kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по культуре Башкортостана по теме: "Жизнь и творчество Загира Исмагилова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира  Исмагилова.

Задачи:              

 -обучающие: расширение знаний и кругозора обучающихся в области   композиторского искусства;

-развивающие: развитие навыков и умений заполнять таблицу;

-воспитательные:       продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине, сформировать уважительное отношение к музыкальной культуре своей республики.

Необходимое техническое оборудование  интерактивный комплекс (экран и компьютер)

Урок проводится по технологии развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по культуре Башкортостана по теме: "Жизнь и творчество Загира Исмагилова" »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан















Урок по истории и культуре Башкортостана

в 7 классе по теме:

«Жизнь и творчество Загира Исмагилова».







Кабирова Елена Геннадиевна


учитель ИКБ МОБУ СОШ №16

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан











Нефтекамск 2015

Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова.

Задачи:

-обучающие: расширение знаний и кругозора обучающихся в области композиторского искусства;

-развивающие: развитие навыков и умений заполнять таблицу;

-воспитательные: продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине, сформировать уважительное отношение к музыкальной культуре своей республики.

Необходимое техническое оборудование интерактивный комплекс (экран и компьютер)

Урок проводится по технологии развития критического мышления.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. 1 этап технологии «Вызов».

  4. 2 этап технологии «Осмысление».

  5. 3 этап технологии «Рефлексия».

  6. Информация о домашнем задании и инструктаж учащихся по его выполнению.

  7. Оценивание работы учащихся на уроке.



Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учеников.

  2. Целеполагание и мотивация

Звучит музыка: Загир Исмагилов, увертюра к опере «Салават Юлаев» 

Учитель: Прошло 60 лет с тех пор, как впервые прозвучала опера «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова – величественная эпопея, гимн национальному герою башкирского народа. Одухотворенное высоким строением чувств, талантом композитора, это сочинение вошло в золотой фонд башкирской музыкальной классики.

«От курая до оперы» - так образно определяется путь композитора в большое искусство. Этот путь, подобный гигантскому скачку, маэстро прошел от искусства бесписьменной традиции до высот профессионального мастерства, которые композитор покорял с завидной настойчивостью и упорством.

Годы неустанного труда принесли ему всеобщее признание, любовь. Миллионы простых людей слушают и поют его мелодии, проникнутые безграничной любовью к своему народу, одухотворенные его талантом, сердцем, мастерством

                                         А это верная примета,

                                         Что новый родился батыр,

Могуч и смел, с душой поэта,

                                         А значит, истинный батыр.

                     (Б.Рафиков)

Учитель:  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учитель: Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося башкирского композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки Загира Исмагилова.

Учитель: Запишите число и тему урока в тетрадь.



  1. 1 этап технологии «Вызов» (актуализация знаний).

Учитель: Что вы знаете о Загире Исмагилове?

Ученики: отвечают.


  1. 2 этап технологии «Осмысление» (приобретение новых знаний и их первичное закрепление).



Учитель: Для изучения жизни и творчества композитора нам нужен план работы. Предлагаю вам план в форме исторического компаса. Посмотрите на экран. В центре овала записано имя композитора “Загир Исмагилов”, а лучи будут служить пунктами плана.

  1. Детство и юность композитора.

  2. Годы учебы.

  3. Военный период.

  4. Послевоенный период. Опера “Салават Юлаев”.

  5. Песни 50–60-х годов. Музыкальная комедия “Кодаса”.

  6. Оперы: “Шаура”, “Волны Агидели”, “Послы Урала”, “Акмулла”, “Кахым – туря”.

  7. Инструментальная музыка, балет “Шонкар”.

  8. Общественная деятельность. Звания.

По ходу урока предлагаю вам заполнить таблицу по изучению жизни и творчества композитора Загира Исмагилова.

Детство и юность композитора

 

Годы учебы

 

Военный период

 

Послевоенный период. Опера “Салават Юлаев”

 

Песни 50–60-х годов

 

Оперы

 

Инструментальная музыка

 

Общественная деятельность. Звания

 


Учитель: Посмотрим фильм о Загире Исмагилове http://www.youtube.com/watch?v=Zd7FEZSVikM и начнем заполнять таблицу.

Учитель: Используя учебник с. 86-94, завершите заполнение таблицы.



Выступления обучающихся с сообщениями по кратким содержанием опер.

    • Салават Юлаев”

Опера “Салават Юлаев” написана в содружестве с башкирским драматургом Баязитом Бикбаем в 1954 году. Премьера оперы состоялась 15 апреля 1955 года.

Действие оперы происходит в 1773—1774 гг., когда многонациональные народы Поволжье и Приуралье под предводительством Емельяна Пугачева поднялись на борьбу за свои права.

Оперу “Салават Юлаев” часто называют первой башкирской классической оперой, потому что в ней композитор сумел раскрыть особенности башкирской народной музыки в соответствии с традициями европейской классической школы. Каждый персонаж он сумел точно обрисовать музыкальными средствами – Салават, Пугачев, Юлай, Амина и Бухаир – все имеют свои лейтмотивы, раскрывающие их характеры.

В центре произведения — исторический образ башкирского батыра Салавата Юлаева.

Наряду с использованием подлинных башкирских народных песен “Салават”, “Урал”, “Журавлиная песня”, композитор использует и русские— “Не шуми ты, зеленая дубравушка”, “Слава”), В опере широко применяются арии, ансамбли, хоровые сцены, оркестровые эпизоды.


Учитель: Предлагаю посмотреть фрагмент оперы «Салават Юлаев» http://www.youtube.com/watch?v=jzBXwDyC228


Учитель: Загир Исмагилов известен как многоплановый композитор. Но известность ему принесли оперы. После триумфальной оперы “Салават Юлаев” последовали “Шаура” (1963), “Волны Агидели” (1967, 1972 – вторая редакция), “Послы Урала” (1982), “Акмулла” (1986), “Кахым-туря” (1995).

Выступления обучающихся с сообщениями по кратким содержанием опер.

    • Шаура”

    • Послы Урала”

Опера “Шаура” написана в 1963 году на либретто Баязита Бикбая. В опере авторы рассказывают о горестной и трагической судьбе башкирской женщины в далеком прошлом.

Главной темой произведения стала любовь между Шаурой и Акмурзой, их стремление к счастью и его невозможность в обществе, где властвуют жестокие законы шариата. По старинному обычаю овдовевшая женщина выходит замуж за младшего брата мужа. Таким образом, Акмурза должен был жениться на жене своего умершего брата. Не выдержав разлуки, влюбленные убегают в горы, но это не приносит им избавления: раненый Акмурза погибает, а Шаура с горя сходит с ума.

В этом сюжете, который в далеком прошлом был обычным для башкирского быта, авторы оперы воплотили общечеловеческие проблемы – борьбу добра и зла, насилия и свободы выбора.

Композитор широко использует интонации башкирских народных песен, что придает музыке большую выразительность. Главным лейтмотивом сочинения – темой любви становится башкирская народная песня “Шаура”, неоднократно звучащая в устах главных героев.

Опера “Послы Урала”

В 1982 году в республике торжественно отмечалось 425-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. К этой дате была приурочена премьера оперы Загира Исмагилова “Послы Урала”, либретто к опере написал Ишмулла Дильмухаметов.

Главным героем произведения авторы сделали народ. Сначала это был несчастный униженный народ, затем – решившийся присоединиться к Русскому государству, в финале оперы – ликующий и торжествующий от осознания выполненной миссии. Поэтому в опере много хоров. Хоры – это воплощение народа. В опере есть и сцена встречи башкирских посланцев с русским с русским царем Иваном Грозным.

В трех действиях оперы композитор показал столкновение сторонников присоединения – старца Аксэсэна, батыра Юлтыя – и противников во главе с жестоким Кахирбеем. В образе Аксэсэна воплощены лучшие качества башкирского народа: мудрость, ответственность за судьбу родного народа, умение предвидеть будущее. Народная песня “Урал” звучит лейтмотивом Родины в опере.

За оперу “Послы Урала” Загиру Исмагилову было присвоено звание – народный артист СССР.

Сообщение ученика: 30 мая 2003 года после тяжелой продолжительной болезни скончался выдающийся башкирский композитор.

Еще при жизни композитора был открыт музей в деревне Серменево Белорецкого района.

В честь Загира Исмагилова название новая улица в микрорайоне “Южный” в Уфе, названа улица в деревне Серменево Белорецкого района.

Имя Загира Исмагилова носит Уфимская Государственная Академия Искусств. В октябре 2008 года открыт памятник в сквере рядом с Башкирским государственным театром оперы и балета в начале улицы Ленина, рядом с Гостиным Двором.


  1. Рефлексия (обобщение и систематизация знаний).

Учитель: Сравним. Что знали и что знаем сейчас.

Ученики: отвечают.

Викторина

  1. Когда и где родился Загир Исмагилов?

  2. В каких учебных заведениях он получил образование?

  3. В каких жанрах работал З. Исмагилов?

  4. Какие оперы написал?

  5. Кто написал либретто для опер З. Исмагилова?

  6. За постановку какой оперы композитору было присвоено звание «Народного артиста БАССР»?

  7. С каким поэтом-драматургом композитор работал над выбором сюжета оперы «Шаура»?

  8. Каких званий удостоен З. Исмагилов?

  9. За какую оперу композитор был удостоен Государственной премии РСФСР им. Глинки в 1973 году.?

  10. Как увековечено имя композитора?


Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма-балета «Журавлиная песнь» http://www.youtube.com/watch?v=dsoTKJrulh4



  1. Информация о домашнем задании и инструктаж учащихся по его выполнению.


Учитель предлагает два варианта домашнего задания:

1 вариант: напишите сочинение по теме: ««Мелодии Загира Исмагилова – мелодии Урала» в тетради;

2 вариант: Исследовать оперу Загира Исмагилова «Салават Юлаев».

Поднимите руку, кто выбрал задание №1? №2?



  1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Учитель оценивает словесно и благодарит за работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кабирова Елена Геннадиевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по ИКБ для 9 класса "Развитие культуры  БАССР  в  1965-1980 годах". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-ikb-dlia-9-klassa-razvitiie-kul-tury-bassr-v-1965-1980-ghodakh"
    ["file_id"] => string(6) "155512"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421295043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства