Просмотр содержимого документа
«Интеллигенция и Церковь (из истории отношений). Материалы к уроку по Истории религий. 11 класс.»
МБОУ «Гимназия №2»
Интеллигенция и Церковь
(из истории отношений)
Материалы к уроку по истории религии
в 11-ом классе
Учитель литературы, МХК
и истории религии
Михальчик Людмила Владиславовна
г. Курчатов
Материалы куроку по истории религии в 11-ом классе
Интеллигенция и Церковь (из истории отношений)
Слайд 1«Интеллигенция и Церковь»
У.Сегодня мы с вами живём в светском демократическом государстве, где
Конституция защищает наши гражданские права, в том числе и право выбора
вероисповедания.
Страна наша исторически многоконфессиональная. И о какой бы конфессии мы ни говорили, главным остаётся вопрос о взаимодействии Церкви и государства. А поскольку интеллигенция, хоть, может быть, и немногочисленная прослойка, но всё же самая образованная часть общества, то именно её отношение к Церкви, или
с Церковью всегда были и наиболее важными, и наиболее напряжёнными.
Об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Вопрос. Давайте определимся, что такое интеллигенция?
-- Общественный слой людей, которые профессионально занимаются
умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и
распространением культуры.
-- А Борис Васильев, замечательный писатель, в 1-ую очередь говорил об
интеллигентах как о людях, которые чувствуют собственную ответственность
за всё, что происходит вокруг.
У. Интеллигенция как особый класс стала формироваться, начиная с эпохи
Петра I. Да и сама Россия менялась в сторону светской жизни.
Слайд 2«Портрет Петра I»
Вопрос.Какие преобразования произошли по воле императора Петра
Алексеевича в государственной, а главное - в церковной жизни?
-- Пётр I ликвидировал экономическое могущество Церкви: взял под контроль
церковно – монастырское имущество (указ 1701г.);
-- установил строгие наказания за отсутствие на исповеди – штраф как доход
в казну (указ 1718г.);
-- заставил духовенство служить себе в разных областях общественной и
государственной жизни (напр., исповедь была поставлена на службу сыску);
-- упразднил патриаршество, заменив его коллегиальным органом –
У. А вот другой русский гений – Г.Р.Державин.«Я в правде черт», - говорил он
он о себе. Можно подумать, что этот бедный дворянин, затем гвардейский офицер,
затем министр при трёх государях и при этом – первый великий русский поэт –
далёк от религии, от Церкви. От Церкви да, но не от основных её догматов.
Ода Державина «Бог» - это не что иное, как своеобразный пересказ Символа веры.
Слайд 11Ода «Бог»
О Ты, пространством бесконечный, Меня мой разум уверяет,
Живый в движеньи вещества, Ты есть – и я уж не ничто!
Теченьем времени превечный, ……………………………….
Без лиц, в трех лицах божества! Я телом в прахе истлеваю,
Дух всюду сущий и единый, Умом громам повелеваю,
Кому нет места и причины, Я царь – я раб – я червь – я бог! Кого никто постичь не мог, Но, будучи я столь чудесен, Кто все собою наполняет, Отколе происшел? – безвестен;
Объемлет, зиждет, сохраняет, А сам собой я быть не мог.
Кого мы называем: Бог.
…………………………………. Твое созданье я, Создатель!
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек! …………………………………………
………………………………………….. …слабым смертным невозможно
А я перед Тобой - ничто. Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
Ничто! – Но Ты во мне сияешь В безмерной разности теряться
Величеством Твоих доброт… И благодарны слезы лить.
…………………………………….
Вопрос.Это отрывок из оды. В чём особенность этого жанра?
-- Ода- это торжественная песнь, прославляющая кого-либо или что-либо.
За что же Державин славит Всевышнего?
-- Человек – венец Божьего творения. И как существо разумное, подобие Творца,
он может и должен стремиться быть достойным своего Создателя.
У. Делаем вывод: и просвещённый Державин был глубоко верующим человеком.
Слайд 12«Интеллигенция и Церковь»
В н.19-го века русское образованное общество, особенно аристократия
Петербурга, очень уж отдалилось от всего русского: культуры, народа, даже
язык свой родной чуть не забыло. И нужно было потрясение вселенского масштаба,
а именно война 1812 года, война Отечественная, чтобы дворяне вспомнили, что
они русские, православные, что у них одни с простым народом корни, одна земля,
одна Родина, одни святыни. Вспомнили, что есть чем гордиться и что защищать,
стоя на поле брани плечом к плечу с простыми солдатами.
Слайд 13 И.Н.КРАМСКОЙ. «Портрет Л.Н. Толстого»
В конце августа – начале сентября этого, 2017 года, Россия будет отмечать
205-летие со дня Бородинского сражения – решающего в той войне. Лучшие страницы
в литературе, ему посвящённые, - это страницы романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.
-- Накануне сражения, ночью, князь Андрей Болконский уверенно говорит о победе,
имея в виду дух, царящий в русской армии, настрой всего войска стоять до конца.
Но ещё раньше на поле предстоящей брани был отслужен молебен во имя победы.
Слайд 14«Владимирская и Смоленская иконы Богородицы»
Со времён князя Андрея Боголюбского закрепилась в русском народе
вера в заступничество Богородицы. И как когда-то, в конце 14-го века,
Владимирская икона Божьей Матери спасла Москву от Тамерлана, так и теперь,
в начале века 19-го, Смоленский образ Богородицы был крестным ходом доставлен
на Бородинское поле, где перед ним молилась вся русская армия во главе
с главнокомандующим Михаилом Илларионовичем Кутузовым.
Экран.Кадры из фильма «Война и мир»
Слайд 15«Интеллигенция и Церковь»
В той войне (впрочем, как и всегда) Россия выстояла: ценой огромных потерь русские люди отстояли свою независимость. А что же дальше? А дальше – победители вновь стали рабами, ведь крепостное право в России ещё не было отменено.
Своей активной позиции по этому вопросу Церковь не заявляет, протестов не
высказывает. Зато судьбой простого народа недовольна интеллигенция.
Слайд 16«Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.»
Да, русская интеллигенция – в лице, пожалуй, самых образованных, самых
обеспеченных, т.е. самых благополучных в большинстве своём членов дворянского
общества – будущих декабристов.
Итог известен: - восстание на Сенатской площади 14-го декабря 1825 года,
Слайд 17«Медальон с профилями 5-ти повешенных декабристов»
- казнь 5-ти активных членов тайных обществ, Северного и Южного,
- более 300-сот декабристов осуждены на каторгу и ссылку в Сибирь.
Официальная Церковь полностью на стороне властей.
Слайд 18«Интеллигенция и Церковь»
Более того, поддерживая в качестве незыблемых основ Российского
государства три принципа: ??? «православие, самодержавие и народность»,
Церковь призывала всех русских людей к верности самодержавию.
Таким образом, Церковь в это время никак не может быть властителем
народных дум, а отдельные её представители так себя дискредитировали, что
об авторитете духовенства и речи быть не могло. Деятели культуры и искусства
также отрицали право духовных лиц на роль воспитателя нравственности народа.
В 60-х – 70-х годах 19-го века появляется целый ряд живописных полотен
антиклерикального направления. Особенно яростно критиковал церковников В.Г.Перов, хотя его картины не могли не раздражать официальные власти.
Слайд 19 В.Г. ПЕРОВ. «Чаепитие в Мытищах»
Вопрос.Как вы понимаете происходящее? Прокомментируйте содержание.
-- Прислуга прогоняет от барского стола просящего милостыню нищего–калеку,
бывшего солдата, отдавшего ногу «за веру, царя и отечество». Но сытый, надменный
монах, участник трапезы, не протестует, видя это: ему не жаль ни калеки на деревянной
ноге с костылём в руке, ни его маленького оборванного спутника. Так «раб божий»
«соблюдает» христианскую заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Слайд 20 В.Г. ПЕРОВ. «Сельский крестный ход на Пасхе»
У. А за эту картину художнику вообще пригрозили арестом.
Вопрос.Как вы думаете, почему?
-- На этом полотне запечатлён момент пасхальной процессии, выходящей,
по-видимому, уже не из первого посещённого ею дома. С великим трудом
опьяневший священник держится на ногах: чтобы не упасть, он схватился рукой
за столб крыльца. Один участник празднества свалился на крыльце, другой – под
крыльцом, а пьяный нищий несёт икону вверх ногами. И, наконец, самое страшное -
святой отец раздавил своим сапогом символ Пасхи – красное пасхальное яйцо.
Священный обряд превратился в массовую пьяную оргию.
Слайд 21«Интеллигенция и Церковь»
У. Обличая в своих картинах ханжество, лицемерие церковников, художники
по сути боролись за человека, его достоинство и свободу.
Слайд 22«Декрет 1861г. об отмене крепостного права»
Наконец, в 1861 году отменили крепостное право. Но и тут Церкви
досталось от общественности. Государственный декрет был пренебрежительно
назван «Филькиной грамотой».
Вопрос.Что вызвало недовольство у большинства людей?
-- Главный идеолог Церкви XIX в. митрополит Московский и Коломенский Филарет
вёл активную борьбу против ликвидации крепостного права, используя в этих целях
даже авторитет святого Сергия Радонежского. И всё же Филарету пришлось редактировать
манифест об отмене крепостничества в России: грабительскому по отношению к
крестьянству мероприятию церковный сановник с помощью лицемерных фраз придал
видимость благочестивого христианского дела.
Слайд 23«Интеллигенция и Церковь»
У. Среди русской интеллигенции продолжала разгораться политическая борьба:
христианской добродетели, которой всё-таки удаётся направить героя на путь
раскаяния, на путь к Богу, а значит на истинный путь к жизни по совести.
Написал Достоевский и роман – предостережение. Это «Бесы». Одно название
чего стоит! Люди – пешки на шахматной доске, а передвигают их бесы – т.е. тоже
люди, но только без чести, без совести, без Бога в душе. Человеческая жизнь для
них – ничто. Только дьявольское стремление к власти над человеческими душами,
даже через смерть, через кровь…через террор. (Когда-нибудь обязательно прочтите.)
Достоевскому – человеку было очень трудно в этом разобраться,
зато Достоевский – писатель ясно ответил на все вопросы своим творчеством:
нельзя убить человека, нельзя строить своё счастье на несчастьях других.
Слайд 29«Портрет В.С. Соловьёва»
О добре как о правде говорил и замечательный философ, сын известного
русского историка Владимир Сергеевич Соловьёв. В основе концепции –
его вера в неистребимость добра, пребывающего в человеке. По Соловьёву, только
христианство есть совершенная форма мировосприятия. А Христос – живой образ
безусловно совершенной личности. Таким образом, нравственность философ ставил на уровень всеобщей объективной задачи государства.
А разве сегодня это не есть задача государственной важности?
Но с официальнойЦерковью у Соловьёва контакта не было.
Слайд 30 И.Е. РЕПИН. «Портрет Л.Н. Толстого»
У. В это же время, в к.19-го века, очень непросто складывались отношения
с Церковью и у великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Не будучи
согласным с догматами официальной Церкви, Толстой создал собственное учение.
В «определении» Синода объявлялось, что «Церковь не считает его (Толстого)
своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего
общения с нею».
Сам Толстой в «Ответе Синоду» недвусмысленно признал: «То, что я отрёкся
от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо».
Общественное мнение было на стороне писателя.
Словом, если говорить о диалоге Церкви и интеллигенции, то совершенно
очевидно, что конфронтация была обоюдной.
Слайд 31«Оптина пустынь»
Одним из немногих «окон», через которые интеллигенция заглядывала
в Церковь, была Оптина пустынь.
Задание.Попросим … очень коротко рассказать нам об этом монастыре.
-- Оптина пустынь – уединенный монастырь в шести десятках километров от древней
Калуги. Она издавна притягивала множество паломников своей святостью, но в особенности
старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни,
предсказывали будущее.
Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть.
Монастырь наладил выпуск книг духовного содержания, объединил вокруг своего начинания
известных русских людей, духовно устремленных интеллектуалов, среди которых были и Ник.Вас.Гоголь, и известные славянофилы братья И.В. и П.В. Киреевские.
С оптинскими старцами их связывала не только литературная работа, многие вверяли
себя их духовному руководству. Так Гоголь паломничал в Оптину пустынь три раза, и его мысли о великой
ответственности писателя перед Богом за свое творчество окончательно сложились не без
влияния бесед со старцем Макарием.
Другой старец, отец Амвросий, помогал духовной поддержкой, мудрыми прозорливыми
Таким образом Оптина пустынь была средоточием духовной жизни России.
Слайд 32«Портреты Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьёва »
У. И всё-таки, за редкими исключениями, связь деятелей культуры с Оптиной
пустынью была единичной и непрочной. Даже Фёдор Михайлович Достоевский
и Владимир Сергеевич Соловьёв приезжали туда только по разу и всего на три дня.
Оба – и великий писатель, и великий философ, посвятившие себя раскрытию
христианского идеала, обращались не к Церкви, а к интеллигенции, к которой
сами и принадлежали. Замкнутая среда церковности, мир духовных школ, церковной
мысли и жизни были во многом далеки и для них. Они лишь подготовили почву
для того диалога, который стал возможным в самом начале нового, 20-го века.
Слайд 33«Интеллигенция и Церковь»
У. Диалог всё-таки состоялся. Речь идёт о Религиозно – Философских Собраниях,
которые начались в конце ноября 1901 года в Петербурге. Они возникли через
год с небольшим после смерти Владимира Сергеевича Соловьёва.
Их прообразом стали лекции философа, ориентированные на светскую аудиторию.
Слайд 34«Портреты Д. Мережковского и З. Гиппиус»
Но задумал Собрания не он, а писатель Дмитрий Мережковский и его жена,
поэтесса Зинаида Гиппиус.
Слайд 35«Интеллигенция и Церковь»
По разрешению обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева впервые сошлись
для открытой дискуссии духовенство, преподаватели Академии и представители
творческой интеллигенции самых разных взглядов.
Разными были и намерения собравшихся: одни готовились защищаться,
другие – идти в наступление. Это были представители абсолютно разных миров.
Но это были русские люди. Значит, их объединяло сознание принадлежности
к одной истории, к одной стране, народу, обществу и в конечном счёте - к одной
культуре, как бы ни отличались отдельные её проявления.
Кого там только не было: блестящий театровед князь Сергей Волконский,
искусствовед Сергей Маковский, деятели из журнала «Мир искусства» -
Сергей Дягилев, Лев Бакст, Александр Бенуа, Дмитрий Философов;
архимандрит Антонин Грановский,
философы Николай Бердяев, Василий Розанов, Николай Фёдоров,
доцент Духовной Академии Антон Карташов – будущий историк Церкви,
ректор Петербургской Духовной Академии – епископ Сергий,
молодой студент - математик из Москвы Павел Флоренский…
По воспоминаниям, споры были жаркими, но все внимательно слушали друг друга.
Кстати, поднимался вопрос и о восстановлении Патриаршества как власти,
более каноничной для Церкви, чем Синод.
Князь Волконский со всей остротой поставил проблему свободы Православной
Церкви. Он утверждал, что свободы этой нет и не будет, пока Православие не
избавиться от полицейского «покровительства» со стороны властей.
Эти диспуты продолжались чуть более 2-х лет. В конце концов, как пишет
З. Гиппиус, всемогущий «Победоносцев посмотрел- посмотрел, да и запретил
Религиозно–Философские Собрания» в апреле 1903 года.
Но главная цель уже была достигнута: интеллигенция убедилась, что
богословы и духовенство – это не сборище мракобесов, а представители Церкви
увидели в светском обществе людей, которые живо интересовались духовными проблемами и были способны на диалог. Словом, возможность взаимного обогащения была налицо. А именно так, через живой обмен мнениями и строится полнокровная духовная и культурная жизнь.
Это время – время «Серебряного века русского искусства» – называют также
«Русским религиозным ренессансом XX века».
К сожалению, этот расцвет культуры и религиозной философии оборвал
октябрь 1917 года.
Патриаршество к этому времени было восстановлено, и всё же для Церкви
наступили, пожалуй, самые горькие времена. Но это–тема для отдельного разговора.
А сейчас, чтобы подвести логическую черту под нашей беседой, обратимся
ко дню сегодняшнему.
Вопрос.Как вы представляете себе тему «Интеллигенция и Церковь»
в современной жизни нашего государства?
-- Ещё 22февраля 2012г. в Москве, в храме Х.С., состоялась встреча патриарха Кирилла с интеллигенцией. Обсуждались вопросы духовного нездоровья нации и пути её оздоровления.
При патриархе создан комитет по сотрудничеству с интеллигенцией. Значит, процесс пошёл?..
-- И всё же, по-прежнему, вряд ли можно говорить о сближении Церкви и интеллигенции.
(Напр., чего стоит шум вокруг передачи Исаакиевского собора Православной церкви… Обращение патриарха Кирилла к согражданам…)
Скорее Церковь и власть чаще понимают друг друга.
У. И это правда. Радует только одно: самыми популярными персонажами
человеческой культурной истории, некими образцами для подражания остаются
Христос и Дон Кихот. Если кому-то такое сочетание кажется странным,
тем лучше – будет пища для размышления.
Всем спасибо. Все свободны. 21 февраля 2012г.; 15 марта 2017г.
Учитель литературы, МХК и истории религии МБОУ «Гимназия №2» Михальчик Л. В.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. И.А. КрывелевИстория религий (очерки в 2-х томах)
Оптина пустынь – уединенный монастырь в шести десятках километров от древней Калуги.
Она издавна притягивала множество паломников своей святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее.
Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть.
Монастырь наладил выпуск книг духовного содержания, объединил вокруг своего начинания известных русских людей, духовно устремленных интеллектуалов, среди которых были и Ник.Вас.Гоголь, и известные славянофилы братья И.В. и П.В. Киреевские.
С оптинскими старцами их связывала не только литературная работа, многие вверяли себя их духовному руководству. Так Гоголь паломничал в Оптину пустынь три раза, и его мысли о великой ответственности писателя перед Богом за свое творчество окончательно сложились не без влияния бесед со старцем Макарием.
Другой старец, отец Амвросий, помогал духовной поддержкой, мудрыми прозорливыми советами Фед.Мих. Достоевскому,
Влад. Серг. Соловьеву, Льву Ник. Толстому…
Таким образом Оптина пустынь была средоточием духовной жизни России.