Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по КТНД «ПРАЗДНИКИ ЦВЕТОВ.ДОСУГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ЛЕТА».»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М.А. Зарглаева»
Конспект открытого урока по КТНД
«ПРАЗДНИКИ ЦВЕТОВ.ДОСУГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ЛЕТА».
Класс: 8
Учитель: Асадулаева П.Дж.
Цель: ознакомить с досуговыми праздниками дагестанцев, воспитывать любовь к прекрасному, к родному краю, к родителям. Развлечения и спортивные игры
1. Хождение к девушкам.
2. Молодежные визиты в сакли.
3. Хождение к юношам.
4. Девушки отправляются в горы.
5. Обычай, восходящий ко временам матриархата.
6. Пирожное игрище – обычай.
7. Человек в маске.
8. Танец в горном ауле.
9. О наших танцах на эстраде и в быту.
10. Состязание ашугов.
11. Метание камня.
12. Травля собак, состязания в борьбе.
Ход урока или классного часа
I. Орг. моменты
II. Опрос по теме: «Роль сельской общины, джамаата, тухума в общественном быту».
Для чего нужны были адаты?
1 вопрос: Что такое остракизм? За какие поступки подвергали остракизму в традиционных обществах?
Ответ: Остракизм – изгнание из своей среды или убийство.
У кайтагцев за виновного тухум отвечает до трех раз. Если член тухума не исправляется, его убивают и отделяют. Тухум по общему согласию составляет бумагу такого содержания:
«Мы, родственники такого-то тухума, отделяем из своей среды такого-то за его дурное поведение.
С этой поры, если кто-нибудь лишит его жизни или он сделает это, мы за его кровь не отвечаем, и его крови искать не будем. Обворует ли он кого или ограбит, мы также за него не отвечаем, и наоборот, если после нас или после него останется какое бы то ни было имущество, мы не имеем на него никакого права, и он также на наше. Он не имеет права снова войти в состав тухума и быть его членом.
В удостоверение этого присягаем на святом Коране и прилагаем свои пальцы».
В Гидатлинских обществах остракизм порочного члена был кодифицирован «Виновный в поджоге большого моста подвергается штрафу в размере 100 котлов и изгнанию из Гидатлинского общества. Если кто-либо избил изгнанного, то за это не требуется возмещения. Если кто-либо убьет изгнанного, то за его кровь не отвечают».
В Цудахарском обществе виновный в воровстве из мечети уплачивал в 12 раз более стоимости украденного, изгонялся из общества и считался кровником всех жителей села.
В Кубачи, если в тухуме попадался дурной человек, его наказывали и штрафовали, а если эти меры не действовали, его лишали жизни.
Во всех дагестанских обществах в 19 веке за разврат, за отцеубийство, за мужеловство, за воровство в крупном размере разрешали убить виновного без всякого суда или разбирательства дела по сведениям начальника Дагестанской области А.В. Комарова.
Кодифицировать – свести в кодекс, классифицируя кодифицированные законы.
2 вопрос: В какой форме остракизм происходил в Чечне и Осетии?
Ответ: У чеченцев забрасывали камнями виновного.
Это означало, что аморальный человек должен покинуть эти места.
У осетин никто не садился с отцеубийцей за один стол, никто не пил с ним из одной чашки. Его жилище и все имущество предавались огню. Изгой не лишался лишь права на гостеприимство. Его сажали в темный угол дома, остатки еды тут же выбрасывались на съедение псам с возгласом: «От собаки - собаке».
3 вопрос: Что такое шариат?
Ответ: Шариат – правильный путь, образ действия, исламская идеология.
Фикх – мусульманское право.
Сунна – поступки и высказывания по различным жизненным ситуациям пророка Мухаммада.
Сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны.
«Люди сунны» - сунниты.
Исламское право или фикх:
1. семейное право;
2. гражданское право;
3. международное право;
4. уголовное право;
5. финансовое право;
Исламское право основано на Коране и суннах.
Махкама – судопроизводство.
Судопроизводители: махкама-чи, кадии, сельский мулла или дибир.
Адат регулировал уголовные дела: убийства, воровство, грабежи, нарушение права собственности, личности.
«Чернение лица»
Лицо обмазывали сажей, сажали задом наперед на осла и в таком виде водили по селению в сопровождении насмехающейся детворы.
Все наказания носили назидательный характер.
В 19 веке имамы Дагестана Гази-Магомед и Шамиль делали все, чтобы искоренить из сознания адат и устроить общественную жизнь по шариату (около 20 лет).
В 1859 году народ вернулся к адатным способам.
Один аварец спрятал адатный сборник в дупло дерева.
За прелюбодейство 100 ударов плетью – не состоящему в браке.
Закидать камнями состоящего в браке.
Хрестоматийный материал.
Муж и жена должны сохранять втайне все, что происходит в их личной жизни.
Нельзя соблюдать пост бесконечно.
Нельзя пить вино, лишь, в крайнем случае, в качестве лекарства и в небольшом количестве.
Наказание – 40 ударов плетью, но кадию – до 80 ударов плетью.
4 вопрос: Какие вопросы регламентировал адат?
Ответ: Адат – обычай, традиция.
Адат регулировал уголовные дела: убийства, ранения, грабежи и воровство, похищения девушек, хозяйственно-экономическую жизнь общества.
Кровная месть играла роль сдерживающего фактора – око за око, зуб за зуб.
У тухума была круговая порука. В качестве штрафа взыскивались деньги, съестные припасы, скот, медные котлы.
Судоисполнители прямо с пастбища забирали корову или быка, резали животное и раздавали мясо сельчанам.
Судоисполнителей избирали на общем сходе джамаата.
Методы дознания:
Присяга очистительная и обвинительная.
Число соприсягателей – до 50 человек.
Присягу двух женщин приравнивали к одной мужской.
Мааст славился знанием адата.
«Шел пеший человек с посохом по крутому берегу и не заметил пастуха, сидевшего задумавшись, спустив ноги в пропасть. Случилось так, что пешеход уронил свой посох. От внезапного шума, пастух свалился в кручу, отчего и умер. Пастуха родственники пешехода объявили кровным врагом. Пешеход завел с ними тяжбу, решенную в Маасте.
Решение: всю кровь убитого оценили в 40 коров и разделили на 3 части: 1/3 – наложили на пешехода, 1/3 – на сам посох, 1/3 – на робкую душу пастуха».
Хрестоматийный материал:
1. Кто будет беречь рот свой, у того и голова будет спасена.
2. С того, кто поймает вора и отпустит его, брать штраф в пользу общества.
3. Того, кто убьет грабителя, оставлять безнаказанным.
С того, кто украдет что-либо из мечети, взыскивать за уворованное вдесятеро и дом его разрушать.4. Подозреваемый в воровстве чего-либо из мечети должен очистить себя присягою вместе с 40 родственниками.
5. Кто не выйдет по тревоге, с того взыскать штраф.
6. Если один кто-либо отделиться о общества, с него брать сто (100) рублей штраф.
7. Если кто кому выбил зуб, с виновного взыскивается 10 овец.
8. За обнажение кинжалов взыскивается по одной овце с каждого.
9. Если кровник будет убит после того, как ему было разрешено жить в своем ауле родственниками убитого, убийца подвергается изгнанию, и с него взыскивается дият и другие расходы.
Дият – материальная компенсация, взыскиваемая с убийцы в пользу родственников убитого.
11. Если вор, который находится в бегах, будет убит, то тому, кто его убил, надо дать десять овец. За убийство такого вора дият не взыскивается.
12. Если один аул нападает на другой, то с напавшего аула взыскивается 30 овец.
Доказательства:
Собственное добровольное признание.
2. Показания 2-х свидетелей мужского пола, совершеннолетних, свободного происхождения, иметь здравый рассудок и не быть врагами обвиняемого.
5 вопрос: В чем демократизм в традиционном самоуправлении?
Ответ: В 19 веке на территории Дагестана было 15 феодальных образований и около 60 самостоятельных союзов сельских обществ.
В один союз могли входить от 8 до 15 джамаатов.
Союз сельских обществ – несколько джамаатов, объединенных в союз.
Высшим органом самоуправления является сход представителей союза сельских обществ.
Сход решал вопросы:
1. территориальные споры между джамаатами;
2. притеснение одних обществ другими;
3. острые социальные конфликты.
Каждый джамаат был на страже прав представителей самоуправления
Например, «Если кто-либо нанес удар исполнителю сельской администрации, с него штраф один бык».
Представители избирались всеобщим согласием.
Весь джамаат собирался для принятия решения.
В 19 веке в Засулакской Кумыкии для введения нового адата на двух курганах на берегу реки Ямансу собирались жители селений Новый Аксай, Старый Аксай, Эндирей – выходили представители этих сел, и результат сговора называли адатом.
6 вопрос: Какие были причины конфликтов в традиционном дагестанском обществе?
Ответ: Часто конфликты возникали между тухумами.
В конце 17 века в горном селении Цибильда был такой случай.
В праздник Курбан-байрам молодежь вышла для состязания в стрельбе, и вскоре между ними завязался спор, перешедший в драку. В результате этой драки из всего селения в живых остались только 4 человека.
Причины конфликтов между джамаатами:
1. земельные споры;
2. нарушения границ;
3. потравы сенокосных и пастбищных угодий;
4. оскорбление женщин, при защите чести.
В 19 веке из-за спорного пастбищного владения на склоне горы Лямцла-бай произошел острый конфликт между селениями Кала-Корейш и Кубачи. Между жителями началась кровавая вражда, в результате которой погибло 40 человек.
Конфликты удалось разрешить при посреднической помощи Кайтагского уцмия.
Имам Шамиль, будучи пленником в Калуге, рассказал приставу А.Руновскому о конфликте между двумя тухумами (на почве кровной мести), который продолжался 300 лет, а поводом для вражды послужила курица, случайно убитая соседом.
Независимая третейская сторона могла регулировать конфликтующих.
Жители шамхальства Тарковского обращались за посреднической помощью в селения Эрпели или Губден.
Жители Дженгутая – в сел. Охли, жители присулакских сел – в Зубутли, кайтагцы – в сел. Кища, даргинцы – в сел. Усиша.
Часто для прекращения кровной мести заключались брачные союзы.
7 вопрос: Что такое маслаат?
Ответ: Маслаат – примирение враждующих:
1. при убийствах;
2. при оскорблениях и похищениях женщин.
Посредники маслаата: дибир, мулла, авторитетные люди, сам джамаат, представитель другого села
Метод примирения Мухаммад-Тахира ал –Карахи.Попросил вырыть на этом месте могилу, влезть туда и дать клятву о том, что эта земля действительно принадлежит ему и всю ответственность перед Аллахом он берет на себя. Тут же помирились оба тухума.
Мудрость предков – слово учителя.
Самый оригинальный способ примирения придумали ахтынцы.
Он традиционно проводится на горе Чепер-сув.
По преданию, праздник учрежден в честь мира, заключенного на этом месте ахтынцами с соседним обществом. Кроме того, считалось, что этот праздник способствует примирению поссорившихся кровников.
Такие мудрые решения и выходы из конфликтных ситуаций в истории дагестанских народов были нередки.
Примечательно, что в истории Дагестана не зафиксировано ни одного конфликта между народами на почве национальной неприязни, что является общенациональным достоянием.
Многими народами издавна отмечаются праздники цветов.
1. Древние греки – гиацинтов и лилий;
2. В Париже – праздник роз. Королеву праздника именуют розьерой;
4. Особенно много праздников цветов в Китае и Японии;
5. Розу в Болгарии называют вестницей счастья и вспоминают при этом легенду и Добромире и Лее, которая утверждает, что если двое встретятся среди роз, они обязательно полюбят друг друга.
У многих нардов Средней Азии принято отмечать наступление весны.
В Хиве и Бухаре популярны массовые гулянья «Праздник красного цветка». В Фергане – праздник тюльпанов «Лола». У нас в Дагестане новое общественное звучание получили такие старинные праздники, как «Кару» - «Праздник черешни», «Цукверин сувар» - «Праздник цветов».
Если цветы достойны стихов, песен, легенд и преданий, то не менее достойны они того, чтобы в их честь отмечались праздники.
Ребята, вы можете посадить в своем огороде цветы, деревья в честь мам, бабушек, сестер.
Пусть радуются они. Для ваших мам, бабушек, сестер нет важнее вас, любимее вас.
Ваше внимание может так ярко украсить их жизнь.
Прочтите книгу С. Красикова «Легенды о цветах».
Из всех легенд мне понравилась легенда о незабудке.
Однажды Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Все цветы оделила, никого не забыла, но вдруг за спиной услышала слабый голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!» - Хорошо, - сжалилась богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем, кто начинает забывать своих близких, свою Родину.
Никогда нельзя холодно, невнимательно относиться к маме, вообще, ко всем женщинам, которые окружают тебя.
Как сами воспитаете, такими и станете, дети.
Травник.
Почти каждое второе лекарственное растение – это цветы. Фиалка, ромашка, валериана, василек, душица, дымянка, зверобой (99), золототысячник, календула, калужница, кислица, клевер, кувшинка, купена, ландыш, лен, мальва, маргаритка, медуница, мать-и-мачеха, мелисса, мята, одуванчик, омела, очанка, пижма, пион, полынь, росторопша, сивец, лаванда, роза.Невозможно на 1 уроке поговорить о всех достоинствах цветов.
Дети, будьте красивыми, полезными и бесконечно щедрыми и добрыми, как цветы, дарящими счастье, радость, здоровье людям, близким, родным, друзьям.Тесты:
1. Кому и как надо подарить букет из трех роз?
1.бабушке,
2. маме,
3. сестре
2. Кто из народных поэтов Дагестана выполнял роль миротворца в свое время?
1. Етим Емин,
2. Омарла Батырай,
3. Гамзат Цадаса3. Что регулировал шариат?
1. религию,
2. семейные отношения,
3. уголовные дела
4. Адат регулировал:
1. убийство,
2. грабежи,
3. воровство,
4. хадж
5. Какие материальные ценности взыскивались в качестве штрафа:
1. деньги,
2. скот,
3. медные котлы,
4. съестные припасы,
5. шапки и обувь.
6. К досуговым развлечениям дагестанцев относятся:
1. хождение к девушкам,
2. молодежные визиты в сакли,
3. метание камня,
4. состязание ашугов,
5. травля собак,
6. клятвенное обещание.
7. Кто мог остановить кровную месть:
1. сосед,
2. отец,
3. сестра,
4. мать.
8. За что не наказывали остракизмом?
1. за убийство,
2. за воровство в крупных размерах,
3. за разврат,
4. за мужеложство,
5. за ношение кинжала.
9. Методы разрешения конфликта:
1. независимая третейская сторона,
2. духовенство и старейшины села,
3. заключение брачных союзов,
4. праздник цветов,
5. клятвенное обещание.
10. Маслаат – это…
1. затворничество (замкнутость),
2. примирение,
3. угощение.
11. Что объединяет остракизм, шариат, адат, маслаат?
1. регулирование общественных отношений.
ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ – ЦУКВЕРИН СУВАР
ДОСУГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ЛЕТА
У некоторых народов горного Дагестана к концу мая – началу июня приурочивались праздники цветов:
«цукверин сувар» лезгины
«гарьба»
«суссупажи»
«сиссип» даргинцы
«мурсала»
Праздник приурочивался к периоду сбора лечебных трав для домашних нужд.
В пищевом рационе лезгин эти травы занимали большое место.
Во многих вариантах отмечался он у самурских лезгин.
Наиболее ярко и торжественно он отмечался в с. Ахту.
Значительная часть праздника проходила на горе Чепер-сув, находившейся на границе с сел. Джаба (Чепер). Накануне его устроитель – шах, при помощи чауша (сельского глашатая) оповещал всех о предстоящем празднестве. С утра на гору Чепер-сув стекались жители сел Ахты и Джаба. Здесь они устраивали танцы, пели, играли на инструментах, палили из ружей, трапезничали, ели принесенные с собой продукты.
По преданию праздник был учрежден в честь мира, заключенного ахтынцами с обществом Джаба.
Считалось, что праздник сопутствует примирению кровников и поссорившихся. К вечеру все возвращались с цветами и травами.
Не доходя до с. Ахты, на горе «Гарун кук» мужчины выстрелами давали знать оставшимся в селении о своем приближении. Те с музыкой и подносами угощений выходили им навстречу.
Снова играла музыка, звучали песни и танцевали. Затем все шли на сельскую площадь (майдан), где веселье продолжалось допоздна.
В ряде даргинских и лакских сел, девушки и молодые женщины, сговорившись заранее, уходили еще с ночи в горы для сбора черемши.
Сразу с утра собирали черемшу и цветы и возвращались к полудню, а из селения навстречу им выходили юноши, молодые мужчины с хурджинами еды и с музыкой.
Встреча происходила на определенном месте. При встрече девушки дарили юношам пучки черемши, перевитые цветами.
Так же проходил праздник у табасаранцев.
У жителей Худуц, Ашты, Кунки Дахадаевского района проходил досуговый обычай «мурсала».
О начале праздника извещал зурная, который выходил в полночь на крышу одного из домов.
Вскоре к годекану сходились жители села. Разжигали костер, а затем все участники праздника начинали танцевать вокруг костра.
К рассвету девушки и молодые женщины в сопровождении трех ряженных отправлялись на соседние горы для сбора травы «мурсе».
Под охраной ряженных, девушки оставались на ночь.
На следующий день процессия юношей на лошадях и с музыкой прибывала к ним.
На празднике проходило и сватовство. Девушка передавала связку парню, собранных ею цветов.
Тут же парень верхом на коне объезжал всех присутствующих и сообщал им о том, что такая-то девушка передала ему свой сбор. Это означало, что он хочет к ней свататься. После этого мать девушки, в знак согласия выдать дочь замуж за него, должна угостить мужчин чуду.
Цветы всегда очаровывали людей своей красотой. Но были в истории случаи, когда люди из-за цветов буквально теряли голову…
«Тюльпановая горячка» (XVII век, Голландия)
В начале XVII века моде на тюльпаны привела к тому, что они стали самым популярным товаром в Голландии. Ситуацию «подогревали» многочисленные цветоводы: они искусственно завышали цены. Вскоре тюльпаны стали настоящим объектом спекуляции: голландцы всех сословий старались купить как можно больше луковиц цветов, рассчитывая позже продать их по более высокой цене. Одну луковицу редкого сорта в те годы можно было обменять на дом или стадо коров. Люди отдавали в залог все, что имели, чтобы купить заветные тюльпаны. Эта «цветочная пирамида» рухнула в 1637 году, когда предложение превысило спрос. Тюльпаны из подобия национальной валюты вновь стали просто садовыми цветами, а тысячи голландцев из богачей превратились в бедняков. В том же 1637 году голландские власти издали закон, который признавал преступными любые сделки с тюльпанами.
«Орхидейный бум» (XVIII век, Западная Европа)
Орхидеи попали в Европу всего 250 лет назад из Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Экзотические растения произвели на европейцев неизгладимое впечатление. На их поиски в тропики Южной Америки отправлялись сотни людей мечтавших разбогатеть. Обратно из опасных путешествий возвращались не все – люди десятками гибли от укусов ядовитых змей и тропической лихорадки. Но «охотников за орхидеями» это не останавливало – за один клубень или росток орхидеи можно было получить целое состояние. Авантюристы брали столько клубней, сколько могли унести, оставшиеся уничтожали, чтобы они не достались конкурентам. Такая варварская «охота» привела к исчезновению многих видов орхидей, и к XX веку власти стран Южной Америки ввели запрет на поиск и вывоз орхидей.
«Нарциссомания» (XIX век, Англия)
Британским «королем» цветов и символом престижа в начале девятнадцатого столетия стал нарцисс. В Англию нарцисс попал в 1570 г. из Константинополя как подарок лорду казначейства Англии и выращивался сначала в его знаменитом саду по акклиматизации растений. Потом цветком увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов.
Тогда за один элитный цветок давали от 1,5 до 3 кг. Серебра.
Нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он как можно лучше рос, так как, согласно поверью, от его внешнего вида зависело счастье новой семьи.