kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление подвески «Илин кэби?эр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволяет приобщить детей, к традиционному народному  ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение  является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление подвески «Илин кэби?эр»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр

Муниципального образования «Вилюйский Район» Республики Саха (Якутия)














Изготовление подвески

«Илин кэбиһэр»














Разработала: педагог

дополнительного образования

Томская Саргылана Михайловна








2016 г.

Актуальность этого занятия позволяет приобщить детей, к традиционному народному ручному шитью. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится сохранение культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Традиционное украшение является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира. А это, с одной стороны, оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, с другой стороны, предоставляет им возможность овладеть навыками профессиональной деятельности вданному ремеслу, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.

Цель - Изготовление подвески «Илин кэбиһэр»

В соответствии с целью выделяется ряд педагогических задач:

  • ознакомить учащихся с традиционным национальным украшением

  • изучить значение узоров, применяющих традиционном шитье

  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;

  • научить технике вышивку бисером;

  • выработать навык работы с бисером, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

Новизна данного занятия заключается в сформировании видения красоты родного края,  в аксессуарах национального костюма. Также приобщение к культуре и истории родной местности способствует к пониманию сохранения и возрождения. Применять аксессуары народного костюма в современной жизни.

Теоретические: ознакомление традиционным национальным украшением, изучить значение узоровприменяемых в традиционном шитье;

Практические занятия:усвоение практических навыков ручного шитья;

Знания

  • овладение основами знаний в области ручного шитья

  • использование инструментов и приспособлений;

  • знание значение узоров;

Умения

  • сочетать цвета бисера, умение работать с иголкой;

  • корректировать свою работу с целью исправления недочетов;

  • работать в коллективе, умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки.

Навыки

  • Развить навыки ручного шитья

Организация и порядок проведения

Продолжительность занятия – 40 минут. С правиламитехники безопасности при работе ознакомить заранее, а на занятии лишь напомнить. Занятие проводиться средней и старшей группе.

Ход занятия:

Педагог: - Здравствуйте! Мы сегодня будем изготовлять подвеску «Илин кэбиһэр».

В давние времена народу Саха, “илин кэбиһэр” служил как доспех, кольчуга.Потом постепенно, носили только женщины как украшение и оберег. Надевалась она поверх шубы, и ее подвески спускались на грудь и на спину женщины.

По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и обереги. Большое значение придавали в этом и одеждах и украшениях. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

На середине “илин кэбиһэр”, в области сердца был круг. Этот круг символизировал солнце.Круг — розетка, как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — УрунАйыы Тойона. Круг «туосахта' на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 1).

В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуоройуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками.

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис 2.).

“Илин кэбиһэр” ковали только кузнецы. Более знатные люди заказывали нагрудное украшение из золота, средние из серебра, а бедные из меди.

Мы сейчас будем шить подвеску, из доступного материала: ткани, бисера и бус.



Название изделия

нагрудное украшение “Илин кэбиһэр”

Материалы:

кусочек ткани, картона, бисер, стразы и бусы

Инструменты:

ножницы, шелковая белая нитка, иголка нулевая и рабочая, мел, линейка, циркуль

Техника выполнения:

вышивка бисером и бисероплетение

Виды швов:

прямой шов и шов “через край”



План работы.

1. Организуй свое рабочее место. 2. По шаблону сделай на картоне и разметку детали подвески .3.Вырежи большим шаблоном ткань.4.На дублирин (это может быть и скатерть) по шаблону сделай разметку детали( Рисунок №1)

Рисунок №1

4.Строчи ткань по кругу, прямым швом ( Ынахтыы анньыы)(Рисунок №2)

Рисунок №2



5.Вытягивай нить до упора. (Рисунок №2)











Рисунок №2

В итоге должно получиться так. (Рисунок №3). Вид с изнаночной стороны.















Рисунок №3

6.Что бы найти середину детали начерти мелом крестик. (Рисунок №4) 7.В иголку нулевого размера вводите тонкую капроновую нить. Чтобы нитки не распутывались, не делайте их слишком длинными. Для темной ткани подберите белый, голубой и красный бисер, на светлом хорошо смотрится голубой, розовый, серый и красный цвета.8. На середину изделия прикрепляем бусину или стразу.











Рисунок №4

9.Бисер требует аккуратного обращения. Чтобы каждая бисеринка ложилась ровно, надо их вначале нанизывать на прочную нитку, натянуть и расправить, затем по рисунку пришивать другой иголкой с нитками между каждым бисером по отдельности. На нитку нанизывайте 3-4 бисера и слегка егонатянув, закрепляйте рабочей ниткой, пользуясь швом (Мииннэри анньыы) «через край»(Рисунок №5)



















Рисунок №5

10. Изготовление подвесок. На одну нить берем бисер и проталкиваем на середину.(Рисунок №6)

Рисунок №6



Обе конца берем и вдеваем в иголку.(Рисунок №7)



Рисунок №7

Нанизываем бусы.(Рисунок №8)












Рисунок №8

Прикрепляем к основам детали.(Рисунок №9)




Рисунок №9

11.Берем нитку чуть длиннее размера головы, через изнаночную сторону изделия, вдеваем нитку в иголку. Нанизываем бусы. Конец пришиваем к изделию.12.Берем дублирин или скатерть, ложем на изнаночную сторону изделия. Пришиваем к изделию, пользуясь швом (Мииннэри анньыы) «через край»(Рисунок №10). Таким образом, мы спрятали шовные строчки.У нас

Рисунок №10 Рисунок №11



получилось нагрудное украшение – оберег «Илин кэбиһэр».(рисунок №11)

Педагог: Что мы сегодня изготовили?

Ученик: Подвеску «Илин кэбиһэр».

Педагог: Что символизирует круг?

Ученик: Круг символизирует высшее божествоҮрүҥ Аар Тойона.

Педагог: Молодцы! Вы освоили сегодняшнее занятие. И у вас получилось очень красивое украшение.







Использованная литература:

  1. А.Н. Акимова. Төрүт иис. Бичик, 2013.С.11.17.22.24.25.

  2. Е.Е.Аммосова. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск. 1989. С.13.14.23.32.

  3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.

  4. . Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.

  5. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

  6. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985. Наука, 1999.

  7. Народное искусство Якутии. Под. Ред. Каплан Н.И. Л. 1981

  8. Неустроев Б.Ф. Саха оhуора. Якутск. 1990.

  9. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

10.Неустроев Б.Ф.Узоры и орнаменты саха. Бичик,2010.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Изготовление подвески «Илин кэби?эр»

Автор: Томская Саргылана Михайловна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства