1. организация и активирование внимания занимающегося к занятию: в начале каждой тренировки производится построение, тренер объясняет цели и задачи текущего занятия, напоминает о технике безопасности во время занятий.
2. цели и задачи на данном этапе ТЗ: Подготовительная часть тренировки решает следующие задачи:
А) раскрепощение
Б) разогревание и подведение к основной нагрузке
В) «двигательная настройка»
Г) «психологическая настройка»
Д) педагогическая подготовка
3. возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей:
тренер определяет возможные причины, почему не удалось достичь поставленных целей, и корректирует соответственно свои действия и действия учащихся.
Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания
Сообщает цели и задачи тренировки.
- Построение
Кратко излагает технику безопасности во время занятия в спортзале (прил. 1), отвечает на вопросы, если есть.
- Слушают тренера, задают вопросы.
Следит за правильностью выполнения упражнений.
- Медленный бег 1000 м
Следить за работай рук, осанкой, дышать носом.
- ОРУ в движении
Соблюдать технику безопасности и правила выполнения упражнения.
- Беговые упражнения легкоатлета
- Прыжковые упражнения легкоатлета
Следить за техникой выполнения – постановка стопы, наклон туловища, приземления после прыжка, работа рук.
- Ускорения
Основная часть: 55 мин.
цели и задачи на данном этапе ТЗ:
1. Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
2. Развитие быстроты, координации, памяти, мышления.
основные формы и методы организации деятельности обучающихся: Метод стандартного упражнения, игровой метод
методы мотивирования (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового учебно-тренировочного материала: простое и понятное изложение материала, формирование позитивных эмоций с помощью поощрения.
возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей: выяснение и анализ причин, корректировка действий.
Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания
Объясняет правила подвижной игры «Шапка-невидимка»; следит за соблюдением учащихся правил игры.
Играют в подвижную игру «Шапка - невидимка»
Все игроки становятся в круг в затылок друг к другу, мяч ложиться в середине круга. Далее игроки по очереди начинают передавать шапку по кругу впередистоящему игроку. Шапку передают до тех пор, пока кто-то из игроков не решит, что его сосед должен стать невидимкой. Для этого игрок с шапкой в руках должен неожиданно надеть шапку на впередистоящего игрока и крикнуть: «Берегись невидимки!».
В этот момент все остальные игроки должны разбежаться, а «невидимка» должен быстро добежать до мяча, взять его в руки и крикнуть: «Стой! Ни с места!».
Все игроки обязаны остановиться, а невидимка старается, не сходя с места, попасть мячом по любому игроку. Если попал – бросает шапку и убегает. Игрок, в которого попал мячом невидимка, сам становится невидимкой, и должен быстро добежать до шапки, одет ее на голову, взять в руки мяч, крикнуть: «Стой! Ни с места!» и так далее. Если невидимка промахнулся, игра начинается заново.
Примечание. Стоя в круге, запрещается оборачиваться назад.
Объясняет технику выполнения низкого старта, демонстрирует на примере выполнение низкого старта.
Дает команду «Построиться».
Дает команды:
- команды «На старт!»;
- команды «Внимание!»;
- команды «Марш!»
Выполняют команды тренера, следят за техникой, соблюдают технику безопасности.
Ученики построены в шеренгу. Знакомство с фазами спринтерского бега:
1) старт; 2) стартовый разгон (разбег);
3) бег по дистанции; 4) финиширование. По команде «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами). Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии. По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!». После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле. Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.
Объявляет упражнение «Стартовый разгон» - ускорение 8--10 м из различных исходных положений:
Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии 33—43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание в голеностопном суставах. Полного опускания на всю стопу не происходит. Бегун, приходя в положение для отталкивания, энергично выносит маховую - ногу вперед-вверх. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах. В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз вперед, что позволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на переднюю часть стопы.
Знакомит учащихся со способами финиширования:
- «бросок грудью»
- «плечом»
Внимательно слушают тренера, задают вопросы.
Заключительная часть: 15 мин.
Цели и задачи заключительной части занятия: снятие напряжения, успокоение организма, психологическое стимулирование, педагогическое заключение
формы и методы приведения функций организма к исходному состоянию до тренировки, снятия напряжения с мышц: с помощью расслабляющих упражнений
методы и критерии оценки достижения поставленных целей: метод наблюдения, опрос
возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей: выяснение и анализ причин, корректировка действий.
цель задания на дом: формирование правильной осанки учащихся.
цель самостоятельной работы для обучающихся: Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.
Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания
Объявляет упражнение «Вис на перекладине».
Выполняют упражнение «Вис на перекладине».
Два подхода по 15-20 сек.
Объявляет игру на внимание «Запрещённое движение», объясняет условия, участвует в качестве ведущего.
Играют в игру на внимание «Запрещенное движение».
Игру проводит тренер, показывая движения и положения рук; кто выполняет запрещённое движение:
тот выходит из строя и выполняет 2 приседания.
Дате команду «Построиться». Подводит итоги: анализирует ошибки, поощряет успехи. Дает домашнее задание.
Построение. Слушают тренера, задают вопросы.
Домашнее задание: проверка и тренировка осанки у стены: стоя спиной к стене, касаясь затылком, лопатками, ягодицами, пятками в течение двух минут; 3 подхода по 2 мин × 3 раза в день
Приложение 1
Требования безопасности во время занятий.
Учащийся должен:
- внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
- выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
Учащимся нельзя:
- покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
- толкаться, ставить подножки в строю и движении;
- залезать на баскетбольные формы, виснуть на кольцах;
- жевать жевательную резинку;
- мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
2 - шаг правой, выпрямиться и наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину
4) и. п.: основная стойка.
Счет:
1 - выпад левой вперед, дугами вперед руки вверх;
2 - вставая на левой и приставляя правую, наклон, вперед согнувшись, руками коснутся земли;
3 - выпрямляясь, выпад правой вперед, дугами вперед руки вверх;
4 - вставая на правой и приставляя левую, наклон, вперед согнувшись, руками коснуться земли
5) и. п.: основная стоика, руки перед грудью.
Счёт:
1 – шаг левой, поворот туловища налево;
2 - шаг правой, обратным движением вернуться в и.п. и поворот туловища направо;
3 - шаг левой, наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка, левую руку в строну
назад;
4 - то же, начиная движение с правой ноги и поворачивая туловище в левую сторону.
Приложение 3
Беговые упражнения легкоатлета
1) Семенящий бег – бег небольшими шагами. Нога становится на носок с последующим слегка заметным касанием пяткой, опорная нога полностью выпрямляется.
2) Бег с высоким подниманием бедра (бег может выполняться в переменном темпе). При отталкивании опорную ногу надо полностью выпрямить, не отклонять туловища назад, не разводить колени в сторону.
3)Бег с захлёстыванием голени;
4) Бег на месте в упоре с высоким подниманием бедра (в среднем и быстром темпе).
5) Бег прыжками с полным выпрямлением толчковой ноги.
6) Бег с высоким подниманием бедра и быстрым опусканием с загребающим движением голени вниз – назад.
7) Размашистые движения руками, как при беге - «имитация».
8) Бег скачками на одной ноге.
Дистанция 20 метров – ученики выполняют в двух колоннах и обратно идут шагом
Приложение 4
Прыжковые упражнения
Развитие скоростно-силовых качеств.
1) Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя. 3-4 серии по 16-18 м.
2) Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.
3) Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.