Занятие позволяет приобщить детей, к традиционному народному ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изготовление подвески «Илин кэби?эр»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр
Муниципального образования «Вилюйский Район» Республики Саха (Якутия)
Изготовление подвески
«Илин кэбиһэр»
Разработала: педагог
дополнительного образования
Томская Саргылана Михайловна
2016 г.
Актуальность этого занятия позволяет приобщить детей, к традиционному народному ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Цель - Изготовление подвески «Илин кэбиһэр»
В соответствии с целью выделяется ряд педагогических задач:
ознакомить учащихся с традиционным национальным украшением
изучить значение узоров, применяющих традиционном шитье
сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
научить технике вышивку бисером;
выработать навык работы с бисером, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
Новизна данного занятия заключается в сформировании видения красоты родного края, в аксессуарах национального костюма. Также приобщение к культуре и истории родной местности способствует к пониманию сохранения и возрождения. Применять аксессуары народного костюма в современной жизни.
Теоретические: ознакомление традиционным национальным украшением, изучить значение узоровприменяемых в традиционном шитье;
корректировать свою работу с целью исправления недочетов;
работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки.
Навыки
Развить навыки ручного шитья
Организация и порядок проведения
Продолжительность занятия – 40 минут. С правиламитехники безопасности при работе ознакомить заранее, а на занятии лишь напомнить. Занятие проводиться средней и старшей группе.
Ход занятия:
Педагог: - Здравствуйте! Мы сегодня будем изготовлять подвеску «Илин кэбиһэр».
В давние времена народу Саха, “илин кэбиһэр” служил как доспех, кольчуга.Потом постепенно, носили только женщины как украшение и оберег. Надевалась она поверх шубы, и ее подвески спускались на грудь и на спину женщины.
По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и обереги. Большое значение придавали в этом и одеждах и украшениях. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
На середине “илин кэбиһэр”, в области сердца был круг. Этот круг символизировал солнце.Круг — розетка, как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — УрунАйыы Тойона. Круг «туосахта' на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 1).
В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуоройуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.
Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис 2.).
“Илин кэбиһэр” ковали только кузнецы. Более знатные люди заказывали нагрудное украшение из золота, средние из серебра, а бедные из меди.
Мы сейчас будем шить подвеску, из доступного материала: ткани, бисера и бус.
Название изделия
нагрудное украшение “Илин кэбиһэр”
Материалы:
кусочек ткани, картона, бисер, стразы и бусы
Инструменты:
ножницы, шелковая белая нитка, иголка нулевая и рабочая, мел, линейка, циркуль
Техника выполнения:
вышивка бисером и бисероплетение
Виды швов:
прямой шов и шов “через край”
План работы.
1. Организуй свое рабочее место. 2. По шаблону сделай на картоне и разметку детали подвески .3.Вырежи большим шаблоном ткань.4.На дублирин (это может быть и скатерть) по шаблону сделай разметку детали( Рисунок №1)
Рисунок №1
4.Строчи ткань по кругу, прямым швом ( Ынахтыы анньыы)(Рисунок №2)
Рисунок №2
5.Вытягивай нить до упора. (Рисунок №2)
Рисунок №2
В итоге должно получиться так. (Рисунок №3). Вид с изнаночной стороны.
Рисунок №3
6.Что бы найти середину детали начерти мелом крестик. (Рисунок №4) 7.В иголку нулевого размера вводите тонкую капроновую нить. Чтобы нитки не распутывались, не делайте их слишком длинными. Для темной ткани подберите белый, голубой и красный бисер, на светлом хорошо смотрится голубой, розовый, серый и красный цвета.8. На середину изделия прикрепляем бусину или стразу.
Рисунок №4
9.Бисер требует аккуратного обращения. Чтобы каждая бисеринка ложилась ровно, надо их вначале нанизывать на прочную нитку, натянуть и расправить, затем по рисунку пришивать другой иголкой с нитками между каждым бисером по отдельности. На нитку нанизывайте 3-4 бисера и слегка егонатянув, закрепляйте рабочей ниткой, пользуясь швом (Мииннэри анньыы) «через край»(Рисунок №5)
Рисунок №5
10. Изготовление подвесок. На одну нить берем бисер и проталкиваем на середину.(Рисунок №6)
Рисунок №6
Обе конца берем и вдеваем в иголку.(Рисунок №7)
Рисунок №7
Нанизываем бусы.(Рисунок №8)
Рисунок №8
Прикрепляем к основам детали.(Рисунок №9)
Рисунок №9
11.Берем нитку чуть длиннее размера головы, через изнаночную сторону изделия, вдеваем нитку в иголку. Нанизываем бусы. Конец пришиваем к изделию.12.Берем дублирин или скатерть, ложем на изнаночную сторону изделия. Пришиваем к изделию, пользуясь швом (Мииннэри анньыы) «через край»(Рисунок №10). Таким образом, мы спрятали шовные строчки.У нас