III. Усвоение нового материала. 1.Работа с материалом, картой. Задание: 1 группа: Изучите материал. Составьте хронологию распространения ислама в Казахстане. 2 группа: Изучите материал. Покажите, как распространялся ислам в Казахстане. Для этого нанесите на карту Казахстана события, отметьте географические объекты. 3 группа: Изучите материал. Докажите, что распространение ислама в Казахстане носило мирный характер. 4 группа: Изучите материал. Составьте 5 вопросов открытого типа. Начало распространения ислама в Казахстане. Проникновение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и земли Казахстана датируется VII-VIII вв. н.э. Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-ые гг., когда здесь появились первые арабы-миссионеры. В начале VIII в. в Центральной Азии отмечается еще один подъем миссионерской деятельности. Однако окончательная победа ислама произошла в середине VIII в. В 751 г. у города Атлаха недалеко от Тараза развернулась многодневная битва между арабским военачальником Зиядом ибн Салихом и китайским полководцем Гао Сяньчжи. В решительный момент битвы в тылу китайцев восстали и перешли на сторону арабов племена карлуков. Китайские войска были полностью разгромлены и оставили Жетысу и Восточный Туркестан. Победа пришедшей под зеленым знаменем ислама арабской армии ознаменовала собой начало утверждения религии пророка Мухаммеда и мусульманской культуры во всем центральноазиатском регионе. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, продолжавшимся несколько столетий. Вначале новая религия проникла в южные районы. Уже к концу Х века ислам утвердился среди оседлого населения в Жетысу и на Сырдарье. В начале X века мусульманство принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией. История свидетельствует о том, что исламизация региона носила мирный характер. Великий Шелковый путь был благодатным местом для последователей многих вероучений, включая христианство (преимущественно несторианство и яковитство), буддизм, зороастризм. Широко среди тюркских жителей степных районов было распространено тенгрианство. Внедрение ислама среди местного населения шло мирным путем и не привело к притеснениям и насилию. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. Идеалы ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел. Установление исламских ценностей, безусловно, сыграло положительную роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий. Распространение ислама в начале XIII века было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан различные тюркские и монгольские племена со своими традиционными религиями. Были уничтожены многие города, разграблены научные и культурные центры, разрушены мечети и медресе. Навсегда исчезли с карты целые города. Значительный ущерб был нанесен торговле на маршрутах Великого Шелкового пути. Однако местные культурные и духовные традиции прошли испытание и со временем возродились. Монгольские завоеватели, включая правящую верхушку, приняли ислам и перешли на тюркский язык. Это привело к тому, что в течение средневековья религия пророка Мухаммеда продолжила продвижение в кочевую степь, привлекая все новые группы населения. 2.Метод «Автобусная остановка». Обмен листами. 3.Знакомство с жизнью Ходжа Ахмета Иасауи. 1)Просмотр видеоматериала. 2)Слово учителя: Иасауи – знаменитый суфийский проповедник, автор книги «Диван-и-Хикмет», которую называют второй книгой. Почему? 3)Просмотр видеоматериала – биографии Иасауи. 4)Прочитайте фразу: Окунись в хикметы Яссави, и ты поймешь их свойства. - Давайте и мы окунемся в них, попробуем мыслить, как Иасауи. 5)Чтение хикметов. 1 хикмет Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших духом, будь мягок, Если такой несчастливец в неведении, поделись сокровенным знанием. В Судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему, Я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов. Если ты правоверный, будь близок к обездоленным, Слушай тех, кто читает Хадис, аяты из Корана. Что бы ни дала судьба, будь благодарен. И я довольствуюсь тем, что имею, пью напиток наслаждения. Если ты умен и мудр — заботься о нищих, Как Мустафа, собирай и опекай сирот повсюду, От алчных и подлых держись подальше, Убереги себя и стань как полноводная река. Превратившись в черствого, злоязыкого, коварного, Лжеученый, читая Коран, не делает благодеяния. Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай, Одари, уважь их, душу им осветли. Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди. Эти слова, услышав от Всевышнего, — передаю вам. 13 хикмет Эй, друзья! Став другом невежественному врагу, Потерял уважение к себе, почти что умер. Хоть и встал на правильный путь, но впустую. Захлебываясь кровью, пью несчастья яд. Хватит стенать от страданий. Где вы, о, благородные, добродетельные щедрые люди?! Для хороших людей я готов сто раз пожертвовать жизнью, Убегая от дурных невежд, я вот ушел в подземелье. Случайно встретившись с невеждой, помощи попросишь. Скорее небо упадет на землю, чем он сделает добро. He тратьте надежды зря, друзья. Я устал от этих невежд, давно с ними порвал. 31 хикмет Эй, суфийи, если хотите увидеть Божественный лик, Отрешитесь от всего и идите в толпу. Человек, который не исповедуется глубоко, Ночами не зная сна, он будет горько сокрушаться. Если будешь гоним своими земными потребностями, пеняй на себя. Потом, хоть ты будешь рыдать, Всевышний тебе не поможет. Тот, кто ночами напролет, не зная сна, будет остерегаться (блюсти себя), Только он и сможет безупречно исполнять дела, посвященные Аллаху. 38 хикмет Tот, кто не любил, — жесток, бездушен, Он не будет напрягать себя, чтобы понять слова Пророка. Глухому можно тысячу раз сказать, он не поймет. Что толку с него, он ведь глух, друзья. На дне реки лежит драгоценный камень, Кто нырнет и достанет, тот счастливец. Нечестивый не будет себя утруждать, Он за копейку может продать честь и совесть. Ненасытно загребая богатства, Непрестанно хватая все, никак не пресытится. Это нечистая сила его так заводит, увлекает. И поймет это он в час расплаты, заливаясь слезами. 41 хикмет Они превозносят себя выше других, Божественный путь, требующий жертв, пугает их. Их ненасытные натуры требуют земных благ. Друзья, не вздумайте идти в дорогу с ленивыми. Пророк Всевышнего Мухаммед отрекся от преступников, Я помню это очень хорошо. Нет Рая для подлецов, клянусь Аллахом! Нельзя лживо говорить, это позор, друзья. Если ты будешь в глаза хвалить, а за глаза обливать грязью, Из мелкого расчета строить свою жизнь, Только думать о своем благополучии и себе, Черная твоя душа не станет белой, сколько бы ее ты ни отмывал. |