kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование базовых компетенций юного пианиста »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование базовых компетенций на уроках фортепиано - сложный и многогранный процесс, которых зависит от не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, иемперамента учащегося - всё это приходится учитывать при составлении программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование базовых компетенций юного пианиста »»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств с. Подбельск Похвистневского района




Творческий отчет

учащихся фортепианного отдела ДШИ преподавателя

Безруковой Ирины Владимировны


Тема:


«Формирование базовых компетенций

юного пианиста »














16 марта 2011 год

с. Подбельск

Компетенция - от лат. competere — соответствовать, подходить.

Базовые компетенции - группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

Базовые компетенции в классе фортепиано это:

  1. Элементарные средства выразительности

  2. Правильная посадка

  3. Постановка рук

  4. Освоение приёмов звукоизвлечения

  5. Изучение нотной грамоты

Формирование базовых компетенций на уроках фортепиано – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента ребенка – всё это приходится учитывать при составлении программы.

Первая встреча с ребенком – начало проникновения педагогом в мир образов ученика. Мы по возможности включаем эти образы в свою деятельность. Даже далекие от музыки образы могут найти звуковое выражение. Следует просить петь песенки, рассказывать о своих игрушках, вспомнить давнее событие, врезавшееся в память или произведшее особое впечатление. В последнем случае ребенок особенно ярко описывает, не осознавая этого, черты своей личности и свои ожидания – чувства, проявленные к объекту, обычно те, проявления которых он ждет по отношению к себе. Это может стать образцом поведения педагога.

При описании негативных чувств, предстоит долгая работа по налаживанию отношений.

  1. Знакомство с элементарными средствами выразительности также должно начаться на образном уровне.

•Голоса высокие (тонкие, маленькие, светлые) и низкие (толстые, огромные, темные).

•Голоса громкие (смелые, близкие) и тихие (робкие, далекие).

•Интонации восходящие (поднимающие к небесам, просветляющиеся) и нисходящие (погружающие в бездну, мрачнеющие),

•Crescеndo (активные, вступающие в разговор) и diminuendo (слабеющие, прощающиеся).

•Их сочетания.

•Темп: быстрый (возбужденный, спешащий бег), медленный (тяжелый, медленные шаги).

•Размер: двухдольный (марширующий, скачущий), трехдольный (плавный, танцующий, струящийся).

•Длительности: долгие (многозначительные, важные) и короткие (второстепенные).

•Окраска созвучий и ладов, устой и неустой. Устой (удовлетворенность, остановка диалога) и неустой (ожидание).

Моделирование: интонация crescendo при движении вверх к устойчивому звуку, это уже не вопрос, а побуждение к действию; а при движении вниз, не недовольство, а четкое требование и т.п.

Ребенок должен различать подбор и игру неорганизованной рукой от организованных игровых движений. Возможно также и постепенное освоение игровых движений в течение года

Ребенок еще не имеет «мышечного контролера» – привычки постоянно в работе и жизни сбрасывать мышечное напряжение, поэтому желательно активное освобождение в движении.

  1. Посадка:

•Высота – локти на уровне клавиатуры. В последствии может изменяться в зависимости от задач: низкая – для тренировки мелкой, высокая – крупной техники.

•Расстояние – при взятии звуков, локоть слегка выдвинут вперед. Может изменяться: локти на уровне туловища – вычленение участка клавиатуры, прямые руки – охват всей клавиатуры при широкой фактуре.

•Запястье – чуть ниже «косточек» основания пальца. Может изменяться: выше – ударные тембры в крупной технике и подкладывание через 4-5 пальцы в мелкой иногда при имитации оркестровых тембров; ниже уровня клавиш – внятная артикуляция и дифференцированное звучание вертикали.

•Слегка закругленные пальцы (избегать просьбы закруглять пальцы): ставятся плоскими в legato, закругляются в резком staccato и «бисерной» технике. Центр массы руки в плоскости приложения усилия на кончик пальца (в медленном темпе – вертикальная, в быстром – с наклоном).

  1. Извлечение звука:

•Первоначально производится движением всей руки, от плеча («толчок»).

•Когда движение освоено, переходят к освоению дифференцированного пальцевого движения («удар»).

•Когда палец хорошо работает от основания, осваивают «нажим» (с использованием кончиков пальцев) от клавиш без замаха.

•Звукоизвлечение можно считать освоенным, когда ребенок научается сбрасывать излишнее мышечное усилие, сразу после «взятия» звука, оставляя лишь минимальное, необходимое для удержания клавиш.

Как и в любом развитии образ может быть пропущен (недоучен). Например: тряска руки вниз (при взятии звука) свидетельствует о недостатках в звукоизвлечении – «удар», а «подпрыгивание» вверх, в момент пальцевого удара, о проблемах в звукоизвлечении – «толчок». Любая проблема решается временным возвратом на соответствующую ступень.

Основное внимание ребенка должно быть направлено на возникающий звук, поэтому учитель может помогать движением руки («лепка рук»). Последовательность освоения пальцев: 3 2 4 5 1 . Возможно извлечение терций 2-4 и квинты 1-5. Характерные проблемы:

•«Укладывание» 5-го пальца, игра суставом 1-го пальца. Решение проблемы – разворот ладони (при низком запястье) в сторону играющего пальца.

•Слабые пальцы могут проламываться в суставах, следует тренировать сгибание в этих суставах. При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы», вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти.

Переход к legato можно начинать уже при освоении звукоизвлечения – «удар», но уже до этого следует познакомить с простейшим аппликатурным принципом – позиционной игрой. Как только освоено соединение legato 3-4 звуков, можно осваивать подкладывание 1-го пальца (обратную позицию).

Донотный период предполагает знакомство со звуками и их названиями на клавиатуре, а также начало организации игровых движений.




Освоение записи звуковысотности начинается тогда, когда ребенок уже знает название нот на клавиатуре. Пользуясь принципом позиционной игры («каждый пальчик в свой карманчик»), ребенок может читать с листа простые мелодии, зная только 1-2 звука и не глядя на клавиатуру. В начале, можно показывать в нотах исполняемое место. Следует выучивать ноты не подряд, а в различных областях нотоносца.

Варианты:

•ноты «до» различных октав,

•ноту «соль» – в скрипичном и «фа» – в басовом ключах,

•первые ноты песенок,

•ориентиры («до-ми-ки, фа-соль-ки»),

•стишки («До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре. Ест морковное пюре.») и т.д.

Последовательность освоения ключей:

•«одинадцатилинейная нотация» - два ключа одновременно, нота «до» общая (затрудняют ориентацию, но облегчают освоение басового ключа и игру двумя руками);

•скрипичный и через серию уроков басовый (затрудняет развитие левой руки, но облегчает переход к игре по нотам). Выбор варианта зависит от ученика и имеющейся нотной литературы.

Освоение записи ритма ставит систему задач и требует применения комплекса методов:

•Непроизвольное запоминание ритмоформул – целостность и естественность восприятия ритма.

•«Звук, который хочется дальше послушать» – управление вниманием и связь с выразительным значением ритма.

•Долгий звук – ударный слог – связь с ритмом речевого интонирования.

•Проговаривание на слоги ( -таа, -тай, -та, -ти, -тири) – связь с «размером» через тембральную ассоциацию

•Шаги – связь с движением.

•Счет и тактирование – точное измерение ритма.

•Деление целого на части – объяснение происхождения названий.

•«Дерево длительностей» – наглядность измерений.

Суммируя все изложенное, мы еще раз подчеркнем характерные особенности общения педагога с учеником в процессе школьных занятий. Эмоциональное и аналитическое начало в методах воспитания ребенка взаимосвязаны. На разных стадиях работы над произведениями и в зависимости от способностей ученика каждое из них избирательно выдвигается на передний план. Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально - исполнительского дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия.

Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде. Воспитание у ребенка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов преподавания.

Наблюдение педагога за процессом развития своего ученика — один из важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения.

Целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара, составление методически продуманных индивидуальных планов являются неотъемлемым условием успешной работы педагога и учащегося.

(Б. Милич.«Воспитание ученика-пианиста», 3-4 кл. ДМШ)

Литература :


1.Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»

2.А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

3.Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»

4.Личный опыт

5.А.Готлиб «Основы ансамблевой техники»

6.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Формирование базовых компетенций юного пианиста »

Автор: Безрукова Ирина Владимировна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства