kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по философии по теме: "Природа как предмет философского осмысления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция разработа для учащихся среднего специального образования и соответствует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по философии по теме: "Природа как предмет философского осмысления"»

Философия

Урок № 16.

Раздел: Систематический курс.

Тема: Природа как предмет философского осмысления.

Цель: Изучить основы философских определений природы, её отличие живой от неживой природы.

Задачи:

(Образовательная) Рассмотреть основные понятия природы;

(Развивающая) Научить различать понятия живой и неживой природы;

(Воспитательная)Способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска, карта.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания: (20 минут)

- Что такое общество?

- Особенности внутреннего мира человека?

3. Изучение нового материала. (50минут)

План

  1. Понятие природы.

  2. Специфика философского подхода к исследованию природы.

  3. Роль природы в жизни общества.

1. Понятие природы. В широком смысле слова природа — это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле — объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В отличие от природы общество — это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческойистории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

3.Специфика философского подхода к исследованию природы.Природа бывает неживой и живой.Уровни организации не-живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема).

Уровни организации природы, как правило, находятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более про стой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д. Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи:

1) законы простого уровня организации материи не отменяются, они продолжают существовать;

2) на законы фундамента надстраиваются новые за коны. Так, в организме человека атомы следуют законам физики и химии, клетки же и органы подвержены биологическим закономерностям.


3.Роль природы в жизни общества. Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».

Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость.

Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!»

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. «Украинская степь», «русское поле» и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием. Они ярко и образно показывают в том числе и духовную зависимость человека от природы.

3. Подведение итогов. (10 минут)

4. Домашнее задание. А.Г.Спиркин, стр. 538-551 (7 минуты)


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по философии по теме: "Природа как предмет философского осмысления"

Автор: Полякова Анастасия Вячеславовна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473892


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства