Мастер-класс «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером»
Мастер-класс «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером»
Мастер-класс был проведен на семинаре-практикуме педагогов дополнительного образования Западно-Казахстанской области в ГККП "Центр внешкольной работы" отдела образования акимата г. Уральска
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать навыки коммуникативной культуры студийцев.
Воспитательные:
- воспитывать у студийцев трудолюбие и целеустремленность;
- вырабатывать навыки коллективного действия и чувства взаимопомощи.
Здоровьесберегающие:
-профилактика сколиоза;
-снятие хронического возбуждения;
-укрепление дыхательного аппарата;
Тип занятия: закрепление знаний.
Оборудование: магнитофон, стулья, реквизит.
Ход занятия.
I. Организационный момент: проводится с целью включения воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:
- учащиеся входят в театральный зал и становятся в круг;
- приветствие;
- позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;
- выяснение отсутствующих на занятии.
Сообщение темы и задач занятия.
- Знаете ли вы что такое общение? Можем ли мы общаться без слов? Что помогает нам понять друг друга, если мы общаемся молча? (ответы детей)
- Сегодня на занятии я хочу посмотреть, на сколько вы умеете замечать изменения в поведении партнера и в соответствии с его изменениями менять свое поведение, а также на сколько вы хорошо умеете свободно действовать в предлагаемой обстановке.
II. Тренинг.
1) Актерское мастерство
Разогрев суставов.
И.п. – стоя. Активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.
Упражнения на концентрацию внимания: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало».
Упражнения на освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик», «Суета», «Переход»*
2) Дыхательная гимнастика.
Каждое упражнение повторяется несколько раз.
- «Перед сном» - лежа на полу, представить как умиротворенно дышится перед сном, проследить технологию этого вдоха и повторить его несколько раз
- «Свеча» - глубокий вдох и резких выдох, как - будто тушим свечу.
- «Непослушная свеча» - глубокий вдох и два резких выдоха, как - будто тушим свечу, а она не гаснет.
- «Цветочный магазин» - вдыхаем глубоко аромат цветов, на медленном выдохе произносим характерных звук - «а»
- «Мяч - насос» - упражнение в парах, один – мяч, другой – насос. «Мяч» «сдувается» - сидит на корточках, выдохнув и расслабившись. «Насос» «надувает» «мяч» медленно с усилием отпускает корпус вниз, произнося звук «с». «Мяч» «надувается», затем «сдувается» со звуком «пш».
Аркуляционная гимнастика.
Упражнения «Улыбка-хоботок», «Часы», «Уколы», «Змея», «Чаша», «Львенок и варенье»
Упражнения со скороговорками «Произнести на три скорости», «Аукцион скороговорок», «Скоговорка+движение»
.
III.Основная часть.
1. Игра «Заяц» - все участники садятся в круг на стулья, водящий в центе. Участникам необходимо меняться местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют только глаза. Договорившись между собой взглядами участники меняться местами, в это время водящий должен успеть занять свободный стул. Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает поменяться, становится водящим
2. «Перегруппировки с оправданием».
- Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга. Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых подробностей.
- Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним справа.
- Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем команду!
- Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания нельзя. Общайтесь друг с другом бессловесно.
- Пожалуйста, пересядьте по цвету глаз, от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и окружающих, входить в их внутренний мир).
3. Этюды на общение с партнерами.
Этюд «Тень»
Обучающиеся работают над этюдом по предлагаемым обстоятельствам. Один участник тень, другой главный герой. Можно дать 2 мин. на подготовку.
- крадется по комнате и разговаривает сам с собой;
- потерял вещь и ищет ее в квартире;
- собирает урожай яблок или ягод;
- месим тесто и лепим пирожки;
- ни как не можем вдеть нитку в иголку и т.д.
Парные этюды «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем»
Время на подготовку – 5 мин. Пары показывают задуманные этюды. Задача остальных воспитанников – угадать где была пара, чем занималась.
IV. Подведение итогов и домашнее задание.
Сегодня вы сделали много, как вы считаете, что у вас получилось? Над чем надо поработать? Удалось ли вам справиться с поставленными задачами?
К следующему занятию я прошу вас подготовить темы для парных этюдов на освоение словесного действия.