kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"?аза? хал?ыны? этникалы? ??рамы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раисова Нургуль Суннатовна учитель казахского языка и литературы 1 категории.Окончила Кокшетауский гос.универ.им. Ш.Ш.Уалиханова (1994-1998) г.После окончания университета работала в родной Томарской школе Омской области три года.С 2005 года работала в ГУ "СШ №2" г.Петропавловска.С 2007 г.работаю в КГУ "СШ№9" г.Петропавловска по сегодняшний день.Мои ученики неоднократно были призерами предметных олимпиад Крец Екатерина, Кефер Екатерина,конкурсе сочинении Омарова Амина-благодарность, Ауданбаева Алем заняла 1 место, так же участвовали в защите научных проектов.В этом году мой ученик Анцибор Артем занял 1 место в защите проектов.В областной газете "Солтустик Казахстан" опубликована моя статья "Журекте калган сагыныш".На 2 Республиканской научно-практической конференции "Ж.Мусаулы: проблемы казахской филологии" была издана статья. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"?аза? хал?ыны? этникалы? ??рамы"»


«№9 орта мектеп» КММ















9 сынып қазақ әдебиеті және география сабағы

« Қазақстан халқының этникалық құрамы».










Дайындаған және өткізген

география пәні мұғалімі С.Г.Комогорцева,

қазақ тілі пәні мұғалімі

Н.С.Раисова

.










Петропавл қаласы, 2015ж.







9 сынып

Тақырыбы: Қазақстан халқының этникалық құрамы

Этнический состав населения Казахстана


Цель : создать условия для осмысления и понимания учащимися представления о национальном составе населения РК.

Задачи:
• обучающая – познакомить с особенностями национального составом населения Казахстана,
• развивающая – развивать самостоятельность в формулировании социальных и экономических проблем на основе географических знаний и статистических данных о национальном составе РК, продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы, производить необходимые сравнения.
• воспитывающая – воспитывать толерантное отношение к окружающему миру, чувство гражданства и патриотизма, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов, умение работать в группе.
Оборудование: Физ. карта РК; карта атласа: Народы РК, наглядный, картографический и статистический материал, ИКТ, учебник географии 9 класс.
Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.


План урока
1 Организационный момент
2. Опрос домашнего материала.
Вопросы:

  1. Что такое трудовые ресурсы?

  2. Какие группы населения составляют трудовые ресурсы? Какая из них главная?

  3. Назовите возраст трудоспособного населения.

  4. Что такое рынок труда?

  5. Что означает термин «уязвимая занятость»? Приведите пример.

  6. Почему профессиональная структура населения не соответсвует задаче модернизации страны?

  7. Задание 1 стр 100 ( проверка)

3. Актуализация опорных знаний, вызов на изучение новой темы:


Эпиграфом нашего урока будет являтся высказывание французского писателя Виктора Гюго:


Халықтың ұлылығы оның санымен , бойымен өлшенбейді,тек қана оның ақылының дамуы және моральдық дамуымен ғана өлшенеді.


Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

Сегодня на уроке мы изучим этносы Казахстана, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры, быта и традициями народов нашей страны.





На нашем уроке присутствуют

1. социологи.

2. географы.

3. этнографы

4. политолог

5. представители основных этносов проживающих на территории страны.

Работа с текстом учебника с 102 ответьте на следующие вопросы


3.1.Исследовательская работа в группах (работа в группах 3-4 мин)
I группа « Социологтар»

Задание:

I группа «Социологтар» - «Социологи».

Задание:

Работа с текстом учебника с 102

Работая с тексом учебника ответьте на поставленные вопросы

А.Вероника,А.Настя Этнос дегеніміз не?( Этнос сөзі грек тілінен алынған - тайпа, халық дегенді білдіреді. Бір халықты екіншісінен ажыратуға мүмкіндік беретін ортақ белгілері бар қауымдастық. 

  • Халықтың шығу тегін, мәдениеті мен тұрмысын зерттейтін қай ғылым?

  • Халықтың шығу тегін, мәдениеті мен тұрмысын зерттейтін ғылым- этнография дейміз.

  • Этникалық топтың маңызды ерекшелігін атаңыз.

  • Этникалық топтың маңызды ерекшелігі (ол: тіл, мәдениет, санасы)

  • Диаспора дегеніміз не?  

  • Диаспора дегеніміз- грек тілінен шыққан сөз, әлеуметтік ғылымдарда ұлттық ата-жұрты болып табылатын елден тысқары өмір сүретін халықтың бір бөлігі.

  • Қазақстан жеріне қанша этностар өмір сүреді?

  • Қазақстан жерінде жүз қырық этнос өмір сүреді.

  • Қазақстан жерінде тұратын этностардың қандай айрықша белгілері бар?

  • Қазақстан жерінде тұратын этностардың ерекшелігі ол: шығу тарихы, тілі және мәдениеті.

  • Біздің мектебімізде, сыныбымызда, достарымыздың арасында қандай ұлт өкілдері бар?

  • Біздің мектепте, сыныпта, достарымыздың арасында әр түрлі ұлт өкілдері бар.Ол: орыс, өзбек, татар, азербайджан, неміс т.б.

  • 44 беттегі суретке қарап кім айтады, қай халық саны бойынша бірінші уштігіне кіреді? Ол :қазақ халқы, орыс халқы және өзбек)

  • Установите по рисунку 44 численность каких народов входит тройку лидеров( казахи, русские, узбеки

  • Работая с картой атласа национальный состав населения выясните в каких экономических районах проживают представители тройки лидеров

( казахи- повсеместно, русские- большой % проживает в Северном экономическом районе, центральном и восточном; узбеки- только в южном экономическом районе)



Работа с текстом учебника с 102 ответьте на следующие вопросы

  • Что такое этнос?

  • Какая наука изучает происхождение ,расселение ,культуру и быт народов.

  • Перечислите важные признаки этноса ( язык, культура, самосознание)

  • Что такое диаспора?

  • Сколько этносов проживает на территории Казахстана ( 140 этносов)

  • Какими признаками отличатся этносы проживающие на территории Казахстана? (происхождением, языком и культурой)


Представители каких национальностей есть в школе? В классе? Среди ваших друзей.

  • Установите по рисунку 44 с 103 наиболее крупные этносы.

  • Работая с картой атласа национальный состав населения выясните в каких экономических районах проживают представители наиболее крупных этносов.

( казахи- повсеместно, русские- большой % проживает в Северном экономическом районе, центральном и восточном; узбеки- только в южном экономическом районе)


Вывод: По последним данным в РК проживают более 140 народов. Этнос (от греч. «народ») – устойчивая общность людей, которые живут на одной территории, имеют общий язык и культуру.

II группа : «Географтар»- «Географы».

Подготовить ответы по следующим вопросам

  1. По какому принципу происходит классификация народов?2.

  2. Работа с текстом учебника стр. 103, 104 и рисунок 45 Этнолингвистическая классификация народов Казахстана ответьте на поставленные вопроса

  • Какие языковые семьи проживают на территории Казахстана?

  • Каким языковым семьям относятся учащиеся вашего класса?


Вывод: Главным отличием между представителями разных народов - язык общения. На основе родства языков разработана классификация народов. Близкородственные языки образуют языковые группы. Население стран, говорящих на близкородственных языках, может понимать друг друга без переводчиков. Несколько языковых групп образуют языковые семьи.
Основная часть народов Казахстана относится к пяти языковым семьям:
Алтайской (73% населения), индоевропейской (26%); В алтайской семье самая крупная – тюркская, а казахи – самый многочисленный тюрский народ страны. В индоевропейской семье первая по численности группа – славянская, а самый крупный славянский нари од – русские.

III группа: «Этнографтар» «Этнографы».

Работая с текстом параграфа 11 ответьте на поставленные вопросы:


  • Какова численность казахов за рубежом?

Что такое масштабная репатриация?

  • Какие страны провели масштабную репатриацию?

  • Задание 6 с 109.

Вывод: Общая численность казахского этноса – 15 млн. человек. Этнокультурное ядро составляют казахи, проживающие в РК – 11 млн. человек, остальные являются казахской диаспорой.

Мен: «Кең дала шексіз, уақытқа тең.....» деген екен Қазтуған жырау.Шынымен де, Қазақстан жері кең-байтақ. Бұл жерде бес Франция, немесе барлық Еуропа жері сиятыны күмәнсіз.Қазақстан жерінде тұратын барлық халықтар бір үйдің баласындай тату, өздерін : «Біз – қазақстандықтармыз»,- дейді.

Учитель: «Степная земля бесконечна, как время…». Эти слова древнего просветителя Казтуган – жырау. Действительно, широка и просторна казахстанская земля. Пять Франций, почти вся территория Европы поместится на этой земле. Все народы, населяющие эту землю, живут дружно одной сплоченной семьей и гордо себя называют казахстанцами.

Учитель- у каждого этноса нашей страны своя история, своя культура, своя боль. Главная задача нашего общества- это сохранения мира, общественной стабильности межнационального согласия. Обеспечению согласия в многонациональном казахстанском обществе с огромным этническим составом способствовало создание по инициативе главы государства Ассамблеи народов Казахстана. Итак мы предоставляем слово политологу.

Политолог: Қазақстан халқы ассамблеясы-бұл ұлттық саясаттағы кең құқықтық мекеме болып табылады.Ол 1995 жылы құрылды. Оның негізі Қазақстан жерінде халықаралық және азаматтық келісім құрастыру. Қазақстан халқының ассамблеясы жан-жақты қолдау алады. Мемлекеттік дәрежеде кәріс, неміс, поляк ,ұйғыр, түрік, дүнген, өзбек халықтарының арасында сабантой, құрылтай өтті.Біздің патриоттық міндетіміз-тәуелсіз еліміздің туын биік белестерден көрсету.Халықаралық бірлікті сақтау.

  • Мен: Біздің патриоттық міндетіміз- тәуелсіз еліміздің көк байрағын жоғары көтеру және халықтың бірлігін сақтау.Қазақта бір мақал бар: «Құстың күші- қанатында, ал адамның күші –достықта» деген осы. «Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе».

  • Учителя. Наш патриотический долг – высоко держать флаг независимости, сохраняя единство народов Казахстана. Как гласит одна казахская пословица: «Құстың күші- қанатында, ал адамның күші –достықта». «Сила птицы – в крыльях, а человека – в дружбе».

3.3 Народы Казахстана

  • Қазақтар:

  • Шілдехана - жаңа туған нәрестенің құрметіне жасалатын той.Дастарқан жайып, жастар домбыра тартып, ән салып, ұлттық ойындар

  • ойналады.Шілдехана думанды болса, сәби сергек, қызықты өмір сүреді деген сенім бар.

  • Қырқынан шығару - нәрестенің туған күніне қырық күн толған соң, ыдысқа қырық бір қасық су құйып, соған шомылдырады. Сәбидің қарын шашын, тырнағын алады. Ит жейдесін шешіп алып, сақтап қояды.Мерекелік дастарқан жайылады.

  • Бесікке салу.Халқымызда бесік-қасиетті, киелі, құтты мүлік, сәбидің алтын ұясы болып есептеледі.Бесікті отпен аластап, баланы бөлейді.Бесікке салу жолы жасы үлкен немесе елдің құрметті , өнегелі адамына жүкеледі. Дастарқан жайып, бесікке салған адамға кәде беріледі.

  • Тұсау кесу-сәби қаз тұра бастағанда, тез жүріп кетсін деп, ала жіп есіп, екі аяғын тұсап, сүрінбей жүретін адамға тұсауын кестіріп, баланы қолынан ұстап, тез-тез жүгіртеді . Қуанып , шашу шашылады, дастарқан жасалады, кәде береді.

  • Үйлену тойы - бір-бірін сүйіп, ұнатқан қыз бен жігіттің ата-анасы, туыстары танысады.Жігіттің әке-шешесі болашақ келіннің үйіне келіп,қыз ата-анасының ризалығын алады. Құдалар той туралы сөйлеседі.

  • Русские

  • Узбеки



Достық туралы өлең орындалады.
4.1. Затем проверка знаний по пройденной теме (на интерактивной доске проецируются вопросы).
Содержание проверочной работы:
1. На территории Казахстана проживает свыше __________ наций?
2. Многонациональный (полиэтнический) состав населения республики – результат _____.
3. В алтайской семье самая крупная – ________, а казахи – самый многочисленный

_______ народ страны.
4. В индоевропейской семье первая по численности группа - ________, а самый крупный славянский народ- ______.
5. Самое старое население проживает в ___________ области.
6. Самая большая доля казахов в _________ области.
7. Казахи, татары, кыргизы относятся к __________языковой семье.
8. Многонациональность Казахстана – результат ________________.



4.2. Итог урока. В Казахстане проживают люди разных национальностей. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны. У нас одна общая история. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если

мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
(выставление отметок и их комментарии)

5. Закрепление.

6.Үйге: 45 бет, мазмұндау.,4 тапсырма. Д/з п 11.понятия выучить.

Спасибо за урок!




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"?аза? хал?ыны? этникалы? ??рамы"

Автор: Раисова Н?рг?л С?ннат?ызы

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства