Занятие «Интервью как жанр журналистики» формирует у обучающихся представление об интервью. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с этапами подготовки к интервью, правилами проведения беседы, учатся осуществлять сбор и анализ необходимой информации, а также пробуют применять полученные знания на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Интервью как жанр журналистики»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия
Тема: «Интервью как жанр журналистики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы журналистики»
Дисциплина: журналистика
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Составитель:
Цапко Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2022
Тема занятия: «Интервью как жанр журналистики».
Направление: социально-гуманитарное
Образовательный курс: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: знакомство обучающихся с жанром журналистики – интервью.
Задачи:
- объяснить ведущую роль в профессии журналиста умения задавать вопросы;
- отработать практически: как готовиться к интервью, как договориться об интервью, как провести интервью;
- формировать у обучающихся навыки коммуникации и аргументации;
-демонстрировать нравственные понятия и образы, помогающие обучающимся ориентироваться в жизни.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: групповое учебное занятие.
Форма организации: групповая, парная.
Методы обучения: словесный, метод эмоционального стимулирования, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, практический.
Оснащение занятия: ТСО: компьютер, проектор, flash-карта с видеофрагментами интервью Юрий Дудь, Галина Юзефович, Владимир Познер.
Планируемые результаты: умение правильно задавать вопросы собеседнику; умение проводить интервью.
Структура занятия
Организационный этап (5 мин.)
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (8 мин.)
Основной этап (22 мин.)
а). Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа (5 мин.)
Итоговый этап. Рефлексия (5 мин.)
Ход занятия
1. Организационный этап. (5 мин.)
Цель: создание условий для организации настроя обучающихся на предстоящую учебную деятельность и взаимодействие.
Методы, используемые на этапе: словесный, метод эмоционального стимулирования.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся отвечают на вопросы, делятся новостями.
- Всем добрый день! Как настроение? Что нового интересного произошло в вашей жизни за последнюю неделю? Поделитесь новостями!
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (8 мин.)
Цель: побуждение обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определение шагов, необходимых для достижения цели.
Методы, используемые на этапе: объяснительно-иллюстративный, эвристический
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Ответы обучающихся:
- ведущие задают вопросы, а гости на них отвечают;
- интервью.
Обучающиеся предполагают, что разговор пойдёт об интервью, предлагают формулировки темы.
Обучающиеся отвечают, что они не знают правил интервью.
Обучающиеся формулируют цель занятия
- Ребята, предлагаю вам посмотреть небольшие видеофрагменты, после чего вам нужно будет сформулировать тему занятия.
-Итак, что общего во всех фрагментах?
- Как называется эта разновидность беседы?
- Вы уже поняли, о чём мы будем говорить на занятии? Давайте сформулируем тему занятия.
- Хорошо. Молодцы. Тема нашего занятия звучит так: «Интервью как жанр журналистики».
- Как вы считаете, легко брать интервью? Сможете прямо сейчас пойти и взять у кого-нибудь интервью? Почему не сможете?
- Верно. Интервью - искусство задавать вопросы. А чтобы правильно задавать вопросы, нужно к каждому интервью тщательно подготовиться.
- Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия? Чему мы должны научиться на занятии?
Фрагменты интервью различных направлений (Ю.Дудь, В. Познер, Г. Юзефович)
3. Основной этап (22 мин.)
Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся; формирование умения сравнивать, анализировать, извлекать информацию.
Методы, используемые на этапе: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся отвечают, что сначала нужно что-то узнать о человеке, с которым будет беседа.
Ответы обучающихся:
- можно найти информацию о человеке в интернете, в газетах, телевизионных программах.
Ответы обучающихся:
- позвонив, нужно назвать своё имя, издание, которое представляете.
Обучающиеся составляют памятку
- Итак, сегодня мы с вами будем учиться интервьюированию.
Скажите, а что является главным в подготовке к интервью?
Правильно! Главное в подготовке - собрать информацию о собеседнике.
- А с помощью чего это можно сделать?
Всё верно. Главное - не ограничиваться одним источником. А когда собрали информацию, нужно разработать сценарий интервью. В сценарии к своей программе «Женский клуб» я всегда прописываю обязательные и необязательные вопросы. Зачем? Чтобы уложиться в хронометраж программы.
Следующий очень важный этап – договорится об интервью. Как вы думаете, что журналист должен при этом сообщить собеседнику?
- Верно. При этом вы должны сформулировать цель и задачи интервью. Например, приглашаете известного в городе педагога накануне дня учителя, чтобы привлечь внимание к этой нелегкой профессии. Еще обязательно должны проинформировать собеседника, когда интервью с ним выйдет и где его можно будет увидеть. Например, во вторник 5 февраля в эфире Бийского телевидения и на ютубе.
Вот вы провели подготовительную работу, теперь само интервью. И здесь главное - создать атмосферу беседы, уметь слушать ответы, задавать уточняющие вопросы.
А теперь я вам расскажу о вопросах-выручалочках (когда не знаете, о чём спросить). Они предполагают развернутый ответ. Давайте запишем как памятку.
Расскажите, что произошло?
Что вы собираетесь делать теперь?
Откуда вам это известно?
Что вы почувствовали?
Почему?
а). Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа (5 мин.)
Цель: стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся; способствование обучению детей осуществлять сбор и анализ необходимой информации; формирование умения применять полученные знания на практике.
Методы, используемые на этапе: словесный, репродуктивный, эвристический, практический.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Никита:
«Я известный создатель компьютерных игр «Геншин импакт», родился в Бийске, теперь работаю в Канаде».
Обучающиеся задают вопросы:
- какая у вас была любимая компьютерная игра в детстве?
- вы занимаетесь благотворительностью?
- трудно ли создавать новые компьютерные игры?
- а как вы учились в школе?
- когда вы поняли, что свою профессию хотите связать с компьютерными играми?
и т.д.
- Мы с вами разобрали этапы проведения интервью. А теперь давайте попробуем проинтервьюировать одного из вас, например, Никиту. Никита, придумай легенду о том, кто ты, чем занимаешься, чем ты прославился, почему именно у тебя мы берем интервью.
- Ребята, вот Никита придумал свою легенду, давайте, исходя из полученной информации, зададим ему вопросы.
4. Итоговый этап. Рефлексия (5 мин)
Цель: осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности, оценка успешности достижения цели.
Методы, используемые на этапе: словесный, наглядный.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Обучающиеся отвечают на вопросы, подводят итоги.
- Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия? Мы достигли её?
- Что вы узнали об интервью?
- Что необходимо, чтобы интервью получилось хорошим?
- С кем из известных людей вы хотели бы поговорить? О чём бы вы их спросили?
- Ребята, спасибо за отличную работу. Небольшое задание на дом: постарайтесь проинтервьюировать дома своих родителей, выясните какую-нибудь интересную информацию, о которой вы раньше не знали! Своими впечатлениями поделитесь на следующем занятии.