kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока родного языка в СППО "Концепт ХАРАКТЕР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в системе уроков Родного языка в СППО по теме "Концепт ХАРАКТЕР"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного языка в СППО "Концепт ХАРАКТЕР"»


Родной язык.

ЯТЭК ,г.Ярославль

Преподаватель Грибанова МаринаВалерьевна


Занятие.

Тема :Универсальные ценностные концепты как слова культуры. ХАРАКТЕР.

Цель:расширить представления обучающихся о данном концепте;пополнить словарный запас.

Ход урока.

1.Организационный опрос.

2.Сообщение темы и цели урока.

1)Упражнение -Энергизатор- «Тонкая бумага».

Даем каждому по листу бумаги.Инструкция:держим листок обеими руками за 2 верхних угла прямо перед собой; закрываем глаза, внимательно слушаем и делаем то, что я вам говорю.(Складываем 3-4 раза, отрываем клочок бумаги).Когда получились маленькие сложенные листочки, открываем глаза, разворачиваем листки.

-У всех были совершенно одинаковые листки. Одинаковы ли они сейчас?

-В чем листки похожи?

-Почему они разные, как вы думаете?

Вывод: ваши листки, как вы сами,- каждый индивидуален, как и ваша личность –со своими особенностями, присущими только вам.

-Скажите,пожалуйста, о чем,на ваш взгляд, пойдет сегодня речь?

-Хорошо.Пока я не буду говорить,угадали вы или нет,о чем пойдет речь,но хочу предложить вам разгадать загадку.

2)Коллективная работа.

Вывод: Все это характер. Именно о характере мы с вами и будем говорить сегодня. На прошлом уроке мы познакомились с термином «концепт». -Отгадайте загадку



Так вот слово ХАРАКТЕР-это и есть концепт.

3.Основная часть.

1)Слово преподавателя. Записываем тему урока.

Сегодня мы с вами постараемся пополнить свои знания об этом слове.

Эпиграф: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает; и ,наконец, тот, который есть в действительности».(Виктор Гюго)

2)Работа со словом.

А)-Давайте с вами создадим ассоциативный портрет этого слова. Какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько слов, сл./соч., связанных с вашими ассоциациями.

Н-Р: крепость,надежность,целеустремленность,непреклонность,крепкий,как дуб; железный человек.

Б) Попробуем создать с вами словесный портрет слова.

-Давайте выясним лексическое значение слов

В)Дайте свое определение данному концепту.

Г) Слово преподавателя. Важно знать, что в разных словарях по-разному толкуется слово.

1)Толковый словарь Ожегова

ХАРАКТЕР, а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

2)Педагогический терминологический словарь

Характер — (от греч. charakter — печать, чекаека) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие...

3)Толковый словарь Кузнецова

ХАРАКТЕР -а; м. [греч. charakēr — отличительная черта, признак] 1. Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Неуживчивый х. Мягкий х. Ангельский х. Добродушный х. Сильный х. Крутой... Толковый словарь Кузнецова

4)Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Характер — (от греч. χαρακτήρ от глаг. χαράσω — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

5)Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1) Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении.
2) Твердая воля, упорство в достижении цели.
3) Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего-л.
4) а) перен. Художественный образ, обобщающий типичные черты какой-л. группы людей; тип (в литературе, сценическом искусстве). б) Главные черты произведения (в скульптуре, живописи).

6)Словарь Даля

Нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характер времени, дух, отличительные свойства. | Характер зодчества, живописи, особенность, своеобычие, главное отличие, школа, пошиб. Характерный человек, твердый, стойкий, с убеждениями; упрямый, упорный. — пляска, народная и вообще выразительная, с живыми телодвиженьями. -ристика чего-либо, краткое и верное описанье главных свойств, признаков; -тичый , -тический , к сему относящ. -ризовать что, описать, изобразить ясно, резко главный черты, свойства, признаки чего. -ся , страд. и возвр. -ванье ср. -зовка жен. действие по глаголу

7)Словарь иностранных выражений

1. совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении;

2. совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

Д) -Выпишите из определений слова «Характер»,данных в Толковых Словарях ключевые слова.

-Подберите синонимы к слову ХАРАКТЕР (нрав,норов,натура,темперамент,вид,тип,облик,обличье)

-Подберите эпитеты к каждому синониму

Е)Работа со словом.

-Можно ли словарные статьи дополнить вашим представлением о слове?

-Слово однозначное или многозначное?

-Составьте 3 предложения со словом, используя его многозначность.Выделите в них ГО.

Ж)Запишите в тетрадь эпиграф: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает; и ,наконец, тот, который есть в действительности».(Виктор Гюго).

-Согласны ли вы с утверждением Виктора Гюго?

З) Выясним теперь ,откуда пришло к нам слово ХАРАКТЕР.

-Постараемся ответить на вопрос: из какого языка оно пришло в наш язык?

-Скажите, как называется наука, которая изучает историю происхождения слова?

ЭТИМОЛОГИЯ– это раздел лингвистики, который изучает происхождение и значение слов, их употребление и эволюцию.

Происходит от древнегреческого χαρακτήρ «черта, знак, примета» (первонач. «чеканщик»?), из χαράσσω «царапаю, мечу, клеймлю», затем — в абстрактных значениях. В ряде европейских языков слово заимствовано через латинское character. Русск. характер — первонач. со знач. «должность» — начиная с Ф. Прокоповича. Заимств. через. польск. сhаrаktеr «характер, сан».

-Знакома ли вам этимология слова?

4)Практическая часть.

1.Прочитайте предложение. Спишите его, вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу глаголы. Согласны ли вы с мнением А. Толстого?

«Русский характер ,-писал А.Н.Толстой,-легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь ……(не требует) его к тяжелой жертве. Но когда …(приходит) беда-русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, -не щадя себя, он …(не щадит) и врага…»

-Есть ли здесь однородные члены предложения,выделите их графически

2.А теперь, на мой взгляд, самая интересная часть работы: обратимся с вами к УНТ.А что это УНТ?

-Найдите и запишите пословицы и поговорки со словом ХАРАКТЕР?

Каков характер, таковы и поступки.

Характер определяет человека.

Характер закаляется в труде.

С виду тих, да характером лих.

Человек без твердого характера, что пружина без закалки.

Для такого характера и сатана — не пугало.

-Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомните и будете использовать в своей речи.

4. Вспомните, что такое фразеологизм?

Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. Фразеологизм можно заменить одним словом. Если убрать или заменить какое-нибудь слово во фразеологизме, он уже не будет иметь присущего ему значения (сравните: повесил нос и повесил пальто), потому что фразеологизмы — это исторически сложившиеся выражения, которые имеют устойчивый состав.

Задание:я предлагаю вам объяснить значение данных фразеологизмов.

Ангельская душа (Душевность)
О человеке незлобивом, спокойном, кротком

— Всегда радуюсь, видя Белову – ангельская душа!

Тепличное растение (Изнеженность, неприспособленность)
О человеке, не приспособленном к преодолению жизненных трудностей

Линёв – тепличное растение, заводилой в предстоящем деле он не будет.

Большое сердце, золотое сердце (Великодушие, благородство)
О человеке, способном на доброту, умеющем проявить сострадание

У мастера Барсукова большое сердце, и это выяснилось не сейчас. Он никому не откажет в помощи.

Без царя в голове (с царем в голове) (Беспечность)
О человеке бесцельном, безответственном, безбашенном

На Семенова надеялись, в него верили, а он оказался человеком без царя в голове.

Крепкий орешек (Крепость характера)
О человеке, имеющем твердый, несгибаемый характер, не поддающемся влиянию других

Смолянский – крепкий орешек, ты с ним даже не спорь!

Дьявол во плоти
Человек с тяжелым, злобным характером

Хоть он и был настоящим дьяволом во плоти, Марианна ему всё прощала.

Стреляный воробей, тертый калач (опытность, квалификация)
Опытный человек, много познавший, обмануть его очень сложно

Евсей Маркович – стреляный воробей, бесполезно навязывать ему свое мнение.

Ни рыба, ни мясо (Слабохарактерность)
Беспринципный, бесхребетный человек, ни то, ни сё

Крутиков игры не сделает, он ни рыба, ни мясо.

Семи пядей вор лбу (Умный, продвинутый)
Человек, отличающийся мудростью, разумом

Христофоров семи пядей во лбу – и руководство это отлично знает.

Деловая колбаса (Энергичность, деятельность)
О человеке предприимчивом, деловитом, работящем

Бирюкова – суперженщина! Трудится на полторы ставки, дача, курсы английского — деловая колбаса

Кишка тонка (О слабохарактерном человеке)
О морально и физически слабом человеке, который не может справиться со сложным делом, совершить серьезный поступок

У Иванова кишка тонка, он тебе не поможет.

Бить в цель (Целеустремленность)
О человеке, который поставил задачу добиться цели

Он бьет в цель без промаха. Внешне это было незаметно, но Фролов знает, какая идет игра.

Бедный родственник (Зависимость, подчинение)
О человеке, находящемся в униженном, зависимом положении

— Луиза демонстративно села на краешек дивана, намеренно изображая из себя бедного родственника.

Любопытная Варвара (Любопытство, дотошность)
О человеке, проявляющем нездоровое любопытство

Ты похожа на любопытную Варвару, которой на базаре нос оторвали.

Бой-баба (Решительность, боевой настрой)
Активная, боевая, крепкая женщина

За Осипову не переживай – она бой-баба.

Ангельское терпение (Терпеливость)
Не в лучших обстоятельствах терпение и доброжелательность

Это невероятно, но у неё просто ангельское терпение.

Рыльце в пушку (Нечестный, ненадежный человек)

5.Слово преподавателя.

1) А теперь обратимся к живописи.

Человек-главная тема в искусстве. И живопись не исключение. Художник ,изображая человека, стремится не только нарисовать его похожим, но и раскрыть его характер.

Достаточно обратиться к нескольким портретам художников.

-Перед вами портрет старушки Рембрандта.

(Художник создал образ тихой,доброй старушки.Теплыми ,золотистыми оттенками он выделяет на темном лице ее лицо и руки).

-А вот портрет Абрама Архипова «Крестьянка».Чтобы передать веселый,жизнерадостный характер этой крестьянки,художник использовал яркие цвета-красные,зеленые,синий и другие.

-Перед вами картина В.Серова «Девушка,освещенная солнцем», с которой на нас смотрит девушка,которая будто хочет что-то сказать.Розовые и светло-зеленые цвета помоглисоздать нежный,задумчивый образ.

-А вот еще два пртрета.В.Серов «Елена Рерих» т В.Боровиковский «Портрет сестер Гагариных».Что вы скажете о характере этих героинь?

2)А может ли композитор передать характер своего героя посредством музыки?

 Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

3)Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

- Каким предстал перед вами Варлаам?  (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

4)Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана.  Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки»

Вывод: оказывается, характер человека можно показать посредством слова, живописи, музыки.

6.Работа с текстом.

  В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

   Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

   Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

   Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

   Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

   Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

   Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

   Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою матернею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

   Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

   Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

   Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

   По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

-Какое представление сложилось у вас о герое?

-Что можно сказать о характере Обломова?

7.Рефлексия.

8.Итог работы.

9.Домашнее задание.

Написать эссе «Мой характер»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока родного языка в СППО "Концепт ХАРАКТЕР"

Автор: Грибанова Марина Валерьевна

Дата: 22.01.2023

Номер свидетельства: 623716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства