kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Основы гигиены труда, личная гигиена официантов "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина: Санитария и гигиена

Тема урока: Основы гигиены труда, личная гигиена официантов

 Цели урока:

1. Обучающие:

Учащиеся должны понимать: основы гигиены труда;

знать: правила личной гигиены;

уметь применять знания: при выполнении подготовки залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания; обслуживании потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов; обслуживании  массовые банкетные мероприятия; обслуживании потребителей при использовании специальных форм организации питания; выполнении подготовки бара, буфета к обслуживанию;

изготовлении определённого ассортимент кулинарной продукции; изготовлении смешанных напитков, в том числе коктейлей, различными методами, горячих напитков.

2. Развивающие:

способствовать развитию активности, самостоятельности, творческих способностей, стремления к изобретательству, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.

3. Воспитывающая:

 способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимообучению,  умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: освоение знаний на основе имеющихся

Форма деятельности: работа в малых группах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Основы гигиены труда, личная гигиена официантов " »

ГБПОУ «Строгановский колледж»

Преподаватель: Зубко Ирина Алексеевна

Высшая квалификационная категория

ПЛАН УРОКА

Дисциплина: Санитария и гигиена

Тема урока: Основы гигиены труда, личная гигиена официантов

Цели урока:

1. Обучающие:

Учащиеся должны понимать: основы гигиены труда;

знать: правила личной гигиены;

уметь применять знания: при выполнении подготовки залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания; обслуживании потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов; обслуживании массовые банкетные мероприятия; обслуживании потребителей при использовании специальных форм организации питания; выполнении подготовки бара, буфета к обслуживанию;

изготовлении определённого ассортимент кулинарной продукции; изготовлении смешанных напитков, в том числе коктейлей, различными методами, горячих напитков.

2. Развивающие:

способствовать развитию активности, самостоятельности, творческих способностей, стремления к изобретательству, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.

3. Воспитывающая:

способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимообучению, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: освоение знаний на основе имеющихся

Форма деятельности: работа в малых группах

Методы и методические приемы: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение проблемных ситуаций, метод проекта.

Литература:

1.Рубина Е.А., Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология питания, санитария: учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. – М.: ФОРУМ, 2011. – 240 с.

2. Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учебник дл начального профессионального образования. – М.: ИРПО; Академия, 2008. – 184с.

Оснащенность: компьютер, магнитофон, раздаточный материал, журналы «Питание и общество».


Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация

2.1. Сообщение темы

2.2. Сообщение цели

3. Организация урока

3.1. Деление на команды

3.2. Выборы руководителя команды

3.3. Правила урока

4. Актуализация опорных знаний

5. Изучение нового материала:

5.1. Рациональная организация трудового процесса (опорный конспект)

5.2. Улучшение условий труда на производстве (опорный конспект)

5.3. Правила личной гигиены (опорный конспект)

6. Закрепление изученного материала:

6.1. Ответы на вопросы (лото)

6.2. Работа с журналами «Питание и общество» (решение проблемных ситуаций)

6.3. Разработка форменной одежды официанта (учебный микропроект)

6.2.1. Презентация проекта

6.3. Оформление опорного конспекта

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание:

Составить тест с эталонами ответов; выучить основные определения;

повторить пройденный материал (учебник [1] с. 136 – 153; с. 185 - 191).

9. Рефлексия (Книга отзывов)

Конспект

Профессиональная деятельность сотрудников предприятий общественного питания сопряжена со значительными физическими нагрузками, труд кондитеров и поваров по тяжести причислен к третьей группе. Это значит, что суточный расход энергии таких работников составляет 3200-3650 ккал для мужчин и 2600-2800 ккал для женщин, к той же группе отнесены водители транспорта и врачи-хирурги. Сотрудник предприятия общественного питания большую часть рабочего времени проводит в положении стоя, причем в условиях повышенной влажности, высокой температуры и загрязнения воздушной среды взвешенными веществами. Кроме того, его труд связан с переносом тяжестей, с напряжением мышц рук и ног, а также с использованием механического оборудования и тепловых аппаратов. При неправильной организации трудового процесса, перечисленные особенности могут оказать неблагоприятные и даже вредные воздействия на работоспособность и здоровее работающих, поэтому так необходимо их гигиеническое нормирование.

Основными санитарно - гигиеническими документами, которыми установлены обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно - бытовому обслуживанию являются

"СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила",

СанПиН 2.2.555- 96 « Гигиенические требования к условиям труда женщин».

Необходимо отметить, что 90% работников общественного питания составляют женщины, анатомо-физиологические и компенсаторные особенности организма которых предусматривают наличие определенных корректив рабочего процесса в условиях воздействия вредных факторов производственной среды. С учетом этого и разработаны гигиенические требования к условиям женского труда с целью сохранения их здоровья на основе комплексной гигиенической оценки факторов производственной среды и трудового процесса.

Определимся с вредными факторами производственной среды на предприятиях общественного питания. По природе действия к ним относятся следующие:

1.Химические факторы. Они определяются концентрацией в воздухе рабочей зоны веществ, образующихся в процессе варки пищи (минеральные масла, пыль мучная, пыль сахара), мытья посуды и оборудования (водяные пары, синтетические моющие и хлорсодержание средства), продукты сгорания топлива теплового оборудования ( диоксид серы, диоксид азота, акролеин, окись углерода). Они могут проникать в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки и оказывать раздражающие, аллергические реакции, оказывать токсичное и канцерогенное действия, а также влиять на репродуктивную функцию.

2.Физические факторы. К ним относятся шум и вибрация, параметры микроклимата на рабочем месте, инфракрасное излучение от оборудования. Шум и вибрацию на производстве создают различные механизмы, машины и другие источники. Являясь общебиологическим раздражителем, шум не только действует на слуховой аппарат, но может привести к расстройству сердечнососудистой и нервной системы, способствует возникновению гипертонической болезни. Кроме того, он является одной из причин быстрого утомления, способен вызвать головокружение. Основным источником вибрации на предприятиях общественного питания является холодильное, вентиляционное и фасовочное оборудование, а также подъемно - транспортные механизмы. Профилактические меры должны осуществляться при проектировании зданий, реконструкции помещений, и представляют собой отделку залов звукопоглощающими материалами, использование амортизирующих устройств при монтаже оборудования. Для защиты персонала во время работы рекомендуется организовывать места кратковременного отдыха, оборудованные средствами звукоизоляции и звукопоглощения.

На рабочих местах должен соблюдаться как температурный режим, так и параметры относительной влажности воздуха с учетом периодов года - холодного или теплого. Так, при относительной влажности воздуха 60%-40% в холодный период температура воздуха должна находиться в пределах 17-21º С, в теплый период - 19-22º С при скорости движения воздуха 2 м/с.

В ходе производственного процесса на работника предприятия общественного питания оказывает воздействие инфракрасное излучение от оборудования, для предотвращения неблагоприятного влияния которого следует применять секционно-модульное оборудование, максимально заполнять посудой рабочую поверхность плит, своевременно выключать секции электроплит или переключать на меньшую мощность. Также на рабочих местах у печей, плит, жарочных шкафов рекомендуется применять воздушное душирование, использовать спецодежду из льняной ткани. При таких тепловых нагрузках существенное значение имеет рациональный питьевой режим, чередование периодов работы и отдыха в течение рабочей смены. СВЧ излучение также может влиять на поваров, кондитеров, официантов, для профилактики такого воздействия необходимо своевременные ремонт и замена соответствующей техники.

Применение высокотехнологичного оборудования сразу решает многие проблемы современного предприятия общественного питания, в том числе значительно снижает влияние на организм работника неблагоприятных факторов производства. Одним из таких новшеств является пароконвектомат, который заменяет ряд оборудования, работает практически бесшумно, не производит жара, сокращает время приготовления блюд.

Воздействие пониженной температуры поверхностей оборудования, продуктового сырья также влияет на состояние здоровья работающих, в частности может вызывать повреждение кожных покровов, общее переохлаждение. Поэтому для работающих с замороженным и охлажденным сырьем должны быть предусмотрены технологические перерывы в рабочей смене.

Недостаточное освещение на рабочем месте оказывает негативное влияние, как на качество производства, так и здоровье работника, поэтому показатели освещенности должны соответствовать установленным санитарным нормам. Рекомендуется максимально использоваться естественное освещение, а искусственное применять с учетом назначения цеха. В частности в цехах для приготовления холодных блюд и кондитерском предусматривается северо-западная ориентация окон, а также применение устройств для защиты от инсоляции - жалюзи, специальное покрытие стекол. Все светильники должны быть во влаго-пылезащитном исполнении, а также иметь защитную арматуру. Нельзя размещать осветительные приборы над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. На рабочих местах не должна создаваться блесткость.

К неблагоприятным факторам рабочей среды относятся также сквозняки, исключить которые возможно путем регулирования системы вентиляции и кондиционирования.

Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией, в помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром. Бытовые помещения должны быть оборудованы автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением.

В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли.


Помещения загрузочной, экспедиции, вестибюлей рекомендуется оборудовать тепловыми завесами для предотвращения попадания наружного воздуха в холодный период года.

3.Психофизиологические факторы. При организации любого трудового процесса необходимо принимать во внимание психологические и физиологические особенности человека, знать пределы его мышечной силы и скорости движений, быстроты реакции и внимания, какие требования можно предъявить к человеку, и какие условия нужно создать для того, чтобы эти требования были выполнены.

Технологический процесс вынуждает работающего длительно оставаться в одном и том же положении, чаще стоя или сидя, что дает значительную статическую нагрузку, и как следствие - приводит к перенапряжению отдельных систем и органов тела, в большинстве случаев костно - связочного аппарата и мышечной системы. Остеохондроз, деформация костей и суставов, сосудистые изменения в виде расширения вен нижних конечностей - вот заболевания поваров, продавцов, официантов. Для предотвращения возникновения такой патологии необходимо опять же грамотное нормирование режима труда и отдыха, а также организация производственного процесса таким путем, чтобы выполнение всех манипуляций обеспечивало возможность свободного перехода тела человека из одного положения в другое.

Вредные производственные факторы - явление динамичное, воздействуют на организм работника, чаще всего, комплексно, но могут быть ослаблены или исключены при усовершенствовании технологического процесса: внедрении нового современного оборудования, изменения трудового режима.

На состояние здоровья человека влияют не только воздействие факторов производственной среды и общие санитарные условия, но также соблюдение правил личной гигиены, которые заключаются в повседневной заботе о чистоте тела, одежды и обуви, в соблюдении правильного чередования труда, отдыха и сна, занятий физической культурой и закаливанием организма.
















Приложение 1


Правила урока:

  1. Работать быстро и активно

  2. Говорить громко и четко

  3. Не забывать вести опорный конспект

  4. Прислушиваться к мнению членов команды

  5. Побеждает команда, набравшая большее количество очков

Приложение 2


Оценочный лист


Группа___________________


Задания

Показатели

Кол-во баллов

Итого


1. Заполнение опорного конспекта


2. Выступление




3. Ответы на вопросы

4. Работа с журналами: рисунок

форменной одежды официанта

5. Презентация форменной одежды официанта


Заполнен полностью

Заполнен частично


Без конспекта

С частичным использованием

конспекта

Использование конспекта

За каждый правильный ответ


Разработали самостоятельно

Подобрали по журналу



Ответ четкий, полный обоснованный


Речь не внятная


3

2


3

2


1


1


5

3



5



3



Всего:


Критерии оценивания:

Оценка «5» - более 17 баллов; Оценка «4» - от 13 до 16 баллов; Оценка «3» - от 9 до 12 баллов; Оценка «2» - от 0 до 8 баллов.

Приложение 3

Опорный конспект для студента

Тема: Основы гигиены труда, личная гигиена

Гигиена –

Гигиена труда –

Санитария –

Цель соблюдения требований гигиены и санитарии (с. 5, учебник Рубина Е.А., Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология питания, санитария)

  1. обеспечение…………………….

  2. безопасность……………………

  3. осуществление………………….

  4. выполнение……………………..

Труд поваров, пекарей, кондитеров по энергетическим затратам относится к … группе.

Для оздоровления условий труда работников ПОП необходимо:

  1. соблюдать……………………….

  2. создавать условия………………

  3. поддерживать правильную………..

  4. организовывать хорошие………….

1. Рациональная организация трудового процесса

- работоспособность человека достигает максимума……………….

- утомление организма наступает в результате………………………

- необходимо чередовать………. и ……………

- обеденный перерыв не позднее………….от начала работы

2. Улучшение условий труда на производстве (с. 141 - 142, учебник Рубина Е.А., Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология питания, санитария)

2.1. Гигиена воздуха

Задание: Вписать в таблицу параметры только тех помещений, с которыми связана работа повара, официанта.

Физические свойства воздуха (оптимальные параметры микроклимата)

Помещения

Температура воздуха для теплого периода года

Температура воздуха для холодного периода года

Относительная влажность воздуха

Скорость движения воздуха





















Химический состав воздуха:

- преобладающий компонент……………..

- во вдыхаемом воздухе содержится ………….% кислорода

- в выдыхаемом воздухе содержится ………….% кислорода

- кислородное голодание наступает при содержании в воздухе…..%

- смерть наступает при содержании в воздухе…..% кислорода

- содержание углекислого газа ……%

Вредные примеси ………………………………..

Механические примеси ………………………….

Микроорганизмы ………………………………..

2.2. Гигиена воды

Человеку для удовлетворения его физиологических потребностей необходимо …….. л воды, при физической работе ……л воды в сутки.

Гигиенические требования к качеству воды:

Основные способы улучшения качества воды:

1.……………….. 2. ………………… 3. ………………

Органолептические свойства воды оцениваются по следующим показателям:

1…………………… 2…………………….. 3……………………

В питьевой воде патогенные микроорганизмы ……………………

Жесткость воды определяется концентрацией солей…………..

Жесткость не должна превышать ……………

2.3. Гигиена почвы

Эпидемиологическое значение почвы заключается в том, что почва представляет собой благоприятную среду для ………………….

Годами сохраняются в почве:

1…………… 2……………… 3……………..

В загрязненной почве происходит развитие и выплод ………………, в почве обитают грызуны, заражающие почву возбудителями ………………

Санитарная очистка населенных мест заключается ……………………

Площадки для контейнеров должны быть удалены на расстояние не менее …………. м.

В теплое время мусор должен вывозиться ……………., срок хранения отходов в зимнее время не должен превышать ………………

Сборники отходов следует ежедневно промывать водой с применением………………… и периодически дезинфицировать …….2% раствором……………………

2.4. Микрофлора тела человека

Микрофлора – собирательное название микроорганизмов, находящихся в симбиозе с человеком или животными.

Микрофлора тела человека специфична и зависит от следующих факторов: 1……………………… 2……………………………………..

3…………………………….. 4…………………………….5……………………...

Особо богаты микробами:…………………………………………………..

3. Правила личной гигиены

3.1. Медицинские осмотры и обследование персонала

3.2. Производственный контроль соблюдения правил личной гигиены

3.3. Содержание тела и рук в чистоте

3.4. Санитарная одежда

Домашнее задание: Составить тест с эталонами ответов; выучить основные определения; повторить пройденный материал (учебник [1] с. 136 – 153; с. 185 - 191).

Приложение 4

Памятка студенту

Личная гигиена – ряд санитарных правил, которые должны соблюдать работники ПОП.

☻ оставлять верхнюю одежду в гардеробной;

☻перед началом работытщательно мыть руки с мылом, неадевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы;

☻работать в чистой санитарной одежде;

☻хранить санитарную одежду отдельно от личной;

☻не закалывать одежду булавками, не носить острые, бьющиеся и посторонние предметы в карманах;

☻при посещении туалета снимать санитарную одежду;

☻сообщать администрации обо всех случаях заболеваний;

☻не курить и не принимать пищу на рабочем месте.

Во избежание травматизма необходимо

♦ ознакомить всех работников предприятия с требованиями техники безопасности;

♦ вывесить предупредительные надписи в особо опасных местах работы;

♦ строго соблюдать правила эксплуатации оборудования;

♦ не захламлять производственные помещения и проходы;

♦ соблюдать правила ношения санитарной одежды;

♦ организовывать тщательную и своевременную мойку полов в помещениях;

♦ строго соблюдать приемы открывания, передвижения, применения колющих и режущих инструментов.


Работнику, получившему производственную травму, срочно оказывают доврачебную помощь во избежание возможных осложнений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "Основы гигиены труда, личная гигиена официантов "

Автор: Зубко Ирина Алексеевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства