kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по основам финансовой грамотности на тему " Личная финансовая безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  спроектирован в соответствии с ФГОС НОО. В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принципам научности, доступности, связи с жизнью и практической направленности обучения. Решение разнообразных финансовых  задач в виде игры помогают  выстраивать модель рационального финансового поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основам финансовой грамотности на тему " Личная финансовая безопасность"»

Литвинова Марина Дмитриевна,

х. Верхний Митякин,

МБОУ Красновская СОШ,

учитель начальных классов

Урок основ финансовой грамотности по теме «Личная финансовая безопасность»


Аннотация. Данный урок спроектирован в соответствии с ФГОС НОО. В основе урока заложен принцип системно-деятельностного подхода. Содержание материала соответствует возрастным особенностям учащихся, принципам научности, доступности, связи с жизнью и практической направленности обучения. Решение разнообразных финансовых задач в виде игры помогают выстраивать модель рационального финансового поведения.

Ключевые слова: деньги, безопасность, финансовая грамотность.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний об элементарных знаниях личной финансовой безопасности.

Задачи урока:

- способствовать формированию экономического образа мышления;

- расширять представление детей о необходимости рационального использования денег;

- формирование правильных поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.


Планируемые результаты

Личностные: осознание себя как части общества, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации; выполнение действий по плану, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: понимание цели своих действий, фиксация затруднений, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диа­логе, осознание ответственности за общее дело, самоопределение, использование критериев для обоснования своих суждений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой, формирование финансовой культуры.

Предметные: уметь поделиться знаниями о правилах личной финансовой безопасности, знать виды финансового мошенничества.

Используемые образовательные технологии.

- технология развивающего обучения «Технология деятельностного метода обучения», при которой ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности;

- технология на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества». Данная технология реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

- элементы «Технологии применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении», целью, которой является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества».

Используемые методы: наглядный, практический, словесный.


Этапы урока

1.Самоопределение к деятельности.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднений.

4. Формулировка темы и задач урока.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

6.Реализация проекта. Инсценировка сказки «Как дед с бабой свой бизнес открыл».

7.Самостоятельная работа в группах.

8. Проверка по эталону.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Способы контрольно-оценочной деятельности учителя: взаимоконтроль, самоконтроль, взаимооценка.


Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска с проектором, , флэш-накопитель, задания, напечатанные на карточках.


Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели.

Предлагаю вам в начале урока подарить друг другу хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка – это знак доброты.

А теперь прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой!

Девизом нашего урока я предлагаю взять слова выдающегося французского писателя и философа Мишеля де Монтеня: «Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их».

Сегодня на уроке мы попробуем открыть одну из тайн основ финансовой грамотности.

Желаю, чтобы наше содружество на уроке принесло вам только позитивные эмоции.


2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, кто из вас считает себя модным человеком?

- Что значит быть модным в наше время?

Учитель Да, модным в наше время быть это не только модно одеваться, иметь дорогой телефон, носить хорошую одежду, но и идти в ногу со временем, быть всесторонне грамотным.

Я тоже себя считаю модным человеком, мои интересы разносторонние. Я, например, много читаю, а читательская грамотность – это всегда было очень модно.

- А как вы думаете финансовая грамотность - это модно?

- Постарайтесь ответить на этот вопрос, обосновав его.

-Кто уверен в своих знаниях? Кому нужна помощь?

- Итак, вы готовы к изучению следующей темы?

- Каким способом вы будете изучать новую тему?

Вы будете самостоятельно отбирать необходимую информацию.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднений.

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Выделить проблему, сформулиро­вать цель и тему урока

Проблемный диалог. Познавательная задача №1

Ребята, а кто такой финансово- грамотный гражданин?

Учитель Давайте рассмотрим слайд.

Такой же материал распечатан на листе №1 формата А-4 и лежит у вас на парте.

Парная работа

Прочитайте явную и скрытую информацию, изложенную на плакате, посоветуйтесь друг с другом и постарайтесь ответить на вопрос

- Почему финансово-грамотным быть модно?

Учитель Действительно, грамотным быть модно. С грамотным человеком приятно не только общаться, но и дружить.

Проблемный диалог. Познавательная задача №2

Учитель Финансово грамотный человек умеет распоряжаться своими деньгами.

- А ещё какого человека можно назвать финансово грамотным?

Парная работа

Учитель На этот вопрос вам поможет ответить рисунок, напечатанный на листе № 2 формата А-4. Он лежит у вас на парте.

Посоветовавшись друг с другом, попытайтесь закончить высказывание: Финансово грамотный человек – это ….

Дети (Финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать; финансово грамотный человек подсчитывает свои расходы и доходы; финансово грамотный человек ведёт семейный или личный бюджет, не влезает в излишние долги; финансово грамотный человек имеет сбережения; финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием; финансовая грамотность строить долгосрочные планы и добиваться успеха)

- Кто-нибудь из вас получает от родных деньги на карманные расходы?

Учитель И никто из присутствующих в классной комнате не хочет, чтобы их денежки потерялись. А чтобы деньги не терялись, мы должны уметь грамотно ими распоряжаться, то есть, должны быть финансово грамотными людьми.

- Вы согласны с этим мнением?

Учитель В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля встречается такое высказывание:

Финансово грамотен - значит защищён.

- Как вы понимаете его значение?

Учитель Синонимом слова защищён является слово обезопасен, действие, направленное на сохранение здоровья человека, материальных благ, достатка и т.п.

- Какие правила безопасности вам известны? Плакат на доске

Учитель Вспомним их.

Дети читают стихотворения по цепочке и делают выводы.

  1. Мойте руки и плоды, чтобы не было беды. (Безопасность в приёме пищи.)

  2. Если увидишь огоньки или дым, поскорее звони – телефон 01!(Безопасность при пожаре.)

  3. Чтобы смог ты без труда, бегать, прыгать и стоять, Надо обувь по размеру и погоде выбирать. (Безопасность в одежде и обуви.)

  4. Не бегай по школе, уймись ты поскорей, не злись, не толкайся и будь подобрей. (Безопасное поведение в школе.)

  5. Тонкий лёд – иди в обход. (Безопасность на льду.)

  6. Не ходи на красный свет, у тебя двух жизней нет. (Безопасность на дороге.)

7. Если хочешь в интернете только пользу получать. Нужно думать головою, что, когда и где искать. Ни за что, при всём желанье, телефон свой не вводи, и на сайты без проверки, ты один не заходи. (Безопасность в Интернете.)

- А бывают ли правила финансовой безопасности?

Дети. Да, правила финансовой безопасности.


4. Формулировка темы и задач занятия.

Учитель Исходя из вышеизложенного, попытайтесь сформулировать тему нашего урока.(Правила личной финансовой безопасности)

Итак, разговор наш продолжим о личной финансовой безопасности.

Учитель фиксирует на доске тему урока.

- Посмотрев на тему, предположите, какие задачи на уроке нам предстоит решить? (выяснить, какие существуют правила личной финансовой безопасности, научиться их практически применять в разных жизненных ситуациях в игровой форме)

Учитель Сегодня на уроке попытаемся ответить на вопросы:

Кто охотится за нашими деньгами?

Как их распознать?

Что делать, если всё-таки вас обманули?


5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, зачем нужно изучать эту тему? ( Чтобы избежать обмана, чтобы не попасться в лапы мошенников, чтобы быть финансово грамотным)

-Какие правила личной финансовой безопасности можете назвать? (Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на эти вопросы?)

Учащиеся отвечают, опираясь на свой опыт и наблюдения. Понимают, что познаний недостаточно.

Разобраться в этих вопросах нам помогут герои любимых мультфильмов.

6.Реализация проекта. Просмотр мультфильма Смешарики «Азбука финансовой грамотности»

Учитель Сейчас посмотрим мультфильма Смешарики «Азбука финансовой грамотности»

И попытаемся ответить на вопрос

- Кто охотится за нашими денежками?


Учитель

Вернёмся к вопросам

- Кто охотится за вашими деньгами? (Мошенники, обманщики)

Учитель Финансовые мошенники - это люди, совершающие противоправные действия в сфере денежного обращения путём обмана, злоупотреблением доверия, и других манипуляций с целью обогащения. пытаются зарабатывать деньги на чужой доверчивости.

- Как их распознать?

Нарисуйте словесный портрет мошенника. (Ласковый, выманивает деньги, хитрый, незнакомец, незнакомые люди, которые стараются войти к вам в доверие, незнакомый человек, не вызывающий никакого подозрения)

- Что делать, если всё-таки вас обманули таким образом? (Позвонить в полицию, попросить помощи у взрослых)

Учитель В таком случае хочу посоветовать быть бдительными, особенно с незнакомыми людьми.

- Ребята, сделайте вывод по вышеизложенному материалу.(Узнали, что в нашем обществе есть категория людей, которые не прочь поживиться нашими деньгами незаконным способом. Надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей)

-Существуют ли мошенники-невидимки?

Учитель Мы с вами современные люди, которые могут проводить денежные операции и по безналичному расчёту.

-Это как? С помощью банковской карты, СМС-сообщений и т.п.

-У кого из вас есть своя банковская карта?

-А кому родители доверяют расплачиваться в магазине за покупки с помощью банковской карты?

- Могут ли мошенники поживиться вашими деньгами, которые хранятся на банковской карте? Каким образом?

Учитель Банковская карта - это надёжный кошелёк для хранения денег. Но надо знать самое главное правило в обращении с банковской картой - держи в строгом секрете данные своей карты, а если она потерялась – срочно заблокировать, чужой картой пользоваться нельзя – это хищение денег.

- Как защититься от мошенников?

Учитель советует быть бдительными.

  1. Самостоятельная работа в группах

Учитель Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.

Рассмотрим ситуации из жизни.

На примере предложенного текста, попытаемся дополнить ваши ответы новыми знаниями.

Для работы нам необходимо разделиться на 4 группы.

Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомним правила работы в группе.

Каждой группе я выдаю инструкцию к выполнению задания.

Познавательная задача №3 Группа 1

Тебе позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия.

  1. Прочитайте текст.

  2. Прочитайте текст задания и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.


Познавательная задача №4 Группа 2

Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей. Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия.

1.Прочитайте текст.

2.Прочитайте текст задания и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.


Познавательная задача №5 Группа 3.

В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия.

1.Прочитайте текст.

2.Прочитайте текст задания и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.


Познавательная задача №6 Группа 4.

Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. Перезвонить другу.

1.Прочитайте текст.

2.Прочитайте текст задания и попытайтесь лаконично, с обоснованием, ответить на него.


  1. Проверка по эталону.

Учитель организует выступление групп с выводами

Послушаем ваши ответы.

Группа 1 Познавательная задача №3

Тебе позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия..

(Никому, даже сотруднику банка, не сообщайте конфиденциальные данные (ПИН-код, данные для входа в интернет-банк, пароли для подтверждения операций, которые приходят по СМС);


Группа 2. Познавательная задача №4

Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей. Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия.

(Не верьте, что вы могли выиграть денежный приз, в розыгрыше, в котором вы не участвовали. Не доверяйте письмам, «прогнанным» через автоматический переводчик, не оплачивайте налог – это мошенники)


Группа 3. Познавательная задача №5

В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия.

(Не отдавайте в чужие руки свою банковскую карту, в кафе расплачивайтесь по безналичному расчёту через беспроводной терминал, устанавливайте лимиты по карте по снятию наличных и для безналичной оплаты)


Группа 4. Познавательная задача №6

Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. (Перезвонить другу, удостовериться в том, кто звонил, не отвечать на такие звонки)


Учитель Молодцы, ребята!

Сформулируем выводы:

  • надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей;

  • держать в строгом секрете данные своей банковской карты;

  • не верить подозрительным звонкам и СМС-сообщениям

Это и есть основные правила финансовой безопасности.

Сегодня на уроке мы рассмотрели очень важную тему «Личная финансовая безопасность». Ежедневно каждый из нас принимает решения связанные с финансами и от того какое решение мы принимаем, зависит наше благополучие.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель Подведём итог нашего урока. Мы попробуем оценить сегодняшний урок следующим образом. Возьмите ладошки. Выберите ту картинку, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего урока, и нарисуйте личико этому пальчику.

А теперь прикрепите свои ладошки к доске магнитами.

Учитель Скажите, мы достигли целей, которые ставили в начале занятия?

Учитель Что вам понравилось на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

-Запомните правила финансовой безопасности и расскажите о них родителям.

- Оцените себя, как вы сегодня усвоили урок.

Я уверена, что никакие мошенники вас вокруг пальца не обведут.

Финансово грамотным быть – это……МОДНО. Спасибо за работу на уроке!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литвинова Марина Дмитриевна

Дата: 05.06.2022

Номер свидетельства: 608903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства