kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иван Бунин. Повесть «Лика», автобиографический характер повести

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаете ли вы, что улицы Ельца хранят следы многих великих людей? Здесь проходили когда-то всемирно известный великий мастер слова, Иван Бунин, путешественник Михаил Пришвин, философ Василий Розанов, композитор Тихон Хренников…

И кажется, мало что изменилось в облике древнего города, и можно ощутить то, что чувствовали они когда-то.

Давайте вместе перенесёмся в это город. Но только в другое время, гимназический период в судьбе Ивана Бунина. А было это в 1881, то есть 134 года назад.

В Ельце Ваня Бунин прожил несколько лет, и хотя сама учёба в гимназии оставила в нём «впечатления далеко на радостные», как вспоминал он в своей автобиографии, но именно эти елецкие впечатления станут впоследствии питать всё творчество Бунина эмигрантской поры и останутся в его памяти самыми дорогими воспоминаниями, отразившись в романе «Жизнь Арсеньева» и многих других произведениях, о которых мы услышим сегодня на уроке.

Итак, наше путешествие по страницам произведений И.А. Бунина мы начнём с большого эпического произведения, с романа, над которым писатель работал около 12 лет (1927—1939). Это огромное полотно запечатлело не только судьбу будущего писателя, но и всю старую Россию. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок (где гимназист Алексей Арсеньев живет «на хлебах» у мещанина Ростовцева), дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов, которые назывались просто «табак», затем Крым, Харьков, Орел, Полтава, Москва-Первопрестольная.  Из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иван Бунин. Повесть «Лика», автобиографический характер повести»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


ПЛАН УРОКА № 39(3)


Группа №





Дата






Тема программы: Литература ХХ века

ТЕМА УРОКА: И.А. Бунин. Повесть «Лика», автобиографический характер повести

- познакомить с одним из этапов жизненного и творческого пути И.А. Бунина ;

- ввести в художественный мир писателя (Елец на страницах произведений Бунина);

- развивать навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивать культуру речи, память, мышление, творческие способности;

- формировать интерес к самостоятельному чтению произведений писателя, на примере жизни И.А.Бунина воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

Материально-техническое обеспечение урока – портрет писателя


ХОД УРОКА


  1. Организационная часть урока – мин

- проверить внешний вид студентов, наличие тетрадей, ручек, карандашей и т.д.

- проверить по журналу явку студентов.

  1. Проверка выполнения студентами домашнего задания практического характера - мин

Выразительное чтение стихотворений

3. Проверка ранее усвоенных знаний – мин.

Нарисуйте краткую схему, которая расскажет нам о И.А. Бунине

4. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы, цели и задач урока – мин.

Знаете ли вы, что улицы Ельца хранят следы многих великих людей? Здесь проходили когда-то всемирно известный великий мастер слова, Иван Бунин, путешественник Михаил Пришвин, философ Василий Розанов, композитор Тихон Хренников…

И кажется, мало что изменилось в облике древнего города, и можно ощутить то, что чувствовали они когда-то.

Давайте вместе перенесёмся в это город. Но только в другое время, гимназический период в судьбе Ивана Бунина. А было это в 1881, то есть 134 года назад.

В Ельце Ваня Бунин прожил несколько лет, и хотя сама учёба в гимназии оставила в нём «впечатления далеко на радостные», как вспоминал он в своей автобиографии, но именно эти елецкие впечатления станут впоследствии питать всё творчество Бунина эмигрантской поры и останутся в его памяти самыми дорогими воспоминаниями, отразившись в романе «Жизнь Арсеньева» и многих других произведениях, о которых мы услышим сегодня на уроке.

Итак, наше путешествие по страницам произведений И.А. Бунина мы начнём с большого эпического произведения, с романа, над которым писатель работал около 12 лет (1927—1939). Это огромное полотно запечатлело не только судьбу будущего писателя, но и всю старую Россию. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок (где гимназист Алексей Арсеньев живет «на хлебах» у мещанина Ростовцева), дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов, которые назывались просто «табак», затем Крым, Харьков, Орел, Полтава, Москва-Первопрестольная. Из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России.

5. Восприятие и осознание студентами нового учебного материала - мин.

Крымское творчество Бунина

Иван Алексеевич Бунин является наиболее значительным преемником А. С. Пушкина в развитии крымской темы в поэзии. В 1889 г. девятнадцатилетним юношей поэт впервые побывал в Крыму. Встреча не обманула ожиданий. Заочная любовь (рассказы отца, участника обороны Севастополя, встречавшегося с Л. Н. Толстым; «Крымские сонеты» А. Мицкевича, всегда любимые, побудившие его изучать польский язык) перешла в привязанность на всю жизнь, не охлажденную даже эмиграцией.

И. А. Бунин приезжал в Крым многократно и хорошо его знал, особенно Южный берег. Поездки стали регулярными с тех пор, как в Ялте обосновался Чехов, в доме которого поэт нередко останавливался. Стихи, связанные с Крымом, не образуют формально какого-либо цикла, но по существу это удивительная по точности, наблюдательности и выразительности поэтическая книга. В ней нашлось место всему: философским раздумьям о смысле жизни («Кипарисы», «Вино»), теме любви и женской красоты («К прибрежью моря длинная аллея», «Купальщица», «Последние слезы»), воспоминаниям о крымских знакомых («Художник, рассказывающий о Чехове»). С точностью естествоиспытателя Бунин передает разные состояния моря, погоды, времени суток («Штиль», «Зной», «Сумерки»), набрасывает пейзажные зарисовки.

В крымских степях

Синеет снеговой простор,

Померкла степь. Белее снега

Мерцает девственная Вега

Над дальним станом крымских гор.

Уж сумрак пал, как пепел сизый,

Как дым угасшего костра:

Лишь светится багряной ризой

Престол аллы – Шатер-Гора.

Крымские мотивы поэт введет в свой автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», не раз будет возвращаться к их разработке в рассказах, написанных за границей.

Жизнь Арсеньева Бунин

Роман в пяти томах «Жизнь Арсеньева» был написан И. Буниным во Франции. Большая часть работы была завершена к концу 20-х годов. Публикации отдельных глав романа можно было увидеть в парижской газете «Россия» уже в 1927 году. Через 3 года была написана заключительная часть произведения, называвшаяся «Лика». В 1930 году роман вышел отдельной книгой. Через несколько лет Бунин получил за своё произведение Нобелевскую премию.


Работа над «Жизнью Арсеньева» началась во французском городе Грас. По свидетельствам поэтессы Г. Кузнецовой, помогавшей Бунину в подготовке чернового варианта романа, писатель кропотливо работал над каждой главой, переписывая её несколько раз. Первая часть произведения была готова уже к середине осени 1927 года. Однако Бунин долго не решался её публиковать. Сложнее всего писателю далась работа над заключительной частью романа. Бунин проводил за письменным столом по 12 часов в сутки.


Мнение критиков


В целом роман Бунина понравился читателям и литературным критикам. По утверждению Марка Алданова, «Жизнь Арсеньева» – «одна из самых светлых книг русской литературы». Владимир Вейдле (литературовед) утверждал, что новый роман Бунина стал самым «исчерпывающим» произведением писателя.


Однако далеко не все критики были благосклонны к «Жизни Арсеньева». Среди тех, кому роман однозначно не понравился, были Зинаида Гиппиус, Иван Наживин и Дмитрий Мережковский, обвинившие Бунина излишнем натурализме.


Краткое содержание


Жизнь Арсеньева и мнение критиков

Повествование ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего детские и юношеские годы. Алексей появился на свет на хуторе Каменка, в отцовском имении. Первые воспоминания мальчика связаны с природой, с полями, занесёнными снегом зимой и пахнущими травой летом. Кроме Алексея, в семье Арсеньевых было ещё четверо детей. Старшие братья уже покинули родительский дом.


Когда маленький Алексей подрос, у него появился учитель по фамилии Баскаков, главной задачей которого стала подготовка мальчика к поступлению в гимназию. После того, как Алексей научился читать и писать, учитель перестал выполнять функции наставника. Вместо того, чтобы заниматься подготовкой к гимназии, Баскаков читает вслух о приключениях Дон Кихота и Робинзона Крузо и рассказывает истории из своей жизни.


Несмотря на невысокое качество домашнего образования, Арсеньев всё-таки смог сдать вступительные экзамены в гимназию. Переезд в город и жизнь в чужой семье не вызывают у Алексея особенного восторга. Он слишком тяжело переживает смену обстановки. Вскоре Арсеньев узнаёт, что его старший брат Георгий был обвинён в связи с народовольцами. В качестве наказания Георгию было предписано отправиться в трёхлетнюю ссылку в село Батурино. К тому времени в этом селе уже жила вся семья Арсеньевых. Алексей бросил учёбу и присоединился к своим родственникам.


Алексею исполнилось 15 лет. Он увлекается сочинением стихов, публикация которых в известном петербургском журнале стала для юноши настоящим шоком. Алексей ушёл из дома. Начались годы скитаний, в течение которых юноша посетил множество городов, ночевал на почтовых станциях. В Орле Арсеньев жил дольше, чем в других городах. Посетив редакцию местной газеты, молодой человек получил выгодное предложение о сотрудничестве. Здесь же он встретил девушку по имени Лика. Новая знакомая Алексея любит музыку и театр.


Прожив зиму в Орле, Арсеньев снова захотел путешествовать. Однако любовь заставляет его вновь искать встречи с Ликой. Решив жить вместе, влюблённые уезжают в малорусский город. Устроившись на новую работу, Алексей вынужден часто ездить в командировки. Арсеньеву нравится его свободная жизнь, встречи с интересными людьми. Алексей знает, что дома его всегда ждёт любимая Лика. Однако девушка не выносит постоянных разлук с любимым, чувствуя, что он начинает от неё отдаляться.


Вернувшись однажды домой, Арсеньев обнаруживает прощальную записку от Лики. Алексей бросает службу и отправляется на поиски любимой. Отец девушки не хочет сообщать о месте нахождении дочери, поскольку Лика запретила ему это делать. Арсеньев возвращается в родительский дом, однако не перестаёт ждать вестей от девушки. Вскоре становится известно, что Лика вернулась к отцу, а через неделю умерла от воспаления лёгких.


Прототип Лики


Роман «Жизнь Арсеньева» во многом автобиографичен. Несмотря на то, что сам писатель утверждал, что Лика – вымышленный персонаж, многие литературоведы полагают, что у главной героини был прототип, взятый из реальной жизни. В молодости Бунин был знаком с девушкой по имени Варвара Пащенко, которая работала корректором в редакции «Орловского вестника». Варя была не похожа на своих сверстниц. Девушка отличалась независимостью и строптивостью. Так же, как и Лика, Варвара любила театр и музыку. Пащенко мечтала об актёрской карьере.


В начале знакомства Варя не понравилась Бунину. Он считал её слишком «фатовой». Однако вскоре молодой человек понял, что влюблён. Отец девушки был против союза своей дочери с малообразованным бедным юношей. Роман с Варей продлился недолго. Влюблённые постоянно ссорились. В конце концов, девушка навсегда покинула Бунина. В отличие от вымышленной Лики, Варвара Пащенко не умерла после расставания, а вышла замуж за А. Бибикова, известно актёра и писателя.


Анализ произведения

Жанровое своеобразие

Новаторство автора, по мнению литературоведов, связано, прежде всего, с жанром произведения. Роман представляет собой монолог главного героя, в котором есть и размышления, и воспоминания. Некоторые размышления Алексея имеют философский характер. Например, главный герой делает неожиданное открытие: дорогие ему люди продолжают жить даже после смерти, если на свете есть человек, помнящий их живыми. Они живут в сознании этого человека. Арсеньев приходит к выводу о том, что как только его самого не будет в живых, его родители, братья, сёстры и все, кого он любит, перестанут существовать окончательно.


Исследователи творчества Бунина разных лет пытались дать жанровое определение «Жизни Арсеньева», так как назвать книгу романом в привычном смысле этого слова невозможно. Классический роман – это строгое изложение событий в их хронологической последовательности. В произведении Бунина описания реальности чередуется со свободным течением мыслей главного героя.


Образ Лики


Появление Лики в последней части романа несёт особый непривычный смысл. Автор вводит этот персонаж в своё произведение не для того, чтобы сделать девушку женой главного героя. Необычная девушка не может превратиться в домохозяйку, рожать и воспитывать детей. Лика неуловима и непостоянна, как вдохновение. Она неожиданно появляется и также неожиданно и внезапно исчезает из жизни Арсеньева.


Миссия Лики состоит не в том, чтобы стать образцовой спутницей жизни. Её присутствие необходимо для того, чтобы раскрыть характер Алексея, помочь читателю увидеть его свободолюбие, независимость, любовь к литературному творчеству. Лика – не просто женщина. Она представлена музой Арсеньева. Алексей проводил слишком мало времени со своей возлюбленной. Лика жила в его сознании, став для него идеальным недосягаемым образом.




6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний - мин.

-Ребята, что нового вы узнали об И. А. Бунине?

-Заинтересовали ли вас написанные им произведения?

-Вы почувствовали неразрывную связь писателя с городом, в котором мы живём?

-Захотелось ли вам перечитать те произведения, о которых говорилось сегодня.


7. Подведение итогов урока - мин.

Сегодня я узнал…

8. Сообщение домашнего задания - мин.

Характеристика образов повести


Преподаватель - Крыщук Татьяна Адамовна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Иван Бунин. Повесть «Лика», автобиографический характер повести

Автор: Крыщук Татьяна Адамовна

Дата: 11.03.2018

Номер свидетельства: 461325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства