и анализ показателей физического развития позво­ляет сделать выводы о тенденциях развития индивидуального орга­низма и вклада в общественное здоровье. На основе результатов
можно сделать выводы о динамике процессов акселерации (ускорен­ного физического развития) или ретардации (замедленного физиче­ского развития).
























Приложение №3.

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
























Приложение №4.


Самостоятельная работа

Текст задания: Прочтите лекцию, текст учебника и дайте краткий ответ на поставленные вопросы

Теоретическое задание № 1

Текст задания: Определение основных целей стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.

Критерии оценивания: выделены основные цели стратегии

названы 4 цели- 1стратегии,названы 6 целей –2 стратегии,названы 4 цели –3 стратегиии.


Система оценивания:

5 «отлично» - ставится в том случае если обучающийся, дает точно определение основные цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 5 целей 2 стратегии, названы 4 цели –3 стратегии.


4 «хорошо» - ставится в том случае если обучающийся, даёт точно определение цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 4 целей 2 стратегии, названы 3 цели –3 стратегии.


3 «удовлетворительно» - ставится в том случае если обучающийся, даёт точно определение цели стратегии; названы 3 цели- 1стратегии, названы 4 целей 2 стратегии, названы 3 цели –3 стратегии.


2 «неудовлетворительно - ставится в том случае , если обучающийся дает определение цели стратегии; перечисляет менее 3 цели- 1стратегии, названы менее 4 целей 2 стратегии, названы менее 3 цели –3 стратегии.

Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин


Эталон ответа:

Согласно рекомендациям ВОЗ выделены три основные стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.

1.Популяционная стратегия: формирование ЗОЖ посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению ЗОЖ, обеспечения условия ведения ЗОЖ; улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждаю­щего действия антропогенных факторов.

2.Профилактическая стратегия: выявление лиц высокого риска и коррекция у них факторов риска:

  • снижение распространенности курения и потребления табака;

  • улучшение качества питания;

  • увеличение физической активности;

  • смягчение влияния повреждающих психосоциальных факто­ров, повышение качества жизни;

  • снижение потребления алкоголя;

  • профилактика потребления наркотических средств.

3. Вторичная профилактика: диспансерное наблюдение больных с неинфекционными заболеваниями с целью предотвращения раз­вития обострений, осложнений, инвалидизации, преждевременной смертности.

Реализация популяционной стратегии возможна только на межве­домственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда мини­стерств, коммерческих и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения ЗОЖ.

Профилактическая стратегия реализуется в рамках системы здра­воохранения, при этом особая роль возлагается на первичное звено здравоохранения — участковую службу и службу общей практики, в деятельности которых правильно организованная профилактиче­ская работа должна занимать не менее 30-40% рабочего времени. Это обусловлено тем, что результат назначения даже самых дей­ственных лекарственных средств, выполнения самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.

Теоретическое задание №2

Текст задания: Охарактеризуйте понятие, физическое развитие, как показатель здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний.

Критерии оценивания: Определены методы оценки физического здоровья по3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 7 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 10 показателям.

Система оценивания: применяется дихотомическая система, за каждый правильный ответ — 1 балл

5 «отлично» - ставится в том случае, если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 7 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 10 показателям.


4 «хорошо» - ставится в том случае , если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 3 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 4 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 8 показателям.


3 «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающимся в полном объеме определены методы оценки физического здоровья по 2 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены 3 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения по 8 показателям.


2 «неудовлетворительно - ставится в том случае если обучающимся определены методы оценки физического здоровья менее чем по 2 показателями их классификация. Дано определение функциональная проба. Определены менее чем 3 вида наблюдения за физическим состоянием населения. Перечислены основные показатели физического развития, оцениваемые в динамике менее чем по 6 критериям. Четко определена периодичность оценки показателей физического развития в отдельных группах населения менее чем по 8 показателям.


Условие выполнения задания:

Место выполнения задания: учебная аудитория

Максимальное время выполнения задания: 5 мин

Эталон ответа:

Интегральный показатель состояния здоровья — физическое раз­витие, т.е. изменение форм и функций организма человека под влия­нием условий жизни и воспитания.

Известны три группы методов оценки физического развития (табл. 2.1).

Методы оценки физического здоровья:

1.антропометрия (стандарты);

2.корреляция (отличия показателей обследуемого от стандар­тов);

3.индексы (показатели физического развития, представляю­щие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах).

Функциональное состояние — комплекс свойств, определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При физической нагрузке наиболее важны изменения сердечно­сосудистой и дыхательной системы, важнейшие показатели — ЧСС, АД и их изменения.

- ЧСС в покое — 60-80 в минуту.

-АД нормальное: максимальное 100-130 мм рт.ст., минималь­ное 60—79 мм рт.ст.

Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое зна­чение имеют оценка изменений работы сердца и АД после физиче­ской нагрузки и длительность восстановления.

Функциональная проба — часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля, они служат наиболее ран­ним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Наблюдение за физическим развитием населения носит система­тический характер, распространяется на различные возрастно-поло-вые группы населения и включает:

1.наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2.углубленное изучение половозрастных закономерностей физи­ческого развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характером и формами медицинского обслужи­вания, занятием спортом;

3.разработку половозрастных оценочных норм — стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических рай­онах;

4.оценку эффективности оздоровительных мероприятий.


Основные показатели физического развития, оцениваемые в дина­мике:

  1. длина и масса тела (отражают развитие костного скелета и мускулатуры);

  2. окружность грудной клетки на вдохе и выдохе (характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов);

  3. рост в положении сидя (характеризует пропорциональность тела);

  4. окружность головы (на l-м году жизни);

  5. смена молочных зубов на постоянные;

  6. степень выраженности вторичных половых признаков;

  7. возраст наступления менархе и т.д.

Данные о физическом развитии собирают в процессе специально организованных исследований на основе антропометрических изме­рений, проводимых по строго унифицированной программе.

Контроль физического развития человека начинается с момента рождения ребенка. По отношению к отдельным группам населения установлена четкая периодичность оценки показателей физического развития:

  1. новорожденные — при рождении и выписке;

  2. дети 1-го года жизни — ежемесячно;

  3. дети в возрасте от 1 года до 3 лет — I раз в 3 мес;

  4. дети от 3 до 7 лет — 2 раза в год;

  5. дети и подростки от 7 до 18 лет — в школах 1 —2 раза в год;

  6. учащиеся средних специальных и высших профессиональных организаций — по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

  7. допризывники — в военкоматах по местожительству;

  8. военнослужащие — по месту службы 1—2 раза в год;

  9. трудоспособное население — при проведении профилактиче­ских осмотров на предприятии;

  10. остальное население — при диспансеризации 1 раз в 3 года.


Определение и анализ показателей физического развития позво­ляет сделать выводы о тенденциях развития индивидуального орга­низма и вклада в общественное здоровье. На основе результатов
можно сделать выводы о динамике процессов акселерации (ускорен­ного физического развития) или ретардации (замедленного физиче­ского развития).















Осмысление и систематизация полученных знаний


Тестовые задания:

К теме: «Профилактика неинфекционных заболеваний».

Выберите один или несколько правильных ответов.


1. Укажите факторы риска развития неинфекционных заболеваний:

а) здоровый образ жизни

б) курение

в) гиподинамия

г) злоупотребление алкоголем

д) сбалансированное питание

2. Найдите соответствие показателей холестерина крови:

1)норма а)7,8ммоль/л и выше

2) легкая гиперхолестеринемия б)ниже5,0ммоль/л

3 ) умеренная гиперхолестеринемия в)6,5-7,8ммоль/л

4)выраженная гиперхолестеринемия г)5,0-6,5ммоль/л

3. Ожирением 2 степени считается превышение индекса массы тела на:

а) ИМТ-25

б) ИМТ-30

в) ИМТ-35

г) ИМТ-40 и выше

4. Укажите основной метод оценки физического развития человека:

а) радиометрия

б) антропометрия

в) термометрия

г) дозиметрия

5. Жизненная емкость легких у мужчин в норме колеблется от:

а) 2000-2500литров

б) 2500-3000литров

в) 3000-3500литров

г) 3500-4000литров

6. Медицинская профилактика включает в себя:

а) первичную

б) вторичную

в) третичную

г) постоянную

7. К мерам первичной профилактики заболеваний относятся:

а) противорецидивное лечение;

б) оздоровление окружающей среды;

в) санаторно-курортное лечение;

г) физиотерапия.

8. На показатели состояния здоровья влияют:

а) условия и образ жизни;

б) наследственность;

в) курение и алкоголь;

г) все верно.

9. Скрининговое исследование предусматривает:

а) проведение обследования с применением анализаторов (анкет);

б) целенаправленное углубленное обследование лиц с факторами риска;

в) подготовку населения к массовому обследованию;

г) лабораторное и инструментальное обследование.

10. К нездоровому образу жизни относится:

а) отказ от курения;

б) гиподинамия, нерациональное питание;

в) частое дробное питание;

г) занятие спортом.


Эталон ответов


  1. – б, в, г. 2. – (1-б, 2-г, 3-в, 4-а.) 3. – в 4.– б 5. – г 6. – а, б, в. 7. – б 8.– а 9.– в 10– б

Система оценивания:

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 - 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

Условия выполнения задания:

1. Место (время) выполнения задания: аудитория

2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час.

3. Вы не можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.







































Приложение №4

Вопросы для самоподготовки

  1. Определение основных целей стратегии снижения смертности от неинфекционных заболеваний.

  2. Охарактеризуйте понятие, физическое развитие, как показатель здоровья в профилактике неинфекционных заболеваний.


Домашнее задание: конспект лекции, работа с учебным текстом. С,И,Двойникова Проведение профилактических мероприятий стр.163-165



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мдк 01.03. сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Автор: Черняк Елена Александровна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503669


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства