kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока для 9 класс по православной культуре "Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первоцепляевская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»











Урок-исследование по православной культуре

для учащихся 9 класса


«Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана…»











Подготовил учитель

православной культуры

МБОУ «Первоцепляевская СОШ»

Курочкин Олег Вячеславович









Шебекино, 2016г.

Цели:

1.Создать условия по освоению знаний о житии Макария (Булгакова) митрополита московского и Коломенского, его значения в жизни русского народа

2.Способствовать:

развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;

формированию мотивации к изучению биографии, литературного и духовного наследия митрополита Макария;

формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;

3.Содействовать

воспитанию уважения к житию Макария;

воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края.

Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы

Средства обучения: компьютерное и мультимедийное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.

Оборудование: портрет Макария, Биография, презентация.

Методы, используемые на уроке:

словесные;

наглядные;

проблемно-поисковые

Формы организации познавательной деятельности:

групповая;

индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Вход в класс.

2.Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), организация рабочих мест (учащиеся заранее делятся на 4 группы; проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, учебников православной культуры, православных изданий по теме урока).

II. Основная часть.

1.Ознакомление учащихся с темой урока.

2.Актуализация опорных знаний учащихся. Православная разминка.

3.Самостоятельная работа с учебным пособием.

4. Постановка проблемных вопросов и заданий.

5.Выступление учащихся с сообщениями о житии митрополита Макария Булгакова (по группам)

6.Работа с таблицей.

7.Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).

8.Рефлексия.

III. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

  1. Ознакомление учащихся с темой урока

Слайд 2

-Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре, в русской истории. Сегодня наша встреча в рамках урока посвящена юбилейному событию в истории Русской Православной Церкви и в первую очередь Святого Белогорья – 200-летию со дня рождения нашего земляка – Макария Булгакова.

Давайте, сформулируем тему нашего урока. (Ответы учащихся).

Слайд 3

Запись учащимися темы урока в тетрадь.

Итак, тему мы обозначили. Давайте, поставим цель сегодняшнего урока. (Ответы учащихся)

Слайд 4

Главную цель урока – воспоминание жизни, трудов, в истории нашей Родины – мы попытаемся достичь вместе, с помощью приготовленных вами ранее сообщений, постановке и обсуждению проблемных вопросов.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Слайд 5

А сейчас внимательно посмотрите отрывок о строительства храма в селе Сурково. Попытайтесь написать свои мысли, ассоциации, возникшие в результате услышанного и увиденного.

Обучающиеся зачитывают вслух свой ассоциативный ряд слов, высказываний; например, святой, историк Церкви, Спаситель, молитва, храм, земляк.

Православная разминка

Слайд 6

-Вспомним, значение этих слов: святой, историк Церкви, икона, Спаситель, молитва, храм, земляк.

-Кем являются святые люди для православных людей?

(Святые люди являются для православных людей духовными учителями, так как не каждый человек может понять и усвоить высокие отвлечённо-духовные Божественные истины).

-Каких вы знаете святых ?

(Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, святители Иоасаф и Николай Чудотворец.).

-А знаете ли вы святых, просиявших в нашей земле – Белгородчине? (Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский чудотворец, свт. Онуфрий, архиепископ Старооскольский, другие новомученики и исповедники Белгородские).

-Вы знаете церковных деятелей которые прославили Белгородчину? (Митрополит Московский и Коломенский Макарий Булгаков) и Святитель Иоасаф (Горленко).

3.Самостоятельная работа с биографией митрополита Макария (Булгаков)

-Ребята, прочитайте житие учебника, выпишите в тетрадь, то, что вы узнали впервые. (Проверка выполненного задания)

4. Постановка проблемных вопросов.

Сегодня мы еще раз вспомним о трудах, узнаем об строительстве храма села Сурково. Вы прослушаете выступления своих учащихся, и вам предстоит обсудить следующие вопросы:

Слайд 7

Как вы считаете, что есть святой человек?

  • Почему Митрополит Макарий сыграл большую роль в истории Русской Православной Церкви?

  • Скажите, какие вы знаете труды Макария Булгакова?

  • Что вы знаете о жизни митрополита?

  • Какие качества личности Макария помогут выжить человеку в современном мире?

5. Выступление учащихся

Слайд 8,9,10,11

Каждая группа раскрывает один вопрос.

1группа. Детство Макария в миру Михаил Петрович Булгаков.

19 сентября 1816 г. у священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно окрещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцу из сельских священнослужителей жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 г. осталась почти без средств к существованию. В бедности, трудах и лишениях проходило детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование и потому, как только Михаилу исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу. Уже здесь преподавателями было замечено трудолюбие и исполнительность мальчика, который не отличался выдающимися способностями, и из-за своей болезненности учился весьма посредственно. В июле 1827 г. мальчик был переведен в Белгородское окружное училище. Успехи Михаила и в это время были, как свидетельствуют документы, далеко не выдающиеся, так как его постоянно мучила тяжелая болезнь золотуха.

Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Один из камней, случайно брошенный в сторону сарая, попал Михаилу в голову. Камень рассек мальчику голову, и все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, которые вместе с приобретенным в период болезни трудолюбием, вскоре вывели его в число первых учеников.

В июле 1831 г., с блеском окончив курс уездного училища, Михаил Булгаков был переведен в Курскую духовную семинарию. Весь шестилетний семинарский курс Михаил был среди лучших учеников, педагоги отзывались о нем как о «добросовестном и благородном» юноше. Во время выпускных экзаменов в 1837 г. Михаил «обнаружил знания по богословию и церковной истории — отличные, по греческому и еврейскому языкам — очень хорошие».

2 группа. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.

В августе 1837 г. Михаил Булгаков прибыл в Киев для поступления в Киевскую Духовную Академию и, блестяще сдав вступительные экзамены, был вторым зачислен в число студентов. В то время ректором Киевской Академии был архимандрит Иннокентий (Борисов), впоследствии архиепископ Херсонский и Таврический. Именно он стал первым наставником будущего митрополита Макария. В 1842 г. с благословения отца Иннокентия и под его личным попечением студент Михаил Булгаков приступил к созданию первого своего значительного труда — «История Киевской Академии». Труд этот был одобрен замечательным православным ученым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

В последний год пребывания Михаила Булгакова в Академии совершилось его пострижение в монашество. В прошении от 22 мая 1840 г. он писал об «искреннем и решительном желании принять на себя иноческий облик». 15 февраля 1841 г. совершен был чин пострижения Михаила Петровича Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария в память Киевского митрополита священномученика Макария. Вскоре, 25 марта того же года, митрополит Киевский Филарет рукоположил монаха Макария в сан иеродиакона, а спустя еще несколько месяцев епископ Чигиринский Иеремия при священнослужении в Петро-Павловской церкви Киевской семинарии рукоположил иеродиакона Макария в сан иеромонаха.

Сразу после окончания Академии общее собрание профессоров Академии и митрополит Филарет обратились в Святейший Синод с просьбой о присуждении иеромонаху Макарию магистерского звания, что и было сделано спустя почти два года. А пока, в звании бакалавра, иеромонах Макарий был оставлен на службе в Академии. На него была возложена ответственейшая задача — начать в Киевской Духовной Академии чтение лекций по русской церковной и гражданской истории. До 1841 г. в Киевской Академии не было специальной кафедры истории, и ее возникновение несомненно связано с приходом в преподавательский состав молодого бакалавра иеромонаха Макария. 28 июля 1841 г.

Летом 1842 г. молодой ученый, уже известный в научных кругах, был переведен на открывшуюся вакансию бакалавра богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии. С искренним сожалением провожала Киевская Академия своего питомца, не зная еще, что через некоторое время он вернется в нее уже в сане архиепископа и со званием почетного ревизора Академии.

3 группа. Труды Макария.

Его лекции настолько интересны, объемны и вески, что в 1846 году киевские лекции, переработанные в Петербурге,— «История христианства в России до святого Владимира, как введение в Историю Русской Церкви» публикуются отдельной книгой.

Среди очерков и статей М.Булгакова особенно стоит выделить  статью под названием «Три памятника русской духовной литературы XI века», открывшую науке писателя XI века — монаха Иакова. Как считают специалисты, «уже одно установление писателя XI века монаха Иакова и его произведений могло бы навсегда упрочить в науке имя разыскателя, но Макарий дал нам целый ряд таких открытий» [7, с. 196].

Много сил и времени отдавал М.Булгаков богословию, результатом этой кропотливой работы стали два капитальных труда: «Введение в православное богословие» (1847), принесшее Владыке Макарию докторскую степень, и «Православное догматическое богословие» (1851—1853 гг.), рецензированное архиепископом Иннокентием и давшее автору полную демидовскую премию. Но любимым занятием М.Булгакова были занятия по Истории Русской Церкви.

Он считал несомненно важным, что «уже то, что святая вера существовала в странах наших, между народами, которых потомки составляют ныне, вместе с нами, одно политическое тело... а особенно важно достоверное известие, что некоторые из тогдашних Церквей, бывших в пределах наших (в Херсонесе Таврическом, Готская епархия в Крыму, Грузинская Церковь), или имели влияние на происхождение настоящей Церкви Русской, или даже вошли со временем в состав ее» [5, с. II — III ]. И для епископа Макария казалось многозначительным, что («во мраке идолопоклонства», согласно сохранившимся свидетельствам, «мерцали уже звезды, которые указывали путникам прямой путь к горней отчизне, что такие звезды, время от времени, более и более умножались в числе, пока не наступила наконец заря, предвестница радостнейшего утра» [2; с. 36—37].

Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Русь и Русская Церковь, по мнению Преосвященного Макария, были особо отмечены Богом. («Разом, почти в один год, положены были первые основы русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование.

Богоизбранность русского народа, считает Преосвященный, предопределяет и смысл русской истории, как гражданской, так и церковной. «Да будет же благословен Господь Иисус Христос,— повторяет митрополит Макарий слова святого руководителя-летописца,— «юже возлюби новыя люди, руськую землю, просвети ю крещением святым», который еще устами своего Первозванного апостола предрек о будущем водворении и торжестве христианства в странах пустынной Скифии, приготовляя потом мало-помалу, в течение многих веков, это великое событие, и когда, наконец, настало предопределенное им время, воздвиг Церковь Русскую, как потребную, для таких высоких целей — для рода человеческого вообще, и для мира христианского в частности, и — ближайшим образом — для того обширнейшего края, который составляет ныне мир собственно русский!..» [2, с. 334].

Усердно трудился М. Булгаков над созданием «Истории Русской церкви», создавал ее периодизацию. Как отмечают специалисты, «выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его чрезвычайная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу всякого знания, какой является История С. М. Соловьева для историков гражданских» [6, с. 84]. Уже первые три тома составили эпоху в изучении древнерусской истории. Преосвященный Филарет (Гумилевский) во Введении к своей «Истории Русской Церкви» (1847) называл книгу митрополита Макария «многоречивою», но современный читатель благодарен автору за эту «многоречивость», за обилие привлеченных материалов и подробное рассмотрение вопросов, по которым лишь вскользь высказываются древние писатели, за исследование множества открытых памятников древней письменности и «приложения» к томам, которые «до сих пор притягивают к себе ученых» [7, с. 196].

Конечно, заслуги Высокопреосвященного Макария перед историей Русской Церкви не исчерпываются его фундаментальными научными трудами. В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, составивший, по отзыву профессора А. П. Лебедева, «бесспорную эпоху в развитии церковно-исторической науки у нас, в России» [12, с. 510]. Согласно этому уставу все науки академического курса распределялись на три отделения, одно из которых было церковно-историческим. Записавшись на это отделение, студенты четыре года могли посвятить почти исключительно изучению исторических наук. Вскоре в некоторых академиях (например в Московской) церковно-историческое отделение сделалось самым популярным и переполнилось слушателями. Кроме этого в Уставе было еще несколько нововведений(присуждение ученых степеней, тенденция к возрастанию роли Истории Русской-Церкви как поприща для ученых занятий и пр.)


4 группа. Митрополит Московский и Коломенский. Кончина

Высокопреосвященный Макарий прибыл в древнюю столицу России 7 мая 1879 года. Духовенство встречало архипастыря в Чудовом монастыре. Через три дня после приезда он отслужил литургию в Успенском соборе Кремля.
   Как священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, владыка Макарий в первые же дни служения на Московской кафедре приехал в обитель преподобного Сергия. Множество народа собралось под стены древнего монастыря, чтобы увидеть прославленного митрополита, знаменитого не только своими научно-богословскими трудами, но и справедливым и ревностным отношением к своей пастве.

Положение дел в Московской епархии было непростым и новому Митрополиту пришлось трудно. Строго наказывая провинившихся, Владыка вновь подвергся незаслуженным упрёкам, так что последние годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству. Н.С.Лесков писал: «И сейчас бессильная злоба низких людей не устает работать в том недостойном направлении — что и понятно: такое умное и характерное лицо, как митрополит Макарий, не может всем одинаково нравиться...».

Москва никого не оставляла равнодушным к себе. Она оставила глубокий след и в сердце митрополита Макария. Своё служение на Московской кафедре владыка Макарий считал великой милостью Божией. Он полюбил её не только любовью архипастыря к своей пастве, не только любовью гражданина российского к первопрестольной столице своего государства, но и любовью русского историка к самому истоку русской национальной и духовной жизни.
   Отмечая особое благочестие москвичей, владыка Макарий говорил, что видит «в России, и особенно в сердце её в Москве, такой неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения языческих народов».
   Будучи действительным членом Императорской академии Наук по кафедре русского языка и словесности, владыка Макарий присутствовал на открытии 6 июля 1880 года памятника А.С.Пушкину и произносил торжественную речь. В 1880 году митрополит Макарий был награждён орденом святого равноапостольного князя Владимира первой степени.

Современник вспоминает: «Служение митрополита Макария было истинным духовным торжеством. Служил Владыка скоро, но возгласы его были так выразительны и настолько задушевны, что невольно располагали к молитве, а изящество и красота его движений дополняли и усиливали впечатление. С наперсным крестом и дикирием в руках он со свойственным ему изяществом осенял народ.

Своим несильным голосом он нараспев и очень искусно возглашал слова молитв. Он был весь возвышен и вдохновен. В конце литургии он наизусть сказал глубоко назидательное слово. Это была живая, блестящая и увлекательная беседа-импровизация, не нуждающаяся ни в каких тетрадях и записях, при том образцовая по своей дикции. Сколько было простоты и изящества в словах архипастыря, как сильна и убедительна его мысль, и наконец, сколько свободы, одушевления и выразительности в его произношении — об этом мог судить только тот, кто имел счастье слушать его самого».
       Кончина митрополита Макария

   В течение лета митрополит Макарий проживал в загородном архиерейском доме в селе Черкизово. 9 июня Владыка был совершенно здоров и всё утро, по заведённому им порядку, занимался делами и потом принимал посетителей. После приёма, в 12 часу дня он отправился в купальню, устроенную на пруде, в которой ежедневно купался с 29 мая. Но лишь окунулся два раза, как почувствовал себя нехорошо и поспешил выйти из воды. Стал одеваться, но сам не мог, и испуганный сказал, и неоднократно: «Господи, что это такое?» На пути к дому Владыка лишился чувств. Его внесли в кабинет, послали за врачами. Приехали трое, приняли все меры, но безуспешно: митрополит скончался в половине 12 часа ночи.

14 июня после отпевания тело митрополита Макария прибыло в Троицкую Лавру около шести часов вечера, и было положено в Троицком соборе. В тот же вечер совершили панихиду, а на другой день совершили заупокойную литургию. Богослужение возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий. После литургии ректор МДА прот. С.К. Смирнов произнёс слово. После литургии в соборе была отслужена панихида. По окончании панихиды гроб был обнесён вокруг Троицкого собора с совершением литии, а затем погребальное шествие направилось к Успенскому собору. После литии тело было положено в гробницу, устроенную на западной стороне Успенского собора подле могилы Августина, архиепископа Московского

Учитель.

Слайд 12

В 1995 году, по инициативе Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства Москвы и Российской академии наук Макариевские премии были возрождены благодаря основанию Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, и уже в 1997 году состоялось награждение лауреатов, номинантов, которое, начиная с того времени, осуществляется один раз в два года. В период с 1997 по 2015 года лауреатами премии стали 177 человека

Слайд 13

Строительство началось в сентябре прошлого года. На сегодняшний день уже произведена сборка сруба храма из карельской сосны, закончены работы по монтажу кровли.

Храм станет центром целого культурного комплекса с парком и скульптурой святителя Митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова. Первых прихожан храм примет осенью этого года.(просмотр видеофрагмента «Освещение Купалов»



6. Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).

Слайд 14

- А теперь обратимся к ранее поставленным вопросам (вопросы еще раз прочитываются учителем; каждой группе на обсуждение дается 5 минут; затем каждая группа предлагает свои варианты ответа).

III. Заключение. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Слайд 15

В заключение хотелось бы отметить выступления ребят, всех тех, кто помогал нам в проведении этого урока.

Лучшие высказывания, варианты ваших размышлений о деятельности нашего земляка вы прочитаете на стенде в нашем кабинете православной культуры.

7. Рефлексия

Слайд 16

Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал, что …

- Сегодня на уроке мне понравилось

- Сегодня на уроке я был удивлён тем, что…

- Сегодня на уроке я повторил…

-Для меня Митрополит Макарий – это …

Выставление оценок

8.Домашнее задание.

Слайд 17

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Митрополит Макарий – наш земляк». (Объём 1-2 листа).



















Список источников

  1. Абрамович Д.И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы. — Пг., 1918. — 15 с.

  2. Макарий (Булгаков) на сайте «Русское Православие»

  3. Макарий (Михаил Петрович Булгаков) // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.

  4. Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

  5. http://www.rtvp.ru/radioarchiv/radioarchiv_235.html Монах и учёный. Митрополит

  6. http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/mitropolit-moskovskij-i-kolomenskij-makarij-zhizn-i-bogoslovskaya-deyatelnost/ - на сайте «Азбука Веры»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана."

Автор: Курочкин Олег Вячеславович

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства