- У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера) - Работая в группе, попробуйте разделить их на 2 столбика Добрая Злобная Завистливая Ласковая Жадная Нежная Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная - Как разделили эти слова? И почему именно так? ( это черты характера – положительные и отрицательные) - Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке? ( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки) - Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои - царица и царевна) - Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый. - А для этого выполним речевую гимнастику. Речевая гимнастика IY.Упражнения для интонации: 1.Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. Произнести с чувством радости. Произнести с чувством огорчения. Произнеси с чувством обиды. 2. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75) - Что мы узнали из начала сказки? - Отчего умерла царица? - Найдите описание новой царицы. - Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»? - Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается) - Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся) - Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.) - Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? ( Ненависть, зависть.) - Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.) - А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить) - И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.) - С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.) - Что узнала царица от зеркальца? - Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки? - Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни? - Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются? - Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? - К чему привела чёрная зависть в сказке? - Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.) - Какая была царица? ( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь) - Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71, царевну - стр.72. ( зачитывают определения и сравнивают с таблицей.) | Царица | Царевна | Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва | Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая | Цвет | черный | белый красный |
- Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)
|