• способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к учебной деятельности и подготовке учащихся к продуктивной работе;
• создать условия для изложения новых знаний: познакомить с традициями чаепития на Руси, ритуалом русского гостеприимства;
• повторить, обобщить и закрепить теоретические и практические знания и умения обучающихся правильно заваривать чай;
Коррекционно-обучающие:
• вырабатывать практические навыки и самостоятельность при выполнении практических заданий.
Коррекционно-развивающие:
• коррекция мыслительных операций, сенсорных и моторных навыков, умений извлекать информацию через выявление особенностей изучаемого материала, обобщать и делать выводы на основе анализа, развивать психические функции;
• содействовать развитию устной связной речи, внимания;
• дать представление о назначении чая и его целебных свойствах.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать культуру поведения на уроке при работе в группах, аккуратность, эстетический вкус.коллективистские отношения, воспитывать интерес к народным традициям;
• способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.
• воспитывать положительные навыки и привычки;
Методы: словесный, здоровьесберегающий, объяснение, наблюдение, демонстрация, проблемное обучение, ИКТ ( для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек- заданий, частично- поисковый.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Тип урока: интегрированный:
урок социально-бытовой ориентировки и музыки.
Время проведения: 2 урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по СБО "В гостях у чая"»
Интегрированный урок
по социально-бытовой ориентировке и музыке
«В гостях у чая»
Тема. В гостях у чая.
Цель:
• способствовать созданию благоприятного эмоционального настроя к учебной деятельности и подготовке учащихся к продуктивной работе;
• создать условия для изложения новых знаний: познакомить с традициями чаепития на Руси, ритуалом русского гостеприимства;
• повторить, обобщить и закрепить теоретические и практические знания и умения обучающихся правильно заваривать чай;
Коррекционно-обучающие:
• вырабатывать практические навыки и самостоятельность при выполнении практических заданий.
Коррекционно-развивающие:
• коррекция мыслительных операций, сенсорных и моторных навыков, умений извлекать информацию через выявление особенностей изучаемого материала, обобщать и делать выводы на основе анализа, развивать психические функции;
• содействовать развитию устной связной речи, внимания;
• дать представление о назначении чая и его целебных свойствах.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать культуру поведения на уроке при работе в группах, аккуратность, эстетический вкус.коллективистские отношения, воспитывать интерес к народным традициям;
• способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.
• воспитывать положительные навыки и привычки;
Методы: словесный, здоровьесберегающий, объяснение, наблюдение, демонстрация, проблемное обучение, ИКТ ( для повышения мотивации обучения), активные методы самостоятельной работы учащихся с дополнительным материалом в виде карточек- заданий, частично- поисковый.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Тип урока: интегрированный:
урок социально-бытовой ориентировки и музыки.
Время проведения: 2 урока.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса, во время выполнения практической работы.
- Какое у вас настроение? Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня (презентация, слайд 2)
- Я думаю, - к концу урока у всех оно будет замечательным.
II. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала
Учитель музыки:
-Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том о сём. Сент - Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". И если Вас пригласили на чай, на чаепитие - значит, вас пригласили к общению.
Учитель СБО:
Гостей всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть еще полезней?
И внакладку и вприкуску.
Пейте чай, друзья, по-русски.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
– На прошлых уроках вы познакомились с историей появления чая на Руси, разновидностями чая, правилами его употребления.
Вопросы для повторения:
• Какие правила вы должны соблюдать при работе на кухне?
• Какие горячие блюда употребляют на завтрак?
• Какие еще продукты можно употреблять на завтрак?(ответы обучающихся)
Загадка:
1.Заливаем кипятком,
Пьем с лимоном, сахарком! (чай)
2. «Чёрный ящик».
-Как вы думаете, что спрятано в ящике? (чайная ложка, упаковки с чаем различные по виду, чайник для заваривания чая, салфетка тканевая, грелка для заварника, сахар, баночки с мёдом и вареньем)
а/(не вынимая) назвать предмет;
б/рассказать о предмете.
-Что объединяет эти столь разные предметы? (ответы обучающихся)
Учитель музыки:
-Урок о чае открываем.
Разговор о чае начинаем.
Ведь был у нас он не всегда.
О нем когда-то и не знали
И слыхом люди не слыхали.
Частушки «Чайные» (презентация, слайд 3)
III.Работа по теме урока.
Учитель СБО:
Запишите тему урока в тетрадь: "Заваривание чая".
Сегодня на уроке вы узнаете историю чая, познакомитесь с рецептами заваривания и конечно попьёте чай.
Информация о пользе чая.
- Работа с пословицей «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь».
(объяснить смысл пословицы)
-Прочтите стихотворение и найдите в тексте полезные свойства чая.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару вас освежает
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
- Чай пьют в любом уголке земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходим и незаменим, как и хлеб.
1.Конкурс «Знатаков»
(слушание подготовленных сообщений детьми о чае) (приложение1)
2.Конкурс «Угадай, что за чай» (работа по группам)
Учитель СБО: Родина чая – Китай. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Впервые в Россию чай привёз русский посол Василий Старков. (фото В. Старкова, презентация, слайд 4)
Так с 1679г. в Россию потянулись, груженые «сушеной травой» караваны в Москву. Вот почему чай стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати. Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.
1.Выполнение практического задания: определить состав чая на вкус (душица, мелисса, листья смородины, лимон).
Приз – баранка.
В Сибири чай в 18 веке был у сибиряков повседневным напитком. Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.
За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Оно нашло отражение в пословицах и поговорках.
«Хоть не богат, а гостям рад».
«Гостю почёт, а хозяину честь».
В народном творчестве сложилось много пословиц и о чае.
Проверка домашнее задания.
Называем пословицы (по цепочке) .
(Приз – баранка)
- Пей чай- удовольствие получай!
- Самовар кипит- уходить не велит.
- От чая пьян не будешь
- Чай пить - не дрова рубить!
- Чай пьешь - до 100 лет проживешь!
- Чай не пьешь - откуда силу возьмешь ?
- Выпей чайку - позабудешь тоску .
- За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем .
- С чая лиха не бывает
- Пей чай не вдавайся в печаль
Учитель музыки:
-Мало кто задумывается о том, как пили чай в старину. Главным предметом настоящих чайных застолий был…. «толстячок подбоченивши бочок
и шипит и кипит наливать чай велит». Что это? (Самовар).
Правильно, ребята! Самовар появился на свет 300 лет назад, при Петре I. Недаром говорилось в народе – «печка – матушка, да самовар – батюшка».
Затем началось массовое производство самоваров в Туле. Поначалу туляки называли его самогреем, самокипцем. Но лучше всего пришлось по душе народу слово самовар. Сам варит- На экране вы можете видеть множество старинных и современных самоваров).
Самый большой и уникальный самовар на свете.(презентация, слайд 6).
Этот самовар весил 305кг, и высотой был 1,8м, объёмом в 360 литров (более 30 вёдер воды). За день самовар-гигант может обслужить до 10 тысяч человек.
Его стоимость составила около 70 тысяч гривен. Изготавливали самовар-гигант 40 человек в течение трёх месяцев.
Самый маленький самовар. (презентация, слайд 7).
Самый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. Высота его 3,5 миллиметра, в нем можно вскипятить одну каплю воды.
Самовар-паровоз. (презентация, слайд 8).
Этот необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Нагревается вода на спиртовке в паровозном «котле», когда вода закипает, начинает пронзительно свистеть. Самовар-паровозик передвигается по столу и доставляет каждому из участников застолья крутой кипяток и наколотый сахар, уложенный в тендер.
- Давайте мы вскипятим воду в самоваре.
(Одна из учениц включает самовар, а остальные контролируют правильность действий).
В те времена не было электричества, поэтому растапливали самовар лучинами, сосновыми и еловыми шишками, углем, а раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу. Когда самовар нагревался, то на трубу ставили часто маленький заварной чайник.
Учитель СБО:
-Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал о деталях русского чаепития:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая:
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...
Конкурс. «Сервировка стола к чаю» (класс делится на 2две группы)
Команды выполняют сервировку стола. Приз – баранка:
Оценивание:«5» - 5 баранок;
«4» - 4 баранки;
«3» - 3 баранки
Учитель СБО:
- Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?
Конкурс «Заваривание чая» ( использование инструкционных карт, приложение 2)
(класс делится на 2две группы) Приз-баранка.
Учитель музыки:
- Давайте дадим возможность чаю настояться. А в это время отгадаем загадки (презентация, слайд 9)
(Разливается чай по чайным парам. Даётся оценка качеству приготовленному напитку.)
УчительСБО:
- Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».
Итог работы команд.
Приз – баранка:
Оценивание:«5» - 5 баранок;
«4» - 4 баранки;
«3» - 3 баранки
- Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и чай пить. Давайте же из самоваров нальем себе чая и продолжим общение.
Самовар шумит, баранки
На скатерти- самобранке.
И конфеты, и печенье.
И душистое варенье.
Подходите, всех вас чаем
Мы сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и торт берите
Чаще в гости заходите! (чаепитие)
Итог урока. (подсчёт баранок)
Учитель СБО: Наш урок подходит к концу и мы надеемся, что вы многое для себя узнали, расширили свои представления о чае и теперь в домашних условиях сможете заварить чай разными способами для своих родных, близких и друзей.
Учитель музыки: Наш урок получился настоящим чайным праздником, и мы закончим его песней.
«Песенка о чайном празднике» (на мотив песенки "Голубой вагон"), выполнение танцевальных упражнений. (презентация, слайд 10)
Урок закончен! Приятного Вам общения за чашкой чая!