Просмотр содержимого документа
«« Хранители мастерства» (« Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков села Рождественского»)»
Методическая разработка внеурочного занятия по предмету «Истоки» с использованием образовательно-туристического маршрута
Тема урока: « Хранители мастерства» (« Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков села Рождественского»)
Эпиграф к уроку. «Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явленим». В.И.Белов «Лад».
Место занятия в учебном плане:
по Программе на тему «Ремесленники» отводится 5 часов:
Тип урока: обобщение изученного материала с использованием туристическо-образовательного маршрута «Мастера-деревообработчики села Рождественского»)
Технология - образовательный квест.
Цель :
актуализация, расширение и обобщение представлений обучающихся по теме «Ремесленники» путём организации квеста, знакомство с мастерами-деревообработчиками с. Рождественского.
Задачи:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;
- учить детей работать в командах, вести предметный диалог, находить компромиссы для достижения общей цели;
- обогащать словарный запас детей; развивать навыки активного речевого общения; расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности, навыки контроля и самоконтроля;
-познакомить обучающихся с мастерами-земляками;
- воспитывать уважение к трудовой деятельности, людям труда, любовь к своей малой родине.
Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о мире ремесла.
Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные УУД: решение учебной задачи; оценивание результата своих действий.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Методы и приемы:
Мозговой штурм;
работа в группах;
самостоятельная работа учащихся с интернетом;
выразительное чтение;
составление пазлов;
рассказ учителя.
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний о мастерах-деревообработчиках с. Рождественского; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к процессу обучения, познания и обобщения.
Форма организации мероприятия: заочная экскурсия (образовательно-туристический маршрут), образовательный квест.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация образовательного маршрута, раздаточный материал, пазлы, бумага, ручки, сценарная разработка квеста, маршрутные листы, эмблемы.
Участники мероприятия: учащиеся 7 класса
Продолжительность мероприятия: 45минут.
Правила игры: квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
Подготовительный этап игры:
1. Заранее готовятся задания на каждую станцию.
2. Накануне создаются команды, в состав каждой команды входит 3 человека. Участники делятся на две команды, придумывают название, эмблемы.
3. Команды класса идут по заранее разработанному для них маршруту и выполняют задания параллельно.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: психологически настроить участников команд к игре – позитивный настрой, формирование стремления побеждать.
2. Целеполагание.
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
Способ достижения: разъяснение правил игры, создание проблемной ситуации.
Учитель:
- Давным-давно во французском городке Шартре строился огромный собор. На его строительстве работало много рабочих.
Один мудрец, всю свою жизнь пытавшийся найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?», во время короткого перекура подошёл к тройке уединившихся в тени рабочих и задал им один вопрос: «Что вы делаете?»
Первый ответил, сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем! Вон какие мозоли на руках набил!»
Второй сказал добродушно: «Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба, чтобы прокормить своих жену и двух дочурок.»
А третий распрямился, вытер с лица капельки пота, широко улыбнулся и гордо сказал: «Я строю Шартрский собор!»
К одним и тем же вещам, которые с нами происходят, у каждого разное отношение.
Но судьба благоприятствует тем, кто живет с улыбкой и гордостью, не хныча и находя позитив или науку в любой жизненной ситуации.
- Сегодня вы собрались для того, чтобы посмотреть на внеурочные занятия по предмету «Истоки» с другой точки зрения. Наш квест «Путешествие в мир мастеров-деревообработчиков» посвящён людям, которые живут рядом с нами, занимаются любимым занятием в свободное время, являются знатоками материала, умельцами, творцами и хранителями традиций древних мастеров.
Квест - это игровое приключение, в течение которого вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
Правила игры таковы:
- Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
- На станции внимательно прочитать задания.
- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
- На каждой станции вы должны выполнить задания, получить баллы, которые проставит учитель-консультант в маршрутный лист. После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.
3. Представление команд.
1. Команда «Молоток»:
- А девиз у нас таков: больше дела, меньше слов.
2. Команда «Мастера»:
А у нас девиз на жизнь: век живи и век учись.
4. Путешествие команд по станциям. Работа в группах.
Получив маршрутный лист, 2 команды отправились в путешествие. Для команд разработан маршрут. В ходе игры каждая команда должна пройти 4 станции-мастерские: 1.Мастерская Виктора Евгеньевича Гусева. 2. Мастерская Александра Георгиевича Королёва, 3. Мастерская Владимира Николаевича Ловкина, 4. Школьная мастерская.
Станция-мастерская Гусева Виктора Евгеньевича.
Учитель знакомит с мастером. Презентация. Слайд 1.
Стремится к совершенству молодой мастер-Гусев Виктор Евгеньевич, 1974 г.р. Приехал жить в село из Шарьи, отремонтировал и обустроил нежилой когда-то дом. Работая на своём токарном станке, зарабатывает себе на жизнь. Почти всю мебель в доме сделал своими руками: кровать, стол, этажерку, стулья, рамки под часы, зеркало. Принимает заказы на изготовление мебели.
Виктор не только мастер по дереву, а ещё мастер слова. Он пишет стихи и песни.
Задание1. Вставить в песню В. Тихонова «Песня резчиков по дереву» пропущенные слова.
Резчики по дереву никогда не ленятся,
На любоё брёвнышко смотрят чуть дыша.
Для кого–то …. – просто дров поленница, ( дерево),
А в руках у Мастера – скрытая душа.
Есть лекарство древнее от настроя мрачного:
Окунуться в творчество, просветлев лицом…
Не бывает дерева мёртвого невзрачного –
Надо прикоснуться лишь к нему – сердцем и … ! (резцом)
Нас творцами делает красота единая,
Труд и вдохновение отгоняют смерть…
А резьба для дерева – песня лебединая:
Да могут лишь … эту песню спеть ! (резчики)
2задание. Прослушать стихи Самофаловой Ольги и назвать ремесленника, о котором идёт речь
А) Он - мастер по дереву.Ремесло еще не утеряно!
У изб кружевные узоры веками радуют взоры.
В доме богаче убранство, когда заполняет пространство
Мебель, словно "с душой", -она работы ручной.
Резные перила, балясины лестницу в доме украсили.
Посуда тончайшей работы хозяйке поможет в заботах.
В игрушки из дерева дети играют уж много столетий. (Столяр)
Б) ОН работает в кузнице, Бьет молотом по наковальне.
Стук слышен даже на улице: Тук-тук по железу и стали!
Металл, докрасна раскаленный, становится мягче, пластичнее,
В холодной воде закаленный, он крепче: прочность отличная!
Гвозди, ножи и подковы , ограды, доспехи даже
У мастера будут готовы! Движения рук отлажены.
Работа тяжелая, сложная, но мастера дело боится!
Отдав ей усердие должное, на кузнице в радость трудиться! (Кузнец)
В) Хозяюшки издревле ткали из хлопка, шерсти и льна.
Секреты особые знали плетения полотна.
Орнаменты разные ткали, назвав то узорным тканьем:
Нити цветные сплетали в значении потайном.
С ткацким станком деревянным работали чуткие ручки,
А мастерство мудрых прабабушек внучки. (Ткачиха)
Г) Вот, песок речной расплавив, мастер получил стекло,
Краски нужные добавив, взял лишь капельку всего.
Стекломасса эта стала мягче, жиже и послушней,
Раскаленная, как лава,-нужно вдуть пузырь воздушный!
Стеклодув предлинной трубкой из стекла, вдруг, выдул шар,
Как пузырь из мыла хрупкий, форму нужную предал.
Украшения и вазы, и посуда, и игрушки
Получаются не сразу: трудятся искусно ручки! (Стеклодув)
Д) Владыка камня- мастер этот, Веков минувших слышит эхо!
У мастера нелегкий путь: в холодный мрамор жизнь вдохнуть
И передать эмоций пламя! Отсечь все лишнее от камня!
Ё) Крутится круг гончарный,мастер работает с глиной.
Здесь нет движений случайных, изделий округлых изгибы
Выходят ловко и ладно. Движутся руки плавно -
Мастера видно сразу! Кувшины, горшки, вазы...
Посуду поставят в печь, для прочности надо обжечь. (Гончар)
(За каждый правильный ответ (всего 9) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу . Чем больше правильных ответов, тем больше карточек и легче составить нужное высказывание. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся( 9 слов).
2 станция-мастерская Королёва А. Г. Слайд 2.
Рассказ учителя о мастере.
Александр Георгиевич - один из самых опытных мастеров, 1955 г р., умеет всё, но его конёк – прорезная резьба. Основной признак этой резьбы - удаление фона, пропиливание заготовки насквозь. Широкое распространение прорезная резьба получила из-за того, что наименее трудоемка, проста по технике исполнения. Домовая резьба используется в украшении деревянных домов. Благодаря мастерству хозяина, дом Королевых – один из самых красивых в селе.
1 задание. Послушайте стихотворение Н.А. Клюева «Рождество избы» (читает подготовленный ученик, у команд есть текст стихотворения)
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шеломок.
Будут рябью писаны подзоры,
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной щубке
Явь и сонь мерещились - легки.
Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоет резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок -
Сказ пойдет о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.
Дайте толкование выделенным словам (можно использовать ресурсы интернета)
Подзор - юбка для кровати служит для того, чтобы скрыть основание кровати, а именно, пространство под ней.
Конек крыши – ребро, образуемое в месте встречи кровельных скатов.
Древодел -плотник, столяр
2 задание. Сложить пословицу. (За каждое правильное толкование слова (всего 5) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу) «Чужим умом не выстроишь дом».
3 задание. Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома (фотография разрезана на 12 частей).
(Когда учащиеся выполняют задание, учитель может рассказать о доме, не называя имени хозяина)
Дополнительная информация.
Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Этот большой одноэтажный дом-пятистенок, принадлежащий крестьянину-лесопромышленнику Серову, во многом отличается от других крестьянских домов. Его возводил знатный в Макарьевском уезде мастер Емельян Степанович Зиринов. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу - хлева и кладовые.
Постройка дома и его резные украшения стоили немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород. В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта 19 в. вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма. Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.
3 станция-мастерская Ловкина Владимира Николаевича. 3 слайд.
Рассказ учителя о мастере.
К более молодому поколению мастеров по дереву относится Ловкин В.Н., 1969 г.р. Он не просто любитель, он мастер-профессионал. По специальности – учитель трудового обучения и черчения, работал учителем технологии в Ивановской средней школе. Владимир Николаевич может всё: и стенку сделать, и кровать для детей, и подставки под цветы, и веранду построить, и винтовую лестницу собрать, и резьбу любит, и деталь любую выточит. Таких мастеров ещё поискать!
Семья Ловкиных- очень трудолюбивая семья. У них большое хозяйство. А ещё очень гостеприимная семья, они рады всем, готовы всегда угостить чем-то вкусненьким и напоить чаем. В связи с этим – загадки
Задание 1.
1) Шуба в избе, рукав на улице. (Печь).
2) Рогат, да не бык.
Хватает, да не ест.
Людям отдает,
А сам на отдых идет (Ухват).
3) Полный двор красных коров, чёрная зайдет – всех выгонит (Кочерга)
4) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито).
7) Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (Пила).
8) Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
Два стеклышка в нем. (Корова).
За каждую разгаданную загадку (всего 8) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу Вся семья вместе, так и душа на месте.
2 задание. Отгадать кроссворд.
Вопросы:
По горизонтали:
Электрорубанок, который закреплен стационарно на станине.
Без её помощи обрезка деревьев не обойдётся.
Инструмент применяемый для рубки, тески и других типов обработки дерева.
Большой рубанок для выравнивания поверхности
По вертикали:
1.С её помощью осуществляется распил брёвен.
2.Инструмент для обработки деревянных заготовок.
3.С его помощью забивают гвозди.
4.Тип электроинструмента, для фрезерования различных пазов, отверстий и снятия фасок.
5. С его помощью выдирают гвозди.
Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. рейсмус
2. ножовка
3. топор
4. фуганок
По вертикали:
1. пила
2. стамеска
3. молоток
4. фрезер
5. гвоздодёр
4 станция. Школьная мастерская. Слайд 4.
Рассказ учителя о мастере трудового обучения Дятлове Валентине Витальевиче.
После окончания КГСА Валентин Витальевич два года работал в колхозе «Имени 23 партсъезда» механиком. Затем молодого способного специалиста пригласили на работу в школу на преподавательскую деятельность. Он стал преподавать юношам машиноведение. Это было время, да костромские школьники выступили с инициативой создать молодежное движение «С аттестатом зрелости, с комсомольской путевкой – на вторую целину!». В последствие оно стало одним из самых массовых в стране. Все юноши, окончившие среднюю школу, получали Удостоверения тракториста 3 класса. Большинство оставалось работать в сельской местности. До сих пор Валентин Витальевич преподаёт предмет и обучает школьников технологии. На уроках технологии под руководством опытного педагога Дятлова В.В. (учащиеся 5-7 классов) изучаются приёмы деревообработки и изготовляются простейшие орудия труда.
На уроках истоковедения происходит знакомство с устройством крестьянских хором, с орудиями труда, с мастерами строителями, с ремесленниками, с историей развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов.
Задание 1.Каждый человек должен правильно говорить и писать, чтобы все его понимали. Исправьте речевые ошибки.
Плотник распилил деревянную доску.
На крыше висели ледяные сосульки.
Женя сконструировал конструкцию самолёта.
В деревне жили старые старики.
Задание 2. «Верните смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания».
1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2. Когда Егор распилил дерево на улице с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Задание 3. «Исправьте орфографические ошибки».
Шол в мостерскую занематся двоишник раман. (8 ошибок)
Задание 4. Реши задачу. Сколько брёвен потребуется плотнику, чтобы построит избу-четырёхстенок высотой 3 метра, если считать, что толщина одного бревна 30 см?
3:0,3*4=40(брёвен)
Задание 5. Прочитайте эпиграф к занятию и сделайте вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик.
«Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явлением». В.И.Белов «Лад».
Возвращение в кабинет «Старт-финиш». Рефлексия.
Учитель: Сегодня у нас было необычное занятие.
-Понравилось ли оно вам?
-Если да, то что именно? Что не понравилоь? Почему?
Ё) Крутится круг гончарный,мастер работает с глиной.
Здесь нет движений случайных, изделий округлых изгибы
Выходят ловко и ладно. Движутся руки плавно -
Мастера видно сразу! Кувшины, горшки, вазы...
Посуду поставят в печь, для прочности надо обжечь.
Задание 3. Собрать пословицу из слов, которые получили за правильные ответы.
Задание на 2 станции.
1 задание. Послушайте стихотворение Н.А. Клюева «Рождество избы» (читает подготовленный ученик, у команд есть текст стихотворения)
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры,
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной щубке
Явь и сонь мерещились - легки.
Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоет резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок -
Сказ пойдет о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.
Дайте толкование выделенным словам (можно использовать ресурсы интернета)
2 задание. Собрать пословицу. ( За каждое правильное толкование слова (всего 5) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу)
3 задание. Сложить детали фотографии и на обратной стороне прочитать имя хозяина дома.
Задания на 3 станции.
Задание 1.
1) Шуба в избе, рукав на улице.
2) Рогат, да не бык.
Хватает, да не ест.
Людям отдает,
А сам на отдых идет
3) Полный двор красных коров, чёрная зайдет – всех выгонит
7) Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.
8) Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
Два стеклышка в нем.
Задание 2. Составить пословицу. (За каждую разгаданную загадку (всего 8) учащиеся получают по одному слову, из которых потом складывают пословицу)
2 задание. Разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Электрорубанок, который закреплен стационарно на станине.
2. Без её помощи не обрежешь деревья.
3. Инструмент, применяемый для рубки, тески и других типов обработки дерева.
4. Большой рубанок для выравнивания поверхности
По вертикали:
1.С её помощью осуществляется распил брёвен.
2.Инструмент для обработки деревянных заготовок.
3.С его помощью забивают гвозди.
4.Тип электроинструмента, для фрезерования различных пазов, отверстий и снятия фасок.
5. С его помощью выдирают гвозди.
Задания на 4 станции.
Задание 1. Каждый человек должен правильно говорить и писать, чтобы все его понимали. Исправьте речевые ошибки.
1. Плотник распилил деревянную доску.
2. На крыше висели ледяные сосульки.
3. Женя сконструировал конструкцию самолёта.
4. В деревне жили старые старики.
Задание 2. «Верните смысл в предложения, правильно расставив знаки препинания».
1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2. Когда Егор распилил дерево на улице с блеянием и рёвом, прошло стадо.
Задание 3. «Исправь орфографические ошибки».
1. Шол в мостерскую занематся двоишник раман. (8 ошибок)
Задание 4. Реши задачу. Сколько брёвен потребуется плотнику, чтобы построит избу-четырёхстенок высотой 3 метра, если считать, что толщина одного бревна 30 см?
Задание 5. Прочитайте эпиграф к занятию и сделайте вывод: какими качествами должен обладать мастер-деревообработчик.
«Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит ещё и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнёмся с незаурядным художественным явлением». В.И.Белов «Лад».
Приложение 4.
Экспертам (задания с правильными ответами)
Название станции
Задания
Количество баллов
Максимум
Баллы
(1команда)
Баллы
(2команда)
1
Мастерская Гусева В.Е.
1.Вставить в песню пропущенные слова.
3 б.(дерево, резцом,
резчики)
2.Прослушать стихи и назвать ремесленника, о котором идёт речь
6б.(столяр, кузнец, ткачиха, скульптор,
Стеклодув, ювелир, гончар)
3. Собрать из слов пословицу о мастерстве
9б. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся (9 слов).
2
Мастерская Королёва А.Г.
1.Дать толкование 5 слов из стих. Клюева «Рождение избы»