kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения. Тема: Звуки Н,НЬ-Т,ТЬ. Дифференциация. Текст: "У вечного огня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы по развитию слухового восприятия является формирование у слабослышащих учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по РСВ велась с использованием индивидуальных слуховых аппаратов (работа с текстом "У вечного огня", а также на слух без использования слуховых аппаратов (речевой материал по теме "Города- герои"). Проводилась работа по увеличению рабочего расстояния воспринимаемого материала (приём "вытягивание расстояния"). Расстояние и объём речевого материала соответствует программным требованиям. Использовался приём догадки, ситуации, контекста. Развитие слуха, устной речи, выразительных средств языка учащихся с учётом дифференцированного подхода ведёт к развитию коммуникативных умений. Мы стоим на пути интеграции ребёнка с нарушением слуха и активного выхода его в социум.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения. Тема: Звуки Н,НЬ-Т,ТЬ. Дифференциация. Текст: "У вечного огня"»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1» г. Оренбурга.









Конспект группового занятия

по развитию слухового восприятия

и формированию произношения



Тема: Звуки Н, НЬ - Т,ТЬ.

Текст: «У вечного огня».







Учитель-дефектолог: Любовь Михайловна Альтова

Ученики 5 класса: В. Максим, 3 ст. туг.,

рабочее расстояние левого уха - 1 м,

Р. Саша, 3 ст. туг.,

рабочее расстояние левого уха- 0,7 м













Цель:

Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи и развития слухового восприятия.

Задачи: Образовательные:

- вырабатывать у воспитанников навыки дифференциации звуков (Н-Т) в различных фонетических позициях на материале слогов, слов, фраз, текстов, самостоятельной речи;

- формировать понятия по теме «Города-герои», текста «У вечного огня»;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умения обучающихся правильного произнесения речевых конструкций при соблюдении изученных правил орфоэпии: безударная о произносится как а, в некоторых словах согласные в,д,л,т не произносятся, но пишутся,

- тренировать в умении произношения речевого материала выразительно с соблюдением логического ударения (в умении выделять голосом важные по смыслу слова в диалогической речи);

- формировать у воспитанников умения различать и опознавать на слуховой и на слухо - зрительной основе речевой материал темы и текста с использованием ЗУА индивидуального пользования и без неё, голоса в записи.

- развивать внимание, память, мышление, обогащать, активизировать и расширять словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к тематическому материалу учебных дисциплин (русский язык, математика);

- воспитывать патриотизм и чувство гордости за молодое поколение нашей страны.

Оздоровительные: 

Обеспечение здоровьесберегающего пространства через разнообразные формы организации урока:

- формировать положительный эмоциональный фон на занятии,
- чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Методические приемы и виды работ:

Методы работы на индивидуальном занятии по РС и ФП - аналитико-синтетический, полисенсорный, концентрический метод. Отраженное проговаривание речевого материала, самостоятельное чтение, работа с деформированным текстом, разгадывание загадок, восприятие текста на слух по частям в записи, по предложениям, работа по типу учитель-ученик, ученик-ученик, различение речевого материала без ИСА. Оборудование:

3 экрана, таблички с тренировочными фразами, разрезной текст, картинки по теме, географическая карта, георгиевские ленточки, компьютерные презентации «Дифференциация звуков Н-Т», к тексту «У вечного огня», рабочие тетради, геометрическое лото, ИКТ программы: Adobe Audition, Power Point, Word.

Ход занятия:

Произношение 1 ученик ( Максим В.)

1.Психологическая настройка обучающегося.

- Я рада тебя видеть. У нас сегодня гости. Не волнуйся.

2.Организационный момент.

- Добрый день, Максим. – Добрый день. - Как ты слышишь? – Я слышу хорошо.

- Какое сегодня число? – Сегодня… апреля. - Как твоё здоровье? – Спасибо, хорошо. Но ещё болит нос.

3.Целеполагание и планирование: (Ученик зачитывает план работы)

Будем хорошо говорить звуки Н,НЬ-Т,ТЬ

Будем запоминать слова, составлять словосочетания, предложения.

Выполнять задания по русскому языку и литературе.

Выделять голосом важные по смыслу слова.

Рассказывать стихотворение наизусть.

4. Работа с профилями звуков Н-Т.

Чем похожи эти звуки? Звуки Н и Т согласные, твёрдые. НЬ и ТЬ – согласные, мягкие.

Чем отличаются звуки Н и Т? Т,ТЬ - без голоса. Это глухие согласные звуки. Это ротовые звуки.

Н,НЬ - с голосом. Это звонкие согласные звуки. Это носовые звуки.

Проверь себя (перед зеркалом и при помощи рук)

5. Коррекция звуков Н,НЬ-Т,ТЬ (их дифференциация).

-Открой учебник на странице 88. Послушай, покажи, повтори. - Будем различать и правильно говорить звуки Н-Т во всех позициях в слогах и словах, предложениях.

на-та налим-тарелка

но-то номер-товарищ


ана-ата канал-вратарь

ани-ати пони-ботинок не-те небо- тело

асна-аста весна-паста

арна-арта карнавал-картофель

6.- Посмотри на картинку, назови слова со звуками Н, НЬ-Т,ТЬ (ученик с помощью мышки распределяет слова на экране компьютера в два столбика или устно).

Львёнок, доктор, остров, лиана, бананы, горизонт, небо, трава, навес, плот.

7. Послушай и назови все слова по порядку. Составь словосочетания и предложение.

Работа, контрольная, язык, математика, русский, по.

Контрольная работа по математике была во вторник.

По русскому языку мы начали изучать новую тему.

8. Послушай, каких чисел не хватает.

115, 116, …, …, …, 120.

9. Прочитай выразительно пословицу. Честный труд – наше богатство. Поставь ударение и орфоэпические знаки. Прочитай правильно.

10. Выделяй голосом слова, важные по смыслу. (Работа над логическим ударением в вопросах и ответах, в диалогической речи).

- КТО будет читать книгу? - РЕБЯТА будут читать книгу.

- Что БУДУТ ДЕЛАТЬ ребята? - Ребята БУДУТ ЧИТАТЬ книгу.

- ЧТО будут читать ребята? - Ребята будут читать КНИГУ.

- Какую сказку вы читаете на уроке литературы? – Мы читаем сказку

Андерсена «Снежная королева».

11. Открой учебник литературы. История 4. Принц и принцесса. Будем читать по ролям. Ты – Ворон. Я – Герда.

Говори замедленно и с большей громкостью (Чтение по ролям. Закрепление звуков в самостоятельной речи).

12. Прочитай стихотворение наизусть. «Чёрствая корочка хлеба…»

13.Итог. Рефлексия. - Максим, что ты делал на занятии? - Я слушал, хорошо говорил. Отвечал на вопросы, выделял голосом важные по смыслу слова.

-Молодец! Позови Сашу.

РСВ. (Два ученика)

Текст: «У вечного огня»

Целостное восприятие текста (предварительная работа, занятие 1, 2) На главной площади города - героя Волгограда каждое утро к Вечному огню подходит почётный караул. Этот почётный караул необычный: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки с красными повязками на рукаве. Эти караулы сменяются каждые 20 минут - с восьми утра и до восьми вечера.

Вокруг сотни людей. Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты). Думают о том, что было здесь во время войны. И ещё о том, как сделать, чтобы это никогда не повторялось.

1. Будем слушать текст. Кто будет хорошо внимательно слушать, будет получать лото.

Восприятие текста на слух по частям. Восприятие текста в записи.

- Послушайте, определите голос диктора. Что слышали?

Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты). Думают о том, что было здесь во время войны. И ещё о том, как сделать, чтобы это никогда не повторялось.

Предполагаемые ответы учеников:

Саша - Вечный огонь, стук сердце, они думают, площади, воины, солдаты. Это голос учителя по русскому языку Ляйсан Наильевны.

Максим - Там тихо. Слышат стук сердца. Они думают, что было во время войны. Это говорила учительница Лариса Валентиновна.

2.Опознавание и различение предложений. (Учитель – ученик)

Учитель предъявляет ученикам за экраном предложения. Один ученик предложение повторяет, второй его находит в деформированном тексте.

-Максим, слушай и повторяй. Саша, найди предложение в тексте.

Максим - На главной площади города - героя Волгограда каждое утро к Вечному огню подходит почётный караул. Эти караулы сменяются каждые 20 минут - с восьми утра и до восьми вечера.

- Саша, слушай и повторяй. Максим, найди предложение в тексте.

Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты).

3. Опознавание предложений (Ученик – ученик)

Саша - Максим - Вокруг сотни людей. Думают о том, что было здесь во время войны.

Максим – Саша - Этот почётный караул необычный: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки с красными повязками на рукаве.

4. Посмотрите слады. К картинкам найдите описание в тексте.

5. Гимнастика для глаз. Найди глазами: георгиевскую ленточку, вечный огонь, салют, географическую карту. (Предметы развешаны на стене)

6. Распознавание вопросов и заданий по теме и тексту. (Учитель – ученик – ученик)

Саша – Максиму - О каком городе – герое идёт речь в тексте? – О городе - герое Волгограде.

- Максим – Л.М. – Любовь Михайловна, вы были в городе – герое Волгограде?

Л.М. – Максиму: Какие города – герои ты знаешь? – Волгоград, Москва, Ленинград, Одесса, Киев, Тула, Керчь, Севастополь, Брест,…

- Максим, покажи на карте города – герои. Отметьте их звёздочками.

6. Игра «На корабль погрузили».

- Ребята, какое событие будет отмечать наша страна 9 мая?

- 9 мая наша страна будет отмечать 70-летие Великой Победы над фашизмом.

В честь великого события, в честь погибших воинов мы проведём игру. (Учитель и ученики прикалывают всем георгиевские ленточки). И сегодня у нас будет военный корабль. На корабль мы будем грузить имя существительное. Покажем, какие мы умные, какая у нас память. (2 часть текста).

7. Опознавание слов, словосочетаний на слух без ЗУА.

Город - герой Волгоград, Вечный огонь, к Вечному огню, подходит Почётный караул, четыре мальчика с настоящими автоматами, стук сердца, воины (солдаты).

Проверяем, кто какие фигуры сложил.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Вы молодцы. Слушали внимательно. Отвечали верно. А ты как считаешь? Были у тебя ошибки? Какую оценку нужно поставить?

Произношение 2 ученик (Саша Р).

1.-Что будем делать? Прочитай план работы:

Будем хорошо говорить звуки Н-Т.

Будем составлять слова, словосочетания, предложения.

Отгадывать загадки.

Выполнять задания по русскому языку и литературе.

Выделять голосом важные по смыслу слова.

Рассказывать стихотворение наизусть.

2. Дай характеристику звукам, Н,НЬ. Т,ТЬ. (Проверь себя перед зеркалом, тактильные ощущения).

3.Открой учебник. Послушай – повтори:

Ан-ат кран – брат караван - салат

Он – от сон – рот ин – ит клин - кит

Ани-ати пони – ботинок ане – ате учитель

Ни – ти небо – тело Прочитай сама: анну – ату минус - катушка

ну – ту нумерация – тур

4. Посмотри на картинку: назови слова со звуками Н, НЬ, Т,ТЬ.

( Океан, бананы, плот, львёнок, остров, кит, фонтан, обезьяна).

5. Составь словосочетание:

Известный книга

фильм

Устный рассказ.

5. Составь предложение:

На уроке литературы мы смотрели известный фильм про Снежную Королеву. Я составила устный рассказ о своей бабушке.

6. Просклоняй существительное книга(работа в тетради)

7. Важные слова говори замедленно и с большей громкостью.

- КТО учит уроки? - РЕБЯТА учат уроки.

- Что ДЕЛАЮТ ребята? - Ребята УЧАТ уроки.

- ЧТО учат ребята? - Ребята учат УРОКИ.

8. Чтение по ролям. Голосом выделяй важные по смыслу слова. Закрепление звуков в самостоятельной речи.

-Кай умер и больше не вернётся! – сказала Герда.

- Не верю! - отвечал солнечный свет.

- Он умер и больше не вернётся! - повторила она ласточкам.

- Не верим! - отвечали они.

Под конец и сама Герда перестала этому верить.

- Надену-ка я свои новые красные башмачки (Кай ни разу ещё не видел их), - сказала она как-то утром, - да пойду спрошу про него у реки.

9.Прочитай наизусть стихотворение, посвящённое празднику 9 мая.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю - солдату

Сотни раз – поклон земной!

10. Итог занятия.

- Саша, занятие окончено. – Расскажи, что ты делала? Я читала, слушала, говорила, писала.

- У тебя были ошибки? - Да, были.

  • Какое задание тебе понравилось? - Работа с картинками.

  • Как ты считаешь, ты занималась хорошо? – Не знаю.

Ты умница. Я тебе ставлю отлично.

Слушай себя и следи за произношением на всех уроках, после уроков, дома.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Альтова Любовь Михайловна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства