kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Хранители мастерства» (« Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков села Рождественского»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место занятия в учебном плане:

 по Программе на тему «Ремесленники» отводится 5 часов:

1 занятие « Старинные сообщества ремесленников»,

2 занятие  «Ремесленники и рабочие»,

3 занятие  «Дело мастера боится»,

4 занятие  «Жизненные уроки ремесла. Храмы – творения мастеров»,

 5 занятие «Хранители мастерства» (обобщающий урок).

Просмотр содержимого документа
«« Хранители мастерства» (« Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков села Рождественского»)»

Методическая разработка внеурочного занятия по предмету «Истоки» с использованием образовательно-туристического маршрута

Тема урока: « Хранители мастерства» (« Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков села Рождественского»)

Эпиграф к уроку. «Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явленим». В.И.Белов «Лад».

Место занятия в учебном плане:

по Программе на тему «Ремесленники» отводится 5 часов:

1 занятие « Старинные сообщества ремесленников»,

2 занятие «Ремесленники и рабочие»,

3 занятие «Дело мастера боится»,

4 занятие «Жизненные уроки ремесла. Храмы – творения мастеров»,

5 занятие «Хранители мастерства» (обобщающий урок).

Тип урока: обобщение изученного материала с использованием туристическо-образовательного маршрута «Мастера-деревообработчики села Рождественского»)

Технология - образовательный квест.

Цель :

актуализация, расширение и обобщение представлений обучающихся по теме «Ремесленники» путём организации квеста, знакомство с мастерами-деревообработчиками с. Рождественского.

Задачи:

- развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;

- учить детей работать в командах, вести предметный диалог, находить компромиссы для достижения общей цели;

- обогащать словарный запас детей; развивать навыки активного речевого общения; расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности, навыки контроля и самоконтроля;

-познакомить обучающихся с мастерами-земляками;

- воспитывать уважение к трудовой деятельности, людям труда, любовь к своей малой родине.

Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о мире ремесла.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные УУД: решение учебной задачи; оценивание результата своих действий.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Методы и приемы:

  • Мозговой штурм;

  • работа в группах;

  • самостоятельная работа учащихся с интернетом;

  • выразительное чтение;

  • составление пазлов;

  • рассказ учителя.

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний о мастерах-деревообработчиках с. Рождественского; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к процессу обучения, познания и обобщения.

Форма организации мероприятия: заочная экскурсия (образовательно-туристический маршрут), образовательный квест.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация образовательного маршрута, раздаточный материал, пазлы, бумага, ручки, сценарная разработка квеста, маршрутные листы, эмблемы.

Участники мероприятия: учащиеся 7 класса

Продолжительность мероприятия: 45минут.

Правила игры: квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.

Подготовительный этап игры:

1. Заранее готовятся задания на каждую станцию.

2. Накануне создаются команды, в состав каждой команды входит 3 человека. Участники делятся на две команды, придумывают название, эмблемы.

3. Команды класса идут по заранее разработанному для них маршруту и выполняют задания параллельно.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить участников команд к игре – позитивный настрой, формирование стремления побеждать.

2. Целеполагание.

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

Способ достижения: разъяснение правил игры, создание проблемной ситуации.

Учитель:

- Давным-давно во французском городке Шартре строился огромный собор. На его строительстве работало много рабочих. 

Один мудрец, всю свою жизнь пытавшийся найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?», во время короткого перекура подошёл к тройке уединившихся в тени рабочих и задал им один вопрос: «Что вы делаете?» 

Первый ответил, сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем! Вон какие мозоли на руках набил!»

Второй сказал добродушно: «Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба, чтобы прокормить своих жену и двух дочурок.»

А третий распрямился, вытер с лица капельки пота, широко улыбнулся и гордо сказал: «Я строю Шартрский собор!»

К одним и тем же вещам, которые с нами происходят, у каждого разное отношение. 

Но судьба благоприятствует тем, кто живет с улыбкой и гордостью, не хныча и находя позитив или науку в любой жизненной ситуации.

- Сегодня вы собрались для того, чтобы посмотреть на внеурочные занятия по предмету «Истоки» с другой точки зрения. Наш квест «Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков» посвящён людям, которые живут рядом с нами, занимаются любимым занятием в свободное время, являются знатоками материала, умельцами, творцами и хранителями традиций древних мастеров.

Квест - это игровое приключение, в течение которого вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.

Правила игры таковы:

- Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.

- На станции внимательно прочитать задания.

- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.

- На каждой станции вы должны выполнить задания, получить баллы, которые проставит учитель-консультант в маршрутный лист. После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.


3. Представление команд.

1. Команда «Молоток»:

- А девиз у нас таков: больше дела, меньше слов.

2. Команда «Мастера»:

А у нас девиз на жизнь: век живи и век учись.


4. Путешествие команд по станциям. Работа в группах.

Получив маршрутный лист, 2 команды отправились в путешествие. Для команд разработан маршрут. В ходе игры каждая команда должна пройти 4 станции-мастерские: 1.Мастерская Виктора Евгеньевича Гусева. 2. Мастерская Александра Георгиевича Королёва, 3. Мастерская Владимира Николаевича Ловкина, 4. Школьная мастерская.

  1. Станция-мастерская Гусева Виктора Евгеньевича.

Учитель знакомит с мастером. Презентация. Слайд 1.

Стремится к совершенству молодой мастер-Гусев Виктор Евгеньевич, 1974 г.р. Приехал жить в село из Шарьи, отремонтировал и обустроил нежилой когда-то дом. Работая на своём токарном станке, зарабатывает себе на жизнь. Почти всю мебель в доме сделал своими руками: кровать, стол, этажерку, стулья, рамки под часы, зеркало. Принимает заказы на изготовление мебели.

Виктор не только мастер по дереву, а ещё мастер слова. Он пишет стихи и песни.

Задание1. Вставить в песню В. Тихонова «Песня резчиков по дереву» пропущенные слова.

Резчики по дереву никогда не ленятся,

На любоё брёвнышко смотрят чуть дыша.

Для кого–то …. – просто дров поленница, ( дерево),

А в руках у Мастера – скрытая душа.

Есть лекарство древнее от настроя мрачного:

Окунуться в творчество, просветлев лицом…

Не бывает дерева мёртвого невзрачного –

Надо прикоснуться лишь к нему – сердцем и … ! (резцом)

Нас творцами делает красота единая,

Труд и вдохновение отгоняют смерть…

А резьба для дерева – песня лебединая:

Да могут лишь … эту песню спеть ! (резчики)


2задание. Прослушать стихи Самофаловой Ольги и назвать ремесленника, о котором идёт речь


А) Он - мастер по дереву. Ремесло еще не утеряно!

У изб кружевные узоры веками радуют взоры.

В доме богаче убранство, когда заполняет пространство

Мебель, словно "с душой", -она работы ручной.

Резные перила, балясины лестницу в доме украсили.

Посуда тончайшей работы хозяйке поможет в заботах.

В игрушки из дерева дети играют уж много столетий. (Столяр)

Б) ОН работает в кузнице, Бьет молотом по наковальне.

Стук слышен даже на улице: Тук-тук по железу и стали!

Металл, докрасна раскаленный, становится мягче, пластичнее,

В холодной воде закаленный, он крепче: прочность отличная!

Гвозди, ножи и подковы , ограды, доспехи даже

У мастера будут готовы! Движения рук отлажены.

Работа тяжелая, сложная, но мастера дело боится!

Отдав ей усердие должное, на кузнице в радость трудиться! (Кузнец)

В) Хозяюшки издревле ткали из хлопка, шерсти и льна.

Секреты особые знали плетения полотна.

Орнаменты разные ткали, назвав то узорным тканьем:

Нити цветные сплетали в значении потайном.

С ткацким станком деревянным работали чуткие ручки,

А мастерство мудрых прабабушек внучки. (Ткачиха)

Г) Вот, песок речной расплавив, мастер получил стекло,

Краски нужные добавив, взял лишь капельку всего.

Стекломасса эта стала мягче, жиже и послушней,

Раскаленная, как лава,-нужно вдуть пузырь воздушный!

Стеклодув предлинной трубкой из стекла, вдруг, выдул шар,

Как пузырь из мыла хрупкий, форму нужную предал.

Украшения и вазы, и посуда, и игрушки

Получаются не сразу: трудятся искусно ручки! (Стеклодув)

Д) Владыка камня- мастер этот, Веков минувших слышит эхо!

У мастера нелегкий путь: в холодный мрамор жизнь вдохнуть

И передать эмоций пламя! Отсечь все лишнее от камня!

Округлость форм, изгибы линий- ваять, ваять рукою сильной...

Резец и молот с долотом всегда помогут ему в том. (Скульптор)

Е)Знакомьтесь, это – мастер алмаза, рубина, топаза, сапфира-

В руках его все самоцветы получат форму, яркость цвета!

Корону мастер подберет: оправу камушкам найдет!

И в серебре и золотую, представьте красоту такую!

Браслеты, цепи, серьги, кольца! Несметных-то сокровищ сколько! (Ювелир)

Ё) Крутится круг гончарный, мастер работает с глиной.

Здесь нет движений случайных, изделий округлых изгибы

Выходят ловко и ладно. Движутся руки плавно -

Мастера видно сразу! Кувшины, горшки, вазы...

Посуду поставят в печь, для прочности надо обжечь. (Гончар)

(За каждый правильный ответ (всего 9) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу . Чем больше правильных ответов, тем больше карточек и легче составить нужное высказывание. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся( 9 слов).

2 станция-мастерская Королёва А. Г. Слайд 2.

Рассказ учителя о мастере.

Александр Георгиевич - один из самых опытных мастеров, 1955 г р., умеет всё, но его конёк – прорезная резьба. Основной признак этой резьбы - удаление фона, пропиливание заготовки насквозь. Широкое распространение прорезная резьба получила из-за того, что наименее трудоемка, проста по технике исполнения. Домовая резьба используется в украшении деревянных домов. Благодаря мастерству хозяина, дом Королевых – один из самых красивых в селе.

1 задание. Послушайте стихотворение Н.А. Клюева «Рождество избы» (читает подготовленный ученик, у команд есть текст стихотворения)

От кудрявых стружек тянет смолью,

Духовит, как улей, белый сруб.

Крепкогрудый плотник тешет колья,

На слова медлителен и скуп.

Тёпел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шеломок.

Будут рябью писаны подзоры,

И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной щубке

Явь и сонь мерещились - легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,

Перед ним щепа как письмена:

Запоет резная пава с крылец,

Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсками кудели

Над избой взлохматится дымок -

Сказ пойдет о красном древоделе

По лесам, на запад и восток.

Дайте толкование выделенным словам (можно использовать ресурсы интернета)

Паз - узкая, длинная щель между недостаточно плотно пригнанными досками, бревнами.

Тесовый шеломок – крыша из тёса (досок)

Подзор - юбка для кровати служит для того, чтобы скрыть основание кровати, а именно, пространство под ней.

Конек крыши – ребро, образуемое в месте встречи кровельных скатов.

Древодел -плотник, столяр

2 задание. Сложить пословицу. (За каждое правильное толкование слова (всего 5) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу) «Чужим умом не выстроишь дом».

3 задание. Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома (фотография разрезана на 12 частей).

(Когда учащиеся выполняют задание, учитель может рассказать о доме, не называя имени хозяина)

Дополнительная информация.

Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Этот большой одноэтажный дом-пятистенок, принадлежащий крестьянину-лесопромышленнику Серову, во многом отличается от других крестьянских домов. Его возводил знатный в Макарьевском уезде мастер Емельян Степанович Зиринов. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу - хлева и кладовые.

Постройка дома и его резные украшения стоили немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород. В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта 19 в. вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма. Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.

3 станция-мастерская Ловкина Владимира Николаевича. 3 слайд.

Рассказ учителя о мастере.

К более молодому поколению мастеров по дереву относится Ловкин В.Н., 1969 г.р. Он не просто любитель, он мастер-профессионал. По специальности – учитель трудового обучения и черчения, работал учителем технологии в Ивановской средней школе. Владимир Николаевич может всё: и стенку сделать, и кровать для детей, и подставки под цветы, и веранду построить, и винтовую лестницу собрать, и резьбу любит, и деталь любую выточит. Таких мастеров ещё поискать!

Семья Ловкиных- очень трудолюбивая семья. У них большое хозяйство. А ещё очень гостеприимная семья, они рады всем, готовы всегда угостить чем-то вкусненьким и напоить чаем. В связи с этим – загадки

Задание 1.

1) Шуба в избе, рукав на улице. (Печь).

2) Рогат, да не бык.

Хватает, да не ест.

Людям отдает,

А сам на отдых идет (Ухват).

3) Полный двор красных коров, чёрная зайдет – всех выгонит (Кочерга)


4) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито).


5) Стоит толстячок, блестящий бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

6) Кланяется, кланяется — придет домой, растянется. (Топор)

7) Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (Пила).

8) Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

Два стеклышка в нем. (Корова).

За каждую разгаданную загадку (всего 8) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу Вся семья вместе, так и душа на месте.

2 задание. Отгадать кроссворд.

Вопросы:


По горизонтали:


  1. Электрорубанок, который закреплен стационарно на станине.

  2. Без её помощи обрезка деревьев не обойдётся.

  3. Инструмент применяемый для рубки, тески и других типов обработки дерева.

  4. Большой рубанок для выравнивания поверхности


По вертикали:


1.С её помощью осуществляется распил брёвен.

2.Инструмент для обработки деревянных заготовок.

3.С его помощью забивают гвозди.

4.Тип электроинструмента, для фрезерования различных пазов, отверстий и снятия фасок.

5. С его помощью выдирают гвозди.


Слова кроссворда:


По горизонтали:


1. рейсмус

2. ножовка

3. топор

4. фуганок


По вертикали:


1. пила

2. стамеска

3. молоток

4. фрезер

5. гвоздодёр


4 станция. Школьная мастерская. Слайд 4.

Рассказ учителя о мастере трудового обучения Дятлове Валентине Витальевиче.

После окончания КГСА Валентин Витальевич два года работал в колхозе «Имени 23 партсъезда» механиком. Затем молодого способного специалиста пригласили на работу в школу на преподавательскую деятельность. Он стал преподавать юношам машиноведение. Это было время, да костромские школьники выступили с инициативой создать молодежное движение «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой – на вторую целину!». В последствие оно стало одним из самых массовых в стране. Все юноши, окончившие среднюю школу, получали Удостоверения тракториста 3 класса. Большинство оставалось работать в сельской местности. До сих пор Валентин Витальевич преподаёт предмет и обучает школьников технологии. На уроках технологии под руководством опытного педагога Дятлова В.В. (учащиеся 5-7 классов) изучаются приёмы деревообработки и изготовляются простейшие орудия труда.

На уроках истоковедения происходит знакомство с устройством крестьянских хором, с орудиями труда, с мастерами строителями, с ремесленниками, с историей развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов.

Задание 1. Каждый человек должен правильно говорить и писать, чтобы все его понимали. Исправьте речевые ошибки.

  1. Плотник распилил деревянную доску.

  2. На крыше висели ледяные сосульки.

  3. Женя сконструировал конструкцию самолёта.

  4. В деревне жили старые старики.

Задание 2. «Верните смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания».

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Когда Егор распилил дерево на улице с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Задание 3. «Исправьте орфографические ошибки».

  1. Шол в мостерскую занематся двоишник раман. (8 ошибок)

Задание 4. Реши задачу. Сколько брёвен потребуется плотнику, чтобы построит избу-четырёхстенок высотой 3 метра, если считать, что толщина одного бревна 30 см?

3:0,3*4=40(брёвен)

Задание 5. Прочитайте эпиграф к занятию и сделайте вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик.

«Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явлением». В.И.Белов «Лад».

  1. Возвращение в кабинет «Старт-финиш». Рефлексия.

Учитель: Сегодня у нас было необычное занятие.

-Понравилось ли оно вам?

-Если да, то что именно? Что не понравилоь? Почему?

-Чья мастерская вам понравилась больше?

-Чему бы вы хотели научиться?

-Что нового вы узнали? Что ещё хотели бы узнать?


Подведение итогов квеста, награждение победителей.

   


































Приложение 1.

Варианты эмблем команд.



Приложение 2.

Схема маршрута.


4

3

2

1

Королёв А.Г.

Ул. Механизаторов,

Ивановская СОШ,

Пер. Школьный,3.

Ловкин В.Н.

Д.Глушиха,

Гусев В.Е.

Ул. Чкалова,

Приложение 3. Задания для учащихся.

Задание на 1 станции.


Задание 1. Вставить в песню В. Тихонова «Песня резчиков по дереву» пропущенные слова.

Резчики по дереву никогда не ленятся,

На любоё брёвнышко смотрят чуть дыша.

Для кого–то …?. – просто дров поленница,

А в руках у Мастера – скрытая душа.

Есть лекарство древнее от настроя мрачного:

Окунуться в творчество, просветлев лицом.

Не бывает дерева мёртвого невзрачного –

Надо прикоснуться лишь к нему – сердцем и …?

Нас творцами делает красота единая,

Труд и вдохновение отгоняют смерть…

А резьба для дерева – песня лебединая:

Да могут лишь …? эту песню спеть !


2задание. Прослушать стихи Самофаловой Ольги и назвать ремесленника, о котором идёт речь


А) Он - мастер по дереву. Ремесло еще не утеряно!

У изб кружевные узоры веками радуют взоры.

В доме богаче убранство, когда заполняет пространство

Мебель, словно "с душой", -она работы ручной.

Резные перила, балясины лестницу в доме украсили.

Посуда тончайшей работы хозяйке поможет в заботах.

В игрушки из дерева дети играют уж много столетий.

Б) ОН работает в кузнице, Бьет молотом по наковальне.

Стук слышен даже на улице: Тук-тук по железу и стали!

Металл, докрасна раскаленный, становится мягче, пластичнее,

В холодной воде закаленный, он крепче: прочность отличная!

Гвозди, ножи и подковы , ограды, доспехи даже

У мастера будут готовы! Движения рук отлажены.

Работа тяжелая, сложная, но мастера дело боится!

Отдав ей усердие должное, на кузнице в радость трудиться!

В) Хозяюшки издревле ткали из хлопка, шерсти и льна.

Секреты особые знали плетения полотна.

Орнаменты разные ткали, назвав то узорным тканьем:

Нити цветные сплетали в значении потайном.

С ткацким станком деревянным работали чуткие ручки,

А мастерство мудрых прабабушек внучки.

Г) Вот, песок речной расплавив, мастер получил стекло,

Краски нужные добавив, взял лишь капельку всего.

Стекломасса эта стала мягче, жиже и послушней,

Раскаленная, как лава,-нужно вдуть пузырь воздушный!

Стеклодув предлинной трубкой из стекла, вдруг, выдул шар,

Как пузырь из мыла хрупкий, форму нужную предал.

Украшения и вазы, и посуда, и игрушки

Получаются не сразу: трудятся искусно ручки!

Д) Владыка камня- мастер этот, Веков минувших слышит эхо!

У мастера нелегкий путь: в холодный мрамор жизнь вдохнуть

И передать эмоций пламя! Отсечь все лишнее от камня!

Округлость форм, изгибы линий- ваять, ваять рукою сильной...

Резец и молот с долотом всегда помогут ему в том.

Е)Знакомьтесь, это – мастер алмаза, рубина, топаза, сапфира-

В руках его все самоцветы получат форму, яркость цвета!

Корону мастер подберет: оправу камушкам найдет!

И в серебре и золотую, представьте красоту такую!

Браслеты, цепи, серьги, кольца! Несметных-то сокровищ сколько!

Ё) Крутится круг гончарный, мастер работает с глиной.

Здесь нет движений случайных, изделий округлых изгибы

Выходят ловко и ладно. Движутся руки плавно -

Мастера видно сразу! Кувшины, горшки, вазы...

Посуду поставят в печь, для прочности надо обжечь.

Задание 3. Собрать пословицу из слов, которые получили за правильные ответы.


Задание на 2 станции.


1 задание. Послушайте стихотворение Н.А. Клюева «Рождество избы» (читает подготовленный ученик, у команд есть текст стихотворения)

От кудрявых стружек тянет смолью,

Духовит, как улей, белый сруб.

Крепкогрудый плотник тешет колья,

На слова медлителен и скуп.

Тёпел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шоломок.

Будут рябью писаны подзоры,

И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной щубке

Явь и сонь мерещились - легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,

Перед ним щепа как письмена:

Запоет резная пава с крылец,

Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсками кудели

Над избой взлохматится дымок -

Сказ пойдет о красном древоделе

По лесам, на запад и восток.

Дайте толкование выделенным словам (можно использовать ресурсы интернета)


2 задание. Собрать пословицу. ( За каждое правильное толкование слова (всего 5) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу)

3 задание. Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома.




Задания на 3 станции.

Задание 1.

1) Шуба в избе, рукав на улице.

2) Рогат, да не бык.

Хватает, да не ест.

Людям отдает,

А сам на отдых идет

3) Полный двор красных коров, чёрная зайдет – всех выгонит


4) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой


5) Стоит толстячок, блестящий бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

6) Кланяется, кланяется — придет домой, растянется.

7) Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

8) Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

Два стеклышка в нем.

Задание 2. Составить пословицу. (За каждую разгаданную загадку (всего 8) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу)

2 задание. Разгадать кроссворд.


По горизонтали:


1. Электрорубанок, который закреплен стационарно на станине.

2. Без её помощи не обрежешь деревья.

3. Инструмент, применяемый для рубки, тески и других типов обработки дерева.

4. Большой рубанок для выравнивания поверхности


По вертикали:


1.С её помощью осуществляется распил брёвен.

2.Инструмент для обработки деревянных заготовок.

3.С его помощью забивают гвозди.

4.Тип электроинструмента, для фрезерования различных пазов, отверстий и снятия фасок.

5. С его помощью выдирают гвозди.


Задания на 4 станции.


Задание 1. Каждый человек должен правильно говорить и писать, чтобы все его понимали. Исправьте речевые ошибки.

1. Плотник распилил деревянную доску.

2. На крыше висели ледяные сосульки.

3. Женя сконструировал конструкцию самолёта.

4. В деревне жили старые старики.

Задание 2. «Верните смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания».

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Когда Егор распилил дерево на улице с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Задание 3. «Исправь орфографические ошибки».

1. Шол в мостерскую занематся двоишник раман. (8 ошибок)

Задание 4. Реши задачу. Сколько брёвен потребуется плотнику, чтобы построит избу-четырёхстенок высотой 3 метра, если считать, что толщина одного бревна 30 см?


Задание 5. Прочитайте эпиграф к занятию и сделайте вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик.

«Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явлением». В.И.Белов «Лад».

Приложение 4.


Экспертам (задания с правильными ответами)



 

Название станции

Задания

Количество баллов

Максимум

Баллы

(1команда)


Баллы

(2команда)

1


Мастерская Гусева В.Е.

1.Вставить в песню пропущенные слова.

 3 б.(дерево, резцом,

резчики)


 

2.Прослушать стихи и назвать ремесленника, о котором идёт речь


6б.(столяр, кузнец, ткачиха, скульптор,

Стеклодув, ювелир, гончар)


 

3. Собрать из слов пословицу о мастерстве

9б. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся (9 слов).


 

2


Мастерская Королёва А.Г.

1.Дать толкование 5 слов из стих. Клюева «Рождение избы»

5б. Паз - узкая, длинная щель между недостаточно плотно пригнанными досками, бревнами.

Тесовый шеломок – крыша из тёса (досок)

Подзор - юбка для кровати служит для того, чтобы скрыть основание кровати, а именно, пространство под ней.

Конек крыши – ребро, образуемое в месте встречи кровельных скатов.

Древодел -плотник, столяр


 

2. Собрать из слов пословицу о мастерстве

5б. Чужим умом не выстроишь дом 


 

3.Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома.

2б. Андриан Серов


 

3


Мастерская Ловкина В.Н.

1. Отгадать 8 загадок

 8 б.Печь, ухват, кочерга, сито, самовар, топор, пила, корова.


 

2. Составить из слов пословицу о семье

8 б. Вся семья вместе, так и душа на месте.


 

3. Отгадать кроссворд (9 слов)

9 б.По горизонтали:

1. рейсмус

2. ножовка

3. топор

4. фуганок

По вертикали:

1. пила

2. стамеска

3. молоток

4. фрезер

5. гвоздодёр



4

Школь

ная мастер

ская

1.Исправьте речевые ошибки

6б. Плотник распилил доску.

На крыше висели сосульки.

Женя сконструировал самолёт.

В деревне жили старики.



2.Верните смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания

2б. Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.

Когда Егор распилил дерево, по дороге с блеянием и рёвом, прошло стадо.



3.Исправь орфографические ошибки

8 б. Шёл в мастерскую заниматься двоечник Роман.





4.Реши задачу

2 б. 40 брёвен





5.Прочитайте эпиграф к занятию и сделайте вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик

5 б. Терпение

Трудолюбие

Знание традиций

Талант

Способность






Всего 78 баллов






Приложение 5. Маршрутный лист учащихся.


 

Название станции

Задания

Количество баллов

Подпись

1


Мастерская Гусева В.Е.

1.Вставить в песню пропущенные слова.



2.Прослушать стихи и назвать ремесленника, о котором идёт речь




3. Собрать из слов пословицу о мастерстве



2


Мастерская Королёва А.Г.

1.Дать толкование 5 слов из стих. Клюева «Рождение избы»



2. Собрать из слов пословицу о мастерстве



3.Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома.



3


Мастерская Ловкина В.Н.

1. Отгадать 8 загадок



2. Составить из слов пословицу о семье



3. Отгадать кроссворд (9 слов)



4

Школь

ная мастер

ская

1.Исправить речевые ошибки



2.Вернуть смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания



3.Исправить орфографические ошибки



4.Решить задачу



5.Прочитать эпиграф к занятию и сделать вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик









Приложение 6. Слова для пословиц.



С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.


Чужим умом не выстроишь дом.


Вся семья вместе, так и душа на месте.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мещерякова Галина Сергеевна

Дата: 21.04.2019

Номер свидетельства: 507892

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства