Цели обучения, которым посвящён урок | 4.1.2.2 определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира 4.1.3.2 отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая ИКТ) 4.2.3.4 использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ 4.2.4.1 использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности |
Языковые цели | Учащиеся могут: Описывать убранство казахской юрты. Отвечать на вопросы из учебника и учителя. Ключевые слова и фразы: внутреннее убранство юрты, шанырак,кереге,орнамент, казахские традиционные ковры, , сырмак, текемет, , бау, аяккап. Возможные вопросы для обсуждения: - Расскажи о строении казахской юрты и убранстве юрты. |
| 1.Сообщение темы урока. Слово учителя. Своеобразна и неповторима наша Родина – наследница древних кочевых цивилизаций, уникальной и самобытной культуры. Великая степь хранит в себе таинство мироздания, бесконечность пространства и времени. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры-это юрта. 2.Беседа: -Вспомните, что вы знаете о традициях и обычаях казахского народа? Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен. С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше. «Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни.Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. -Расскажите, что вы знаете о казахской юрте, её особенностях, из чего её делают, из каких частей она состоит, как её сооружают и как занимаются убранством юрты? Юрта – переносное жилище кочевников. Очень удобное и практичное жилье. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Слово «юрта» - в смысле – жилище, пришло из русского языка. А в казахском оно имеет еще другое значение: «семья, родные люди». Шанырак - это семейная реликвия и его устанавливали всегда мужчины - глава семьи или старейшина рода. Когда детали юрты приходили в негодность, их заменяли, за исключением шанырака, он передавался из поколения в поколение и наследовался младшим сыном. Поэтому гости должны были посетить его юрту раньше, чем юрты старших братьев. Шанырак - символ семейного круга и домашнего очага. Четыре конца крестовины шанырака указывали на четыре стороны света, а по положению звёзд в раме шанырака древние кочевники точно определяли время перехода с одного пастбища на другое. В отверстие шанырака выходил дым из открытого очага. Кроме того, шанырак служил и окном для освещения жилья. На ночь отверстие закрывали войлочным покрытием – тундиком. Пространство возле входа называется босага. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конскую сбрую, сёдла, различные инструменты. Справа - предметы домашнего обихода, необходимые для ведения хозяйства: различную утварь, деревянную, металлическую и кожаную посуду. В центре юрты находился очаг, который располагался под шаныраком. Напротив входа за очагом располагался тор - почётное место для гостей и уважаемых людей. Это верхнее место всегда было богато украшено. Там стояли сундуки со сложенными в высокие стопки одеялами и расстилались самые лучшие войлочные и тканые ковры. По правую сторону от тора находилась мужская половина, по левую - женская. Дети жили вместе с женщинами. Повзрослев, мальчики переходили на мужскую половину. Юрта была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента. Я предлагаю вам посмотреть видео ,дополнить свои знания еще интересной информацией . | |
Работа в группе | Расскажите о своем доме,где вы живете? Дом – это место, где человек проводит большое количество времени, это то место, где он чувствует себя в безопасности, куда хочет возвращаться. При выборе и оформлении жилища особое внимание уделяют трём основным качествам: функциональности; гигиеничности; эстетике. Интерьер – это французское слово, и в переводе означает «внутренний», т.е. внутренний мир дома, его устройство, убранство. Задание: сравнить убранство юрты и современного жилища. Выделить общее и различное в интерьере жилища. Перед вами макет юрты. Там царит совершенно особенный мир тишины. Сегодня мы с вами будем заниматься убранством современной юрты, где вы можете показать свое творчество и мастерство ,привлечь отдыхающих и гостей прибывших в нашу страну,удивить необычным интерьером своей юрты и предложить остановиться на время пожить в юрте. -Физминутка. -Выполнение работы учащимися: Практическая работа.Соблюдение ТБ. - Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы. - Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваша юрта, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов и картинки необходимые для убранства вашей юрты. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. -Анализ выполненной работы. -Выставка полученных работ. Презентация юрт каждой группы. Рефлексия. | |