«Изучение музыкальных произведений в скрипичном и теноровом ключах (наряду с басовым) ? важный этап в развитии виолончельного мышления учащихся».
«Изучение музыкальных произведений в скрипичном и теноровом ключах (наряду с басовым) ? важный этап в развитии виолончельного мышления учащихся».
Цель урока: Активизация интереса учащегося средних классов при изучении музыкальных произведений для виолончели, где сочетаются отрывки текста в скрипичном, басовом и теноровом ключах.Развитие у учащихся навыков работы с музыкальными произведениями для виолончели, где имеется комбинированность трёх музыкальных ключей: скрипичного, басового, тенорового.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Изучение музыкальных произведений в скрипичном и теноровом ключах (наряду с басовым) ? важный этап в развитии виолончельного мышления учащихся». »
Конспект открытого урока
«Изучение музыкальных произведений
в скрипичном и теноровом ключах
(наряду с басовым) − важный этап в развитии
виолончельного мышления учащихся».
Урок проведён с
Гориной Альбиной
(уч-ся III класса)
Преподаватель по классу виолончели
Беляева Л. П.
Январь 2014 г.
Цель урока
1. Активизация интереса учащегося средних классов при изучении музыкальных произведений для виолончели, где сочетаются отрывки текста в скрипичном, басовом и теноровом ключах.
2. Развитие у учащихся навыков работы с музыкальными произведениями для виолончели, где имеется комбинированность трёх музыкальных ключей: скрипичного, басового, тенорового.
Задачи урока
Образовательная:
1. Освоение навыков и определённого процесса мышления при изучении музыкальных произведений для виолончели с часто меняющимися музыкальными ключами.
2. Применение технических формул в сочетании с творческим, художественным исполнением музыкальных произведений данного типа.
Воспитательная:
1. Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.
Развивающая:
1. Развивать умение учащегося самостоятельно работать с музыкальными произведениями, где имеется частая смена в текстах музыкальных ключей.
Форма урока − индивидуальный урок.
Тип урока − закрепление нового материала.
Методы урока
1. Практический.
2. Словесный.
3. Наглядный.
План урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
3. Повторение о музыкальных ключах.
4. Объяснение нового материала ( о сравнении трёх музыкальных ключей: басового, скрипичного, тенорового).
5. Закрепление нового материала о трёх музыкальных ключах.
6. Заключение.
Оборудование и материалы
1.Инструменты: виолончель, фортепиано.
2. Нотные тексты.
3. Наглядности.
Ход урока
Вступительное слово:
Данный урок посвящается специфичной свойственной при обучении учащихся в виолончельном классе (3-4 кл.) проблеме освоения музыкальных произведений, тексты которых изложены в часто меняющихся музыкальных ключах: скрипичном, басовом, теноровом.
В комплексном воспитании учащихся - виолончелистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Учащийся средних классов с определенного момента, когда его технические и музыкально исполнительские возможности достигаются достаточного развития, переходит к освоению произведений с комбинированностью музыкальных ключей. Это ставит перед ним новые исполнительские задачи.
Ещё с первых уроков с начинающим виолончелистом трудно переоценить важность постижения им нотной грамоты, которая является своеобразной «азбукой» для прочтения нотных текстов. Этот процесс у каждого учащегося музыкальных школ весьма субъективен, так как связан со способностями и степенью заинтересованности в обучении каждого учащегося в отдельности.
При освоении более усложнённых задач по усвоению нотной грамоты, к которым можно отнести и музыкальные произведения с комбинированностью музыкальных ключей, преподаватель должен помочь учащемуся овладеть навыками грамотного прочтения таких музыкальных тексов с целью подвинуть его «виолончельное» мышление и перевести его на более высокий уровень исполнительства.
С первых уроков «родным» для юного виолончелиста становится басовый ключ. Через него учащийся начинает постигать азы нотной грамоты на уроке специальности.
В моём классе есть картонный домик (собственного изобретения, как и идея его создания). В нём живут четыре нотки, которые соответствуют открытым струнам виолончели ля, ре, соль и до.
Домик так устроен, что к нему ещё можно прикрепить (в виде наглядности) картонку с крупно выписанными на нотном стане этими четырьмя нотами. Когда учащийся знакомится с открытыми струнами, то узнаёт, что нота «До» (Большой октавы) живёт в «подвале» домика, т.е. пишется на второй добавочной линейке снизу (в чём ученик убеждается, взглянув на наглядность с выписанными нотами). Ей как бы «не хватило квартиры на этажах домика», т.е. ей не отвели место на основном нотном стане. И дальше легко запомнить написание нот, соответствующих открытым струнам, так как идёт сравнение с этажами «домика». «Соль» живёт на первом этаже, далее через этаж: «Ре» - на третьем, «Ля» - на пятом. Там, где жильцы дома − ставенки окошек в домике открыты, а где нет жильцов – там закрыты (2, 4 этажи).
Знакомство учащегося со скрипичным ключом в основном происходит на уроках сольфеджио. Особенность мышления начинающего виолончелиста, как правило, такова, что с определённого момента обучения, а именно, когда встаёт вопрос об освоении высоких позиций, в приложении к виолончельному грифу, ноты в скрипичном ключе воспринимаются учащимся поначалу несколько специфичными.
Что касается тенорового ключа, то поначалу учащиеся не догадываются о его существовании, и знакомство с ним становится для них ярким открытием в процессе обучения.
Важно донести до учащихся мысль о том, что необходимо, начиная со средних классов музыкальной школы, хорошо владеть нотной грамотой в трех ключах: басовым, скрипичным и теноровом.
Так как музыкальные произведения с ними будут все чаще встречаться в практике игры на виолончели. Здесь поможет и наглядная таблица сравнительного написания нот сразу в трех ключах в Малой и Первой октавах.
Освоение текстов с комбинированностью музыкальных ключей важный этап в процессе обучения учащегося - виолончелиста, поэтому этой теме и посвящается данный урок.
Урок проводится с учащейся III класса Гориной Альбиной. Она уже знакома с нотами тенорового ключа, но в её программах ещё почти не встречался скрипичный ключ в приложении к виолончельным текстам.
Учащаяся находится на этапе освоения музыкальных текстов, где встречается комбинированность пока что не трех, а двух ключей. Например: басового и тенорового, либо басового и скрипичного.
II. На этапе повторения по данной теме я задаю Альбине вопросы. Она дает на них правильные ответы.
Вопросы преподавателя
Ответы учащейся
Что называется музыкальным ключом?
Ключ – знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
Какие бывают музыкальные 2. Существуют ключи: басовый,
Ключи? скрипичный и теноровый
Перед учащейся наглядность с ключами
(Она указывает на каждый из называемых ею ключей )
(Преподаватель в факультативном порядке дополняет знание учащейся о существовании ещё и альтового ключа, который тоже является одним из видов ключей «До»)
Каковы особенности каждого ключа?
3(а). Скрипичный ключ – условный знак, который обозначает, что нота «соль» Первой октавы находится на второй линейке каждого стана.
3(б). Басовый ключ – знак, который обозначает, что нота «Фа» Малой октавы находится на четвертой линейке нотного стана.
3(в). Теноровый ключ – один из видов «До». Помещается на четвертой линейке нотного стана и обозначает, что на этой линейке находится нота «До» Первой октавы. В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота и тромбона.
Далее Альбина играет гамму До – мажор в две октавы через IV позицию на «Ре» струне целыми нотами (с целью подготовки её к ознакомлению с третьей октавой, уже в записи по скрипичному ключу).
Далее, в качестве игрового повторения, учащаяся исполняет наизусть с аккомпанементом два произведения:
1. «Колыбельную» Н. Римского-Корсакова (из оперы «Садко»). (В ней I половина текста изложена в басовом, а II − в теноровом ключах.
Я обращаю внимание Альбины ( в качестве наглядности, перед началом игры) на репродукцию «Эскиза к декорации оперы «Садко» художника Ф. Федоровского.
2. «Вперегонки» А. Комаровского (Текст данной пьесы выписан в теноровом ключе).
III Объяснение нового материала
Я обосновываю причину появления нескольких музыкальных ключей в тексте одного произведения, указывая, прежде всего на то, что их чередование связано с созданием для исполнителя большего удобства для зрительного восприятия при прочтении текста. Если запись нот Первой и Второй октав по басовому ключу требует постоянного использования линеек дополнительного верхнего нотного стана, то в записи нот этих октав в скрипичном и теноровом ключах только частично используются линейки дополнительного верхнего нотного стана.
Далее с помощью таблицы, предложенной к рассмотрению мной Альбине, сравнивается написание нот в 3-х музыкальных ключах: басовом, скрипичном и теноровом. На таблице в Малой и Первой октавах выделена нота «До» Первой октавы. Зрительным восприятием Альбина отмечает её написание в каждом из ключей (эту ноту берём за точку отсчёта, относительно других нот в данных октавах). Далее уточняется её нахождение в приложении к виолончельному грифу на струне «Ля».
IV Закрепление нового материала
Задания для учащейся
Альбине предлагается сыграть гамму До-мажор в 3-й октаве полностью в записи по скрипичному ключу, чтобы перестроить его зрительное восприятие на этот (скрипичный) ключ в приложении к виолончельному грифу.
Ученице предлагаются небольшие (3 по количеству) нотные отрывки, выписанные в скрипичном и теноровом ключах популярных детских песенок. Ей надо самостоятельно, используя навыки чтения с листа, проанализировать их и сыграть. После проигрывания каждого отрывка «угадать», таким образом, песенку, сказать её название.
По нотам Альбина исполняет произведение крупной формы вариационного характера (И. Иордан «Лёгкие пьесы в форме вариаций»). Данное произведение находится в стадии разбора. Вариации, изложенные в басовом ключе ученица уже играет в умеренном темпе с аккомпанементом. Новым для неё по разбору материалом на данном уроке стала «Тема» этих вариаций, а также вариация №2 («Allegretto») и вариация №5 «Аллегро модерато», тексты которых выписаны в басовом и скрипичном ключах. Я даю задание, чтобы Альбина, играя места, выписанные по скрипичному ключу, просольфеджировал их голосом. Таким образом, на данном уроке завершается разбор данного произведения, всех его вариаций.
Следующее задание для учащейся сводится к следующему: она должна следить по нотам, слушая в моем исполнении пьесу Ф. Шуберта «Музыкальный момент» и после прослушивания ответить, сколько мелодических «отрезков» встретилось в тексте выписанных по скрипичному ключу, а сколько – по басовому. Альбине удалось хорошо справиться с этим заданием.
В конце урока я исполнила пьесу «Полька-Янка» (белорусский народный танец, текст которого излагается в теноровом ключе), в качестве ознакомления с новым произведением, которое учащейся предстоит освоить на предстоящих уроках.
Альбине задаётся домашнее задание, и я подводвожу итог урока.
VI Заключение
Умение грамотно пользоваться музыкальными текстами, где имеет место сочетание музыкальных ключей, очень важный этап в обучении потому, что, преодолев его, открываются возможности играть ещё более интересную музыку.
Каждый урок по-своему важен, знания, полученные на нём необходимы, так как учебный процесс − это постоянное освоение нового, ещё ранее неизвестного, он также предполагает и преодоление трудностей, и усвоение новых навыков, зато каждый раз это, хоть маленькие, но достижения в учёбе; порою это прекрасные мгновения открытий и, в целом, − продвижение по манящей вперёд лестнице знаний.
Приложения:
Сравнительная таблица написания нот в басовой, теноровой и скрипичных ключах малой и первой октав.