Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения. Тема: Звуки Н,НЬ-Т,ТЬ. Дифференциация. Текст: "У вечного огня"
Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения. Тема: Звуки Н,НЬ-Т,ТЬ. Дифференциация. Текст: "У вечного огня"
Целью работы по развитию слухового восприятия является формирование у слабослышащих учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по РСВ велась с использованием индивидуальных слуховых аппаратов (работа с текстом "У вечного огня", а также на слух без использования слуховых аппаратов (речевой материал по теме "Города- герои"). Проводилась работа по увеличению рабочего расстояния воспринимаемого материала (приём "вытягивание расстояния"). Расстояние и объём речевого материала соответствует программным требованиям. Использовался приём догадки, ситуации, контекста. Развитие слуха, устной речи, выразительных средств языка учащихся с учётом дифференцированного подхода ведёт к развитию коммуникативных умений. Мы стоим на пути интеграции ребёнка с нарушением слуха и активного выхода его в социум.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения. Тема: Звуки Н,НЬ-Т,ТЬ. Дифференциация. Текст: "У вечного огня"»
Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи и развития слухового восприятия.
Задачи: Образовательные:
- вырабатывать у воспитанников навыки дифференциации звуков (Н-Т) в различных фонетических позициях на материале слогов, слов, фраз, текстов, самостоятельной речи;
- формировать понятия по теме «Города-герои», текста «У вечного огня»;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умения обучающихся правильного произнесения речевых конструкций при соблюдении изученных правил орфоэпии: безударная о произносится как а, в некоторых словах согласные в,д,л,т не произносятся, но пишутся,
- тренировать в умении произношения речевого материала выразительно с соблюдением логического ударения (в умении выделять голосом важные по смыслу слова в диалогической речи);
- формировать у воспитанников умения различать и опознавать на слуховой и на слухо - зрительной основе речевой материал темы и текста с использованием ЗУА индивидуального пользования и без неё, голоса в записи.
- воспитывать познавательный интерес к тематическому материалу учебных дисциплин (русский язык, математика);
- воспитывать патриотизм и чувство гордости за молодое поколение нашей страны.
Оздоровительные:
Обеспечение здоровьесберегающего пространства через разнообразные формы организации урока:
- формировать положительный эмоциональный фон на занятии, - чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Методические приемы и виды работ:
Методы работы на индивидуальном занятии по РС и ФП - аналитико-синтетический, полисенсорный, концентрический метод. Отраженное проговаривание речевого материала, самостоятельное чтение, работа с деформированным текстом, разгадывание загадок, восприятие текста на слух по частям в записи, по предложениям, работа по типу учитель-ученик, ученик-ученик, различение речевого материала без ИСА. Оборудование:
3 экрана, таблички с тренировочными фразами, разрезной текст, картинки по теме, географическая карта, георгиевские ленточки, компьютерные презентации «Дифференциация звуков Н-Т», к тексту «У вечного огня», рабочие тетради, геометрическое лото, ИКТ программы: Adobe Audition, Power Point, Word.
Ход занятия:
Произношение 1 ученик ( Максим В.)
1.Психологическая настройка обучающегося.
- Я рада тебя видеть. У нас сегодня гости. Не волнуйся.
2.Организационный момент.
- Добрый день, Максим. – Добрый день. - Как ты слышишь? – Я слышу хорошо.
- Какое сегодня число? – Сегодня… апреля. - Как твоё здоровье? – Спасибо, хорошо. Но ещё болит нос.
3.Целеполагание и планирование: (Ученик зачитывает план работы)
-Открой учебник на странице 88. Послушай, покажи, повтори.- Будем различать и правильно говорить звуки Н-Т во всех позициях в слогах и словах, предложениях.
на-та налим-тарелка
но-то номер-товарищ
ана-ата канал-вратарь
ани-ати пони-ботинок не-те небо- тело
асна-аста весна-паста
арна-арта карнавал-картофель
6.-Посмотри на картинку, назови слова со звуками Н, НЬ-Т,ТЬ(ученик с помощью мышки распределяет слова на экране компьютера в два столбика или устно).
13.Итог. Рефлексия. - Максим, что ты делал на занятии? - Я слушал, хорошо говорил. Отвечал на вопросы, выделял голосом важные по смыслу слова.
-Молодец! Позови Сашу.
РСВ. (Два ученика)
Текст: «У вечного огня»
Целостное восприятие текста (предварительная работа, занятие 1, 2) На главной площади города - героя Волгограда каждое утро к Вечному огню подходит почётный караул. Этот почётный караул необычный: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки с красными повязками на рукаве. Эти караулы сменяются каждые 20 минут - с восьми утра и до восьми вечера.
Вокруг сотни людей. Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты). Думают о том, что было здесь во время войны. И ещё о том, как сделать, чтобы это никогда не повторялось.
1. Будем слушать текст. Кто будет хорошо внимательно слушать, будет получать лото.
Восприятие текста на слух по частям. Восприятие текста в записи.
- Послушайте, определите голос диктора. Что слышали?
Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты). Думают о том, что было здесь во время войны. И ещё о том, как сделать, чтобы это никогда не повторялось.
Предполагаемые ответы учеников:
Саша - Вечный огонь, стук сердце, они думают, площади, воины, солдаты. Это голос учителя по русскому языку Ляйсан Наильевны.
Максим - Там тихо. Слышат стук сердца. Они думают, что было во время войны. Это говорила учительница Лариса Валентиновна.
2.Опознавание и различение предложений.(Учитель – ученик)
Учитель предъявляет ученикам за экраном предложения. Один ученик предложение повторяет, второй его находит в деформированном тексте.
-Максим, слушай и повторяй. Саша, найди предложение в тексте.
Максим - На главной площади города - героя Волгограда каждое утро к Вечному огню подходит почётный караул. Эти караулы сменяются каждые 20 минут - с восьми утра и до восьми вечера.
- Саша, слушай и повторяй. Максим, найди предложение в тексте.
Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты).
3. Опознавание предложений(Ученик – ученик)
Саша - Максим - Вокруг сотни людей. Думают о том, что было здесь во время войны.
Максим – Саша - Этот почётный караул необычный: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки с красными повязками на рукаве.
4. Посмотрите слады. К картинкам найдите описание в тексте.
5. Гимнастика для глаз. Найди глазами: георгиевскую ленточку, вечный огонь, салют, географическую карту. (Предметы развешаны на стене)
6. Распознавание вопросов и заданий по теме и тексту. (Учитель – ученик – ученик)
Саша – Максиму - О каком городе – герое идёт речь в тексте? – О городе - герое Волгограде.
- Максим – Л.М. – Любовь Михайловна, вы были в городе – герое Волгограде?
Л.М. – Максиму: Какие города – герои ты знаешь? – Волгоград, Москва, Ленинград, Одесса, Киев, Тула, Керчь, Севастополь, Брест,…
- Максим, покажи на карте города – герои. Отметьте их звёздочками.
6. Игра «На корабль погрузили».
- Ребята, какое событие будет отмечать наша страна 9 мая?
- 9 мая наша страна будет отмечать 70-летие Великой Победы над фашизмом.
В честь великого события, в честь погибших воинов мы проведём игру. (Учитель и ученики прикалывают всем георгиевские ленточки). И сегодня у нас будет военный корабль. На корабль мы будем грузить имя существительное. Покажем, какие мы умные, какая у нас память. (2 часть текста).
7. Опознавание слов, словосочетаний на слух без ЗУА.
Город - герой Волгоград, Вечный огонь, к Вечному огню, подходит Почётный караул, четыре мальчика с настоящими автоматами, стук сердца, воины (солдаты).
Проверяем, кто какие фигуры сложил.
8. Итог занятия. Рефлексия.
Вы молодцы. Слушали внимательно. Отвечали верно. А ты как считаешь? Были у тебя ошибки? Какую оценку нужно поставить?