Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана."»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первоцепляевская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Урок-исследование по православной культуре
для учащихся 9 класса
«Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана…»
Подготовил учитель
православной культуры
МБОУ «Первоцепляевская СОШ»
Курочкин Олег Вячеславович
Шебекино, 2016г.
Цели:
1.Создать условияпо освоению знаний о житии Макария (Булгакова) митрополита московского и Коломенского, его значения в жизни русского народа
2.Способствовать:
развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
формированию мотивации к изучению биографии, литературного и духовного наследия митрополита Макария;
формированию умений работать в группе, излагать свою точку зрения на поставленные вопросы;
3.Содействовать
воспитанию уважения к житию Макария;
воспитанию уважения к истории Русской Православной Церкви и своего края.
Форма урока: урок-исследование с элементами групповой работы
Средства обучения: компьютерное и мультимедийное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.
Оборудование: портрет Макария, Биография, презентация.
Методы, используемые на уроке:
словесные;
наглядные;
проблемно-поисковые
Формы организации познавательной деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Вход в класс.
2.Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), организация рабочих мест (учащиеся заранее делятся на 4 группы; проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, учебников православной культуры, православных изданий по теме урока).
5.Выступление учащихся с сообщениями о житии митрополита Макария Булгакова (по группам)
6.Работа с таблицей.
7.Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).
8.Рефлексия.
III. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
Ознакомление учащихся с темой урока
Слайд 2
-Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре, в русской истории. Сегодня наша встреча в рамках урока посвящена юбилейному событию в истории Русской Православной Церкви и в первую очередь Святого Белогорья – 200-летию со дня рождения нашего земляка – Макария Булгакова.
Давайте, сформулируем тему нашего урока. (Ответы учащихся).
Слайд 3
Запись учащимися темы урока в тетрадь.
Итак, тему мы обозначили. Давайте, поставим цель сегодняшнего урока. (Ответы учащихся)
Слайд 4
Главную цель урока – воспоминание жизни, трудов, в истории нашей Родины – мы попытаемся достичь вместе, с помощью приготовленных вами ранее сообщений, постановке и обсуждению проблемных вопросов.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
Слайд 5
А сейчас внимательно посмотрите отрывок о строительства храма в селе Сурково. Попытайтесь написать свои мысли, ассоциации, возникшие в результате услышанного и увиденного.
Обучающиеся зачитывают вслух свой ассоциативный ряд слов, высказываний; например, святой, историк Церкви, Спаситель, молитва, храм, земляк.
Православная разминка
Слайд 6
-Вспомним, значение этих слов: святой, историк Церкви, икона, Спаситель, молитва, храм, земляк.
-Кем являются святые люди для православных людей?
(Святые люди являются для православных людей духовными учителями, так как не каждый человек может понять и усвоить высокие отвлечённо-духовные Божественные истины).
-Каких вы знаете святых ?
(Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, святители Иоасаф и Николай Чудотворец.).
-А знаете ли вы святых, просиявших в нашей земле – Белгородчине? (Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский чудотворец, свт. Онуфрий, архиепископ Старооскольский, другие новомученики и исповедники Белгородские).
-Вы знаете церковных деятелей которые прославили Белгородчину? (Митрополит Московский и Коломенский Макарий Булгаков) и Святитель Иоасаф (Горленко).
3.Самостоятельная работа с биографией митрополита Макария (Булгаков)
-Ребята, прочитайте житие учебника, выпишите в тетрадь, то, что вы узнали впервые. (Проверка выполненного задания)
4. Постановка проблемных вопросов.
Сегодня мы еще раз вспомним о трудах, узнаем об строительстве храма села Сурково. Вы прослушаете выступления своих учащихся, и вам предстоит обсудить следующие вопросы:
Слайд 7
Как вы считаете, что есть святой человек?
Почему Митрополит Макарий сыграл большую роль в истории Русской Православной Церкви?
Скажите, какие вы знаете труды Макария Булгакова?
Что вы знаете о жизни митрополита?
Какие качества личности Макария помогут выжить человеку в современном мире?
5. Выступление учащихся
Слайд 8,9,10,11
Каждая группа раскрывает один вопрос.
1группа. Детство Макария в миру Михаил Петрович Булгаков.
19 сентября 1816 г. у священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно окрещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцу из сельских священнослужителей жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 г. осталась почти без средств к существованию. В бедности, трудах и лишениях проходило детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование и потому, как только Михаилу исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу. Уже здесь преподавателями было замечено трудолюбие и исполнительность мальчика, который не отличался выдающимися способностями, и из-за своей болезненности учился весьма посредственно. В июле 1827 г. мальчик был переведен в Белгородское окружное училище. Успехи Михаила и в это время были, как свидетельствуют документы, далеко не выдающиеся, так как его постоянно мучила тяжелая болезнь золотуха.
Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Один из камней, случайно брошенный в сторону сарая, попал Михаилу в голову. Камень рассек мальчику голову, и все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, которые вместе с приобретенным в период болезни трудолюбием, вскоре вывели его в число первых учеников.
В июле 1831 г., с блеском окончив курс уездного училища, Михаил Булгаков был переведен в Курскую духовную семинарию. Весь шестилетний семинарский курс Михаил был среди лучших учеников, педагоги отзывались о нем как о «добросовестном и благородном» юноше. Во время выпускных экзаменов в 1837 г. Михаил «обнаружил знания по богословию и церковной истории — отличные, по греческому и еврейскому языкам — очень хорошие».
2 группа. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.
В августе 1837 г. Михаил Булгаков прибыл в Киев для поступления в Киевскую Духовную Академию и, блестяще сдав вступительные экзамены, был вторым зачислен в число студентов. В то время ректором Киевской Академии был архимандрит Иннокентий (Борисов), впоследствии архиепископ Херсонский и Таврический. Именно он стал первым наставником будущего митрополита Макария. В 1842 г. с благословения отца Иннокентия и под его личным попечением студент Михаил Булгаков приступил к созданию первого своего значительного труда — «История Киевской Академии». Труд этот был одобрен замечательным православным ученым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
В последний год пребывания Михаила Булгакова в Академии совершилось его пострижение в монашество. В прошении от 22 мая 1840 г. он писал об «искреннем и решительном желании принять на себя иноческий облик». 15 февраля 1841 г. совершен был чин пострижения Михаила Петровича Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария в память Киевского митрополита священномученика Макария. Вскоре, 25 марта того же года, митрополит Киевский Филарет рукоположил монаха Макария в сан иеродиакона, а спустя еще несколько месяцев епископ Чигиринский Иеремия при священнослужении в Петро-Павловской церкви Киевской семинарии рукоположил иеродиакона Макария в сан иеромонаха.
Сразу после окончания Академии общее собрание профессоров Академии и митрополит Филарет обратились в Святейший Синод с просьбой о присуждении иеромонаху Макарию магистерского звания, что и было сделано спустя почти два года. А пока, в звании бакалавра, иеромонах Макарий был оставлен на службе в Академии. На него была возложена ответственейшая задача — начать в Киевской Духовной Академии чтение лекций по русской церковной и гражданской истории. До 1841 г. в Киевской Академии не было специальной кафедры истории, и ее возникновение несомненно связано с приходом в преподавательский состав молодого бакалавра иеромонаха Макария. 28 июля 1841 г.
Летом 1842 г. молодой ученый, уже известный в научных кругах, был переведен на открывшуюся вакансию бакалавра богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии. С искренним сожалением провожала Киевская Академия своего питомца, не зная еще, что через некоторое время он вернется в нее уже в сане архиепископа и со званием почетного ревизора Академии.
3 группа. Труды Макария.
Его лекции настолько интересны, объемны и вески, что в 1846 году киевские лекции, переработанные в Петербурге,— «История христианства в России до святого Владимира, как введение в Историю Русской Церкви» публикуются отдельной книгой.
Среди очерков и статей М.Булгакова особенно стоит выделить статью под названием «Три памятника русской духовной литературы XI века», открывшую науке писателя XI века — монаха Иакова. Как считают специалисты, «уже одно установление писателя XI века монаха Иакова и его произведений могло бы навсегда упрочить в науке имя разыскателя, но Макарий дал нам целый ряд таких открытий» [7, с. 196].
Много сил и времени отдавал М.Булгаков богословию, результатом этой кропотливой работы стали два капитальных труда: «Введение в православное богословие» (1847), принесшее Владыке Макарию докторскую степень, и «Православное догматическое богословие» (1851—1853 гг.), рецензированное архиепископом Иннокентием и давшее автору полную демидовскую премию. Но любимым занятием М.Булгакова были занятия по Истории Русской Церкви.
Он считал несомненно важным, что «уже то, что святая вера существовала в странах наших, между народами, которых потомки составляют ныне, вместе с нами, одно политическое тело... а особенно важно достоверное известие, что некоторые из тогдашних Церквей, бывших в пределах наших (в Херсонесе Таврическом, Готская епархия в Крыму, Грузинская Церковь), или имели влияние на происхождение настоящей Церкви Русской, или даже вошли со временем в состав ее» [5, с. II — III ]. И для епископа Макария казалось многозначительным, что («во мраке идолопоклонства», согласно сохранившимся свидетельствам, «мерцали уже звезды, которые указывали путникам прямой путь к горней отчизне, что такие звезды, время от времени, более и более умножались в числе, пока не наступила наконец заря, предвестница радостнейшего утра» [2; с. 36—37].
Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Русь и Русская Церковь, по мнению Преосвященного Макария, были особо отмечены Богом. («Разом, почти в один год, положены были первые основы русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование.
Богоизбранность русского народа, считает Преосвященный, предопределяет и смысл русской истории, как гражданской, так и церковной. «Да будет же благословен Господь Иисус Христос,— повторяет митрополит Макарий слова святого руководителя-летописца,— «юже возлюби новыя люди, руськую землю, просвети ю крещением святым», который еще устами своего Первозванного апостола предрек о будущем водворении и торжестве христианства в странах пустынной Скифии, приготовляя потом мало-помалу, в течение многих веков, это великое событие, и когда, наконец, настало предопределенное им время, воздвиг Церковь Русскую, как потребную, для таких высоких целей — для рода человеческого вообще, и для мира христианского в частности, и — ближайшим образом — для того обширнейшего края, который составляет ныне мир собственно русский!..» [2, с. 334].
Усердно трудился М. Булгаков над созданием «Истории Русской церкви», создавал ее периодизацию. Как отмечают специалисты, «выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его чрезвычайная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу всякого знания, какой является История С. М. Соловьева для историков гражданских» [6, с. 84]. Уже первые три тома составили эпоху в изучении древнерусской истории. Преосвященный Филарет (Гумилевский) во Введении к своей «Истории Русской Церкви» (1847) называл книгу митрополита Макария «многоречивою», но современный читатель благодарен автору за эту «многоречивость», за обилие привлеченных материалов и подробное рассмотрение вопросов, по которым лишь вскользь высказываются древние писатели, за исследование множества открытых памятников древней письменности и «приложения» к томам, которые «до сих пор притягивают к себе ученых» [7, с. 196].
Конечно, заслуги Высокопреосвященного Макария перед историей Русской Церкви не исчерпываются его фундаментальными научными трудами. В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, составивший, по отзыву профессора А. П. Лебедева, «бесспорную эпоху в развитии церковно-исторической науки у нас, в России» [12, с. 510]. Согласно этому уставу все науки академического курса распределялись на три отделения, одно из которых было церковно-историческим. Записавшись на это отделение, студенты четыре года могли посвятить почти исключительно изучению исторических наук. Вскоре в некоторых академиях (например в Московской) церковно-историческое отделение сделалось самым популярным и переполнилось слушателями. Кроме этого в Уставе было еще несколько нововведений(присуждение ученых степеней, тенденция к возрастанию роли Истории Русской-Церкви как поприща для ученых занятий и пр.)
4 группа. Митрополит Московский и Коломенский. Кончина
Высокопреосвященный Макарий прибыл в древнюю столицу России 7 мая 1879 года. Духовенство встречало архипастыря в Чудовом монастыре. Через три дня после приезда он отслужил литургию в Успенском соборе Кремля. Как священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, владыка Макарий в первые же дни служения на Московской кафедре приехал в обитель преподобного Сергия. Множество народа собралось под стены древнего монастыря, чтобы увидеть прославленного митрополита, знаменитого не только своими научно-богословскими трудами, но и справедливым и ревностным отношением к своей пастве.
Положение дел в Московской епархии было непростым и новому Митрополиту пришлось трудно. Строго наказывая провинившихся, Владыка вновь подвергся незаслуженным упрёкам, так что последние годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству. Н.С.Лесков писал: «И сейчас бессильная злоба низких людей не устает работать в том недостойном направлении — что и понятно: такое умное и характерное лицо, как митрополит Макарий, не может всем одинаково нравиться...».
Москва никого не оставляла равнодушным к себе. Она оставила глубокий след и в сердце митрополита Макария. Своё служение на Московской кафедре владыка Макарий считал великой милостью Божией. Он полюбил её не только любовью архипастыря к своей пастве, не только любовью гражданина российского к первопрестольной столице своего государства, но и любовью русского историка к самому истоку русской национальной и духовной жизни. Отмечая особое благочестие москвичей, владыка Макарий говорил, что видит «в России, и особенно в сердце её в Москве, такой неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения языческих народов». Будучи действительным членом Императорской академии Наук по кафедре русского языка и словесности, владыка Макарий присутствовал на открытии 6 июля 1880 года памятника А.С.Пушкину и произносил торжественную речь. В 1880 году митрополит Макарий был награждён орденом святого равноапостольного князя Владимира первой степени.
Современник вспоминает: «Служение митрополита Макария было истинным духовным торжеством. Служил Владыка скоро, но возгласы его были так выразительны и настолько задушевны, что невольно располагали к молитве, а изящество и красота его движений дополняли и усиливали впечатление. С наперсным крестом и дикирием в руках он со свойственным ему изяществом осенял народ.
Своим несильным голосом он нараспев и очень искусно возглашал слова молитв. Он был весь возвышен и вдохновен. В конце литургии он наизусть сказал глубоко назидательное слово. Это была живая, блестящая и увлекательная беседа-импровизация, не нуждающаяся ни в каких тетрадях и записях, при том образцовая по своей дикции. Сколько было простоты и изящества в словах архипастыря, как сильна и убедительна его мысль, и наконец, сколько свободы, одушевления и выразительности в его произношении — об этом мог судить только тот, кто имел счастье слушать его самого». Кончина митрополита Макария
В течение лета митрополит Макарий проживал в загородном архиерейском доме в селе Черкизово. 9 июня Владыка был совершенно здоров и всё утро, по заведённому им порядку, занимался делами и потом принимал посетителей. После приёма, в 12 часу дня он отправился в купальню, устроенную на пруде, в которой ежедневно купался с 29 мая. Но лишь окунулся два раза, как почувствовал себя нехорошо и поспешил выйти из воды. Стал одеваться, но сам не мог, и испуганный сказал, и неоднократно: «Господи, что это такое?» На пути к дому Владыка лишился чувств. Его внесли в кабинет, послали за врачами. Приехали трое, приняли все меры, но безуспешно: митрополит скончался в половине 12 часа ночи.
14 июня после отпевания тело митрополита Макария прибыло в Троицкую Лавру около шести часов вечера, и было положено в Троицком соборе. В тот же вечер совершили панихиду, а на другой день совершили заупокойную литургию. Богослужение возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий. После литургии ректор МДА прот. С.К. Смирнов произнёс слово. После литургии в соборе была отслужена панихида. По окончании панихиды гроб был обнесён вокруг Троицкого собора с совершением литии, а затем погребальное шествие направилось к Успенскому собору. После литии тело было положено в гробницу, устроенную на западной стороне Успенского собора подле могилы Августина, архиепископа Московского
Учитель.
Слайд 12
В 1995 году, по инициативе Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства Москвы и Российской академии наук Макариевские премии были возрождены благодаря основанию Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, и уже в 1997 году состоялось награждение лауреатов, номинантов, которое, начиная с того времени, осуществляется один раз в два года. В период с 1997 по 2015 года лауреатами премии стали 177 человека
Слайд 13
Строительство началось в сентябре прошлого года. На сегодняшний день уже произведена сборка сруба храма из карельской сосны, закончены работы по монтажу кровли.
Храм станет центром целого культурного комплекса с парком и скульптурой святителя Митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова. Первых прихожан храм примет осенью этого года.(просмотр видеофрагмента «Освещение Купалов»
6. Работа в группах (обсуждение проблемы, формулировка тезисов).
Слайд 14
- А теперь обратимся к ранее поставленным вопросам (вопросы еще раз прочитываются учителем; каждой группе на обсуждение дается 5 минут; затем каждая группа предлагает свои варианты ответа).
III. Заключение. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Слайд 15
В заключение хотелось бы отметить выступления ребят, всех тех, кто помогал нам в проведении этого урока.
Лучшие высказывания, варианты ваших размышлений о деятельности нашего земляка вы прочитаете на стенде в нашем кабинете православной культуры.
7. Рефлексия
Слайд 16
Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:
- Сегодня на уроке я узнал, что …
- Сегодня на уроке мне понравилось
- Сегодня на уроке я был удивлён тем, что…
- Сегодня на уроке я повторил…
-Для меня Митрополит Макарий – это …
Выставление оценок
8.Домашнее задание.
Слайд 17
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Митрополит Макарий – наш земляк». (Объём 1-2 листа).
Список источников
Абрамович Д.И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы. — Пг., 1918. — 15 с.
Макарий (Булгаков) на сайте «Русское Православие»
Макарий (Михаил Петрович Булгаков) // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)
http://www.rtvp.ru/radioarchiv/radioarchiv_235.html Монах и учёный. Митрополит
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/mitropolit-moskovskij-i-kolomenskij-makarij-zhizn-i-bogoslovskaya-deyatelnost/ - на сайте «Азбука Веры»