kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Обучение студентов ремонтным работам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте раскрыты учебно -воспитательные задачи обучения студентов ремонтным работам. Место проведения занятий, формы и методы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обучение студентов ремонтным работам"»

Тема: Организация и методика обучения ремонтным работам.

План

1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.

2. Содержание программы.

3. Организация работы студентов в период практики.

4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.

5. Инструктирование студентов на занятиях.



Вопрос 1. Учебно-воспитательные цели занятий по ремонтным работам, их место в учебном плане.

По предмету «Система Т.О. и ремонта машин» предусмотрены занятия ПО по ремонтным работам, на которых студенты осваивают организацию и технологию ремонта машин, изучают оборудование рабочих мест, устройство и принцип действия используемых стендов, приборов. Приспособлений использование альбомов технологических карт. В процессе ремонтных работ у студентов совершенствуется умения и навыки по разборочно-сборочным работам, полученные на ЛПЗ по спец предметам, по выполнению слесарно-ремонтных операций, изученных на ПО по общеслесарным работам. В процессе обучения нужно воспитывать у студентов чувство ответственности за качество ремонтных работ, обеспечивающих работоспособность сельхоз техники, приучать экономно расходовать материалы, зап. части ит. д. При обучении в условиях пр-ва уч-ся осваивают передовые методы ремонта, своевременное ремонтное оборудование, культуру труда производственных рабочих.


Вопрос 2. Содержание программы.

Учебным планом на раздел П.О. по ремонтным работам для студентов со сроком обучения 3 года отведено 96 часов. Тематический план содержит 7 учебно-производственных тем по ремонту СХМ, отдельных узлов и агрегатов тракторов и автомобилей (типовых соединений и деталей, сцеплений тормозов, механизмов управления, колес и т.д.) по ознакомлению с технологией ремонта двигателей и сложного оборудования, со сборкой и обработкой двигателей.


По организации и технологии ремонта согласно программе выполняются приемы.

  1. Подготовка машин (узлов) к ремонту - очистка, мойка.

  2. Разборочные работы.

  3. Дефектовка.

  4. Устранение неисправностей.

  5. Сборка.

  6. Обкатка.


Вопрос 3. Организация работы студентов в период практики.

В учебных мастерских многих колледжах нет условий для полного выполнения учебной программы по рем практике - для ознакомления студентов с современным ремонтом оборудованием, высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, новыми технологическими процессами труда передовиков и новаторов производства. Такие возможности значительно расширяются в период обучения студентов на производстве, т.е. в ЦРМ.

Поэтому обучение групп по отдельным темам следует организовать в ближайших рем. мастерских и пунктах ТО.

Практическое обучение студентов ремонтным работам удобно организовать по 10-ти звенной форме. Такой способ организации ПО студентов приемлем как в условиях мастерских учебного заведения, так и на рем. предприятиях.

Каждое рабочее место оборудуется в соответствии с требованиями учебной программы комплектом инструментов, приспособлений, съемников, документацией на ремонт деталей и сборочных единиц, инструкций по ТБ, учебно-наглядными пособиями (схемами, плакатами, таблицами).

На рабочих местах следует использовать ходовые машины, для этого до начала занятий, необходимо определить количество техники колледжа, подлежащей ремонту, рассчитать потребность в зап. частях.


Вопрос 4. Установочный вводный инструктаж на практике по ремонтным работам.

При проведении ремонтной практики на ремонтных предприятиях в начале практики необходимо проводить установочный инструктаж.

  1. Ознакомить с задачами рем. практики в условиях производства.

  2. Разъяснить содержание работ студентам.

  3. Ознакомить с организационными формами обучения и порядком перемещения по рабочим местам.

  4. Ознакомить с распорядком дня.

  5. Инструктаж по ТБ специалистами предприятия.


До начала практики мастер должен ознакомить работников предприятия с программой практики, обязанностями студентов, уровнем подготовленности.


Вопрос 5. Инструктирование студентов на занятиях.


При обучении студентов в колледже, в помощь мастеру выделяются свободные от занятий мастера, на производстве инструктирование могут проводить высококвалифицированные рабочие. Студенты могут работать в составе бригад рабочих. Основной метод освоения приемов ремонта-наблюдения студента.


Примерный порядок инструктирования:


  1. Организационная часть.

  2. Вводный инструктаж (20-30 мин)

  1. Сообщение целей и задач учебного дня.

  2. Общий вводный инструктаж

    1. Характеристика рабочих мест.

    2. Назначение слесарно-монтажного инструмента, приспособлений, стендов.

    3. Техника безопасности.

    4. Распределение по рабочим местам.

    5. Сообщение порядка перемещения по рабочим местам.


  1. Звеньевое инструктирование (рабочими на рабочих местах).


III. Участие студентов в выполнении ремонтных работ и текущее инструктирование.


Задачи текущего инструктажа мастера: обеспечить занятость каждого студента, своевременное перемещение по рабочим местам, наблюдение за работой студента, беседа с обучающимися и с рабочими на рабочих местах.


IV. Групповой заключительный инструктаж


Проводится в конце рабочего дня - анализируется работа группы, отдельных звеньев и студентов. Можно привлекать к этому виду инструктажа квалифицированных рабочих.


(К конспектированию)


Тема: Организация и методика проведения уроков п.о. по слесарному делу.


Вопрос: 1. Типы и структура уроков по слесарному делу при изучении операционных тем и при выполнении комплексных работ.

Вопрос: 2. Методика проведения водного инструктажа при изучении операций.

Вопрос: 3. Самостоятельные упражнения студентов и методика проведения текущего инструктажа.

Вопрос: 4. Методика проведения заключительного инструктажа.

Вопрос: 5. Особенности инструктирования студентов при выполнении комплексных работ.

Вопрос: 6. Критерии оценок.


1. Все уроки п.о. по слесарному делу проводятся по структуре:

  1. Организационная часть

  2. Вводный инструктаж

  3. Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж.

  4. Заключительный инструктаж.


При изучении отдельных (первые 9тем) применяется тип урока по формированию умений. При выполнении комплексных работ (последняя тема) урок по формированию навыков.

( подробная структура и содержание уроков этих типов в уроке №10).


2. Т.к. при изучении операционных тем согласно программе мастер должен дать студентам теоретические знания об операциях, применяемых инструментах и т.д. объяснить и показать приемы их выполнения вводный инструктаж на таких занятиях, которые проводятся в течение 6 часов, занимает около 50- 55 минут, одновременно всей группой.

Примерное содержание вводного инструктажа по теме « Разметка»

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Проверка готовности студентов к уроку.

(беседа по операции)

  1. Инструктирование студентов

    1. Определение операции, использование ее в работе механизатора.

    2. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке (линейки, циркули, чертилки, кернеры и т.д.)

    3. Ознакомление студентов с содержанием заданий.

    4. Объяснение и показ приемов нанесение рисок параллельных и перпендикулярных линий, радиусных кривых и окружностей, разметки по шаблону.

    5. Объяснение способов контроля своих действий, предупреждение ошибок и брака.

    6. Вопросы правил Т.Б. и организации рабочих мест.

    7. Передовые способы выполнения разметки.

    8. Объяснение правил пользования инструкционной карты.


  1. Ответы на вопросы студентов (закрепление материала инструктажа.)

  2. Выдача заданий.

3. Упражнение студентов и текущий инструктаж - основная часть урока (около 5 часов). В этой части урока студенты выполняют упражнения по операциям, которые указаны в программе, руководит работой студентов мастер в виде текущего инструктажа - может наблюдать со своего рабочего места за каждым студентом, обходить рабочие места, отвечать на вопросы студентов, задачи текущего инструктажа при этом такие: наблюдать за действиями студентов, своевременно помогать исправлять ошибки, следить за соблюдением правил т.б. оказывает необходимую помощь. Текущий инструктаж может проводиться и по коллективной форме, т.е. со всей группой одновременно, это бывает тогда, когда многие студенты допускают однотипные ошибки или нарушения. Мастер должен остановить работу всей группы и провести дополнительный инструктаж.

По окончании работ студентов, мастер проверяет и оценивает их. Студенты убирают и сдают рабочие места.


4. Задачи и содержание заключительного инструктажа.

(СМ УРОК №10).


5. Основная задача комплексных работ заключается в том, чтобы закрепить у студентов знания и совершенствовать умения по выполнению изученных операций при изготовлении учебно-производственных работ. Т.к. студенты на таких уроках не получают новые знания и умения, вводный инструктаж проводится в течение 30-35мин, основной метод - беседа с обучающимися. Пример проведения вводного инструктажа при изготовлении молотка: (переписать вводный инструктаж из плана урока).

Текущий и заключительный инструктажи проводятся как при изучении операций.


6. Оценка знаний и умений студентов на п.о. проводится по принятой пяти бальной системе.


Основные показатели оценок уч-ся :

При изучении операционных тем.

При выполнении комплексных работ.

1- Правильность выполнения приемов по операциям.

2- Полнота выполнения задания.

3-Соблюдение правил т.б.

4-Самостоятельность в работе.

1- Соответствие работы установленным техническим требованиям.

2- Выполнение нормы времени.

3- Соблюдение правил т.б.

4- Самостоятельность в работе.


Тема: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


1. Самостоятельная методическая работа мастера:

  • изучение указаний органов ПТО по вопросам учебно-воспитательной работы;

  • изучение основ психологии, педагогики, методики обучения и воспитания;

  • изучение материалов научных исследований, проблем ПТО;

  • изучение передового педагогического опыта (посещение уроков других мастеров, изучение методических разработок и рекомендаций);

  • изучение методической и специальной литературы по предмету;

  • стажировка на передовых предприятиях;

  • подготовка докладов на пед. чтения, конференции, семинары; (!)

  • изучение вопросов экономики отрасли НОТ;

  • составление методических разработок.


2. Методическая помощь мастерам и преподавателям:

  • посещение и анализ уроков;

  • консультации по вопросам педагогического самообразования;

  • консультация по вопросам подготовки и проведения занятий;

  • консультация по вопросам при подготовке докладов на учебно-методические темы;

  • вовлечение преподавателей и мастеров в педагогическую работу по единой педагогической теме;

  • организация и руководство педагогическим наставничеством.


3. Методическая работа руководителей профессиональных колледжей:

Руководители профессиональных колледжей -

  • оказывают помощь пед. работникам в совершенствовании пед. мастерства;

  • контролируют выполнение планов самостоятельной методической работы мастерами, преподавателями;

  • проводят индивидуальную работу с пед. работниками колледжа;

  • оказывают помощь методическим комиссиям;

  • проводят методические совещания с педагогическими работниками;

  • систематически работают над повышением квалификации.


Методическая работа заместителя директора по УПР


  1. организация и руководство работой методической комиссии;

  2. индивидуальная методическая работа с преподавателями и мастерами;

  3. оказание помощи преподавателям и мастерам в самостоятельной методическом работе;

  4. оказание помощи по выполнению квалификации преподавателей и мастеров.

Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ


1. Задача методической работы в колледже:

Уровень профессиональной подготовки студентов, качество их воспитания зависят от методической работы в колледже, которая направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в колледже, систематическое повышение идейно-политического уровня мастеров, преподавателей, их педагогического и профессионального мастерства.

Методическая работа в колледже способствует повышению интереса педагогического коллектива к педагогической деятельности, формированию у них потребности творческого поиска наиболее эффективных путей учебно-воспитательной работы.

Общее руководство методической работы осуществляет директор колледжа. Непосредственными ее организаторами являются заместители директора по УР и УПР.


2. Формы методической работы.

Основными формами методической работы в колледже являются:

1) Коллективная:

  • педагогический совет,

  • методические комиссии,

  • методические совещания,

  • педагогические чтения, семинары, конференции,

  • школы передового педагогического опыта.

2) Индивидуальная:

  • самостоятельная работа мастера,

  • методическая помощь мастерам и преподавателям со

  • стороны руководителей колледжа,

  • методическая помощь со стороны методической комиссии,

  • помощь опытных мастеров менее опытным.


3. Участие мастера в коллективной методической работе.

3.1. Педагогический совет колледжа - постоянно действующий коллективный орган учебного заведения - обсуждает важнейшие вопросы совершенствования учебно-воспитательной методической работы и производственной деятельности.

Основные вопросы, обсуждаемые педагогическим советом:


  1. Мероприятия по выполнению решений колледжем правительства по вопросам совершенствования обучения и воспитания;

  2. Перспективное и текущее планирование работы колледжа, итоги учебно-воспитательной и финансово-хозяйственной деятельности;

  3. Состояние и меры по совершенствованию теоретического и производственного обучения, производственной практики;

Методическая работа директора колледжа


  1. руководство работы педагогического совета;

  2. оказание помощи в с\метод. работе преподавателей и мастеров,

  3. проведение индивидуальной метод, работы с членами пед. коллектива,

  4. содействие повышению квалификации и росту педагогического и профсоюзного Мастерства преподавателей и мастеров.


Методическая работа зам. директора по УВР


  1. оказание помощи преподавателям и мастерам в воспитании студентов,

  2. оказание метод, помощи в совершенствовании преподавания общественных дисциплин,

  3. оказание преподавателям, мастерам, воспитателям методической помощи в повышении их идейно - политического уровня.


Методическая работа зам. директора по УР

(общеобразовательные предметы)


  1. организация методической работы по общеобразовательным предметам,

  2. организация повышения квалификации преподавателей общеобразовательных предметов,

  3. связь с областными методическими объединениями и секциями метод, комиссиями техникумов.


Методическая работа старшего мастера.


  1. проведение индивидуальной методической работы с мастерами п. о.,

  2. работа с методическими комиссиями по профессиям по совершенствованию п. о.,

  3. проведение инструктивно-методических совещаний, семинаров,

  4. организация стажировки мастеров,

  5. оказание помощи мастерам п. о. в составлении метод, разработок,

  6. выполнение учебных планов и программ:

  • вопросы планирования уч. работы,

  • вопросы организации метод, работы


4. СТРУКТУРА - это логическое построение урока, каждый урок п. о. независимо от типа состоит из следующих частей:

  1. Организационная часть - 2-5 минут.

  2. Вводный инструктаж - от 10-50 минут и более.

  3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж - 90-95 % времени урока.

  4. Заключительный инструктаж - от 5 до 15 минут.


Продолжительность каждой части зависит от организационной формы урока (на уроке один учащийся, звено, звенья или группа), от подготовленности мастера и студента к уроку, от сложности заданий и т.д.


Примерное содержание урока п. о.


№ п/п

Ход урока

Назначение отдельный частей и элементов урока.

1

Организационная часть:

Отвлечь студентов от того, чем они занимались до начала урока и настроить на учебную деятельность


1.1. Проверка присутствия



1.2. Проверка внешнего вида


2

Вводный инструктаж

Подготовить студентов к сознательному в наибольшей степени самостоятельному в выполнению заданий с помощью безопасных и рациональных приемов, не допускающих брака и ошибок (ввести в курс предстоящей работы).


2.1. Сообщение темы и цель урока

Довести до студентов краткое содержание заданий (тема) и желаемый результат урока (цель).


2.2. Проверка готовности студентов к уроку

Выяснить, насколько студенты владеют знаниями и умениями, полученными на теоретических занятиях и на предыдущих уроках п. о.


2.3. Инструктирование студентов по заданиям:

Подготовка к самостоятельной работе.


- объяснение порядка работ;



- ознакомление с оборудованием, инструментом;



- показ приемов;



- предупреждение ошибок;



- организация рабочего места;



- соблюдения правил ТБ и т. д.



2.4. Закрепление материала инструктажа

Проверка понимания указаний мастера.

3

Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж.



3.1. Работа учащихся

Формирование проф. умений и навыков.


3.2. Текущее инструктирование

Руководство работой учащихся, обеспечить формирование правильных умений и навыков.


- контроль за порядком и правильностью заданий, за соблюдением правил ТБ и т. д.;



- оказание необходимой помощи;



-дополнительные указания;



3.3. Прием работ



3.4. Уборка рабочих мест


4

Заключительный инструктаж:

Подведение итогов урока (показать результаты урока).


4.1. Сообщение достигнутой цели урока;



4.2. Анализ работы студентов(недостатки и положительное)



4.3. Сообщение оценок



4.4. Задание на дом.



5. ДРУГИЕ (неурочные) ФОРМЫ п.о.

Урок п. о. имеет ограниченную область применения в учебных мастерских на полигоне.

При обучении в условиях производства (на полях колхозов, совхозов, в ремонтных предприятиях) применяются следующие формы обучения:

  1. Обучение в составе ученических бригад (звеньев);

  2. Обучение на самостоятельных рабочих местах;

  3. Обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

  4. Индивидуальное прикрепление студентов к квалифицированным рабочим;

  5. Экскурсии;

  6. Дополнительные занятия с обучающимися.


3. Упражнения студентов и текущий инструктаж (время).

1. Содержание и порядок упражнений

1.1.

1.2.

1.3. и т. д.

2. Задачи и порядок текущего инструктажа.

4. Заключительный инструктаж (порядок).


12. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА УРОКА.


  1. При записи плана урока нужно оставлять свободные поля, где в ходе урока делаются пометки.

  2. Не следует включать в план урока пункты, отражающие стандартные, постоянные обязанности мастера (проверка явки студентов, осмотр внешнего вида и т. д.).

  3. Для удобства пользования планом каждый его пункт выделять подчеркиванием, шрифтом или обозначением.

  4. Указать время на каждую часть урока (можно текущее (8 ч. -8ч. 45мин.) можно фактическое (15 мин.)).

  5. Степень подробности плана инструктажа зависит, определяет сам мастер в зависимости от опыта.

  6. Для определения учебных задач к уроку следует анализировать уровень теоретич. и практич. подготовки студентов к этому уроку (определить тем самым какие знания


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "Обучение студентов ремонтным работам"

Автор: Шагун Ирина Николаевна

Дата: 20.12.2018

Номер свидетельства: 491884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства