kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Идеи воспитания в трудах имама мухаммада газали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ многочисленных источников конца Х1-го и начала XII вв. показывает, что Абухамид Мухаммад ибн Мухаммад Газали Туси, считали одним из величайших персидско-таджикских мыслителей данной эпохи,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Идеи воспитания в трудах имама мухаммада газали»



ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ИМАМА МУХАММАДА ГАЗАЛИ

Ражабова Ирода Хамидовна

Бухарский коллеж легкой промышленности и педагогики

Анализ многочисленных источников конца Х1-го и начала XII вв. показывает, что Абухамид Мухаммад ибн Мухаммад Газали Туси, считали одним из величайших персидско-таджикских мыслителей данной эпохи,

поэтому в истории человеческой цивилизации он занял высокое место, он почти всю свою жизнь посвятив науке, об этом свидетельствует письмо, написанное Газали в 1070 г. на имя Султана Санджара. В этом письме он писал: «... знай, что этот проситель оставил позади пятьдесят три года, из которых сорок лет плавал в море наук...».8 Из этого вытекает, что он с 13 летного возраста вошёл в круг учёных своей эпохи, познал и сущность знания и образования. Анализ жизни и научная деятельность Имама Газали показывают, что он в г. Тусе изучал Коран и шафиитское законоведение у знаменитого законоведа Абуали Родкони и в Джурджане у Абулкасима Исмаили, в Нишопуре у Абдулмаъоли Джувайни изучал грамматику, лексикографию, предания о пророке (хадисы), математику и искусство диалога и дискутирования (бахсу мунозира), ораторство, философию, логику, законоведение и многое другое, которые определили его дальнейший жизненный путь.

Имам Газали оставил после себя большое научно - литературное наследие, но, к сожалению, до сегодняшнего дня оно не стало предметом всестороннего и глубокого изучения и анализа. Ученые считают, что им написано от 48 до 151 произведения, в которых нашли свое отражение почти все области науки, культуры, просвещения, и литературы его эпохи.

Таджиддин Субки в своем труде «Табакот-уш-шофеи» перечисляет 58, Мухаммад Хусейн Васити в «Аттабакот-ул-уклияти фи манкоби-ш-шофиъияти»-98, Таш Куброзаде в «Мифтох ус-саодат»-48, Зубайди в «Иттихофу-с-саодати-л-муттакин»-80, Хумай Джалол в « Газалинаме»-151, Абдуррахман Бадави в «Муаллифоти Газали»-72, Афзалов X., Рахимов Б. в «Истории педогогики таджикского народа» - 140, Шамолов А. в «Худжатулислам Газали: социальные и политические воззрения»-72, Садыков А. в книге «Из истории этической мысли мыслителей Востока»(ч.2)-100 книг, приписываемых перу Газали.

По нашему мнению, наиболее достоверным представляется число книг,

названное в письме самого Имама к Султану Санджару: «.....знай, что этот

проситель (Газали) написал семьдесят книг»9.

Проанализировав ряд всемирно известных трудов Газали, диссертант пришел к выводу, что:

- педагогические идеи и мысли Газали, в основном, отражены в произведениях «Эхё» («Воскрешение»), «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»), «Насихат ул-мулук» («Наставления правителям»), «Айхо ал-валад» («О,сын»), «Ал-мункиз мин аз-залол» («Избавляющий от заблуждения») и т.д.;

- большую часть своих произведений Газали написал на арабском языке;

- его труды по содержанию и сущности написаны для широкого круга народных масс, ученых, литераторов, знатоков и священнослужителей;

8 Персидские письма Газали (Подготовка Аббас Икбала Аштияни). - Тегеран, 1333х.-С.4

9 Персидские письма Газали (Подготовка Аббас Икбала Аштияни) - Тегеран, 1333х. С.4.

-большая часть его произведений, в силу того, что они были написаны по .просьбе отдельных слоев общества, имеет пропагандистский и агитационный характер.

В третьем параграфе - «Источники педагогического учения Газали»

проанализированы и прокомментированы возможные источники формирования педагогических взглядов Газали.

Так, например, анализ произведений Газали, в том числе «Эхё», «Кимиёи саодат», «Насихат ул-мулук», «Айхо ал-валад», «Ал мункиз мин аз-залол» и других, показывает, что одним из важных и основных источников педагогических воззрений Газали являются священная книга Коран и Хадисы (предания о пророке). Мыслитель использовал Коран и Хадисы как основные источники религиозных предписаний, общественного порядка и морально культурных норм для формирования и приведения в соответствие своих произведений и взглядов с жизнью, бытом и мышлением народа.

В тесной связи с Кораном, Хадисами и предписаниями сунны действенное влияние на формирование и развитие педагогических взглядов, мировоззрение Газали оказали содержание и сущность мусульманского учения шафиитского толка. В то же время, используя учение шафиитов в своих произведениях «Ал-ваджиз»-(«Сокращенное»), «Ал-таълика фи-фуруъи-л-мазхаби» («Лекции о видах религиозных сект»), «Ал-Мустасфи мин илм-ил-усул» («Ал-Мустасфи о науке принципов»), «Китоб-ул-ваджиз фи-л-фикх» («Краткая книга фикхе» т.е. права), Газали стремился совместить в своих взглядах и основные положения правовых учений ханифитского и маликитского толков которые считал одним из путей создания содружества между людьми различных толков, особенно учёных, что имело большое воспитательное значение.

Исследуя мировоззрение и педагогические мысли Газали, диссертант пришёл к выводу, что на педагогические идеи и творчество Имама Газали оказало глубокое влияние и философско-религиозное течение ашъария.

Под влиянием учения ашъария, считающегося основой науки о схоластическом красноречии, Газали создал в характерном для него стиле такие произведения, как «Ал иктисоду фил-эътикод» («Умеренность в воззрениях»), «Тахофут-ул-фалосифа» («Опровержение философов»), «Макосид-ул-фалосифа» («Цели философов»), «Кавасим-ул-ботиния» («Несчастия ботынидов»), «Илджам ал-авом ан илм-ал-калом» («Обуздывание толпы»).

Другим из очень важных источников педагогических идей и мыслей Имама Газали является народная мудрость и народное творчество, т.е.народная педагогика. Это влияние яснее всего отражено в его трудах, созданных для простого народа, для массового читателя. В этих произведениях использованы не только сокровища устного народного творчества, но в них автор убежденно и твердо защищает народные обычаи, традиции, народную мудрость и познание окружающей среды. Анализ

педагогических произведений Газали приводит к глубокому пониманию значения и смысла народных поговорок и пословиц, таких , как: «От тебя действие, от нас благосостояние», «Надейся на Бога, но крепче держи куст» «Сначала подумай, затем говори», «Сначала своякам, затем дервишам (чужестранцам)», «Ложь-есть темнота веры», «Хороший сын-сад для отца, плохой-пятно на отца», «Сладкая речь выводит змею из норы», «Лентяй и Богу не нужен», «О ссоре жены и мужа смеется и порог» и др.

Следующими источниками педагогических воззрений Газали считаются этико-педагогические учения предшествующих ученых. В своей книге «Эхё» («Воскрешение») он пишет:: «...о некоторых из этих идей написаны книги, но данная книга превосходит их по пунктам: решение трудностей с разъяснением при помощи священных аятов; исследование и доказательство доброты»10.

Таким образом, изучение педагогического наследия мыслителя ясно показывает, что Газали, прежде всего, опирался на произведения мыслителей прошлого и ученых-суфиев Абуталиба Макки, Джунайда Багдади (ум.910), Харриса Мухасиба (791-857) и мыслителей - моралистов Авиценны (ибн Сина) (980-1037), Фараби (ум.950) и др.

Другим важным и интересным источником педагогического учения Газали является христианское учение. В своих трудах «Воскрешение» («Эхё») и «Эликсир счастья»(«Кимиёи саодат») Газали обращается к высказываниям Иисуса. В вопросах борьбы за душу через воздержание и аскетизм Газали настолько был тверд и солидарен с ним, что некоторые возвели Газали в ученого-пропагандиста христианского учения об этике.

Педагогические идеи и взгляды Газали имел крепкие неразрывные связи с произведениями и идеями суфизма, а осведомленность его о греческой, индийской и иранской культуре, явно прослеживается в содержании его трудов, созданных после отъезда из Багдада: «Воскрешение» («Эхё»), «Эликсир счастья» («Кимиёи саодат»), «Мишкот ул-анвор» («Ниши света»), «Ар-Рисолат ул-ладунияти» («Мистический трактат»), «Китоб ул-арбаин фи усули-д-дин» («Сорок книг о принципах веры»). Газали, использовав этот источник, соединил между собой древнее просвещение иранцев, греков, индусов, египтян с новым просвещением, выработанным мусульманами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Идеи воспитания в трудах имама мухаммада газали

Автор: Ражабова Ирода Хамидовна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства