kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изучение музыкальных произведений в скрипичном и теноровом ключах (наряду с басовым) ? важный этап в развитии виолончельного мышления учащихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Активизация интереса учащегося средних классов при изучении музыкальных  произведений для виолончели, где сочетаются отрывки текста в скрипичном, басовом и теноровом ключах.Развитие у учащихся навыков работы с музыкальными произведениями для виолончели, где имеется комбинированность трёх музыкальных ключей: скрипичного, басового, тенорового.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изучение музыкальных произведений в скрипичном и теноровом ключах (наряду с басовым) ? важный этап в развитии виолончельного мышления учащихся». »







Конспект открытого урока



«Изучение музыкальных произведений

в скрипичном и теноровом ключах

(наряду с басовым) − важный этап в развитии

виолончельного мышления учащихся».








Урок проведён с

Гориной Альбиной

(уч-ся III класса)


Преподаватель по классу виолончели

Беляева Л. П.





Январь 2014 г.


Цель урока

1. Активизация интереса учащегося средних классов при изучении музыкальных произведений для виолончели, где сочетаются отрывки текста в скрипичном, басовом и теноровом ключах.

2. Развитие у учащихся навыков работы с музыкальными произведениями для виолончели, где имеется комбинированность трёх музыкальных ключей: скрипичного, басового, тенорового.

Задачи урока

Образовательная:

1. Освоение навыков и определённого процесса мышления при изучении музыкальных произведений для виолончели с часто меняющимися музыкальными ключами.

2. Применение технических формул в сочетании с творческим, художественным исполнением музыкальных произведений данного типа.

Воспитательная:

1. Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.

Развивающая:

1. Развивать умение учащегося самостоятельно работать с музыкальными произведениями, где имеется частая смена в текстах музыкальных ключей.

Форма урока − индивидуальный урок.

Тип урока − закрепление нового материала.

Методы урока

1. Практический.

2. Словесный.

3. Наглядный.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Повторение о музыкальных ключах.

4. Объяснение нового материала ( о сравнении трёх музыкальных ключей: басового, скрипичного, тенорового).

5. Закрепление нового материала о трёх музыкальных ключах.

6. Заключение.

Оборудование и материалы

1.Инструменты: виолончель, фортепиано.

2. Нотные тексты.

3. Наглядности.




















Ход урока

Вступительное слово:

Данный урок посвящается специфичной свойственной при обучении учащихся в виолончельном классе (3-4 кл.) проблеме освоения музыкальных произведений, тексты которых изложены в часто меняющихся музыкальных ключах: скрипичном, басовом, теноровом.

В комплексном воспитании учащихся - виолончелистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Учащийся средних классов с определенного момента, когда его технические и музыкально исполнительские возможности достигаются достаточного развития, переходит к освоению произведений с комбинированностью музыкальных ключей. Это ставит перед ним новые исполнительские задачи.

Ещё с первых уроков с начинающим виолончелистом трудно переоценить важность постижения им нотной грамоты, которая является своеобразной «азбукой» для прочтения нотных текстов. Этот процесс у каждого учащегося музыкальных школ весьма субъективен, так как связан со способностями и степенью заинтересованности в обучении каждого учащегося в отдельности.

При освоении более усложнённых задач по усвоению нотной грамоты, к которым можно отнести и музыкальные произведения с комбинированностью музыкальных ключей, преподаватель должен помочь учащемуся овладеть навыками грамотного прочтения таких музыкальных тексов с целью подвинуть его «виолончельное» мышление и перевести его на более высокий уровень исполнительства.

С первых уроков «родным» для юного виолончелиста становится басовый ключ. Через него учащийся начинает постигать азы нотной грамоты на уроке специальности.

В моём классе есть картонный домик (собственного изобретения, как и идея его создания). В нём живут четыре нотки, которые соответствуют открытым струнам виолончели ля, ре, соль и до.

Домик так устроен, что к нему ещё можно прикрепить (в виде наглядности) картонку с крупно выписанными на нотном стане этими четырьмя нотами. Когда учащийся знакомится с открытыми струнами, то узнаёт, что нота «До» (Большой октавы) живёт в «подвале» домика, т.е. пишется на второй добавочной линейке снизу (в чём ученик убеждается, взглянув на наглядность с выписанными нотами). Ей как бы «не хватило квартиры на этажах домика», т.е. ей не отвели место на основном нотном стане. И дальше легко запомнить написание нот, соответствующих открытым струнам, так как идёт сравнение с этажами «домика». «Соль» живёт на первом этаже, далее через этаж: «Ре» - на третьем, «Ля» - на пятом. Там, где жильцы дома − ставенки окошек в домике открыты, а где нет жильцов – там закрыты (2, 4 этажи).

Знакомство учащегося со скрипичным ключом в основном происходит на уроках сольфеджио. Особенность мышления начинающего виолончелиста, как правило, такова, что с определённого момента обучения, а именно, когда встаёт вопрос об освоении высоких позиций, в приложении к виолончельному грифу, ноты в скрипичном ключе воспринимаются учащимся поначалу несколько специфичными.















Что касается тенорового ключа, то поначалу учащиеся не догадываются о его существовании, и знакомство с ним становится для них ярким открытием в процессе обучения.

Важно донести до учащихся мысль о том, что необходимо, начиная со средних классов музыкальной школы, хорошо владеть нотной грамотой в трех ключах: басовым, скрипичным и теноровом.

Так как музыкальные произведения с ними будут все чаще встречаться в практике игры на виолончели. Здесь поможет и наглядная таблица сравнительного написания нот сразу в трех ключах в Малой и Первой октавах.

Освоение текстов с комбинированностью музыкальных ключей важный этап в процессе обучения учащегося - виолончелиста, поэтому этой теме и посвящается данный урок.

Урок проводится с учащейся III класса Гориной Альбиной. Она уже знакома с нотами тенорового ключа, но в её программах ещё почти не встречался скрипичный ключ в приложении к виолончельным текстам.

Учащаяся находится на этапе освоения музыкальных текстов, где встречается комбинированность пока что не трех, а двух ключей. Например: басового и тенорового, либо басового и скрипичного.













II. На этапе повторения по данной теме я задаю Альбине вопросы. Она дает на них правильные ответы.


Вопросы преподавателя

Ответы учащейся

  1. Что называется музыкальным ключом?

  1. Ключ – знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.

  1. Какие бывают музыкальные 2. Существуют ключи: басовый,

Ключи? скрипичный и теноровый

Перед учащейся наглядность с ключами

(Она указывает на каждый из называемых ею ключей )

(Преподаватель в факультативном порядке дополняет знание учащейся о существовании ещё и альтового ключа, который тоже является одним из видов ключей «До»)

  1. Каковы особенности каждого ключа?

3(а). Скрипичный ключ – условный знак, который обозначает, что нота «соль» Первой октавы находится на второй линейке каждого стана.

3(б). Басовый ключ – знак, который обозначает, что нота «Фа» Малой октавы находится на четвертой линейке нотного стана.

3(в). Теноровый ключ – один из видов «До». Помещается на четвертой линейке нотного стана и обозначает, что на этой линейке находится нота «До» Первой октавы. В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота и тромбона.



Далее Альбина играет гамму До – мажор в две октавы через IV позицию на «Ре» струне целыми нотами (с целью подготовки её к ознакомлению с третьей октавой, уже в записи по скрипичному ключу).



Далее, в качестве игрового повторения, учащаяся исполняет наизусть с аккомпанементом два произведения:

1. «Колыбельную» Н. Римского-Корсакова (из оперы «Садко»). (В ней I половина текста изложена в басовом, а II − в теноровом ключах.

Я обращаю внимание Альбины ( в качестве наглядности, перед началом игры) на репродукцию «Эскиза к декорации оперы «Садко» художника Ф. Федоровского.

2. «Вперегонки» А. Комаровского (Текст данной пьесы выписан в теноровом ключе).



III Объяснение нового материала

Я обосновываю причину появления нескольких музыкальных ключей в тексте одного произведения, указывая, прежде всего на то, что их чередование связано с созданием для исполнителя большего удобства для зрительного восприятия при прочтении текста. Если запись нот Первой и Второй октав по басовому ключу требует постоянного использования линеек дополнительного верхнего нотного стана, то в записи нот этих октав в скрипичном и теноровом ключах только частично используются линейки дополнительного верхнего нотного стана.

Далее с помощью таблицы, предложенной к рассмотрению мной Альбине, сравнивается написание нот в 3-х музыкальных ключах: басовом, скрипичном и теноровом. На таблице в Малой и Первой октавах выделена нота «До» Первой октавы. Зрительным восприятием Альбина отмечает её написание в каждом из ключей (эту ноту берём за точку отсчёта, относительно других нот в данных октавах). Далее уточняется её нахождение в приложении к виолончельному грифу на струне «Ля».







IV Закрепление нового материала

Задания для учащейся

  1. Альбине предлагается сыграть гамму До-мажор в 3-й октаве полностью в записи по скрипичному ключу, чтобы перестроить его зрительное восприятие на этот (скрипичный) ключ в приложении к виолончельному грифу.

  2. Ученице предлагаются небольшие (3 по количеству) нотные отрывки, выписанные в скрипичном и теноровом ключах популярных детских песенок. Ей надо самостоятельно, используя навыки чтения с листа, проанализировать их и сыграть. После проигрывания каждого отрывка «угадать», таким образом, песенку, сказать её название.

(Предложены песенки: «Маленькой ёлочке», «Весёлые гуси», «Василёк»).

3. Задание третье.

По нотам Альбина исполняет произведение крупной формы вариационного характера (И. Иордан «Лёгкие пьесы в форме вариаций»). Данное произведение находится в стадии разбора. Вариации, изложенные в басовом ключе ученица уже играет в умеренном темпе с аккомпанементом. Новым для неё по разбору материалом на данном уроке стала «Тема» этих вариаций, а также вариация №2 («Allegretto») и вариация №5 «Аллегро модерато», тексты которых выписаны в басовом и скрипичном ключах. Я даю задание, чтобы Альбина, играя места, выписанные по скрипичному ключу, просольфеджировал их голосом. Таким образом, на данном уроке завершается разбор данного произведения, всех его вариаций.

  1. Следующее задание для учащейся сводится к следующему: она должна следить по нотам, слушая в моем исполнении пьесу Ф. Шуберта «Музыкальный момент» и после прослушивания ответить, сколько мелодических «отрезков» встретилось в тексте выписанных по скрипичному ключу, а сколько – по басовому. Альбине удалось хорошо справиться с этим заданием.

  2. В конце урока я исполнила пьесу «Полька-Янка» (белорусский народный танец, текст которого излагается в теноровом ключе), в качестве ознакомления с новым произведением, которое учащейся предстоит освоить на предстоящих уроках.

Альбине задаётся домашнее задание, и я подводвожу итог урока.

VI Заключение

Умение грамотно пользоваться музыкальными текстами, где имеет место сочетание музыкальных ключей, очень важный этап в обучении потому, что, преодолев его, открываются возможности играть ещё более интересную музыку.

Каждый урок по-своему важен, знания, полученные на нём необходимы, так как учебный процесс − это постоянное освоение нового, ещё ранее неизвестного, он также предполагает и преодоление трудностей, и усвоение новых навыков, зато каждый раз это, хоть маленькие, но достижения в учёбе; порою это прекрасные мгновения открытий и, в целом, − продвижение по манящей вперёд лестнице знаний.













Приложения:

Сравнительная таблица написания нот в басовой, теноровой и скрипичных ключах малой и первой октав.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беляева Лариса Павловна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства