Цели:введение и закрепление лексического материала;проверка навыков связной речи, систематизация знаний, полученных в 6- ом классе; приобщение учащихся к национальной культуре, местной переодической печати; знакомство детей с профессиями.
-Друзья, сегодня мы с вами изучим новую тему: «Покш эрямов анокстамось. Подготовка к взрослой жизни». Познакомимся с ВУЗ-ми, которые имеются в нашем любимом городе, с профессиями, которые мы можем получить в них. Вновь встретимся с нашим любимым журналом «Чилисема».
- Думаю, что вы с большим удовольствием ходите в школу,радуйтесь встрече с друзьями, учитесь, отдыхаете, делайте любимое дело. Сегодня мы рассмотрим, что даёт по нашей теме учебное пособие, ещё раз выразим свою любовь к красивому, звучному эрзянскому языку, к любимой школе и журналу «Чилисема»
-Желаю всем удачной и плодотворной работы на уроке.
III. Од вал марто важодема.
(Слова из стихотворения «Селмов гайтть»)
- Эйкакшт, тынь течи кармиде содамо ламо од валт.
Сёрмадсынек сынст валкс.
Толкун- волна
Чахра-цветок
Сирть-ясень
Селей-вяз (лиственное дерево)
Индере-1) жимолость (род кустарника с цветами различной окраски) ;2) бересклет; 3) ткацкая проволока внутри челнока
Локсей-лебедь
Чевгель- калина
Човаля- бисер
Сэней- сом
Байге- 1) пузырь на воде,;2) капля; 3) волдырь
Кумба- ковёр
Низаня- 1) тёща; 2) свояченица
Каштаз- 1) венок; 2) ореол (светлый ободок вокруг небесного светила)
Ловносынек 1-це упражнениянть. Подумайте и скажите, где вы хотели бы учиться?
IV. Ютазь материалонь кемекстамо.
Поладынк валрисьметнень. (Допишите предложения).
Мон арсян ___________
Монень вечкеви_________
- А ней вастовтано минек вечкевикс журналонть марто.
Инд. задание. Презент. Журнал «Чилисема»
Выразительное чтение стихотворений, взятых из журнала «Чилисема
Беседа по содержанию стихотворений.
-Мезде ёвтневи 1-це стихотворениясонть?
-Мезде ёвтневи2-це стихотворениясонть?
-Мезде ёвтневи 3-це стихотворениясонть?
Групповое задание.(*1-ая группа работает над сконвордом, 2-ая – над загадками, 3-я –над кроссвордом)
V. Оймсема ютко (Физкультминутка)
Вейке, кавто – кирьга, лавтов.
Колмо, ниле – судо, пиле.
Вете, кото – кедень кавто.
Сисем, кавксо – пильгень кавто.
Вейксэ, кемень – кавто сельмень
Верев кедтнень кепедьсынек,
Пек виевстэ цяпадьсынек.
Суртнэнь парсте сорновтсынек.
VI. Кемекстамо.
3 це упражнениясь. Прочитайте. Переведите текст и запишите первый абзац. Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.
Цели:введение и закрепление лексического материала;проверка навыков связной речи, систематизация знаний, полученных в 6- ом классе; приобщение учащихся к национальной культуре, местной переодической печати; знакомство детей с профессиями.
-Друзья, сегодня мы с вами изучим новую тему: «Покш эрямов анокстамось. Подготовка к взрослой жизни». Познакомимся с ВУЗ-ми, которые имеются в нашем любимом городе, с профессиями, которые мы можем получить в них. Вновь встретимся с нашим любимым журналом «Чилисема».
- Думаю, что вы с большим удовольствием ходите в школу,радуйтесь встрече с друзьями, учитесь, отдыхаете, делайте любимое дело. Сегодня мы рассмотрим, что даёт по нашей теме учебное пособие, ещё раз выразим свою любовь к красивому, звучному эрзянскому языку, к любимой школе и журналу «Чилисема»
-Желаю всем удачной и плодотворной работы на уроке.
III. Од вал марто важодема.
(Слова из стихотворения «Селмов гайтть»)
- Эйкакшт, тынь течи кармиде содамо ламо од валт.
Сёрмадсынек сынст валкс.
Толкун- волна
Чахра-цветок
Сирть-ясень
Селей-вяз (лиственное дерево)
Индере-1) жимолость (род кустарника с цветами различной окраски) ;2) бересклет; 3) ткацкая проволока внутри челнока
Локсей-лебедь
Чевгель- калина
Човаля- бисер
Сэней- сом
Байге- 1) пузырь на воде,;2) капля; 3) волдырь
Кумба- ковёр
Низаня- 1) тёща; 2) свояченица
Каштаз- 1) венок; 2) ореол (светлый ободок вокруг небесного светила)
Ловносынек 1-це упражнениянть. Подумайте и скажите, где вы хотели бы учиться?
IV. Ютазь материалонь кемекстамо.
Поладынк валрисьметнень. (Допишите предложения).
Мон арсян ___________
Монень вечкеви_________
- А ней вастовтано минек вечкевикс журналонть марто.
Инд. задание. Презент. Журнал «Чилисема»
Выразительное чтение стихотворений, взятых из журнала «Чилисема
Беседа по содержанию стихотворений.
-Мезде ёвтневи 1-це стихотворениясонть?
-Мезде ёвтневи2-це стихотворениясонть?
-Мезде ёвтневи 3-це стихотворениясонть?
Групповое задание.(*1-ая группа работает над сконвордом, 2-ая – над загадками, 3-я –над кроссвордом)
V. Оймсема ютко (Физкультминутка)
Вейке, кавто – кирьга, лавтов.
Колмо, ниле – судо, пиле.
Вете, кото – кедень кавто.
Сисем, кавксо – пильгень кавто.
Вейксэ, кемень – кавто сельмень
Верев кедтнень кепедьсынек,
Пек виевстэ цяпадьсынек.
Суртнэнь парсте сорновтсынек.
VI. Кемекстамо.
3 це упражнениясь. Прочитайте. Переведите текст и запишите первый абзац. Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.