Игровые арт-педагогические технологии на занятиях по вокалу.
Игровые арт-педагогические технологии на занятиях по вокалу.
Тема занятие: Использование элементов арт-педагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель: Освоение приемов и методов арт-педагогики в практической певческой деятельности обучающихся.
Задачи:
1.Образовательные
- обеспечить усвоения знаний методов и техники арттехнологий, используемых на занятиях вокала;
- обеспечить усвоение знаний об особенностях использования арттехнологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;
2. Развивающие – создать условия для развития у ребенка:
- осознанных вибрационных ощущений певческого процесса
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- нижнереберно-диафрагматического дыхания.
3. Воспитательные - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
Просмотр содержимого документа
«Игровые арт-педагогические технологии на занятиях по вокалу.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4 СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ОРЛА»
Открытое занятие
по вокальной студии « СОЗВЕЗДИЕ»
Тема: Игровые арт-педагогические технологии на занятиях по вокалу.
Орел
2021 год
Тема занятие: Использование элементов арт-педагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель: Освоение приемов и методов арт-педагогики в практической певческой деятельности обучающихся.
Задачи:
1.Образовательные
- обеспечить усвоения знаний методов и техники арттехнологий, используемых на занятиях вокала;
- обеспечить усвоение знаний об особенностях использования арттехнологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;
2. Развивающие – создать условия для развития у ребенка:
- осознанных вибрационных ощущений певческого процесса
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- нижнереберно-диафрагматического дыхания.
3. Воспитательные - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания, практика
Оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.
Используемая нотная литература:
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. Козлова М. Б. Логопедические распевки и речевые песни Т.С Овчинникова.
Ход урока.
Объявление темы, цели и задач занятия:
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
2.Распевание. Использование упражнений:
- интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
- упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
- логопедические распевки на основе простейших чистоговорок, интонационные и речевые песни Т.С Овчинникова.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела , белой даже не была» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев и т.д. Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку.
Урок сегодня необычный. Мы показываем принципы вокальной работы с детьми младшего школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные, поэтому с детьми поем разнообразные попевки.
Мы начинаем наше занятие с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы.
Неумелое пользование дыханием приводит ко многим певческим недостаткам: к плохому качеству звучания, к фальшивой интонации.
Дыхание - один из основных факторов голосообразования и требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Вдох должен быть естественным, бесшумным, соответствующим характеру и темпу песни.
Брать дыхание рекомендуется через нос. Типичным недостатком у детей является поверхностное, неглубокое дыхание, с участием верхней грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха, т. к. ,перебор” воздуха является причиной напряженного, форсированного звучания голоса.
Расширятся при вдохе должны нижние ребра - грудобрюшное дыхание. (поясок становится теснее). Задержка дыхания мобилизует голосовой аппарат к началу пения.
Выдох в пении происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным.
Овладение певческим дыханием-сложный и длительный процесс. На начальном этапе он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.
Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Научить ребенка спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, помогут дыхательные упражнения.
Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
1.,Ладошки”- исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить. Делать короткий, шумный (на всю комнату, активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха, выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделать паузу – отдохнуть 3-5 секунд. Повторить несколько раз. Педагог в это время может проговаривать слова:
Подражать мы будем кошке - в кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –мышку быстро мы поймаем!
,,Насос”-принять исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У нас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Выполнять частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Одновременно с наклоном вдох – максимально шумный и короткий. Выдох пассивный – ртом, одновременно с выпрямлением. Голова не поднимается.
Педагог произносит текст:
Едем, едем мы домой на машине легковой.
Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп!
Из багажника насос – быстро мы достанем!
Воздух в шину мы сейчас – с вами накачаем!
,Повороты”-принять исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи.
Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».
Дети выполняют вдох и выдох,педагог произносит слова:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять, нужно носиком вдыхать.
Игры и упражнения для развития дыхания
«Воздушные шарики»: детям предлагается «надуть воздушные шарики»(дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с.» — «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
Сегодня «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать.
Перед началом пениянапоминаем детям о правильном положении корпуса :
Педагог:
Мы проверим спинку, спиночку – тростинку,
вот она какая- спиночка прямая.
Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, можно использовать упражнение «Сидит дед».
Дети: ( сидят сгорбившись, и поют) :
Сидит дед,ему 100 лет: (затем садятся прямо и весело поют )
: а мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие.
Педагог:
А теперь наш зал превращается в луг.
Две веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук.
(закрытым ртом низко «мм»).
Кто это? – корова, теленок
(рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях).
По дороге проехала машина.
(«тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»).
Вы видите ребята в дали появился паровозик ?
«Веселый паровозик»:детям дается установка:
«Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет» дети говорят на выдохе: «Чух-чух-чух-ту-ту-у-у-у-у» — так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).
А вот и «Сердитая муха». Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з.» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
А что это там по реке плывет? «Параход»- и гудит он «Ы_Ы_Ы_Ы». Предлагаем детям на улыбке, зубки видны, рот приоткрыт долго и протяжно потянуть гласную «Ы».
Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях).
В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле).
Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе).
Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях).
Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик).
Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)!
Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.)
А вот и заинька, он не такой колючий можно его погладить. У него нежная шерстка. Поем с детьми «Ходит зайка по лесу по лесу, щиплет травку лебеду лебеду»
Девочки устали, поели ягод и пошли домой.
Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры.
1) «Лошадка»-цокаем языком (высоко - низко), изображая лошадку,
2) играли в «Обезьянка», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).
3) «Слоник»- губки в трубочку и причмокивающим движением-пьем водичку.
– Развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.
А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки:
«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела , белой даже не была» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.
На своем уроке я применяю метод Т,С Овчинникова «Логопедические распевки», где дети в движениях легче усваивают музыкальный материал.
Координация дыхания, силы и тембра голоса легче осуществляется под контролем зрения, если вокальную речь превратить в видимую с помощью «дирижерских» движений.
«Танцующие» руки помогут добиться интонационной выразительности и внутренней свободы самовыражения, которых так часто не хватает при исполнении маленьким детям.
Дети поют более собранно и эмоционально, если они стоят, а не сидят, и руки их при этом тоже «поют».
Упражнения чистоговорки:
Лиса.
Са-са-са.
Это хитрая лиса.
Су-су-су.
И живет она в лесу.
Сы-сы-сы.
Много дел у лисы.
Со-со-со-со,
Она крутит колесо.
(Следить, чтобы звучало СА, а не смягченное СЯ (выполнять с артикуляторными жестами).
Караси.
Си-си-си, си-си-си,
Вводоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся,
Вот поймать бы карася!
Се-се-се, се-се-се,
Карасей ловили все.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся,
Не поймали карася.
(Чередовать пение и хлопки.
Придумать оркестровку, используя хлопки и шлепки.)
Оса
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су,
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са,
Отгадайте, где оса.
(Прохлопать следующий ритм: П I, одновременно пропевая мелодию. Протопать этот же ритм)
Подвести ребенка к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.
Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка.
Работа над исполнением распевок.
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.
В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.
1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.
2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.
3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.
4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.
5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.
6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.
Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.
7.
4. Работа над исполнением детской песни (Песня «Россиночка Россия»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю, и работе с фонограммой. Ребенок выразительно читает текст первого куплета, потом пропеваем каждую музыкальную фразу отдельно для закрепления уже изученного материала.
Работая над выразительным исполнением песни, музыкальной характеристикой каждого куплета, может быть, инсценируя песню, необходимо зрительно представить образ России. Это еще больше сконцентрирует внимание детей на эмоциональности исполнения.
При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение текста; как подготовительный этап работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику (Приложение №2), мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приемов (по выбору ребенка), а затем исполнить песню с показом дыхания.
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов,
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Приложение №2.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.
«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.
«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
ЛИТЕРАТУРА
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
Иванов В.. Физвокализ: в гармонии с собой: http://www.mosoblpress.ru/38/18935