Конспект урока кабардинского языка по теме " Моя республика"
Конспект урока кабардинского языка по теме " Моя республика"
Цели:
познакомить учащихся с историей и обычаями Кабардино – Балкарского народа как многонациональной.
воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока кабардинского языка по теме " Моя республика"»
Внеклассное мероприятие
"Край мой родной – Кабардино-Балкария"
Цели:
Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к людям, проживающим в нашей республике;
Пробуждать в детях желание и стремление служить верно своему Отечеству.
Оформление:
Плакаты, лозунги, картины.
Выставка рисунков и книг, фотографий и сочинений о Нальчике – столице КБР, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края.
Стихи поэтов Кабардино-Балкарии.
Музыкальное оформление.
1 ученик:
Земля моих предков – моя Кабарда, Люблю я тебя и горжусь я тобой, Всей жизнью своей и всем счастьем Я слит неразрывно с твоею судьбой.
2 ученик:
Связала нас дружба, мы трудимся, строим, - Дружны кабардинец и русский всегда. Живет под счастливой кремлевской звездою Средь братских республик Моя Кабарда.
Ведущий:
У каждого человека есть Родина. И у каждого она своя. У одного – это Москва – ее широкие улицы и высокие дома, у другого – это небольшое село, с березовым лесом и чистыми водами. И трудно сказать, чья родина лучше, красивей, дороже.
1 ученик:
И отвечали вольные ветры: “Много мы видели, Много летали Только Отчизны, Похожий на нашу, Нет, не видали, Нет, не видали”.
2 ученик:
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети. Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти.
Ведущий:
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Наш край – часть огромной страны. Эта страна – Россия. Столица нашей большой Родины – Москва (Звучит песня “С чего начинается Родина”).
3 ученик:
Нет на свете Родины милее, Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звезды всех светлее, Где отрадны рощи и леса. Где в реках стремительные воды Голубеют, словно бирюза.
Ведущий:
Наша Кабардино-Балкария является частью этой большой страны.
4 ученик:
Привет тебе, мой край родной, С твоими темными лесами С твоей великою рекой И неоглядными полями!
5 ученик:
Привет тебе, народ родимый! Герой труда неутомимый. Среди зимы и в летний зной, Привет тебе, мой край родной!
Ведущий:
Красив наш край! Прекрасны Кавказские горы. Наша земля дает богатые урожаи. Чистые воды в наших быстрых реках.
Много у нас городов и сел. Трудолюбивые люди живут на нашей земле. Они растят хлеб, фрукты и овощи. Они работают на фабриках и заводах, в магазинах и на дорогах. Они учат детей. Они изучают мир. Они хотят, чтобы наш край был еще краше!
6 ученик:
Кабардино-Балкария – это славные люди! Это сила, лежащая в гуще садов. Кабардино-Балкария – это отрадные будни, Это шум небольших, но родных городов. (Звучит песня: “Адыги на земле моей живут…”)
Ведущий:
Между Черным и Каспийским морем находится обширный горный край, который называется Кавказ. От моря и до моря с запада на восток тянется высокий хребет с вершинами, увенчанными белоснежными шапками вечного льда и снега. С давних времен здесь живут кабардинцы и балкарцы, русские и украинцы, живут как добрые соседи, как хорошие друзья.
В настоящее время в нашей республике печатаются книги, газеты и журналы на трех языках: кабардинском, балкарском и русском, на трех языках говорит радио и телевидение.
7 ученик:
Земли плодородные, Реки быстроводные. Жизнью мне приказана Навеки полюбить!
8 ученик:
Сторона родимая, Кабарда любимая. Солнце твое ясное И верные пути.
9 ученик:
На дорогу ясную Строить жизнь прекрасную. Вышла ты, страна моя, Судьбу свою творить.
Ведущий:
Красив и богат этот горный край Кабардино-Балкарии.
Основной достопримечательностью нашего края является гора Эльбрус. Величественная вершина Эльбруса еще в древности манило к себе людей. Она купается в золоте первых лучей утренней зари. Эльбрус называют “Горой счастья”.
Эльбрус – наша гордость, наша краса.
10 ученик:
Старый дедушка Эльбрус! Покажись нам в час восхода. Облако в тяжелый груз С плеч стряхни, седобородый.
11 ученик:
Родники в ущельях бьют. Много рек на горных склонах. Вечной свежести приют В глубине лесов зеленых. (Исполняется танец под музыку “Эльбрус красавец…”)
Ведущий:
У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю.
Город Нальчик, где мы живем и учимся, этот маленький уголок земли – тоже Родина, часть большой и необъятной нашей страны.
“Нальчик” в переводе с кабардинского и балкарского языков означает “подкова”, т.к. географически город расположен в полукруге гор, напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города.
Мы любим свой город и гордимся им.
12 ученик:
Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: - Лучше нет родного края. (Исполняется национальный танец)
Ведущий:
Дороги во все ущелья, ко всем красотам республики начинаются в городе Нальчике, столице Кабардино-Балкарии.
13 ученик:
Нальчик, светлый, молодой, Я с тобою вместе рос. Здесь с любимой над рекой Я бродил до поздних звезд.
14 ученик:
Любовался, как в огнях Ты светился среди скал. Блеск от искорки в глазах У любимой замечал.
15 ученик:
Далеко нас в тихий парк Уводил аллей изгиб. Помню смех и говор пар, Шелест хвои, запах лип.
16 ученик:
Мой Нальчик! Горный город мой. Всех ближе, всех любимей! Вновь повстречался я с тобой весной Под липами твоими.
17 ученик:
К тебе вернулся старый друг, И вот студент я снова… Вершины стали в полукруг, Плясать они готовы.
18 ученик:
Пусть зимний ветер этот стих Закрутит меж расселин, Мой Нальчик, ты в стихах моих Пребудешь вечно зелен! (Звучит песня о Нальчике)
Ведущий:
Кабардино-Балкария – край белоснежных Кавказских гор и долин. В этот край были влюблены Пушкин и Лермонтов, Лев Толстой и Грибоедов.
19 ученик:
Мы желаем всем жителям республики чистого неба, тепла, процветания, удачи и счастья.
Ведущий:
В заключение нашего праздника мы проведем игры с использованием РНК и разгадаем кроссворд.
Игра “Ремонт”
С.ср.к.?
-
СОСРУКО
С.т.н..?
-
САТАНЕЙ
Тл.пш?
-
ТЛЕПШ
.д..х?
-
АДИЮХ
Д.х.н.г.?
-
ДАХАНАГО
.ш.м.з?
-
АШАМАЗ
Б.д.н.к.?
-
БАДЫНОКО
.з.рм.с?
-
УЗЫРМЕС
К..ц.к?
-
КУЙЦУК
М.мл.ч.пх?
-
МАМЛЫЧИПХ
Кому принадлежат эти имена? Что ты знаешь о нартах?
Игра “Угадай названия населенных пунктов КБР”
КИЧЬЛАН
МЕГЕЧ
-
НАЛЬЧИК
ЧЕГЕМ
КЕРЕТ
-
ТЕРЕК
СЕДОКУЛАЗ
-
ЗАЛУКОДЕС
ОВОКАМРАС
-
САРМАКОВО
ХОЗНОВОЕ
-
СОВХОЗНОЕ
ЖИНКУРКУ
-
КУРКУЖИН
ЛАНЕДЖ
-
ДЖЕНАЛ
АКЛАМ
-
МАЛКА
ЗАБАХ
-
ХАБАЗ
НАСКАБ
-
БАКСАН
Разгадайте кроссворд
Тип рельефа Кабардино-Балкарии.
Город КБР.
Село КБР.
Самая высокая вершина Европы.
Река КБР.
Государство, с которым граничит КБР на юге и юго-западе.
Название главного хребта на Кавказе.
Ведущий:
Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
20 ученик:
Край мой любимый, Отчий мой дом. Край мой родимый, Отчизна моя!
21 ученик:
Кабарда моя, моя мама, С тобой я горда и упряма. Твоею живу я силой. Край мой родной – Кабарда!
(Праздник заканчивается песней “Край мой родной – Кабарда!”)