kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока риторики на тему "Экскурсионная речь" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка содержит конспект урока риторики по теме "Экскурсионная речь" для обучающихся 9 класса (по учебнику Т.А.Ладыженской). Включает, помимо конспекта, все необходимые дидактические материалы для проведения урока с применением групповой формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока риторики на тему "Экскурсионная речь" 9 класс»



Конспект урока

Предмет: риторика

Тема урока: Экскурсионная речь (учебник под редакцией Т.А.Ладыженской) (2 часа)

Класс: 9-ый

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель: познакомить школьников с экскурсионной речью как речевым жанром, ее особенностями, подготовить обучающихся к высказыванию в этом жанре.

Планируемые результаты: 

личностные УУД – 

формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – 

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

познавательных –

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, дополнительных материалах;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

коммуникативных –  

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока: учебник, наглядные материалы, предложенные учителем.  

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный этап

2 мин.

Приветствует обучающихся,

организует внимание школьников, настраивает на активную работу.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Психологический настрой на урок

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!



Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

3 мин.

Предлагает скороговорку для разминки артикуляционного аппарата.

Изучают текст скороговорки, произносят её вслух.

Разминка для артикуляционного аппарата. Скороговорка.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

5 мин.

Предлагает прочитать два текста о Кремле, сравнив их.

Читают тексты о Кремле, сравнивая х. Определяют коммуникативную задачу каждого из текстов. Определяют жанр предложенных текстов. Предлагают формулировку темы урока.

Работа с текстами о Кремле. Сравните два текста. Что в них общего и чем они отличаются? Какова коммуникативная задача в первом тексте? А во втором? Как бы вы определили жанр первого текста, а второго?

Текст 1.

Коммуникативная задача – сообщить новую для одноклассников информацию.

Жанр – доклад, сообщение.

Текст 2.

Коммуникативная задачасообщить интересные сведения; воздействовать на чувства слушателей, заинтересовать их, обратить их внимание на то, что можно увидеть.

Жанр – экскурсионная речь.

(Приложение 1)

1 мин.

Предлагает провести орфографический анализ записанной темы.

Проводит орфографический анализ записанной темы.

Запись темы. Работа со словом.

4 мин.

Проводит лексическую работу, предлагает подобрать слова, объединенные тематической группой «Экскурсия»

Подбирают слова, объединенные тематической группой «Экскурсия», комментируют значение каждого слова, работают со словами-синонимами «экскурсовод и гид».

  1. Вы сами бывали на экскурсии? Тогда выполнить следующее задание для вас не составит труда. Запишите в тетради слова, объединённые тематической группой «Экскурсия».

Работа с карточкой на доске (вариант, предложенный учителем).

Значение каждого слова. Синонимы: экскурсовод и гид. (Приложение 2)

1 мин.

Предлагает этимологическую справку о слове «экскурсия».

Воспринимают информацию на слух.

Справка о происхождении слова «экскурсия».

Экску́рсия. Буквально — «выбегание»: латинское «курсус» — «путь», «бег»; «экс-» — приставка, равносильная нашему русскому «вы-». В общем — вылазка.

ЭКСКУРСИЯ этоколлективноепосещениедостопримечательностеймузеевсучебнымииликультурнопросветительнымицелямичастосочетаетсястуризмом

8 мин.

Предлагает задание, организует проверку его выполнения.

Читают текст о Тарханах и заполняют схему «Композиция экскурсионной речи». Корректируют свой ответ по итогам проверки.

Очень важно, чтобы текст экскурсионной речи был выстроен правильно.

Риторическая задача. Предлагаю вам выполнить следующее задание. Текст о Тарханах и заполнение схемы «Композиция экскурсионной речи». Ответ одной из групп. Сравнение с эталоном. Учитель выстраивает схему у доски.

(Приложение 3)

Этап первичной проверки понимания изученного

3 мин.

Читает тексты из учебника.

Решают риторическую задачу, находя коммуникативную ошибку.

Риторическая задача. Задание «Найди ошибку». Читаю тексты из учебника. Определите коммуникативную ошибку.

Упражнения 193, 194.

(Приложение 4)

Физкультминутка

2 мин.

Ставит перед обучающимися задачу.

Называют 11 зверей, изображённых на рисунке.


«Экскурсия в музей». Экскурсоводу важно быть очень внимательным. Кто быстро, а главное правильно назовёт 11 зверей, изображённых на рисунке.

Этап применения знаний и способов действий

39 мин.

Инструктирует обучающихся перед выполнением работы.

Выполняют работу согласно предложенному заданию.

Обучающиеся заранее рассажены по группам.

Работа по группам. Учитель озвучивает задание.

Группа 1. Маршрут экскурсии по школе. (Приложение 5)

Группа 2. Коллаж «Советы экскурсоводу и экскурсантам». (Приложение 6)

Группа 3. «Портфель экскурсовода». (Приложение 7)

Группа 4. Речевой портрет экскурсовода. (Приложение 8)

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

15 мин.

Слушает выступления обучающихся.

Представляют результаты работы в группах.

ЗАЩИТА РАБОТЫ

Каждая группа представляет результаты своей работы.

Этап коррекции знаний и способов действий

2 мин.

Анализирует выступление каждой группы, отмечает положительные моменты, даёт советы.

Оценивают свои достижения.

Учитель анализирует выступление каждой группы, отмечает положительные моменты, даёт советы.

Этап информации о домашнем задании

2 мин.

Предлагает домашнее задание, комментируя его.

Воспринимают информацию.

Этап подведения итогов занятия

2 мин.

Выставляет оценки за урок и комментирует их.

Подводят итоги уроки, сообщая, чему научились.



Итог. Оценки за урок.


Этап рефлексии

1 мин.

Предлагает провести рефлексию.

Проводят рефлексию.

«Лестница успеха»

На какой ступеньке находитесь по итогам урока вы?




Приложение 1

Тексты для работы (находятся у обучающихся на партах)

Изображение Кремля (находится на доске)

Вспомогательные материалы (находятся на доске, но в скрытом варианте, открываются после обсуждения в качестве итога работы)

ТЕКСТ 1

Коммуникативная задача – сообщить новую для одноклассников информацию.

Жанр – доклад, сообщение.


ТЕКСТ 2

Жанр – экскурсионная речь.

Коммуникативная задачасообщить интересные сведения; воздействовать на чувства слушателей, заинтересовать их, обратить их внимание на то, что можно увидеть.


Приложение 2

Карточка заранее прикреплена на доске, но в скрытом варианте.

Экспонат

Экскурсовод

Экскурсант

Экспозиция

Маршрут

Гид


Приложение 3

Текст для работы (находятся у обучающихся на партах)

Доброе утро! Администрация, хранители и служащие музея-заповедника Тарханы приветствуют наших гостей. Сопровождать вас доверили мне. Меня зовут Татьяна Петровна.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в Тарханы – одну из «столиц» на «литературной карте» страны. Здесь прошли 12 лет жизни М.Ю.Лермонтова – почти половина его короткого пути… Нам предстоит побывать в бывшем барском доме, пройти по садово-парковой территории, посетить фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова.

Тарханы были приобретены за два десятилетия до рождения Лермонтова его дедом и бабушкой. Маленький Миша был привезён сюда нескольких месяцев от роду ранней весной 1815. Мария Михайловна, мать поэта, скончалась в возрасте около 22 лет и была похоронена в Тарханах.

После смерти Марии Михайловны старый дом был продан бабушкой на слом, а на его месте в память дочери сооружена каменная церковь Марии Египетской, возле которой мы сейчас остановились…

Неподалёку был построен новый дом, деревянный, обшитый тёсом, покрашенный в жёлтый цвет, с мезонином и большими балконами. Подойдём ближе к этому дому. Как и во времена Лермонтова, он окружён обширным парком с липовыми и сосновыми аллеями, а также садами и дубовыми рощами. Окна детской комнаты Лермонтова выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. Это был счастливый мир детства. В течение первых двенадцати лет Тарханы были для Лермонтова «окном», через которое он познавал жизнь, людей, себя…

Надеюсь, побывав здесь, вы поймёте те чувства, которые вложены в поэтические строки:

И вижу я себя ребёнком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

Всего доброго, дорогие друзья!

Карточка для работы (находится у обучающихся на партах)

Прочитайте текст предложенной экскурсионной речи. На его основе заполните схему, отражающую композицию любой экскурсионной речи.

























Вспомогательные материалы (находятся на доске, но в скрытом варианте, открываются после обсуждения в качестве итога работы)

Обращение к слушателям, приветствие, представление (знакомство).

Определение темы, цели экскурсии, её маршрута

Основная часть. Развитие темы.

Заключение. Прощание с экскурсантами, благодарность за внимание.


Приложение 4


Приложение 5

Материалы для группы 1. Маршрут экскурсии по школе.


Справочная информация

Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов.

Задание.

Составьте маршрут экскурсии по нашей школе для родителей будущих первоклассников во время проведения Дня открытых дверей. Определите 5 остановок, обоснуйте свой выбор.









Приложение 6

Материалы для группы 2. Коллаж «Советы экскурсоводу и экскурсантам».




Приложение 7

Материалы для группы 3. «Портфель экскурсовода».

Задание.

Наполните «портфель экскурсовода» для проведения экскурсии по нашему городу, опираясь на предложенный маршрут. Прокомментируйте свой выбор.

Остановка

Материалы для «портфеля экскурсовода»

Озеро Чебаркуль


Храм Преображения Господня


Парк Победы


ОАО «Уралкуз»



Справочная информация.

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе.

Возможный перечень материалов для наполнения «портфеля экскурсовода»:

- фотографии,

- проекты зданий, сооружений, памятников,

- копии подлинных документов, рукописей,

- тексты литературных произведений;

- легенды, предания,

- дневниковые записи,

- письма,

- искусствоведческие, исторические, биографические тексты,

- портретные характеристики,

- портреты,

- картины,

- музыкальные произведения,

- географические карты, схемы, чертежи, рисунки,

- макеты, муляжи и т.д.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, т.к. в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от просмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. К каждому экспонату, включённому в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.


Приложение 8

Материалы для группы 4. Речевой портрет экскурсовода.


1.

Задание.

  1. Одна из составных частей речевого мастерства экскурсовода - умелое владение голосом. Как вы думаете, какими качествами должен обладать профессиональный голос экскурсовода? Используя справочные материалы, составьте схему «Качества голоса экскурсовода».

  2. Составьте голосовой сценарий своего слова о решетке Летнего сада: выделите ключевые слова, расставьте интонационные знаки, значки пауз, обозначьте, как меняется темп речи (быстро, медленно). Произнесите речь.

Справочные материалы для составления голосового сценария

Ключевые слова – подчеркнуть

↑ , ↓ - интонационные знаки

│, ║ - интонационные знаки

~ медленно, - - - быстро – темп речи



Перед нами решетка Летнего сада, которую справедливо называют "царицей оград", восьмым чудом света. Она действительно среди произведений архитектуры малых форм является одной из красивейших в мире. Чем прекрасна решетка Летнего сада? Своей строгой соразмерностью. Пышных декоративных украшений, как на ограде Тюильри, здесь нет. Попытайтесь представить, что колонны немного выше в размере. Что будет? А если увеличить вершину звена? А если она будет вся не чугунная, а золотая, как жар?

Создавалась решетка в конце XVIII века, во времена классицизма, увлечения просветительскими идеями о ценности человеческой личности. Началом отсчета произведений искусства той поры был человек, уважение к его физическому телу и внутреннему миру. Решетка скроена в расчете на человеческую фигуру - ни велика, ни мала, как надо. Ее единая идея - тип мужской красоты. Какой камень к лицу мужчине? Представьте, что колонны были бы мраморными... Получилось бы что-то излишне женственное. Автор берет суровый северный гранит, который как нельзя лучше раскрывает черты скупого мужского характера. Какое занятие к лицу мужчине?
Спорт, война, охота. Символ всего этого - копье. Вот почему за основу рисунка решетки взяты высокие стройные копья. Эта единая внутренняя идея - соразмерность частей и целого - и делает ее такой неповторимо прекрасной.

2.

Справочные материалы

Основные характеристики и свойства голоса

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.


Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.


Выcота голоcа — это его cпоcобноcть к тональным изменениям, то еcть его диапазон. Для обычного голоcа характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще вcего иcпользует лишь 3-4 ноты. Раcширение диапазона делает речь выразительнее.


Тембр голоcа — неповторимая индивидуальная окраcка, которая обуcловлена cтроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихcя в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полоcть рта и полоcть ноcа). Еcли нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то иcпользование верхних резонаторов может поддаватьcя cовершенcтвованию.


Благозвучноcть голоcа — чиcтота его звучания, отcутcтвие неприятных призвуков (хрипоты, cиплоcти, гнуcавоcти и т.п.). В понятие благозвучноcти включаетcя прежде вcего звонкоcть. Голоc звучит звонко, когда он резонирует в передней чаcти полоcти рта. Еcли же звук формируетcя у мягкого неба, он получаетcя глухим и туcклым. Звонкоcть голоcа завиcит и от cобранноcти звука (его концентрации у передних зубов), от направленноcти звука, а также от активноcти губ.

Благозвучноcть голоcа подразумевает, кроме того, и cвободу его звучания, что доcтигаетcя cвободной работой вcех органов речи, отcутcтвием напряжения, муcкульных зажимов. Такая cвобода доcтигаетcя ценой долгих упражнений. Благозвучноcть голоcа не cледует отождеcтвлять c благозвучием речи.


Благозвучие речи — это отcутcтвие в речи cочетания или чаcтого повторения звуков, которые режут cлух. Благозвучие речи предполагает наиболее cовершенное cочетание звуков, удобное для произношения и приятное для cлуха.

Например, вызывает какофонию (то еcть оцениваетcя как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или cловоcочетания cвиcтящих и шипящих звуков без cпециальных cтилиcтичеcких целей: "в нашем клаccе много учащихcя, доброcовеcтно готовящихcя к приближающимcя экзаменам, но еcть еще и лодыри"; нанизывание cлов c неcколькими cоглаcными подряд: "вcех чувcтв взор еcть благороднее"; не рекомендуетcя cтроить фразы так, чтобы получалоcь зияние глаcных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучноcти не отноcятcя.


Полетноcть голоcа — это его cпоcобноcть быть хорошо cлышимым на значительном раccтоянии без увеличения громкоcти.


Подвижноcтью голоcа — это его cпоcобноcть без напряжения менятьcя по cиле, выcоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеcтв голоcа вcегда преcледует определенную цель.


Тон голоcа — эмоционально-экcпреccивная окрашенноcть голоcа, cпоcобcтвующая выражению в речи говорящего, его чувcтв и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, воcторженным, официальным, дружеcким и т.д. Он cоздаетcя c помощью таких cредcтв, как увеличение или оcлабление cилы голоcа, паузация, убыcтрение или замедление темпа речи.

Темп речи — cкорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не являетcя непоcредcтвенным cвойcтвом cамого голоcа человека, однако умение варьировать при необходимоcти cкороcть произнеcения cлов и фраз также можно отнеcти к тем навыкам, cовершенcтвованием которых должна заниматьcя диcциплина «Техника речи».


Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

3.

Текст для составления голосового сценария

Перед нами решетка Летнего сада, которую справедливо называют "царицей оград", восьмым чудом света. Она действительно среди произведений архитектуры малых форм является одной из красивейших в мире. Чем прекрасна решетка Летнего сада? Своей строгой соразмерностью. Пышных декоративных украшений, как на ограде Тюильри, здесь нет. Попытайтесь представить, что колонны немного выше в размере. Что будет? А если увеличить вершину звена? А если она будет вся не чугунная, а золотая, как жар?

Создавалась решетка в конце XVIII века, во времена классицизма, увлечения просветительскими идеями о ценности человеческой личности. Началом отсчета произведений искусства той поры был человек, уважение к его физическому телу и внутреннему миру. Решетка скроена в расчете на человеческую фигуру - ни велика, ни мала, как надо. Ее единая идея - тип мужской красоты. Какой камень к лицу мужчине? Представьте, что колонны были бы мраморными... Получилось бы что-то излишне женственное. Автор берет суровый северный гранит, который как нельзя лучше раскрывает черты скупого мужского характера. Какое занятие к лицу мужчине?
Спорт, война, охота. Символ всего этого - копье. Вот почему за основу рисунка решетки взяты высокие стройные копья. Эта единая внутренняя идея - соразмерность частей и целого - и делает ее такой неповторимо прекрасной.

Справочные материалы для составления голосового сценария

Ключевые слова – подчеркнуть

↑ , ↓ - интонационные знаки

│, ║ - интонационные знаки

~ медленно, - - - быстро – темп речи

4.

Дополнительные материалы.

Когда группа выступает с защитой, изображение Летнего сада выведено на экран.



  1. Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Поэт описывает детство главного героя следующим образом:

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

2) Памятник И.А.Крылову там находится.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока риторики на тему "Экскурсионная речь" 9 класс

Автор: Сеилова Елена Николаевна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства