kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока эрзянского языка "Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо. Жизнь в мордовском крае  (6 класс)

(васенце урокось)

Цели и задачи:

1) практическая – совершенствование речевых навыков; (сопутствующая – развитие умения осуществлять продуктивные речевые умения);

2) образовательная – сопоставление и анализ лексики по теме урока в русском и мордовском (эрзянском) языках;

 3) развивающая – развитие творческих способностей учащихся, навыков поиска, анализа, синтеза полученной информации;

4) воспитательная – воспитание чувства любви и гордости к своей республике, эрзянскому языку.

1.Максомс содамочить теманть коряс; домкалгавтомс тонавтницятнень содамочист;

2. Кемекстамс ютазь материалонть

 теманть коряс; ванномс а сатыкстнэнь;

3. Кастомс тонавтницятнень кельвалонь культураст.

Урокс нолдазь кедъёнкстнэ: валкст, учебникть, разговорникть

Уроконь молемась:

I Организационной моментэсь.

Ушодтано минь урок,

Ды минек весе анок,

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ!

II Исследовательской важодема.

(Учитель называет предложение, а учащиеся отвечают, соответствует ли предложение времени года).

  • Течи менелесь валдо-сэнь.
  • Сексня ветне кувакат.

III. Ютазь материалонь кемекстамо.

  Поладынк валрисьметнень. Допишите предложения.

 Мон вечкан  _____  (чувтосто керсеме кирьгашат)

Течи таго молян  чувтосто керсема________(школав)

IV. Од материалонть ванномась.

Кортнема (беседа)

- Ялгат, течи минь тынк марто  вантано од тема «Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо. Жизнь в мордовском крае» 

  Вансынек, кодамо эрямось минек масторсо.Оштё весть ёвтатано вечкемань вал тиринь масторонок туртов. Арсян весеменень паро важодема уроконть перть ды вадря мельть-превть.

Ловносынек 1-це упражнениянть. Прочитайте выразительно текст. Переведите.

Од валонь ваннома (новая лексика)

- Вансынек, кодат од валт максозь, ловносынек сынст ды сёрмадсынек валксс.

Раське-народ

Кирьгашат-поделки

Чиньжарамо-подсолнух

Валрисьме-предложение

Валмеревкс-пословица

Содамоёвкс-загадка

Мизолкс-шутка

2-це упражнениясь. Переведите текст. Сделайте поделку.

V. Оймсема ютко (Физкультминутка)

Вейке, кавто – кирьга, лавтов.

Колмо, ниле – судо, пиле.

Вете, кото – кедень кавто.

Сисем, кавксо – пильгень кавто.

Вейксэ, кемень – кавто сельмень

Верев кедтнень кепедьсынек,

Пек виевстэ цяпадьсынек.

Суртнэнь парсте сорновтсынек.

6. Кемекстамо.

7. Грамматикань коряс важодема

Тонавтыцянь вал.

 Существительные изменяются по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением.

В эрзянском языке три склонения: основное (аволь невтемачинь), указательное (невтемачинь), притяжательное (азорксчинь)

Формы основного склонения употребляются для обозначения предмета вообще. Например: вальма (окно), веле (село)

В эрзянском языке, если слово оканчивается на согласную букву, между корнем и суффиксом ставится соеденительная гласная. Если слово оканчивается на твёрдый согласный, то ставится-о-, если на мягкий согласный, то ставится-е-: кал-кал-о-сь(рыба), пель-пел-е-сь (туча)

1-це упражнениясь. Прочитайте  выразительно текст. Переведите.Выпишите из текста имена существительные в указательном склонении.

3-це упражнениясь. Прочитайте  выразительно текст. Переведите. Кратко перескажите.

8.Уроконь итогось.

Мезде минь кортынек  течинь уроксто?

Мезе тусь мелезэнк?

Кодат од валт минь саинек превс?

9.Кудонь тев.

Арседе 4 валрисьметь течинь теманть коряс.

     Путынк превс од валтнэнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока эрзянского языка "Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо"»

Тема: Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо. Жизнь в мордовском крае (6 класс)

(васенце урокось)

Цели и задачи:

1) практическая – совершенствование речевых навыков; (сопутствующая – развитие умения осуществлять продуктивные речевые умения);

2) образовательная – сопоставление и анализ лексики по теме урока в русском и мордовском (эрзянском) языках;

3) развивающая – развитие творческих способностей учащихся, навыков поиска, анализа, синтеза полученной информации;

4) воспитательная – воспитание чувства любви и гордости к своей республике, эрзянскому языку.

1.Максомс содамочить теманть коряс; домкалгавтомс тонавтницятнень содамочист;

2. Кемекстамс ютазь материалонть

теманть коряс; ванномс а сатыкстнэнь;

3. Кастомс тонавтницятнень кельвалонь культураст.

Урокс нолдазь кедъёнкстнэ: валкст, учебникть, разговорникть

Уроконь молемась:

I Организационной моментэсь.

Ушодтано минь урок,

Ды минек весе анок,

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ!


II Исследовательской важодема.

(Учитель называет предложение, а учащиеся отвечают, соответствует ли предложение времени года).

  • Течи менелесь валдо-сэнь.

  • Сексня ветне кувакат.

III. Ютазь материалонь кемекстамо.

Поладынк валрисьметнень. Допишите предложения.

Мон вечкан _____ (чувтосто керсеме кирьгашат)

Течи таго молян чувтосто керсема________(школав)

IV. Од материалонть ванномась.

Кортнема (беседа)

- Ялгат, течи минь тынк марто вантано од тема «Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо. Жизнь в мордовском крае»

Вансынек, кодамо эрямось минек масторсо.Оштё весть ёвтатано вечкемань вал тиринь масторонок туртов. Арсян весеменень паро важодема уроконть перть ды вадря мельть-превть.

Ловносынек 1-це упражнениянть. Прочитайте выразительно текст. Переведите.

Од валонь ваннома (новая лексика)

- Вансынек, кодат од валт максозь, ловносынек сынст ды сёрмадсынек валксс.

Раське-народ

Кирьгашат-поделки

Чиньжарамо-подсолнух

Валрисьме-предложение

Валмеревкс-пословица

Содамоёвкс-загадка

Мизолкс-шутка

2-це упражнениясь. Переведите текст. Сделайте поделку.

V. Оймсема ютко (Физкультминутка)

Вейке, кавто – кирьга, лавтов.

Колмо, ниле – судо, пиле.

Вете, кото – кедень кавто.

Сисем, кавксо – пильгень кавто.

Вейксэ, кемень – кавто сельмень

Верев кедтнень кепедьсынек,

Пек виевстэ цяпадьсынек.

Суртнэнь парсте сорновтсынек.

6. Кемекстамо.

7. Грамматикань коряс важодема

Тонавтыцянь вал.

Существительные изменяются по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением.

В эрзянском языке три склонения: основное (аволь невтемачинь), указательное (невтемачинь), притяжательное (азорксчинь)

Формы основного склонения употребляются для обозначения предмета вообще. Например: вальма (окно), веле (село)

В эрзянском языке, если слово оканчивается на согласную букву, между корнем и суффиксом ставится соеденительная гласная. Если слово оканчивается на твёрдый согласный, то ставится-о-, если на мягкий согласный, то ставится-е-: кал-кал-о-сь(рыба), пель-пел-е-сь (туча)

1-це упражнениясь. Прочитайте выразительно текст. Переведите.Выпишите из текста имена существительные в указательном склонении.

3-це упражнениясь. Прочитайте выразительно текст. Переведите. Кратко перескажите.

8.Уроконь итогось.

Мезде минь кортынек течинь уроксто?

Мезе тусь мелезэнк?

Кодат од валт минь саинек превс?

9.Кудонь тев.

Арседе 4 валрисьметь течинь теманть коряс.

Путынк превс од валтнэнь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока эрзянского языка "Эрзя-мокшонь масторсо эрямодо"

Автор: Ледяйкина Людмила Анатольевна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства