ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МОДУЛЮ «ПЕРЕПЛЁТНОЕ ДЕЛО»
5 КЛАСС
Тема урока: Мастера переплётного дела.
Тип урока: вводный урок.
Цель:
- познакомить с профессиями переплётчика и картонажника, с оборудованием, инструментами и приспособлениями для переплётных работ, с правилами ТБ в мастерской.
Задачи:
- обучающие:формировать представления о профессиях переплётчика и картонажника, познакомить с оборудованием, инструментами и приспособлениямидля переплётных работ, учить работатьс соблюдением ТБ;
-коррекционная:коррекция непроизвольного внимания; индивидуальная работа - выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на определение и различение;
-воспитательные:воспитывать умение работать в парах, в группе, коллективе, правильно давать оценку проделанной работе, содержать рабочее место в порядке, соблюдать правила ТБ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска, ПК, переплётные инструменты, оборудование мастерской; для ученика: кружок для смайлика, карандаши.
Структура и ход урока
(Интерактивная доска уже подключена. Режим «затенение экрана» включён).
1.Организационный момент.
Настрой на создание положительного эмоционального фона на уроке.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Ребята, вы находитесь в мастерской «Переплётного дела», где впервые возьмёте в руки многие неизвестные для вас инструменты, научитесь работать на новом оборудовании. Приобретёте те знания, которые вам понадобятся в дальнейшей жизни. Возможно, кто то из вас в дальнейшем будет мастером переплётного дела.
Учитель объявляет обучающимся задание:
- А сейчас я предлагаю, каждому по очереди подумать и назвать изделия, которые выпускаются переплётными мастерами, ведь с ними мы сталкиваемся каждый день.
Когда все обучающиеся назовут, учитель подводит итог:
- Вы молодцы, успешно справились с заданием и правильно назвали изделия.
2.Формирование новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, все ли изделия, названные вами, изготавливает человек одной профессии? (Нет).
- А о чём, мы тогда с вами сейчас поговорим?
(о профессиях).
- Молодцы, вы сами, того не подозревая, назвали часть темы нашего первого урока. Действительно, в первой части нашего урока вы узнаете о профессиях переплётчика и картонажника.
Слайд 1.
При овладении этой профессией вы освоите основные приемы переплетно-картонажных работ, а затем научитесь делать замечательные изделия из бумаги, картона, технических тканей: переплеты книг, блокноты, записные книжки, альбомы, коробки и папки, футляры. Вы познакомитесь с профессиональными словами и словосочетаниями – терминами, обозначающими различные изделия, детали, операции, которые необходимо знать каждому переплетчику и картонажнику.Эти профессии дают возможность проникнуть в тайны производства книги. На уроках переплетно-картонажного дела вы познаете чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда: ведь переплетенная своими руками книга всегда будет напоминать о постигнутом мастерстве.
- Давайте подведём не большой итог услышанного (учитель задаёт вопросы):
- О каких профессиях я сейчас вам рассказала?
- Чему вы научитесь, овладевая этими профессиями?
- Молодцы!
3.Коррекционный момент.
- Ну а сейчас перейдём к следующей части нашего урока. Давайте подставим вместо цифр буквы и тогда узнаем о чём пойдёт речь дальше на нашем уроке.
(Работа с интерактивной доской. Открыть экран от функции «затенение экрана». Дети работают по очереди, подписывают буквы).
Тем временем учитель раздает карточки с индивидуальными заданиями Голубеву Н., Миронову К. и просит выполнить задание.
Слайд 2
3 7 3 9 5 10 3 8 4 2 6 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е Н О А У И Б В Р Д
(оборудование)
Слайд 3.
6 1 8 4 9 2 7 5 1 4 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Н У Ы Т Е И М С Р
(инструменты)
Слайд 4.
2 7 9 5 2 1 5 1 8 10 4 6 9 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О П Я Е С Н Р Б И Л
(приспособления)
Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на определение и различение.
(Индивидуальная карточка для обучающегося)
Карточка № 1
Задание: Найди среди фигурок одинаковые, соедини их линиями
Ответ: Квадрат и звезда.
(Индивидуальная карточка для обучающегося)
Карточка № 2
Задание: Сосчитай сколько на рисунке квадратов, треугольников, кругов?
Ответ: 5 - квадратов,4 - треугольника,5 - кругов.
- Молодцы, справились с заданием.
4.Изучение нового материала.
- Сейчас вы познакомитесь с инструментами, приспособлениями и оборудованием для переплётных работ. Все инструменты и приспособления в переплётном деле делятся на: (выведено на доску)
Слайд 5.
Режущие
Колющие
Измерительные
Ударные
Вспомогательные
Отделочные
НОЖНИЦЫ
ИГЛА
ЛИНЕЙКА
ДЕРЕВЯННАЯ КИЯНКА
ГЛАДИЛКА
ШТРИХОВКИ
НОЖ
ШИЛО
УГОЛЬНИК
МОЛОТОК
КОСТОЧКА
ШТАМПЫ
ПРОБОЙНИК
КИСТИ
- Сейчас я вас познакомлю с ними.
(Демонстрация имеющегося инструментария с назначением инструмента или приспособления).
- Ну а сейчас давайте повторим ещё раз какие инструменты и приспособления к чему относятся.
(Внизу таблицы рисунки инструментов и приспособлений выстроены в ряд. Учитель сортирует их по назначению перетаскивая руками картинку).
- А сейчас я закрою экран (функция «затенение экрана»), а вы самостоятельно попробуете в своих карточках разложить инструменты и приспособления по назначению.
(Работа с карточками. Дети раскладывают в таблицу деления инструментов и приспособлений картинки).
- А теперь проверьте правильно ли вы всё сделали и исправьте свои ошибки.
(открыть экран с таблицей).
- Поднимите руки те, кто допустил 1 ошибку, 2, 3 и т.д.
Слайд 6.
5.Физминутка + физминутка для глаз.
(электронные физминутки).
Слайд 7.
6.Продолжаем изучать новый материал.
- Теперь давайте познакомимся с оборудованием.
(Демонстрация имеющегося оборудования мастерской с его назначением).
- А теперь я попрошу вас разделить предметы на оборудование и инструменты.
(Работа с интерактивной доской. Дети работают по очереди, перетаскивая картинки).
РАЗДЕЛИ ПРЕДМЕТЫ НА ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Оборудование
Инструменты
Ламинатор
Брошюровщик
Ножницы
Переплётный нож
Картонорубильный станок
Сабельный нож
Молоток
Деревянная киянка
Включить функцию «затенение экрана».
- Ребята, скажите, пожалуйста, а что может произойти, если мы будем баловаться в мастерской или неправильно использовать оборудование и инструменты?
(можно получить травму).
- Правильно. На уроках переплётного дела вам придется пользоваться разными инструментами и приспособлениями, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и обучающихся. С первых уроков необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.
- Все правила для нашей мастерской размещены у нас на стенде.
(Рассказ учителя об опасных инструментах и правилах пользования ими, кроме ТБ при работе с ножницами).
- В начале обучения переплётным делом вы чаще всего будете использовать ножницы.
Слайд 8.
(Демонстрация слайда о ТБ при работе с ножницами.)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad215a03-93ba-445f-972a-b4d7404457fd/%5BNS-TECH_1-07%5D_%5BTQ_119%5D.html
- Везде и всюду правила—
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки —
Обращайся с инструментами ловко!
Инструментом пользуйся исправным —
И тогда, конечно, избежишь ты травмы!
Не приходят сами по себе умения—
Приложите старание и терпение,
Организованность, трудолюбие, внимание
Помогут овладеть технологическими приемами и получить знания.
Эти правила никогда не забывайте,
На каждом уроке их соблюдайте!
Слайд 9.
7.Закрепление изученного материала.
(Беседа с обучающимися по общим правилам техники безопасности.)
Вопросы:
- Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?
— Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?
— Где и как хранятся приспособления, оборудование, инструменты?
— В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?
— Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?
— Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?
— Что вы должны сделать по окончании работы?
— Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?
(После проведенного инструктажа обучающиеся должны расписаться в журнале учета инструктажей по технике безопасности.)
8.Итог урока.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Скажите, что нового вы узнали? Что вам на уроке далось легче всего? Что вызвало у вас затруднения?
- В завершении нашего урока я прошу разрисовать вас смайлик «Моё настроение».
(Дети рисуют на жёлтых кружочках рожицы).
- Покажите мне и друг другу, какое у вас настроение сейчас.
(Демонстрация смайлика).
9.Оценка работы на уроке.
Вместе с обучающимися оценивается работа каждого ученика с учётом соблюдения ТБ, порядка выполнения и качества.
В конце урока учитель благодарит обучающихся за активное участие.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.Как работать ножницами. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad215a03-93ba-445f-972a-b4d7404457fd/%5BNS-TECH_1-07%5D_%5BTQ_119%5D.html