kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конструкт урока литературного чтения А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока литературного чтения А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»

Конструкт урока литературного чтения

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Бирюковой Анастасии Евгеньевны

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 28.09.18 г.

ОУ: «Каменск – Уральская СКОШ №1»

Класс: 4 «А»

ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна

ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись__________

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Планируемые результаты

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к творчеству А.С. Пушкина; обучающиеся демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору произведения; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение выделять необходимую информацию); демонстрируют способность выполнять задания с опорой на вопросы; понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции; умения работать по словестной инструкции; воспринимают, узнают информацию с опорой на наглядность и текст произведения.

  • Предметный: обучающиеся имеют представление о творчестве А.С. Пушкина; демонстрируют умение характеризовать героев сказки, высказывать свое отношение к ним: анализировать поведение героев, определять мотивы поведения героев; воспринимают их эмоционально - нравственные переживания; демонстрируют качественные навыки чтения.

Цель: развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе изучения характеристики героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина; потребность в чтении; способность к рефлексии; доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.

  • Коррекционно - развивающие: развивать регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять контроль и самоконтроль); развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе); развивать познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной форме; умение выделять необходимую информацию); развивать речеслуховую память на основе вопросов; развивать умение работать по словестной инструкции; корректировать слуховое восприятие с опорой на наглядность и текст произведения.

  • Образовательные: совершенствовать умение характеризовать героев сказки, высказывать свое отношение к ним: анализировать поведение героев, определять мотивы их поведения; совершенствовать умение воспринимать эмоционально – нравственные переживания героев; в процессе изучения произведения совершенствовать качества навыка чтения.

Принципы обучения и воспитания:

принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);

принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности;

принцип доступности;

пинцип минимакса;

принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания).

принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов в определенном контексте через сопастановление, подбор символов, толкование)

Методы обучения и воспитания:

по источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, рассказ, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;

по уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный;

метод развития познавательного интереса: художественное слово;

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;

метод эмоционального стимулирования: поощрение;

метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование:

индивидуальное –карточки для групповой работы;

демонстрационное – презентация, видеофрагменты.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебных задач. 10 мин

  3. Решение проблемы. 10 мин

  4. Физкультминутка. 1 мин

  5. Первичное закрепление 10 мин

  6. Организация самостоятельной работы. 5-6 мин.

  7. Информация о домашнем задании. 1 мин

  8. Рефлексия. 2 мин

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г.

  3. http://newgdz.com/uchebniki-4-klass-onlajn/10808-chitat-4-klass--chast-4-onlain

  4. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Литературное чтение» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).







Эскиз доски:

Тема

Задачи урока

9 февраля.

Классная работа.









Ход урока



Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Планируемый результат с учетом формирования УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)


-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Какие все красивые, в школьной форме, приятно смотреть. Меня зовут Анастасия Евгеньевна, и этот урок литературного чтения проведу у вас я.

- Для того, чтобы на уроке мы с вами хорошо поработали, предлагаю немного размяться.

Дыхательная гимнастика:

«Свеча»

 Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

1 «Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш  (руки разводят в стороны, хлопок)

  • Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему больших успехов.

  • Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики.

  • Давайте проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, дневник, пенал и раздаточный материал.

  • Отлично, желаю хорошего настроения, начинаем урок.

Личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: организовать деятельность по повторению обучающимися пройденного материала; по формулированию темы и задач урока.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.

Развивать познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели

Развивать познавательные (логические) УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)



Метод развития психических функций (постановка проблемы)


-Ребята, скажите, пожалуйста, с какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

-Что мы можем узнать из названия?

(Главных героев сказки)

- Совершенно верно, назовите их.

(В сказке герои царевна и семь богатырей)



- Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях.

раздаточный материал каждой группе

(работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

- Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение?

(Сказка)

- Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.

( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )Спросить!

- Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

- Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Раздаточный материал каждой группе

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

(Ученик из одной группы зачитывает определение термина «Добро», а другой из второй группы определение термина «Зло» из толкового словаря )

Добро - всё положительное, хорошее, полезное;

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

(Да, добро и зло – противоположные понятия.)

- - Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой?

(царевна)

- Есть ли еще герои в сказке?

(королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)

( помещаю на доске слова- надписи).

- А на какие группы можно разделить всех этих героев?

(Дети высказывают свои предположения)

Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)

Работа в группах

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

Герои - помощники

















На доске портрет главной героини

- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

( вокруг нее разворачиваются все события)

- А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну? 

вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

- Ребята, можем ли мы ответить на этот вопрос?

- Значит какая цель нашего урока?

(Ответить на вопрос «Почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?»)

- Замечательно! Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора.

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.



Познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели урока



демонстрируют способность выполнять задания с опорой на вопросы; понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции; умения работать по словестной инструкции;













3. Решение проблемы

Задача: организовать деятельность выхода из затруднения и организовать деятельность по осмыслению обучающимися нового материала.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Практический: (упражнения)













- У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают?

( черты характера)

 - Работая в группе, попробуйте разделить их на 2 столбика

Добрая Злобная Завистливая Ласковая  Жадная Нежная

Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная

  - Как разделили эти слова? И почему именно так?

(  это черты характера – положительные и отрицательные)

- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)

- Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий.

(Главные герои - царица и царевна)

- Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

- А для этого выполним речевую гимнастику.

Речевая гимнастика

 IY.Упражнения для интонации:

1.Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

 

Произнести с чувством радости.

Произнести  с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

2. ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.



( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

- Что мы узнали из начала сказки?

- Отчего умерла царица?

- Найдите описание новой царицы.

- Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

- Объясните значение слов «ломлива», «своенравна».

( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

- Как автор показывает характер молодой царевны?

(Ответы учащихся)

- Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

 И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? 

( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

-  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

- Что узнала царица от зеркальца?

- Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

- Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

- Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

- Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

- К чему привела чёрная зависть в сказке?

- Что можно сказать о царевне? 

(Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

- Какая была царица?

( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

 Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71, царевну - стр.72.

 ( зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный



- Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)



Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.



демонстрируют способность выполнять задания с опорой на вопросы; понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции; умения работать по словестной инструкции;









4. Физкультминутка

Задача: провести элементарные физические упражнения для снятия мышечной и зрительной усталости обучающихся.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)

Видео

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.









5. Первичное закрепление

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.







По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Практический: (упражнения)



- Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

- Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

- О каких чертах характера это говорит?

- Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

- Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

- Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

- Как братья пришли свататься к царевне?

- Почему она им отказала? Какой она была?

- Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

- Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев.

- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь. Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков_



Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

демонстрируют способность выполнять задания с опорой на вопросы; понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции; умения работать по словестной инструкции; воспринимают, узнают информацию с опорой на наглядность и текст произведения.



6. Организация самостоятельной

работы

Задача: проверить усвоили ли новый материал обучающиеся.

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.



По источнику получения знаний (беседа, демонстрация, объяснение, упражнение)



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)

Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете героев нашей сказки, предлагаю составить характеристику любого героя сказки по следующему плану:

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешний облик героя.

  3. Какие поступки совершает?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как к герою относится автор?

  6. Своё отношение к герою

- Работаем в группах, все вместе, дружно. На это задание отводиться 5 минут, после чего вы представите свои характеристики.

Оценивается работа в группах.

- Молодцы, потрудились на славу.

- Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

- Как силы природы помогали героям сказки?

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.







Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.



Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

демонстрируют способность выполнять задания с опорой на вопросы; понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции;

7. Информация о домашнем задании

Задача: провести инструктаж домашнего задания.

Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение.

Метод формирования обязанности (педагогическое требование)

Задает учитель

Личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Задача: самооценка результатов деятельности.

Развивать личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.

Развивать регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.



Метод эмоционального стимулирования (поощрение)



По источнику получения знаний (беседа)



Метод осмысления социального опыта (художественное слово)





  • Посмортите на цель, которую мы ставили в начале урока. Решили мы ее?

  • Какой вывод можно сделать?



С каким настроением вы заканчиваете урок?

- За что бы вы себя похвалили сегодня.

- Сейчас попрошу Вас оценить свою работу в группе на листах самооценки.

  • - Спасибо вам, ребята за урок, вы все сегодня молодцы, продуктивно работали, помогали мне на уроке, отвечали на вопросы. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания!

Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.



Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.



Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.

понимают, запоминают и используют в речи сложные конструкции.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бирюкова Анастасия Евгеньевна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492897

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства