№ П\П | Этапы урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Организация на урок. | Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! | Контролировать свои действия и оценивать их. |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Работа со слайдами «Символы семьи» Слайд 1 – Вы узнаете эти рисунки? Какое название можно придумать ко всем вашим рисункам? (Семья). – Посмотрите внимательно и подумайте, каким символом вы обозначили бы семью? – Почему? – А кто выбрал другой? Почему? Постановка учебной задачи: – Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, что узнали на кубановедении о семье, о традициях кубанской семьи. – Какова тема нашего урока? – Семья и семейные традиции. Слайд 2 | Участвовать в диалоге, уметь слушать и обосновывать свою точку зрения. |
3 | Актуализация и пробное учебное действие. | – Какие пословицы о семье вы знаете? Вся семья вместе – так и душа на месте. Слайд 3 – Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах). Мы знаем, что в казачьих семьях было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. - Какую пословицу вы знаете о матери? При солнышке тепло – при матери добро. Слайд 4 – Что это значит? (Это значит, что землю согревает солнышко, а человека его мама). Кто еще знает пословицы о маме? Лучше нет дружка, чем родная матушка. – Молодцы! Действительно, мама – это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. У мам-казачек обычно было много детей, и все они были для нее одинаково дороги, а если случалось детям обидеть маму – они всегда просили у нее прощения. Наверное, и вы когда-либо нечаянно, ненароком могли обидеть свою маму? На сегодняшний урок я принесла волшебные «листочки откровения. (Учитель показывает листочек). Они перед вами, и вы тихо-тихо, шепотом расскажите листочку, когда и как вы обидели свою мамочку. (Дети выполняют задание). – Сознаться в чем-то плохом могут только очень сильные духом люди. И многие из вас сегодня совершили этот поступок. Спасибо. Теперь сомните ваши листочки, а когда урок закончится – сложите мне в коробку и давайте больше не огорчать свою мамочку. Дети в казачьих семьях так уважали и любили своих мам, даже называли их на ВЫ. Эта традиция жива до сих пор. | Участвовать в диалоге, уметь слушать и обосновывать и высказывать своё мнение. |
4 | Выявление места и причины затруднения. | – А есть ли пословицы о другом родном и близком человеке – о папе? Слайд 5 От матери – ласка, от отца – защита. Если отец-храбрец, то и сын-молодец! – Как вы понимаете их смысл? (Папа в семье – это защита, пример для детей). – Действительно, у казаков отец считается главой семьи. Он любит и оберегает своих близких, много трудится, чтобы семья жила в достатке, воспитывает своих детей на собственном примере. – Когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству, и вы всегда будете носить частичку своего папы. – Молодцы! Сколько замечательных пословиц о семье вспомнили! | Участвовать в диалоге, уметь слушать и обосновывать и высказывать своё мнение. |
5 | Построение проекта выхода из затруднения. | Проверка домашнего задания. Слайд 6 - Кто приготовил рисунок и рассказ о своей семье. | Уметь слушать и рассказывать. |
6 | Реализация построенного проекта. | Расположите на доске свои рисунки. Посмотрите какие работы получились. | Вывешивание рисунков на доске. |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи. | Повторение и закрепление темы: Семейные традиции. - Вспомним, что такое традиции? Слайд 7 Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Слайд 8 – Какие вы знаете семейные традиции казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.) | Умение делать вывод. |
| Физминутка | Физкультминутка (Дыхательная гимнастика) Передо мною Родина моя: Бескрайние пшеничные поля: Вдохну я запах хлеба и цветов, Увижу вдалеке родимый кров. Вдохну - и руку к сердцу приложу, Я ветром этим очень дорожу. И с ним вдыхать всю жизнь готов Я запах этот хлеба и цветов! | Умение повторять движения, следить за своим дыханием. |
8 | Включение в систему знаний и повторения. | - Семейные традиции: Слайды 9 - 17 1. Одна из традиций кубанской семьи – уважение старших. 2.Гостиприимство. 3. Праздники (Праздник Урожая, Рождество, Масленица, Пасха, музыкальный фольклор) | Умение рассказывать о традициях, слушать, отвечать на вопросы. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону. | Упражнение «Ромашка». Слайд 18 – Возьмите листок-лепесток. Напишите своё пожелание для сохранения семьи, сохранения семейных традиций. (каждый вывешивает свой листок возле солнышка) - Ромашка – это символ семьи. Как вы думаете, почему ромашка является символом семьи? Ромашка – символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью. С ромашкой ассоциируются такие понятия, как чистота, юность и любовь. В семье будет хорошо и тепло, если близкие будут уступать друг другу, слушаться и уважать своих родных, вместе трудиться, отдыхать и отмечать праздники. | Умение составлять пожелание. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | – Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы вспоминали то, что изучили о нашем крае, о семье, о казачьих традициях. Мы поняли, что наш класс – это тоже семья, которую надо любить и беречь. – Кто скажет, с какими казачьими традициями мы с вами познакомились? – Почему наш класс тоже можно считать семьей? – Что вам запомнилось и понравилось сегодня на уроке? – Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. | Анализировать, сравнивать, оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников, участвовать в диалоге. |