kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Юрта,убранство юрты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся могут рассказать об убранстве казахской юрты,описывать нацоинальные особенности прикладного искусства казахского народа.

Просмотр содержимого документа
«Юрта,убранство юрты.»

Открытый урок

Художественный труд в 4 «Б классе


Предмет: Художественный труд.

Урок: 9

Школа: ГУ «СШ №33 Целиноградского района»

Дата: 27.11.2019г


ФИО учителя: Огневская М.И.


Класс: 4Б

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Культурное наследие».

Тема урока:

Юрта,внутреннее убранство юрты.

Цели обучения, которым посвящён урок

4.1.2.2 определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира

4.1.3.2 отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая ИКТ)

4.2.3.4 использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ

4.2.4.1 использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности


Развитие навыков:

1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций

1.3 Развитие творческих идей

2.3 Технологии изготовления

2.4 Соблюдение техники безопасности

3.2 Анализ подходов в искусстве

Предполагаемый результат:

Все учащиеся узнают: о внутреннем убранстве юрты.

Смогут рассказывать: о строение юрты,внутреннем убранстве юрты.

Большинство учащихся смогут: выполнять последовательно задания убранства юрты .

Некоторые учащиеся смогут: выполнить творческую работу в материале на основе созданного макета- юрты.

Языковые цели


Учащиеся могут:

Описывать убранство казахской юрты.

Отвечать на вопросы из учебника и учителя.

Ключевые слова и фразы: внутреннее убранство юрты, шанырак,кереге,орнамент, казахские традиционные ковры, , сырмак, текемет, , бау, аяккап.

Возможные вопросы для обсуждения:

- Расскажи о строении казахской юрты и убранстве юрты.

Ход урока


Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы


1.Сообщение темы урока.

Слово учителя. Своеобразна и неповторима наша Родина – наследница древних кочевых цивилизаций, уникальной и самобытной культуры.

Великая степь хранит в себе таинство мироздания, бесконечность пространства и времени. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры-это юрта.

2.Беседа:

-Вспомните, что вы знаете о традициях и обычаях казахского народа?

Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен.
С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше. «Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни.Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу.
-Расскажите, что вы знаете о казахской юрте, её особенностях, из чего её делают, из каких частей она состоит, как её сооружают и как занимаются убранством юрты?



Юрта – переносное жилище кочевников. Очень удобное и практичное жилье. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Слово «юрта» - в смысле – жилище, пришло из русского языка. А в казахском оно имеет еще другое значение: «семья, родные люди». Шанырак - это семейная реликвия и его устанав­ливали всегда мужчины - глава семьи или старейшина рода. Когда детали юрты приходили в негодность, их заменяли, за исключением шанырака, он передавался из поколе­ния в поколение и наследовался младшим сыном. Поэтому гости должны были посетить его юрту раньше, чем юрты старших братьев. Шанырак - символ семейного круга и домашнего очага. Четыре конца крестовины шанырака указывали на четыре стороны света, а по положению звёзд в раме шанырака древние кочевники точно определяли время перехода с одного пастбища на другое. В отверстие шанырака выходил дым из открытого очага. Кроме того, шанырак служил и окном для освещения жилья. На ночь отверстие закрывали войлочным покрытием – тундиком.

Пространство возле входа на­зывается босага. Слева от входа на стенах размещали одежду, по­ходные сумки, конскую сбрую, сёдла, различные инструменты. Справа - предметы домашнего обихода, необходимые для ведения хозяйства: различную утварь, де­ревянную, металлическую и ко­жаную посуду.

В центре юрты находился очаг, который располагался под шаныраком. Напротив входа за очагом располагался тор - почётное место для гостей и уважаемых людей. Это верхнее место всегда было богато украшено. Там стояли сундуки со сложенными в высокие стопки одеялами и рас­стилались самые лучшие войлочные и тканые ков­ры. По правую сторону от тора находилась мужская половина, по левую - жен­ская. Дети жили вместе с женщинами. Повзрослев, мальчики переходили на мужскую половину.

Юрта была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента.
Я предлагаю вам посмотреть видео ,дополнить свои знания еще интересной информацией .





Работа в группе

Расскажите о своем доме,где вы живете?


Дом – это место, где человек проводит большое количество времени, это то место, где он чувствует себя в безопасности, куда хочет возвращаться.

При выборе и оформлении жилища особое внимание уделяют трём основным качествам:

  • функциональности;

  • гигиеничности;

  • эстетике.

Интерьер – это французское слово, и в переводе означает «внутренний», т.е. внутренний мир дома, его устройство, убранство.


Задание: сравнить убранство юрты и современного жилища.
Выделить общее и различное в интерьере жилища.





Перед вами макет юрты.

Там царит совершенно особенный мир тишины. Сегодня мы с вами будем заниматься убранством современной юрты, где вы можете показать свое творчество и мастерство ,привлечь отдыхающих и гостей прибывших в нашу страну,удивить необычным интерьером своей юрты и предложить остановиться на время пожить в юрте.

-Физминутка.

-Выполнение работы учащимися:

Практическая работа.Соблюдение ТБ.

- Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы.

- Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваша юрта, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов и картинки необходимые для убранства вашей юрты. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. 

-Анализ выполненной работы.

-Выставка полученных работ.

Презентация юрт каждой группы.

Рефлексия.





































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Юрта,убранство юрты.

Автор: Огневская Мария Ивановна

Дата: 18.05.2020

Номер свидетельства: 550280

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства