Конспект урока уйгурской литературы в 9 классе на тему " Фирдоуси "Шахнаме" "
Конспект урока уйгурской литературы в 9 классе на тему " Фирдоуси "Шахнаме" "
9 класс Литература
Тема урока:ФИРДОУСИ «Шахнаме»
Цели:
Обучающие:
-расширить филологические знания учащихся;
-в занимательной форме познокомить с материалом, связанные с творчеством Фирдоуси
Развивающая:
-развитие творческих способностей учащихся;
-развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающие:
-воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия Фирдоуси
-показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений Фирдоуси
Содержание этапов урока:
Орг.момент.
Мотивационное начало урока. Постановка цели.
Повторение сформировнных умений и навыков, являющихся опорой.
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования
Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, применение новых технологии критического мышления.
Основная форма работы на уроке: групповая
Виды речевой деятельности: чтение,говорение, слушание, письмо.
Ход урока:
1.Организационный этап урока :
/ приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, орг. внимания/.
2. Проверка домашнего задания:
Феофраст Характеры. Угодливость. Бестактность.
3. Новая тема : ФИРДОУСИ «Шахнаме» Есть городок в современном Афганистане недалеко от Кабула. Называется он Газна. Когда-то он был столицей могущественного государства Средней Азии. Правили им Газневиды, наиболее известным из этой династии был Махмуд (998-1030), султан воинственный и жестокий. В те же годы жил и творил знаменитый Фирдоуси (“райский сад”). Точных дат рождения и смерти поэта наука не знает – где-то в середине X века, родился, умер в первые три десятилетия XI в.
Несколько десятилетий создавал Фирдоуси величественный памятник персидской культуры – “Шах-наме” (“Книгу царей”).
Наиболее ценной по сюжету является героическая часть, называемая иногда “Рустамиада”. За национальное освобождение борется любимый народом Ирана богатырь Рустам.
У Рустама с детства обнаруживается сказочная сила: булавой он убивает белого слона; выбирает себе сказочного коня Рахша, который одним ударом копыт уничтожает кровожадного льва.
Когда иранцы обращаются к своему заступнику и спасителю за помощью, Рустам не заставляет себя долго упрашивать:
Сказал он в ответ: “Я и вся моя рать Готовы врагов истреблять, сокращать. Лишь весть получу о Кавусе* – в войну Вступлю, от туранцев очищу страну”
Кавус - иранский царь, захваченный туранцами в плен.
На своем гороподобном коне Рустам спешит на помощь, а по дороге совершает 7 подвигов: его конь Рахш убивает льва, богатырь находит волшебный источник, убивает дракона Аждаха и ведьму – колдунью, пленит разбойника Улада (знавшего путь к плененному Кавусу), уничтожает мазанзарского шаха Архан-дэва (превращая его в камень), освобождает Кавуса и возвращает ему зрение с помощью печение дева.
Преисполнен глубокого трагизма эпизод трехкратного поединка Рустама с сыном Сухрабом.
Зачатие и рождение прекрасного Сухраба необыкновенно. Великий богатырь Рустам заночевал у Шаха Самангала. Ночью прокралась к нему в спальню дочь шаха и обратилась к нему со смелой в девических устах речью:
Прошу я – дай мне сына Такого же, как сам ты, исполина.
Еще никто не видел ее лица, кроме слуг и отца. Была она безгрешна телом и мудра душой, а прелестям ее не было числа. Фирдоуси – поэт Востока – ценитель женской красоты, не скупился на краски. Он называл ее луной, солнцем дня, неземной пери. Брови ее – два согнутых лука, косы два аркана, губы – что цвет рубина, а зубы – подобны жемчугу. Ее щеки пылали, как розы, блистали ушные мочки, а в них драгоценные серьги сверкали в свете лунном, и не было в мире стройнее стана. Это была звезда любви.
Рустам подивился: “Кто ты? Как зовут тебя? Зачем здесь?” и девушка призналась ему, что давно уже прослышала о нем. Молва идет, что перед его могучей рукой трепещут львы и тигры, и морские киты, что само небо стонет под его мечом; когда он разит противника в бою, то “рыдая, плачут кровью облака”. От такого человека хотела она иметь сына, потому и пришла. И Рустам полюбил ее, став ее мужем “по вере, по обычаям старинным”, и спросив ее руки у шаха Самангала, счастливого от такого славного союза.
Так состоялось зачатие Сухраба. Рустам же не может долго нажиться семейным уютом, его мир – степное раздолье, страсти борьбы и битв. Покинул он царские покои, оставив только молодой жене свой талисман, чтобы передала сыну, когда он родится.
Во время поединка Рустам только тогда узнал, что сражался с родным сыном, когда ничего уже нельзя было изменить: отец в 3 поединке побеждает сына.
(Инсценирование отрывка из поэмы.)
Эпопея “Шахнаме” вошла в сокровищницу мировой литературы, и бессмертные строки Фирдоуси звучат ныне на языках многих народов.
“Вся земля наполнится молвою обо мне, я не умру, я жив, я посеял семена слов”.
Фирдоуси
4. Закрепление
5. Домашнее задание
Комментирование оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока уйгурской литературы в 9 классе на тему " Фирдоуси "Шахнаме" "»
9 класс Литература
Тема урока:ФИРДОУСИ «Шахнаме»
Цели:
Обучающие:
-расширить филологические знания учащихся;
-в занимательной форме познокомить с материалом , связанные с творчеством Фирдоуси
Развивающая:
-развитие творческих способностей учащихся;
-развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающие:
-воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере наследия Фирдоуси
-показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений Фирдоуси
Содержание этапов урока:
Орг.момент.
Мотивационное начало урока. Постановка цели.
Повторение сформировнных умений и навыков , являющихся опорой.
Ознакомление с новыми умениями , показ образца формирования
Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный , продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, применение новых технологии критического мышления.
Основная форма работы на уроке: групповая
Виды речевой деятельности: чтение ,говорение, слушание , письмо.
Ход урока:
1.Организационный этап урока :
/ приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, орг. внимания/.
2. Проверка домашнего задания:
Феофраст Характеры. Угодливость. Бестактность.
3. Новая тема :ФИРДОУСИ «Шахнаме»Есть городок в современном Афганистане недалеко от Кабула. Называется он Газна. Когда-то он был столицей могущественного государства Средней Азии. Правили им Газневиды, наиболее известным из этой династии был Махмуд (998-1030), султан воинственный и жестокий. В те же годы жил и творил знаменитый Фирдоуси (“райский сад”). Точных дат рождения и смерти поэта наука не знает – где-то в середине X века, родился, умер в первые три десятилетия XI в.
Несколько десятилетий создавал Фирдоуси величественный памятник персидской культуры – “Шах-наме” (“Книгу царей”).
Наиболее ценной по сюжету является героическая часть, называемая иногда “Рустамиада”. За национальное освобождение борется любимый народом Ирана богатырь Рустам.
У Рустама с детства обнаруживается сказочная сила: булавой он убивает белого слона; выбирает себе сказочного коня Рахша, который одним ударом копыт уничтожает кровожадного льва.
Когда иранцы обращаются к своему заступнику и спасителю за помощью, Рустам не заставляет себя долго упрашивать:
Сказал он в ответ: “Я и вся моя рать Готовы врагов истреблять, сокращать. Лишь весть получу о Кавусе* – в войну Вступлю, от туранцев очищу страну”
Кавус- иранский царь, захваченный туранцами в плен.
На своем гороподобном коне Рустам спешит на помощь, а по дороге совершает 7 подвигов: его конь Рахш убивает льва, богатырь находит волшебный источник, убивает дракона Аждаха и ведьму – колдунью, пленит разбойника Улада (знавшего путь к плененному Кавусу), уничтожает мазанзарского шаха Архан-дэва (превращая его в камень), освобождает Кавуса и возвращает ему зрение с помощью печение дева.
Преисполнен глубокого трагизма эпизод трехкратного поединка Рустама с сыном Сухрабом.
Зачатие и рождение прекрасного Сухраба необыкновенно. Великий богатырь Рустам заночевал у Шаха Самангала. Ночью прокралась к нему в спальню дочь шаха и обратилась к нему со смелой в девических устах речью:
Прошу я – дай мне сына Такого же, как сам ты, исполина.
Еще никто не видел ее лица, кроме слуг и отца. Была она безгрешна телом и мудра душой, а прелестям ее не было числа. Фирдоуси – поэт Востока – ценитель женской красоты, не скупился на краски. Он называл ее луной, солнцем дня, неземной пери. Брови ее – два согнутых лука, косы два аркана, губы – что цвет рубина, а зубы – подобны жемчугу. Ее щеки пылали, как розы, блистали ушные мочки, а в них драгоценные серьги сверкали в свете лунном, и не было в мире стройнее стана. Это была звезда любви.
Рустам подивился: “Кто ты? Как зовут тебя? Зачем здесь?” и девушка призналась ему, что давно уже прослышала о нем. Молва идет, что перед его могучей рукой трепещут львы и тигры, и морские киты, что само небо стонет под его мечом; когда он разит противника в бою, то “рыдая, плачут кровью облака”. От такого человека хотела она иметь сына, потому и пришла. И Рустам полюбил ее, став ее мужем “по вере, по обычаям старинным”, и спросив ее руки у шаха Самангала, счастливого от такого славного союза.
Так состоялось зачатие Сухраба. Рустам же не может долго нажиться семейным уютом, его мир – степное раздолье, страсти борьбы и битв. Покинул он царские покои, оставив только молодой жене свой талисман, чтобы передала сыну, когда он родится.
Во время поединка Рустам только тогда узнал, что сражался с родным сыном, когда ничего уже нельзя было изменить: отец в 3 поединке побеждает сына.
(Инсценирование отрывка из поэмы.)
Эпопея “Шахнаме” вошла в сокровищницу мировой литературы, и бессмертные строки Фирдоуси звучат ныне на языках многих народов.
“Вся земля наполнится молвою обо мне, я не умру, я жив, я посеял семена слов”.